Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников
статья на тему

В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnykh_sposobnostey.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида №2 «Чулпан» п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Выступление

на семинаре-презентации

для педагогов района

на тему «Самоактуализация педагогов в разработке и содержании инновационных технологий»

Тема « Развитие познавательных способностей детей через технологию эксперимента»

Королёва Е. А.

воспитатель

высшей квалификационной категории

п.г.т. Кукмор,

2011 г.

Прежде чем давать знания, надо

научить  думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

           В Концепции модернизации российского образования говорится, что  развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от нас, педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

           Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

За время работы в детском саду  я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления.  Взрослым легче самим рассказать детям  определенные сведения по теме занятия, чем организовать процесс целенаправленного самостоятельного  детского обследования объекта и постепенного прихода дошкольников  к положительным  или отрицательным  результатам. Такое обучение можно назвать  пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у  ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться.

          Поэтому актуальность применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития  состоит в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, необходимо формировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними через его активное участие в образовательном процессе.   Наша задача – помочь детям в проведении этих экспериментов, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании.

Цель экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

В процессе организации экспериментальной деятельности я  поставила перед собой следующие задачи:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Развивать поисково-познавательную деятельность детей, как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
  • Развивать  социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.

        Эксперименты проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

В организации и проведении экспериментов мною было выделено несколько этапов (алгоритм эксперимента):  

1. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы).

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

4. Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).

5. Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы).

6. Формулирование выводов.

   Экспериментальную деятельность я распределила по следующим направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  • неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
  • преобразование предметов.

            За объектами живой природы я провожу наблюдения на прогулке, в уголке природы. Так, совместно с детьми  мы устанавливали способности растения к поиску света. Поставили растение у окна на три дня. Повернули на 180 градусов и оставили ещё на три дня, наблюдали и сделали вывод, что листья растения поворачиваются к свету. Повернув растение, мы меняем направление его листьев, но через три дня растение снова поворачивается к свету.  Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут.

         Наблюдая за объектами неживой природы, знакомились с воздухом,  его значением в жизни человека и других живых организмов, со свойствами воздуха, ролью ветра в природе и жизни человека. Для выполнения поставленных задач нами созданы условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

          При оборудовании уголка экспериментирования мною учитывались следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. В процессе экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Все это необходимо и в учебной деятельности. На занятиях дети становятся более находчивыми, не стесняются ответов, предположений, часто задают вопросы на различные темы. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, детский вопрос, какая-либо проблема, поставленная ребёнком.

        Поэтому в своей работе я стараюсь использовать  все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

         Взаимосвязь исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой - позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

  • наблюдение на прогулке за движением облаков;
  • эксперимент «Какая сила у ветра?»;
  • для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
  • чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
  • решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?».

        Главное достоинство технологии эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

        При изучении проблемы детского экспериментирования, я  выделила несколько общих правил. Их соблюдение позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходить к работе творчески.  Для этого необходимо:

  • Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  • Не сдерживать инициативу детей.
  • Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  • Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

       Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества. Используем различные формы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические.  Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности; позволяет вовлечь родителей в единое с ДОУ образовательное пространство.

        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской экспериментальной деятельности в практику нашей работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Включение дошкольников в экспериментальную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
  2. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.
  3. Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г.  
  4. Савенков А. «Исследовательские методы обучения».//Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г.- c.3 – 11
  5. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. -  с. 4 – 13  
  6. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г.- с. 11 – 22
  7. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 5 – 2003г. С. 16 – 25
  8. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С.13 – 16
  9. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование макетов для развития познавательной активности детей дошкольников

Мотивы практической деятельности ребенка в природе носят познавательно творческий характер. Знакомство с окружающими явлениями природы дети отображают в своей творческой деятельности, т.е в создании м...

"Использование Лэпбука в развитие познавательной активности младших дошкольников"

Представлена эффективность использования тематических папок в работе с дошкольниками....

Использование ИКТ для развития познавательной активности дошкольников.

Выступление на районном методическом объединении....

Использование ИКТ для развития познавательной активности дошкольников.

Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников и учителей предшкольных классов....

Возможности использования Лэпбука для развития познавательной активности детей с ТНР.

Лэпбук в игровой форме познакомит детей со свойствами воды с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением ее для человека и природы. Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. З...

Использование ИКТ для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Человечество вступило в эпоху нового развития, которая получила название «Информационное общество». Использование ИКТ в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошк...