Прект "Юный инженер"
проект
В современном мире зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов "Лего" и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства.
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В младших группах под руководством воспитателя, затем и самостоятельно ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным, радостным от своей деятельности.
В процессе конструктивной деятельности дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, сравнивают, отмечая в них общее и различное, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции, учатся анализировать и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunyy_inzhener.docx | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта
В современном мире зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов "Лего" и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства.
Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов, является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В младших группах под руководством воспитателя, затем и самостоятельно ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным, радостным от своей деятельности.
В процессе конструктивной деятельности дети приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными фигурами, изучают их свойства, сравнивают, отмечая в них общее и различное, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции, учатся анализировать и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей у детей в процессе конструктивной деятельности.
Задачи:
- Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
- Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
- Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
- Учить рассматривать и анализировать образец.
- Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, память, мышление, игровые навыки, творческие способности.
- Активизировать у детей коммуникативные навыки, словарный запас.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи, бережное отношение к игрушкам.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Срок реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети II младшей группы № 3, родители, воспитатели.
Консультация для родителей:
«КОНСТРУИРОВАНИЕ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ»
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются простые кубики. Их можно использовать уже в раннем возрасте. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Позже количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук.
Строительный набор ребенка 3 - 4 лет необходимо дополнить новыми деталями (пластинами, кирпичами, призмами). Приобщение к конструктивной деятельности начинайте с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструктором, после начните сооружать что-нибудь сами. В этом возрасте ребенку необходим образец взрослого и показ способов конструирования. Постепенно ребенок переходит к более самостоятельному выполнению элементарных построек (дорожек, домов, заборов, кукольной мебели).
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т.п.
Конечно, далеко не все получится сразу, потому родителям нужно быть очень терпеливым. Помощь взрослого на данном возрастном этапе заключается в объяснении, с одновременным показом способа действия. Постепенно ребенок становится более опытным строителем с технической точки зрения и совершенствует свои способности с каждой новой идеей.
Ребенку старшего дошкольного возраста стоит приобрести деревянный строительный набор, состоящий из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков и т.п. Данный вид конструктора до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста.
Не стоит давать ребенку сразу все детали, лучше добавлять их в игру постепенно. Знакомя ребенка с деталями конструктора, помните, что у некоторых деталей есть и «взрослые и «детские» названия например цилиндр и труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чего-либо. Постройки детей становятся более сложными и интересными, в них используется большее количество разнообразных строительных деталей. Зачастую они превращаются в сюжетные композиции (города, автозаправочные станции, сказочные королевства, зоопарк). Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у ребенка радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте детей каждый раз после игры непременно убирать все на место!!! Такие постройки ребенок может обыгрывать в течение нескольких дней.
К этому возрасту у детей уже накоплен достаточный опыт в познании окружающей действительности, они способны дать элементарную эстетическую оценку различным архитектурным сооружениям. Очень важно поддерживать интерес ребенка к конструированию, обогащать его опыт, привлекать внимание детей к архитектурным и художественным достоинствам различных сооружений (церкви, театры, мосты, башни, маяки).
После всего, выше сказанного, остается только пожелать родителям познакомить и по возможности подружить ребенка с миром конструктора.
ЗАГАДКИ О ПРОФЕССИЯХ
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (плотник)
Загадки о строительных инструментах
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
(Гвоздь)
И белить, и красить можно,
Ею можно рисовать,
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать.
(Кисть)
Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
(Молоток)
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне...
(Пила)
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью ...
(Рулетки)
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
С ним мне ничего не страшно,
Я иду вперёд отважно!
(Фонарик)
ЗАГАДКИ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
С утра до вечера
Он старательно фырчит,
Кирпичи на стройку мчит.
Грузы развозить привык
Сильный, мощный...(Грузовик.)
Кто не может жить без грузов,
У кого огромный кузов?
Все, что хочешь, увезет,
Никогда не устает.
По дороге напрямик
Груз доставит...(Грузовик.)
На дыбы поставил кузов
И избавился от груза. (Самосвал.)
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом. (Подъёмный кран.)
Кто своим ковшом на славу
Прокопает вам канаву?
Строить дом и элеватор
Помогает...(Экскаватор.)
К стройке подъехала бочка большая,
Крутится медленно, что-то мешая.
В бочку строитель цемент насыпает,
Щебня, песка и воды добавляет.
Ловко замесит для всех – ей не жалко –
Что за машина? (Бетономешалка.)
Чтобы выровнять асфальт,
Ездит он вперед-назад.
Проложить дорожки смог
Наш старательный...(Каток.)
Этапы реализации проекта
1 этап - Разработка проекта
Довести до участников проекта важность проблемы и познакомить их с предстоящей деятельностью; постановка цели и задач проекта.
Изучение методической литературы по данному вопросу.
Подбор художественной литературы.
Подбор наглядно-дидактического материала, иллюстраций для рассматривания.
Создание центра «Юные строители».
Обогащение центра конструирования различными видами конструкторов.
2 этап - Реализация проекта
В ходе реализации проекта задачи решались в процессе:
- совместной деятельности ребенка с воспитателями,
- совместной деятельности ребенка с родителями,
- самостоятельной деятельности детей.
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
Познавательное развитие.
Дидактические игры: «Построй длинную и короткую дорожку»,
«Разложи» (Цель: закрепить умения выкладывать от низкого к высокому, от высокого к низкому),
«Угадай на ощупь» (Цель: умение определять на ощупь форму предмета кубик, кирпичик, цилиндр),
«Продолжи» (Цель: чередование фигур по образцу),
«Чей дом?» (цель: знакомить детей со средой обитания некоторых животных),
«Веселые строители» (Цель: закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов),
«Подворье бабушки Маши» (Цель: закрепление домашних животных и их детенышей),
«Составь из фигур машину, дом» (Цель: закреплять знания о круге, квадрате, треугольнике; о цвете; о величине ),
«Веселые палочки» (Цель: из счетных палочек выложить фигуры по образцу)
Игровые упражнения на сравнение предметов по длине, ширине, высоте
«Геометрическое лото» (Цель: закрепление геометрических фигур)
Игры - экспериментирования: «Как забор превратился в ферму?», «Как животным выйти из загона» (построить ворота), «Как низкие ворота превратились в высокие?» (Цель: вызвать интерес к усложнениям постройки способом замыкания конструкции (загородка) и добавления ворот)
- Рассматривание альбома «Мебель» , «Профессии», «Дом», «Транспорт»
- Лото «Мебель»
Игры – экспериментирования: «Как кровать превратилась в диван?» (Цель: расширять опыт конструирования мебели, создавая конструкции по образцу и представлению),
Игры-экспериментирования (Цель: построение дорожек одного цвета или чередуя его, разной ширины и длины, из разных видов конструктора)
- Строительные игры из разных видов конструктора «Украсим комнату красивой мебелью»
- Экскурсия к воротам детского сада (Цель: увидеть разницу между воротами и калиткой, безопасное поведение около ворот);
Речевое развитие
- Загадывание загадок про мебель, о транспорте, о строительных инструментах.
- Рассматривание альбомов «Мебель», « Транспорт», «Дома», «Строительные инструменты».
- Заучивание чистоговорки
Тара - ра, тара- ра
Собирайся детвора,
Собирайся детвора, Отворяйте ворота!
- Артикуляционная гимнастика «Ворота большие и маленькие», «Домик язычка»
- Стихотворение Марии Метлиной «Башня», Марины Гараненко «Лестница», Коста Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т. Шатских «Собрать машину».
- Чтение рассказа Н. Носова «Метро», «Кошкин дом», сказки «Теремок», «Три медведя»
- Беседы «Расскажи, какая мебель есть у тебя дома», «Какие машины едут по нашим улицам»
- Игра «Помогите найти куклу» (Цель: употребление предлогов «за», «перед», «около» «под»)
Обогащение словаря словами (пирамида, башня, высокая- низкая, выше- ниже, широкая узкая, уже- шире, крыша, фундамент, призма) и точному употреблению этих слов.
Художественно-эстетическое развитие:
- Конструирование по замыслу машин, дорог, домов, башен, мебели, ворот.
- Выкладывание из геометрических фигур машин, домов, пирамид
Раскраски на тему: «Мебель», « Транспорт», «Дома».
Физическое развитие:
Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности, дорожкам разной ширины и длины, по дорожкам для профилактики плоскостопия.
Подвижные игры «Найди свой домик» (Цель: закрепить геометрические фигуры.), «Займи свой стульчик», «Цветные автомобили», «Ворота»
Игровые упражнения «Пробеги и не задень башню», «Влезь на лесенку», «Перешагни через заборчик», «Подлезания под дугой «воротики»
Упражнять детей в сохранении равновесия при ходьбе по лавочкам;
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Строители» (Цель: познакомить детей со строительными профессиями крановщик, плотник, каменщик; расширить и обогатить их представления о трудовой деятельности, результате труда); «Магазин мебели», «Мебельная мастерская» (Цель: знакомить детей с профессиями продавец и плотник; расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда);
«Куклы идут кататься с горки» (Цель: расширить способы создания вертикальной постройки, закрепить знания о новой детали – пластина; вызвать интерес к постройке, воспитывать дружеские отношения в игре);
«Шофер» ( цель: закрепление представлений о профессии «шофер»),
«Кукла Катя переезжает в новую квартиру» (у куклы есть кухня и комната, нужно помочь кукле разместить мебель и вещи в ее квартире);
- Дидактические игры «Профессии», «Кому что нужно?»
- Рассматривание тематических картинок и альбомов по правилам поведения на дороге и игр во дворе.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Конструирование в жизни детей»
Совместная конструктивная деятельность родителя с ребенком
Беседа о наличии различных видов конструкторов дома
3 этап - Итог
Презентация проекта на педагогическом совете.
Промежуточные результаты реализации проекта.
У детей формируются и развиваются познавательные и творческие способности, наблюдательность, воображение, есть интерес к конструктивной деятельности. Активизировалась речь детей, существенно расширился словарь детей, диалоговое общение со сверстниками. Малыши знают основные цвета, геометрические фигуры. Умеют определять признаки предметов и сравнивать предметы. Многие дети знают названия основных деталей конструкторов, умеют выкладывать и соединять детали так, чтобы постройка была устойчивой и крепкой. Начинают объединяться в группы по два – три ребенка для совместного строительства построек и их обыгрывания. У детей сформирована самостоятельность в выборе материалов необходимых для постройки или игрушек для обыгрывания.
Приобретенные навыки и умения позволяют детям строить простейшие постройки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Растим инженера начиная с детского сада"
В данной презентации я хочу представить проект который совмесно с коллегой мы разработали на конкурса....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Ранний возраст. ТЕМА: «Ум на кончиках пальцев» Направление проекта: Мы – будущие инженеры.
Педагогический проект предназначен для педагогов детского сада...
Презентация к проекту "Мы - будующие инженеры"
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».В наше время постоянно возрастает техническая сложнос...
Растим инженеров с детского сада
Из опыта работы по формированию предынженерного мышления у дошкольников...
Кружок по конструированию "Юные инженеры"
Рабочая программа работы кружка по контсруированию "Юные инженеры"...
В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Паровозик" в средней группе№3 "Почемучки" 03.10.2017.
Конструирование "Паровозик"....
В рамках проекта "Юный инженер" конструирование "Ворота".08. 11 2017.
Конструирование в средней группе №3 "Почемучки" "Ворота"....