ООД по формированию целосности картины мира на тему "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
2. Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.
3. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
4. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП
дошкольное отделение корпус №1
Конспект открытого занятия по формированию
целостности картины мира
«Русская изба»
Подготовила и провела
Воспитатель подготовительной группы 3 -
Петранцова Ирина Владимировна
Солнечногорск 2024г.
Цель:
формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
Задачи:
- Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
- Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.
- Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, деревянная посуда, туесок, ухват, колыбель, чугунки, прялка, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись гусельной музыки. В зоне ярмарки - предметы посуды и игрушек с стиле «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка» и др., платки, бусы, пряники, бублики, баранки, леденцы «Петушки».
Ход ООД:
Музыка на вход 1 (гусли)
Дети заходят. Проходят кругом и становятся полукругом
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас.
Какие девчонки-то у нас все ясноокие да длиннокосые,
а мальчишки-то у нас озорные да вихрастые! Какие вы сегодня нарядные.
А знаете ли вы, что много-много лет назад такой одежды еще не было?
А как назывался костюм, который надевали люди?
Предполагаемый ответ: русский народный.
Воспитатель: А хотите узнать, почему мы заговорили о нем?
Создание мотивации – письмо.
Сегодня возле детского сада мы нашли письмо от ребят из далёкой, жаркой, солнечной Африки. А теперь послушайте, что они нам написали.
ПИСЬМО
"Дорогие российские ребята! Мы очень хотим с вами подружиться. А ещё мы очень хотим узнать побольше о вашей стране. Ведь она такая огромная и красивая. Мы слышали, что у вас есть странные люди, которые рисуют только белой и синей краской, у вас есть дерево с белым стволом, интересная игрушка, которая называется матрешка. Расскажите, пожалуйста о вашей стране. Ждём с нетерпением ответа.
Обсуждение проблемы.
-Что хотят узнать о нашей стране дети из Африки?
-Хотите ли вы им помочь?
-Как мы можем им помочь?
(можем рассказать об этом и отправить тоже письмо, можно нарисовать)
А чтобы нам ответить на письмо, мы отправимся в интересное путешествие. У нас есть волшебная карусель. Хотите на ней прокатиться? Приглашем вас ребята занять места.
Карусель с секретом там.
Все расселись по местам.
Где остановка - там секрет,
Загадки, потешки, песни, смех.
Мы закружим карусельку
И получится веселье!
С песней, с музыкой, с игрой!
Как нам весело с тобой!
МУЗЫКА 2 КАРУСЕЛЬКА
Дети под мелодию двигаются по кругу.
Воспитатель: а вот и первая остановка - «Русская изба».
Давайте все присядем на места. Сядьте красиво, подружите свою спину, со спинкой стула. Молодцы.
Вот она, построена из бревен(показ иллюстраций). В избе была одна комната, которая называлась – горница. Ребята, давайте повторим все вместе – горница.
Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем - рушником. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Посреди горницы ставили печь. Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.
А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.
А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.
Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?
Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.
Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. В печи разводили огонь и готовили еду: щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….(на ухвате показать чугунок)
Дети: Чугунок
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал огонь, и никогда не бился.
Воспитатель: Чтобы не обжечься, чугунок убирали в печь ухватом, ели деревянными ложками
А это что?
Дети: люлька, чтобы качать маленьких детей.
3 ПЛАЧ МЛАДЕНЦА И КОЛЫБЕЛЬНАЯ
В: Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)
Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)
Воспитатель: А знаете ли вы, кто такой домовой?
Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к “дедушке-суседушке”, оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки.
Давайте же и мы его вместе позовем и сним повеселимся.
Все вместе зовем домового/
1 МУЗЫКА ГУСЛИ.
Под музыку выходит Домовой (ребенок) и читает стих:
Я-веселый домовой!
А зовут меня Кузьмой.
В вашем доме я-хранитель,
Меда, молока любитель.
Каждый день я хлопочу!
Коли весел-хохочу,
Коль печален, то ворчу,
Лопоточками стучу.
Я живу под печкой, Выбрав теплое местечко.
Непоседивый, живой
Ваш хозяин –Домовой.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем немного с домовым.
Русская народная игра «Домовой»
Игроки взявшись за руки, образуют круг. Водящий «домовой» становится в центре круга, закрывает глаза. Играющие хором громко произносят:
«Дедушка домовой
Мы хотим играть с тобой.
Выйди на минуточку -
Поиграем чуточку:
Раз, два, три – гори!»
После слова «Гори!» домовой с закрытыми глазами должен прикоснуться к игрокам. При этом дети стоят на месте. Домовой должен найти как можно больше играющих.
Воспитатель: ну вот мы поиграли и нам пора отправляться дальше.
Следующая остановка «Ярмарка».
ребенок:
Дорогие гости!
А также ребятишки, девчонки и мальчишки!
Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила.
4 ШУМ ТОЛПЫ
Демонстрация изделий народных мастеров. И стихи девочек:
1 девочка:
Я матрешка-сувенир
В расписном платочке.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка.
Мастер выточил меня
Из куска березы.
До чего ж румяна я:
щеки, словно розы.
2 девочка:
Золотом и ярким цветом
Эта чаша расцвела.
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это – чудо Хохлома!
3 девочка: Распустились синие цветы,
Развернулись синие листочки
Не в саду, не в лесочке, не в поле,
А на белоснежном фарфоре.
В: Ребята, что это за роспись?
Дети: Это роспись – Гжель!
4 девочка
Пряники русские
Сладкие, мятные.
К чаю ароматному
Угощение знатное.
Девочка с пряниками идет по залу угощать гостей, все присаживаются на места.
Воспитатель: А теперь ребята мы приглашаем вас в нашу мастерскую, будете сегодня настоящими мастерами, распишем досочки из черного картона под хохлому с использованием желтой, зеленой и красной гуаши.
Музыка для фона 1 ГУСЛИ
(раздаем детям заготовки)
Роспись заготовок.
Ну, вот ребята наше путешествие по прошлому нашей Родины - России подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад. Давайте закроем глазки и досчитаем до 3.
Итог занятия
Ребята вам понравилась наше путешествие? Теперь мы можем ответить нашим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».
Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...
Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"
Закладывать основы гуманистического отношения к природе...
Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ.
Цель: формировать представления о празднике новый год.Задачи:•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;•Продолжать учить отгадывать загадки;•Учить дава...
Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»
Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель: познакомить с названиями профессий. Задачи: показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...
Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...