ООД по формированию целосности картины мира на тему "Русская изба"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петранцова (Самсонина) Ирина Владимировна

Цель:

формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

1.  Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.

2. Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.

3. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

4.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Тимоновская СОШ с УИОП

дошкольное отделение корпус №1

Конспект открытого занятия по формированию

целостности картины мира

«Русская изба»

Подготовила и провела

Воспитатель подготовительной группы 3 -

Петранцова Ирина Владимировна

Солнечногорск 2024г.

Цель:

формирование интереса детей дошкольного возраста к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи:

  1.  Познакомить детей с русской избой с предметами русского быта.
  2. Ввести в лексику детей слова: печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата.
  3. Познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками.
  4.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, деревянная посуда, туесок, ухват, колыбель, чугунки, прялка, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись гусельной музыки. В зоне ярмарки - предметы посуды и игрушек с стиле «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка» и др., платки, бусы, пряники, бублики, баранки, леденцы «Петушки».

Ход ООД:

Музыка на вход 1 (гусли)

Дети заходят. Проходят кругом и становятся полукругом

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас.

Какие девчонки-то у нас все ясноокие да длиннокосые,

а мальчишки-то у нас озорные да вихрастые! Какие вы сегодня нарядные.

 А знаете ли вы, что много-много лет назад такой одежды еще не было?

А как назывался костюм, который надевали люди?

Предполагаемый ответ: русский народный.

Воспитатель: А хотите узнать, почему мы заговорили о нем?

Создание мотивации – письмо.

Сегодня возле детского сада мы нашли письмо от ребят из далёкой, жаркой, солнечной Африки.  А теперь послушайте, что они нам написали.

ПИСЬМО

    "Дорогие российские ребята! Мы очень хотим с вами подружиться. А ещё мы очень хотим узнать побольше о вашей стране. Ведь она такая огромная и красивая. Мы слышали, что у вас есть странные люди, которые рисуют только белой и синей краской, у вас есть дерево с белым стволом, интересная игрушка, которая называется матрешка. Расскажите, пожалуйста  о вашей стране. Ждём с нетерпением ответа.

Обсуждение проблемы.

-Что хотят узнать о нашей стране дети из Африки?

-Хотите ли вы им помочь?

-Как мы можем им помочь?

(можем рассказать об этом и отправить тоже письмо, можно нарисовать)

 А чтобы нам ответить на письмо, мы отправимся в интересное путешествие. У нас есть волшебная карусель. Хотите на ней прокатиться? Приглашем вас ребята занять места.
Карусель с секретом там.
Все расселись по местам.
Где остановка - там секрет,
Загадки, потешки, песни, смех.
 

Мы закружим карусельку
И получится веселье!
С песней, с музыкой, с игрой!
Как нам весело с тобой!

МУЗЫКА 2 КАРУСЕЛЬКА

Дети под мелодию двигаются по кругу.

Воспитатель: а вот и первая остановка - «Русская изба».

Давайте все присядем на места. Сядьте красиво, подружите свою спину, со спинкой стула. Молодцы.

Вот она,  построена из бревен(показ иллюстраций). В избе была одна комната, которая называлась – горница. Ребята, давайте повторим все вместе – горница.

Ребята, в каждой горнице был «Красный угол». Как вы думаете, почему его так называли?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Красный – значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем - рушником. Стояли лавки, стол, а на столе стоял – самовар, символ семейного уюта и дружеского общения.

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Посреди горницы ставили печь.  Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже пословица есть о ней«Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.

А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.

А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)

Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. В печи  разводили огонь и готовили еду:  щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины.

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….(на ухвате показать чугунок)

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Чтобы не обжечься, чугунок убирали в печь ухватом, ели деревянными ложками

А это что?

Дети: люлька, чтобы качать маленьких детей.

3 ПЛАЧ МЛАДЕНЦА И КОЛЫБЕЛЬНАЯ

В: Мебель в избе была самая простая, деревянная, самодельная. Кроме стола и лавок и полок, что еще стояло в избе? (большой сундук)

Он стоял за печкой в хозяйском углу. Что хранили в сундуках? ( одежду, холсты и домашнюю утварь)

Воспитатель: А знаете ли вы, кто такой домовой?

Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к “дедушке-суседушке”, оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки.

Давайте же и мы его вместе позовем и сним повеселимся.

Все вместе зовем домового/

1 МУЗЫКА ГУСЛИ.

Под музыку выходит Домовой (ребенок) и читает стих:

Я-веселый домовой!

А зовут меня Кузьмой.

В вашем доме я-хранитель,

Меда, молока любитель.

Каждый день я хлопочу!

Коли весел-хохочу,

Коль печален, то ворчу,

Лопоточками стучу.

Я живу под печкой, Выбрав теплое местечко.

Непоседивый, живой

Ваш хозяин –Домовой.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем немного с домовым.

Русская народная игра «Домовой»

Игроки  взявшись за руки, образуют круг. Водящий «домовой» становится в центре круга, закрывает глаза. Играющие хором громко произносят:

«Дедушка домовой

Мы хотим играть с тобой.

Выйди на минуточку -

Поиграем чуточку:

Раз, два, три – гори!»

После слова «Гори!» домовой с закрытыми глазами должен прикоснуться к игрокам. При этом дети стоят на месте. Домовой должен найти как можно больше играющих.

Воспитатель: ну вот мы поиграли и нам пора отправляться дальше.

Следующая остановка «Ярмарка».

ребенок:

Дорогие гости!
А также ребятишки, девчонки и мальчишки!

Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!


Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила.

4 ШУМ ТОЛПЫ

Демонстрация изделий народных мастеров. И стихи девочек:

1 девочка:

Я матрешка-сувенир

В расписном платочке.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка.

Мастер выточил меня

Из куска березы.

До чего ж румяна я:

щеки, словно розы.

2 девочка:

Золотом и ярким цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

 Это – чудо Хохлома!

3 девочка: Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

В: Ребята, что это за роспись?

Дети: Это роспись – Гжель!

4 девочка

Пряники русские

Сладкие, мятные.

К чаю ароматному

Угощение знатное.

Девочка с пряниками идет по залу угощать гостей, все присаживаются на места.

Воспитатель: А теперь ребята мы приглашаем вас в нашу мастерскую, будете сегодня настоящими мастерами, распишем досочки из черного картона под хохлому с использованием желтой, зеленой и красной гуаши.

Музыка для фона 1 ГУСЛИ

(раздаем детям заготовки)

Роспись заготовок.

Ну, вот ребята наше путешествие по прошлому нашей Родины - России подошло к концу  и  нам пора отправляться в детский сад. Давайте закроем глазки и досчитаем до 3.

Итог занятия

Ребята вам понравилась наше путешествие? Теперь мы можем ответить нашим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Открытое занятие. Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по формированию целостной картины мира, расширению кругозора. Ознакомление с окружающим миром.(средняя группа) Тема: «Классификация посуды, её предназначение».

Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответствии с её предназначением. Задачи:1. Познакомить детей с классификацией посуды – кухонная, столова...

Конспект занятия НОД (формирование целостной картины мира) "В мире растений"

Закладывать основы гуманистического отношения к природе...

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ.

Цель: формировать представления о празднике новый год.Задачи:•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;•Продолжать учить отгадывать загадки;•Учить дава...

Конспект НОД по познавательному развитию формированию целостной картины мира «Знакомство с миром профессий»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира.Цель:  познакомить с названиями профессий. Задачи:  показать важность каждой профессии, уточнить представления о различных профессиях...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...