Мастер - класс для профессионального сообщества "Использование LEGO- конструктора в образовательной работе с дошкольниками"
план-конспект занятия

Герелес Любовь Анатольевна

Представление педагогического опыта работы по использованию  LEGO-конструктора в образовательной работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование LEGO- конструктора в образовательной работе с дошкольниками.

Цель: Представление педагогического опыта работы по использованию LEGO-конструктора в образовательной работе с дошкольниками.

Задачи:

1. Представить участникам мастер-класса приемы работы с детьми дошкольного возраста в области LEGO -конструирования;

2. Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике.

Предполагаемые результаты:

#1047;аитересованность и желание педагогов использовать LEGO – конструктор в образовательной работе с дошкольниками;

2. Рост мотивации участников мастер-класса к поиску разнообразных приемов работы с детьми дошкольного возраста в области LEGO – конструирования.

Актуальность:

Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего обучения;

- единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач;

- интеграции образовательных областей;

- решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде LEGO, так как LEGO позволяет ребенку думать, фантазировать, действовать, не боясь ошибиться. LEGO позволяет детям учиться, играя.

Мы в своей практике используем конструктор LEGO в разных видах деятельности: на занятиях, на зарядке, в совместной, самостоятельной и индивидуальной работе. Главное, чтобы LEGO было интересно самому воспитателю, тогда и с детьми будет легко и увлекательно работать.

Я хотела бы поделиться опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора LEGO. Приглашаю всех окунуться в мир LEGO и побывать сегодня в роли детей.

Технологическая карта мастер-класса

Этапы мастер-класса. Задачи этапа. Приемы, способы, профессиональные позиции на каждом этапе мастер-класса.

Комментарии к каждому приему, способу: в чем эффективность, какие результаты могут достигаться

#1055;риветствие. Актуализация. Задача: Установить эмоциональный настрой. Приемы, способы: игра «Поздоровайся как LEGO-герой». Позиции педагога: организатор, партнер.

2. Настрой на предстоящую совместную деятельность: Письмо от LEGO-героев. Организация игры «Волшебная дорожка». Задачи: Создать рабочий настрой на предстоящую деятельность, привлечение внимания. Приемы, способы: сюрпризный момент «Письмо», обговаривание правил, уточняющие вопросы. Позиции педагога: организатор, партнер, помощник, выясняющий организатор.

3. Практическая часть. Знакомство с приемами работы при помощи LEGO в разных образовательных областях

Задача: Познакомить с играми, направленными на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. Приемы, способы: деление на команды, предоставление заданий на карточках. Игры «Чья команда быстрее построит?», «LEGO-клад», «Придумай свою историю», «Собери узор», «Равновесие», «Сделай по словесной инструкции». Позиции педагога: организатор, наблюдатель, мастер.

4. Рефлексия. Подведение итогов. Задача: Создать условия и организовать рефлексию. Прием, способ: «Пирамида эмоций». Позиции педагога: организатор, наблюдатель

Такие игры для эмоционального настроя способствуют установлению эмоционального контакта, эмоционально раскрепощенной атмосферы между участниками, формированию положительного отношения друг к другу.

Дети очень любят сюрпризы, они помогают заинтересовать в предстоящей деятельности и привлечь их внимание.

Игра «Волшебная дорожка» формирует, закрепляет представления о цвете, форме. В этой игре можно менять правила по договоренности, например, использовать больше двух кирпичиков, добавить кирпичики слева и справа. Уточняюще-выясняющие вопросы помогают быть внимательными. Ребенку нужно обьяснить, почему он поставил именно этот кирпичик и исправить, если поставил не по правилам.

Работа в команде позволяет обеспечить направленность детей друг на друга, расширение представлений за счет опыта и знаний других. Игры «Чья команда быстрее построит?», «LEGO-клад» направлены на познавательное развитие. В младшем возрасте команды получают схемы цифр. Потом задания можно усложнить: собери цифру по памяти, закончи цифру и т. Такие задания помогают формировать, развивать, закреплять счет, цвет, размер

Игра «Придумай свою историю» помогает развивать речь детей, составлять последовательно и связно короткие рассказы, соединяя несколько слов в один сюжет, помогает активизировать и пополнить словарный запас, помогает свободно высказываться.

Игра «Собери узор» направлено на художественно-эстетическое развитие. Ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, развивается интерес к моделированию и конструированию.

Игра «Равновесие» направлена на физическое развитие, способствует укреплению физического здоровья детей и повышению заинтересованности к двигательной активности путем использования яркого и красочного оборудования.

Игра «Сделай по словесной инструкции» направлена на социально-коммуникативное развитие. Такие игры способствуют общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с нормами и правилами.

Педагогам предлагается выбрать свое отношение к мастер-классу и показанным приемам, сконструировав «Пирамиду эмоций».

Ссылка:

Сценарный план (ход) мастер - класса

Этапы

мастер-класса

Действия педагога, предполагаемая практическая деятельность участников мастер – класса

1. Приветствие.

- Посмотрите на экран, пожалуйста, как вы думаете, кто это? Ответы участников. Вы правы. Это LEGO-герои. Приглашаю вас встать в круг и поприветствовать друг друга по очереди таким способом, как это могли бы сделать LEGO-герои. Участники приветствуют друг друга.

2. Настрой на предстоящую совместную деятельность. Письмо от LEGO-героев. Организация игры «Волшебная дорожка»

- Посмотрите, LEGO-герои прислали нам письмо. В письме написано: «Здравствуйте, мы придумали новые интересные игры и предлагают вам первыми в них сыграть. Но для этого вам нужно отправиться в LEGO-страну». Отправимся мы по дороге, но не простой, а волшебной. Чем она необычна? Она состоит из LEGO-деталей.

Кирпичик нужный ты найди,

Дорогу в LEGO - страну собери.

Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: каждый из нас по очереди возьмет только 2 кирпичика. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Потом вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: каждый последующий кирпичик должен быть такого же цвета или размера. Строительство продолжается до тех пор, пока каждый не поставит по два кирпичика

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете. Участники строят дорогу, соблюдая правила.

- Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру? А почему ты поставил этот кирпичик? Все поставили свои кирпичики? Дорога готова.

3. Практическая часть. Знакомство с приемами работы при помощи LEGO в разных образовательных областях

-Уважаемые коллеги, сейчас я хочу познакомить вас с играми, направленными на познавательное развитие.

Игра называется «Чья команда быстрее построит?» Цель: как можно быстрее собрать из конструктора LEGO-цифры. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Как это можно сделать? Предложите свои варианты. Участники предлагают и делятся на команды одним из способов на их выбор.

- Прошу команды занять свои места за столами, на которых лежат ребусы, решив которые, вы узнаете, какую цифру вам нужно собрать. Не забывайте, что вы - команда и каждый должен принять участие.

Участники выполняют задания.

Игра « LEGO-клад»

Перед вами коробки, заполненные разными кирпичиками LEGO , под одним из которых прячется клад. Цель: найти клад с помощью подсказок. Например, я буду говорить, что клад не под красным кирпичиком (убираются все красные детали), клад не под кирпичиком 2*4 (убираются все кирпичики 2*4) и т.д., пока не останется одна деталь. Приступим, внимательно слушайте подсказки: клад не под красным кирпичиком, далее – зеленым, желтым 2*2, кирпичиком любого цвета 2*4, синим 2*2. Какой кирпичик остался? Опишите его. Ответы участников. Под кирпичиками слова для следующей игры.

- Слова, которые вы нашли в предыдущей игре, пригодятся нам для того, чтобы познакомиться с игрой, направленной на речевое развитие.

Игра «Придумай свою историю» (слова одном листочке: кот, дерево, страх; на втором: собака, дом, радость) Нужно придумать и построить с этими словами историю, а потом рассказать другой команде. Например, слова цветок, бабочка, грусть: «На полянке рос очень большой и красивый цветок. На нем каждый день любила играть пестрая бабочка, но ей было грустно одной. Она решила найти себе друга, им стал живущий на соседней травинке кузнечик (педагоги строят цветок, бабочку, кузнечика и т. д.)» Педагоги моделируют историю с этими словами, представляют другой команде.

Художественно-эстетическое развитие

Игра «Собери узор»
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на расчерченном на квадраты листе. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от», «горизонтально», «вертикально». Начнем, возьмите кирпичик желтого цвета 2*4 и поставьте его вертикально в левый верхний угол. Такой же кирпичик – справа от него. Зеленый кирпичик 2*6 горизонтально в нижний левый угол. Такой же в таком же расположении в нижний правый угол. Слева от него зеленый 2*4 вертикально. В центре листа 2*2 белого цвета. Над ним 2*2 синего цвета. Под белым 2*2 синим цветом. Повторите слева и справа такие же. Что у вас получилось?

Физическое развитие

Игра «Равновесие»

Участники игры кладут кирпичик LEGO на голову, один из команды даёт задание другой команде, если участники выполняют, не уронив кирпичик, задание для другой команды придумывают они, например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо, постоять на левой ноге, покружиться и др.

Социально-коммуникативное развитие

Игра «Сделай по словесной инструкции»

Один участник от каждой команды получает детали. Детали для каждого участника одинаковые. Участник, отвернувшись, от своей команды, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает своей команде, как он это строит. В итоге игры в команде должны получиться две одинаковые модели. Будьте внимательны, слушать нужно участника своей команды, говорить тише, чтобы не мешать другой команде.

В младшем возрасте ведущим является взрослый, чем старше дети, тем сложнее могут быть правила игры.

Давайте посмотрим на работы. Что хотели сконструировать? Получилось? Почему? Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

4. Рефлексия

Возвращаемся из LEGO-страны.

В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций. Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей LEGO трех цветов.
Спасибо всем за участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"

Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...

Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...

Мастер-класс для педагогов «Использование Лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками»

Аудитория: педагоги дошкольных учреждений.Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ЛЕГО-конструированию в процессе педагогического общения.Задачи:обучать участников мастер-класс...

Презентация «Использование Lego-конструирования в образовательной работе с дошкольниками»

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к художественно-эстетическому восприятию, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструиров...

Мастер - класс для родителей «Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей "Использование электронного конструктора "Знаток" в работе с детьми старшего возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Использование ЛЕГО – конструирования в образовательной работе с дошкольниками»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса по ЛЕГО-конструированию через выполнение практических заданий....