Марафон "Письма от Эмоций"
методическая разработка (подготовительная группа)

Душина Елена Владимировна

Каждый день дети получают письмо от одной из Эмоций, выполняют задания, играют, занимаются творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_pisma_ot_emotsiy.docx461.93 КБ

Предварительный просмотр:

МАРАФОН «ПИСЬМА ОТ ЭМОЦИЙ».

Цель – развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников

Задачи

– знакомство детей с эмоциями, учить выражать и определять эмоциональные состояния

- развивать коммуникативные способности через совместные игры

- учить детей сопереживать друг другу, поддерживать

- Развитие фантазии, творчества

Каждое утро дети получают письмо от одной им эмоций, письма от Злюки и Спокойствия приходят в один день вместе. Эмоции помещают в домик с отдельными комнатами. Дети в течении дня выполняют задания

.ПИСЬМО ОТ «СМЕШИНКИ»

Добрый день, ребята. Сегодня в вашей группе появился интересный домик. В этом домике будут жить эмоции. Каждый день к вам будет приходить в гости одна эмоция и давать разные задания. Если вы их все сделаете, то в конце недели вас ждет интересный сюрприз. Удачи!

Я эмоция радости, меня зовут Смешинка. Я очень веселая. Я люблю, когда все смеются, улыбаются и крепко обнимаются. Я очень люблю, когда у вас радостное настроение.

Радость побежала по дорожке,

Радость распахнула все окошки.

Радуется клён, что он силён,

— Радугу на ветке держит он.

Рады зайцы, что спугнули волка.

Новым шишкам радуется ёлка.

Разбудите, дети, всех людей!

Радость запрягает лошадей.

Надевайте лучшие одёжки

— Радость распахнула все окошки

Давайте с вами поиграем в интересные игры!

А еще давайте сегодня сделаем дерево счастья! Что бы вы хотели, чтобы на нем росло, чтобы вы были счастливыми? Может конфеты? А может велосипеды? А может быть вороны? А может телефоны? Пусть каждый повесит на веточку этого дерева свое «счастье»

И обязательно поместите меня в домик эмоций, я буду в нем первая!

Игры от Смешинки

«Приветствие»

«Ребята, давайте начнем наше занятие с необычного приветствия! Пускай каждый пройдет круг по комнате и поздоровается с каждым участником разными способами: кивком головы, хлопая в ладоши, подпрыгивая. Поздоровайтесь интересным, или приятным для вас способом. Когда вы пройдете круг, садитесь на свои места, и мы продолжим наше занятие».

Игра «Чу-чу-ва»

Веселая игра под музыку, дети повторяют слова и танцуют https://b39.tvoysadik.ru/site/pub?id=955

«Сороконожка»

«Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки, затем оторвите руки от пола и положите руки на плечи соседа. Готово? Тогда начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь – чуть быстрее». Ведущий помогает детям построиться друг за другом, направляет движение сороконожки. Задача каждого – не выбиться из общего ритма, не оторваться от частей тела. Затем ведущий говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, опускаются на ковер.

Ласковое приветствие

«Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Давайте по кругу   по очереди ласковыми словами назовем своего соседа справа. Это может быть ласковый вариант его имени или нежное, доброе пожелание». Дети по кругу по очереди называют друг друга ласковым именем

«Подарок»

«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и дарить, и получать подарки, только воображаемые. Но я думаю, что воображаемые подарки почти так же интересны, как и настоящие. Итак, представим себе, что мы стали всемогущими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой подарок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по очереди «подарим» друг другу наши подарки, не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот, кто получит подарок, не забудет поблагодарить».

ПИСЬМО ОТ ПЕЧАЛЬКИ

Добрый день ребята, я эмоция грусти. Меня зовут Печалька. Я пришла сегодня к вам в гости, потому что у вас есть для меня домик. Но я не очень люблю ходить в гости. Я люблю плакать, я люблю жаловаться, и еще я люблю капризничать, и иногда меня называют Капризка.

Я однажды загрустила.
Птичкам петь всем запретила:
“Все молчите, тишина!
Я хочу побыть одна.”
Стало пусто в целом свете.
Грустно на моей планете.

Вы меня не прогоняйте, вы меня себе оставьте. Я нужна, когда вам плохо. Я нужна, когда нет рядом мамы. Я нужна, когда вам больно. Я нужна, когда вы заболели.

Поселите меня в домик эмоций, а я научу вас новым играм.

Вопросы от Печальки

Как вы думаете. Какой сказочный герой был грустный? Откуда берутся слезы? Почему они соленые? Что в природе похоже на грусть?

Игры от Печальки

Игра «На камушке»

Выбирается водящий. Можно на него надеть какой-нибудь атрибут. Водящий садится на стульчик или подушечку спиной к детям, закрывает глаза, будто плачет и жалобно говорит: «Ах, я Танечка (называет свое имя), сижу на камушке, сильно скучаю, слезы проливаю». Ведущий (педагог или ребенок) показывает на одного из детей и говорит: «Подружка увидала, к Тане подбегала, крепко обнимала».  Тот, на кого показали, должен подбежать к водящему, обнять и погладить по голове. Можно усложнить игру тем, что водящий отгадывает, кто его обнимал.

Упражнение «Заколдованные друзья»

Ведущий: «А сейчас мы с вами окажемся в сказке. Я хочу вам рассказать про одного злого волшебника, он очень любил всех ссорить, чтобы все грустили и плакали. Он решил всех заколдовать . Он соединил каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга одной рукой и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом – единый шаг двумя боковыми ногами (ведущий выбирает двоих участников и показывает остальным, как они могут ходить). Пройдитесь по комнате, привыкнете друг к другу. Можно использовать ленты, чтобы завязать вместе ноги. И главное, не ссориться, и не плакать, тогда можно будет расколдоваться.

Игра «Несмеяна»

Выбирают «Несмеяну» или «Капризку». Дети парами или тройками подходят к ней и говорят: «Несмеяна, пошли с нами играть!» Несмеяна отвечает: «не хочу». Дети уговаривают: «Несмеяна, пошли играть!» Несмеяна: «А что мы будем делать?» Дети отвечают: «Мы не скажем, а покажем». Потом дети показывают, во что они хотят играть с помощью жестов. Несмеяна отгадывает, а потом говорит: «Хорошо, пойдем играть!»

Рисование «Лужи»

Пока печалька плакала, от ее слез осталось очень много луж. А давайте поиграем с лужами.

Рисование по мокрому. Дети на листочках делают лужи – просто мочат листики водой, воду можно немного подкрасить голубой краской. А потом, пока вода не высохла добавляют в нее другие краски и смотрят, как они красиво растекаются в лужах. Еще можно подуть на краску, чтобы она растекалась быстрее.

Дорисовывание. Сначала наделать лужи, а когда они высохнут, можно пофантазировать на что похожи лужи и превратить каждую лужу в какой-нибудь предмет или животное.

ПИСЬМО ОТ ЗЛЮКИ

Добрый день ребята, я эмоция злости. Меня так и зовут - Злюка. Я тоже хочу жить в вашем домике эмоций. Я обязательно поколочу Печальку и сделаю что-нибудь плохое со Смешинкой. Потому что они мне не нравятся. А нравится мне только кричать, махать кулаками и топать ногами, а еще толкаться и обзываться. И играть в игры я тоже не люблю.

Посмотрите, сегодня я злой

Не играет никто со мной

Я ногами стучу – стучу

Очень громко кричу, кричу

Все соседи ушли со двора

Заревела сестренка моя

Пес Барбос забежал в конуру

Потому что я злой и ору

Кулаки я сжимал и пыхтел

Хмурил брови, глазами вертел

А увидел себя в зеркала

И обиделся сам на себя.

Вы меня не выгоняйте, вы меня себе оставьте. Со мной можно покричать, со мной можно повизжать, со мной можно и подраться или даже покусаться.

Вы же любите злиться?

А злиться вредно или полезно?

А как надо злиться чтобы никого не обидеть?

А вы часто злитесь?

Ставьте меня скорее в свой домик, чтобы я там хорошенько позлилась.

ПИСЬМО ОТ СПОКОЙСТВИЯ

Добрый день ребята. Я спокойствие и зовут меня Покой. Я пришла к вам вместе со Злюкой, потому что только я могу сделать так, чтобы Злюка никого не обидела. Я всегда слежу за Злюкой, я не даю ей драться, ругаться и кусаться. Злюка слушается только меня. Поэтому поставьте меня в домик рядом со Злюкой, тогда она не причинит никому вреда. Злюка не любит играть, а я очень люблю и сейчас расскажу вам о новых играх. Эти игры помогут вам справиться со Злюкой.

Быть спокойным так приятно,

Быть спокойным хорошо,

У спокойствия сегодня

Много будет дел еще.

Почитать,

Порисовать,

И в конструктор поиграть,

Полежать,

Погладить кошку,

И конечно помечтать!

Игры от Злюки и спокойствия

Упражнение  «Марионетка»

Дети ложатся на спину на коврик, руки вдоль туловища. Если нет коврика, то сидят на стульчиках.

Ведущий: «Ребята, представьте, что вы – куклы. К вашим рукам и ногам привязаны веревочки и за эти «веревочки» вас поочередно «дергают». На вдохе вы надуваете живот и поднимаете правые руку и ногу, затем, на выдохе одновременно сдуваете живот и отпускаете правые руку и ногу». Далее те же задания выполняются с левой стороной тела (левыми рукой и ногой).

Упражнение  «Воздушный шарик»

Участники встают или садятся в круг.

Ведущий: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные красивые воздушные шары. Дуйте  осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Зарядка «Добрых силачей» (напряжение, расслабление)

  • Сожмите изо всех сил кулаки, держа их на уровне груди. Скажите: «Ух, я сильный». А теперь опустите ручки вниз, чтобы болтались и скажите: «Ой, я слабый»
  • Разведите руки в сторону, согните руки и сожмите кулаки, как силачи. Потом резко опускаете руки вниз. Повторите слова: «Ух, я сильный, Ой, я слабый»
  • Поднимите руки вверх, сожмите кулаки и потом резко вниз с теми же словами
  • Плечики поднять к ушкам, руки в кулаках, потом все расслабить, говорить те же слова.
  • Вперед ноги, носочки смотрят друг на друга и потянуть носочки на себя, а потом резко ноги опустить вниз. Слова повторяются.

Игры «Рвакля»

Когда ты злой, хочется драться. Но бить друзей нельзя. Зато можно порвать ненужные бумажки. Сделаем бумажный снег. Берем лист бумаги. Сначала ее надо хорошенько помять. Можно даже сказать: «Ой, как я злюсь!» А потом порвать бумажку на маленькие кусочки. И тоже сказать: «Вот как я злюсь!» А теперь сдуваем маленькие бумажки с ладошек. Говорим: «Лети снежинка, я успокоился». Глубокий вдох и выдох

Кисточковый массаж

Дети делятся на пары. Один ребенок кладет руку на стол тыльной стороной, другой садиться возле него с большой мягкой кисточкой. Можно включить фоном спокойную музыку.

«Жила была кисточка, однажды она решила пойти погулять – проводят кисточкой от плеча по руке вниз. И встретил кисточка пять зверят, и решила их погладить – проводят от по каждому пальцу от ногтя до запястья по 3 раза. Сначала кисточка погладила всех по спинке. Толстого мишку (большой палец), быстрого зайку (Указательный), большого волка (средний), хитрую лисичку (безымянный) и маленькую белочку (мизинец). А потом звери легли на спинки, (рука переворачивается)  и кисточка погладила их по животикам. (провести по три раза по каждому пальцу от конца к ладошке) Потом кисточка побежала в гору вверх (до плеча), погуляла по полю (по спинке) и спустилась вниз (по другой руке) Здесь тоже были звери, и их кисточка тоже решила погладить (все повторяем на другой реке)

Музыка для сопровождения

https://pinkamuz.pro/search/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%81%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B9

ПИСЬМО ОТ БОЯКИ

Добрый день, ребята. Я тоже решил прийти к вам в гости в ваш домик. Я эмоция страха и меня зовут Бояка. Только не ставьте меня рядом со Злюкой, я ее боюсь. А еще я боюсь грозы, уколов, я боюсь темноты и злых собак, я боюсь когда на меня кричат и когда меня ругают.

Страшно очень! Что случилось?

Испугался я сейчас

Сердце так заколотилось

Будто выпрыгнет сейчас

Задрожали руки, ноги

Я стою, не шевелюсь

я молчу, и не кому

не скажу, что я боюсь

Поселите меня в домик рядом со спокойствием. Если оно рядом, я перестаю бояться и могу даже поиграть с вами в новые игры.

Упражнение  «Дыши и думай»

Ведущий: «Ребята, когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните. А теперь тихонечко скажите:

«Я – лев», выдохните – вдохните;  «Я – птица», выдохните – вдохните;

«Я – камень», выдохните – вдохните;  «Я – цветок», выдохните – вдохните;

«Я – спокоен» – выдохните.  И вы действительно успокоитесь».

Упражнение 3 «Болото и кочки»

На полу раскладываются подушки или листы бумаги на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием.

Ведущий: «Ребята, вы знаете, что в любом сказочном мире герои всегда встречаются с испытаниями. Смотрите, перед нами сказочное болото. Наша с вами задача перебраться через него по кочкам».

Подушки – «кочки», их на 2-3 меньше, чем участников. Если на кочке «лягушатам» тесно, то они должны договориться, как разместиться вместе, а если не получается – прыгают на другие «кочки», выбирая разные стратегии поведения: обнимаются, просят подвинуться.

Ведущий тоже прыгает по «кочкам». Если «лягушата» совсем не могут договориться между собой, он помогает найти выход из конфликта.

Упражнение  «Заряд бодрости»

«Сейчас мы выполним еще одно упражнение, которое вас научит помогать самим себе. Сядьте удобно. Вытяните вперед   руки   и   приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: “Ушки, ушки слышат все!” – 10 раз в одну сторону и 10 в другую. А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку столько же раз со словами: “Просыпайся, третий глаз!” Стряхните ладошки. Соберите пальцы руки в кулачок, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: “Я дышу, дышу, дышу!” – помассируйте ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!»

Игра «Зоопарк» (анималотерапия) каждую позу  удерживать 10-15 секунд.

 «Поза доброй кошки» Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Думать о чем-то добром и радостном.

«Поза сердитой кошки» Полезно чередовать с позой «доброй кошки». Исходное положение то же. Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

«Поза ласковой кошки» Ребенок, стоя на коленях, медленно наклоняет корпус, вытянув руки вперед ладонями вниз. Подбородок касается пола, грудь прижата к коврику, спина плавно прогнута. При этом бедра должны быть перпендикулярны полу. Дыхание спокойное, выдох глубокий, долгий. Затем предложите ребенку отдохнуть, лежа на животе, расслабившись, и потянуться, как это делают кошки.

«Поза верблюда» Ребенок стоит на коленях, ноги вместе, руки опущены. Выдыхая, прогнуться назад, ладонями обхватив пятки. Одну руку поднять вверх, а на другую опереться всем телом перпендикулярно полу. Дыхание произвольное. Отдохнув, лежа на спине, повторить то же самое, но с опорой на другую руку.

«Поза змеи» Лежа на животе и вытянув руки вдоль туловища, ребенок плавно поднимает голову, приподнимаясь на локтях и ровно дыша. Отдохнув, лежа на полу, повторяет позу 2-3 раза.

«Поза льва» Ребенок сидит на коленях, обхватив их кистями рук. Пальцы напряжены, туловище слегка наклонено вперед, шея напряжена. Отдохнув, расслабив спину, плечи, шею, повторить.

Ведущий: «Ребята, в этих упражнениях мы с вами научились владеть своими эмоциями, поведением, а помогало нам в этом собственное тело. Наше тело тоже умеет разговаривать на языке эмоций».

ПИСЬМО ОТ УДИВЛЯКИ

Здравствуйте ребята, наконец и я пришла к вам в гости! Я эмоция удивления и зовут меня Удивляка.  

Удивляюсь я всему

Граду снегу и дождю

Удивляюсь красоте

Пенью птичек по весне

Солнышку я удивляюсь

Звездами я восхищаюсь

Удивляюсь каждый день

Удивляться мне не лень

Вы любите удивляться? Чему вы больше всего удивляетесь?

Ух ты, сколько в вашем домике уже собралось эмоций! Я тоже туда хочу! Я обязательно устрою для всех какой-нибудь сюрприз. Я так люблю всех удивлять и делать разные подарки.  А вам нравиться больше дарить подарки или получать?

И еще я приготовила для вас интересные игры. Только давайте мы сегодня будем играть со всеми эмоциями вместе!

Упражнение «Тренируем эмоции»

Ведущий: «Ребята, попробуйте молча передать разные эмоции:

  • нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек;
  • улыбнуться, как: кот на солнышке; хитрая лиса;
  • позлиться, как: человек, которого толкнули; ребенок, у которого отняли мороженое;
  • испугаться как зайка боится лисы, как боитесь во время сильной грозы
  • удивиться как вы увидели красивую бабочку, как вам дали очень большое мороженое

Игра «Выразительные глазки»

Ведущий: «Ребята, узнать, у кого какое настроение, можно по-разному. Например, при помощи глаз. Педагог загадывает детям какую-либо эмоцию , они стараются выразить ее только при помощи глаз. Другие дети пытаются угадать, какую эмоцию выражает тот или иной ребенок. Остальную часть лица можно прикрыть ладошкой.

«Паровозик с эмоциями»

Дети становятся друг за другом в паровозик и закрывают глазки, последнему в колонне показывают какую-нибудь эмоцию. Потом он хлопает по плечу того ребенка, кто стоит перед ним и показывает эту же эмоцию. Так эмоция передается по цепочке к первому ребенку. Потом дети называют, какую эмоцию они передавали.

Упражнение «Массаж эмоциями»

Ведущий: «Ребята, вы уже знакомы со многими эмоциями. А вы знали, что эмоции можно передавать не только выражением лица, но и при помощи пальцев  рук?»

Участники садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев упираются в спину впереди сидящего участника. По сигналу ведущего обучающиеся изображают подушечками пальцев различные эмоции: радость, злость, страх, грусть ии др.

 «Рисование сказки»

Ведущий: «Ребята, сейчас я буду медленно читать вам сказку. А ваша задача – рисовать ее так, как вы себе ее представляете».

Пример сказки: «Жил-был Синий. Его было много и ему было спокойно. И вдруг пришел Красный. И они стали дружить. А потом Синий сказал красному: «Давай позовем Желтого». И когда Желтый пришел, Синий от радости позеленел.  А красный с желтым тоже подружился».

Когда все участники группы закончат работу, все рисунки выкладываются на середину стола или ковра. Далее следует обсуждение. Дети могут задавать друг другу вопросы, объяснять, почему они именно так решили изобразить сюжет сказки.

Ведущий: «Посмотрите, какие разные рисунки у всех получились. Так бывает потому, что все люди – разные, и они могут видеть одни и те же вещи по-разному».

Заключение и рефлексия

Педагог обсуждает с детьми какая эмоция понравилась детям больше, чьи задания вам понравились.

Дети устраивают выставку  из работ, сделанных за неделю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....

Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»

Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...