«В мире камня Южного Урала» (для подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности)
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель:
1. Воспитание у детей познавательной активности с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
2. Расширение представления об окружающем мире, в частности с народными промыслами мастеров Южного Урала.
3. Прививать интерес к богатой природе Южного Урала.
4. Развитие творчества и воображения.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с коллекцией:
«Камни Южного Урала».
2. Расширить знание детей о разнообразии и красоте Уральских камней.
3. Активизировать речь детей, используя художественное слово.
Предварительная работа:
* Просмотр отрывка из фильма «Кунгурская пещера», слайды о пещерах
Челябинской области.
* Чтение легенды о камне, разучивание стихотворений пословиц о камне,
труде, загадки.
* Рассматривание книг о камнях Южного Урала.
* Сбор коллекции камней Южного Урала.
* Чтение сказок П. Бажова.
* Изготовление массажной дорожки из камня.
Оборудование:
Музыкальный ряд: А.Вивальди «Весна»
мешочек ощущений (камни) коллекция камней Южного Урала; выставка изделий из камня, лупы для каждого ребенка; стаканчики одноразовые, тарелочки; брусочки деревянные на каждого; гвоздь, молоток (для воспитателя); игрушка «Башкирский воин»; костюм спелеолога, фартуки, халаты для лаборантов;
А.Мотора «Поэзия камня» (отрывок фильма);
Массажные дорожки из камней; конфеты «Морские камушки»; камни большие и маленькие для каждого, краски, кисти, вода, салфетки.
I.
Ход занятия:
Звучит музыкальный ряд А.Вивальди «Весна» (заставка слайда) «Уральские горы».
Дети и воспитатель входят в группу. Встают полукругом здороваются с гостями (улыбкой …)
Воспитатель: Сегодня, мы отправимся в путешествие.
· стук в дверь: Гость (переодетый в путешественника – туриста) – Это д/с № 179?
Я тоже, хочу отправиться с вами в путешествие
- А, что у тебя за спиной? (Рюкзак)
Гость загадывает загадку: В сережках, у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать
Тяжелый, большой…..
Кто загадку мою отгадал, кто этот предмет, по предметам узнал? (камень) (В.Мирясова)
Воспитатель предлагает потрогать рюкзак, не открывая, что, там. Узнаем, мы ответ в конце пути.
Воспитатель: приглашает гостя в путешествия.
Воспитатель: отправляемся в путешествия в мир камня Южного Урала.
Мы живем в большой стране на Земле. Как она называется? (Россия). Красивое имя (показать на карте). Есть реки, моря, океаны, горы.
- Каким цветом отмечены горы? (коричневым)
В нашей стране есть замечательный край, в котором мы живем Южный Урал (ответы детей).
Стихи Ася Горская – (Рома, Саша)
«Честь человеку» (в конце занятия)
Как богат Уральский край: - Алина; «Уральские горы» - Максим (в начале занятия)
II .Воспитатель: Урал называется каменной местностью.
«Седой Урал – Урал батюшка».
Слово в переводе с башкирского означает: «Пояс»
«Уральские горы - каменный пояс»
* Легенда (башкирская)*
«Великан, носил пояс с глубокими карманами, он прятал свои богатства. Пояс был огромным. Однажды великан уронил пояс, и пояс лег через всю землю холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет».
Ведущий: Просмотр отрывок фильма (Александра Мотора «Камень») - 2 минуты
Воспитатель: Наш гость и я приглашаю вас отдохнуть, погулять по камушкам. (массажная дорожка из камня).
Физминутка: две дорожки из камня, нужно пройти, преодолеть преграды. Качество человека при пути: смелость, ловкость, внимательность, осторожность.
Ведущий: приглашает занять свои места. Жизнь человека на Урале, связана с камнем, характер, голос и силу, тоже сравнивали «стальные мышцы»,
«сердце – золотое, характер
руки – золотые, голос – серебристый»
«Пословицы о камне»
«Камень не человек, а и тот рушится»
«Нашла коса на камень»
«Сердце не камень»
«Человек не камень, терпит (2 раза) да и треснет»
Мы попробуем раскрыть тайну камня.
Люди, которые ищут камни – геологи (заставка)
III.
Ведущий: Я приглашаю вас в нашу лабораторию провести опыт с камнем (4 лаборанта + 3 путешественника, 1 гость спелеолог).
I опыт: Можно ли увидеть через камень?
Возьмите камень и посмотрите на своего соседа.
Рассмотрите через лупу, есть ли трещинки, крапинки, узоры?
* - не прозрачный *
II опыт: * - Твердость камня *
Сжать в руке камень; брусок, кусок пластилина.
Можно ли вбить гвоздь в камень?
III опыт: t° камня
Взять сжать в руке, передать соседу.
IV опыт: Цвет камня
Опустить в воду , вытащить.
В воде – камень темнеет.
* Растворимость камня – помешать *
не растворяется
Воспитатель подводит итог:
- не прозрачный
- твердый
- меняет цвет в воде
- нет воды
- нет воздуха
Вы очень любознательные почемушки – путешественники!
IV.
Воспитатель: Трудно перечислить все сокровища Уральской земли. Полезные ископаемые Челябинской области. Больше всего в земле и на земле. Мы шагали по тропинке, камни встречались разные, тяжелые, легкие. Но вы, наверное, не подумали какой металл главный среди других на Урале? (о железе).
Дети: железо
Воспитатель: Из земли человек добывает его. Дома, на улице, мы встречаем железные предметы, но железо в чистом виде получает в лаборатории, а в земле с примесями.
Воспитатель: В воде, в растениях, фруктах – есть железо? В нашем организме?
Воспитатель: Если будет мало у человека железа, он заболеет, растение потеряет красоту, аромат. Мы начнем искать не найдем.
Опыт: с яблоком
содержание железа: (откусить, порезать на кусочки почернеет, окислилось т.к. железо при соприкосновении с водой ржавеет (машина…)
Показ: Железная руда *
Раньше были запасы, сейчас все использованы.
* Рассмотреть камень (Железная руда), потрогать (иллюстрация на мольберте).
V.
Земля наша, наш край Южный Урал славиться материалами по камню.
Воспитатель: «Приглашаю вас полюбоваться изделиями. Вспомним правило поведения на выставке. Смотреть глазами!
Показ (видео – Уральские камни «Музей в городе Сибай А.Матора)
Физминутка: «Ветер веет над полями».
Сейчас я предлагаю превратиться в художника в Уральских мастеров, и посмотрев на камень увидев образ и нарисовать что-то.
Воспитатель: Покажите свои камни гостям, друг – другу. Молодцы.
Путешествие наше заканчивается.
Вывод: Стихи – Семен – Эдик
«Честь человеку, что любит свой край»
Я желаю вам путешествий, вырасти добрыми, воспитанными, заботливыми, любить свой край Южный Урал!!!
« Спелеолог» - Матвей – открывает свой рюкзак угощает «морскими камушками» (ко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamni.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Юзеева Т,В.
Воспитатель МДОУ «Д/с №179 о.в.»
«В мире камня Южного Урала»
(для подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности)
Цель:
- Воспитание у детей познавательной активности с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
- Расширение представления об окружающем мире, в частности с народными промыслами мастеров Южного Урала.
- Прививать интерес к богатой природе Южного Урала.
- Развитие творчества и воображения.
Задачи:
- Продолжить знакомство с коллекцией:
«Камни Южного Урала».
- Расширить знание детей о разнообразии и красоте Уральских камней.
- Активизировать речь детей, используя художественное слово.
Предварительная работа:
* Просмотр отрывка из фильма «Кунгурская пещера», слайды о пещерах
Челябинской области.
* Чтение легенды о камне, разучивание стихотворений пословиц о камне,
труде, загадки.
* Рассматривание книг о камнях Южного Урала.
* Сбор коллекции камней Южного Урала.
* Чтение сказок П. Бажова.
* Изготовление массажной дорожки из камня.
Оборудование:
Музыкальный ряд: А.Вивальди «Весна»
мешочек ощущений (камни) коллекция камней Южного Урала; выставка изделий из камня, лупы для каждого ребенка; стаканчики одноразовые, тарелочки; брусочки деревянные на каждого; гвоздь, молоток (для воспитателя); игрушка «Башкирский воин»; костюм спелеолога, фартуки, халаты для лаборантов;
А.Мотора «Поэзия камня» (отрывок фильма);
Массажные дорожки из камней; конфеты «Морские камушки»; камни большие и маленькие для каждого, краски, кисти, вода, салфетки.
Ход занятия:
Звучит музыкальный ряд А.Вивальди «Весна» (заставка слайда) «Уральские горы».
Дети и воспитатель входят в группу. Встают полукругом здороваются с гостями (улыбкой …)
Воспитатель: Сегодня, мы отправимся в путешествие.
- стук в дверь: Гость (переодетый в путешественника – туриста) – Это д/с № 179?
Я тоже, хочу отправиться с вами в путешествие
- А, что у тебя за спиной? (Рюкзак)
Гость загадывает загадку: В сережках, у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий, в ладошке лежать
Тяжелый, большой…..
Кто загадку мою отгадал, кто этот предмет, по предметам узнал? (камень) (В.Мирясова)
Воспитатель предлагает потрогать рюкзак, не открывая, что, там. Узнаем, мы ответ в конце пути.
Воспитатель: приглашает гостя в путешествия.
Воспитатель: отправляемся в путешествия в мир камня Южного Урала.
Мы живем в большой стране на Земле. Как она называется? (Россия). Красивое имя (показать на карте). Есть реки, моря, океаны, горы.
- Каким цветом отмечены горы? (коричневым)
В нашей стране есть замечательный край, в котором мы живем Южный Урал (ответы детей).
Стихи Ася Горская – (Рома, Саша)
«Честь человеку» (в конце занятия)
Как богат Уральский край: - Алина; «Уральские горы» - Максим (в начале занятия)
II .Воспитатель: Урал называется каменной местностью.
«Седой Урал – Урал батюшка».
Слово в переводе с башкирского означает: «Пояс»
«Уральские горы - каменный пояс»
* Легенда (башкирская)*
«Великан, носил пояс с глубокими карманами, он прятал свои богатства. Пояс был огромным. Однажды великан уронил пояс, и пояс лег через всю землю холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет».
Ведущий: Просмотр отрывок фильма (Александра Мотора «Камень») - 2 минуты
Воспитатель: Наш гость и я приглашаю вас отдохнуть, погулять по камушкам. (массажная дорожка из камня).
Физминутка: две дорожки из камня, нужно пройти, преодолеть преграды. Качество человека при пути: смелость, ловкость, внимательность, осторожность.
Ведущий: приглашает занять свои места. Жизнь человека на Урале, связана с камнем, характер, голос и силу, тоже сравнивали «стальные мышцы»,
«сердце – золотое, характер
руки – золотые, голос – серебристый»
«Пословицы о камне»
«Камень не человек, а и тот рушится»
«Нашла коса на камень»
«Сердце не камень»
«Человек не камень, терпит (2 раза) да и треснет»
Мы попробуем раскрыть тайну камня.
Люди, которые ищут камни – геологи (заставка)
III.
Ведущий: Я приглашаю вас в нашу лабораторию провести опыт с камнем (4 лаборанта + 3 путешественника, 1 гость спелеолог).
I опыт: Можно ли увидеть через камень?
Возьмите камень и посмотрите на своего соседа.
Рассмотрите через лупу, есть ли трещинки, крапинки, узоры?
* - не прозрачный *
II опыт: * - Твердость камня *
Сжать в руке камень; брусок, кусок пластилина.
Можно ли вбить гвоздь в камень?
III опыт: t° камня
Взять сжать в руке, передать соседу.
IV опыт: Цвет камня
Опустить в воду , вытащить.
В воде – камень темнеет.
* Растворимость камня – помешать *
не растворяется
Воспитатель подводит итог:
- не прозрачный
- твердый
- меняет цвет в воде
- нет воды
- нет воздуха
Вы очень любознательные почемушки – путешественники!
IV.
Воспитатель: Трудно перечислить все сокровища Уральской земли. Полезные ископаемые Челябинской области. Больше всего в земле и на земле. Мы шагали по тропинке, камни встречались разные, тяжелые, легкие. Но вы, наверное, не подумали какой металл главный среди других на Урале? (о железе).
Дети: железо
Воспитатель: Из земли человек добывает его. Дома, на улице, мы встречаем железные предметы, но железо в чистом виде получает в лаборатории, а в земле с примесями.
Воспитатель: В воде, в растениях, фруктах – есть железо? В нашем организме?
Воспитатель: Если будет мало у человека железа, он заболеет, растение потеряет красоту, аромат. Мы начнем искать не найдем.
Опыт: с яблоком
содержание железа: (откусить, порезать на кусочки почернеет, окислилось т.к. железо при соприкосновении с водой ржавеет (машина…)
Показ: Железная руда *
Раньше были запасы, сейчас все использованы.
* Рассмотреть камень (Железная руда), потрогать (иллюстрация на мольберте).
V.
Земля наша, наш край Южный Урал славиться материалами по камню.
Воспитатель: «Приглашаю вас полюбоваться изделиями. Вспомним правило поведения на выставке. Смотреть глазами!
Показ (видео – Уральские камни «Музей в городе Сибай А.Матора)
Физминутка: «Ветер веет над полями».
Сейчас я предлагаю превратиться в художника в Уральских мастеров, и посмотрев на камень увидев образ и нарисовать что-то.
Воспитатель: Покажите свои камни гостям, друг – другу. Молодцы.
Путешествие наше заканчивается.
Вывод: Стихи – Семен – Эдик
«Честь человеку, что любит свой край»
Я желаю вам путешествий, вырасти добрыми, воспитанными, заботливыми, любить свой край Южный Урал!!!
« Спелеолог» - Матвей – открывает свой рюкзак угощает «морскими камушками» (конфеты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Мы ученые»
Закрепить полученные знания о воде.Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, га...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»
Тема: «Волшебная бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»
Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности ( опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Интересное рядом»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности ( опытно-экспериментальная деятельность)Тема: «Интересное рядом»...
Взаимодействие педагогов подготовительной группы при организации опытно-экспериментальной деятельности и ознакомлении с неклассическими приёмами рисования
В презентации представлен опыт работы воспитателей подготовительной к школе группы по организации взаимодействия в рамках проведения направлений деятельности: опытно-экспериментальная и рисование с ис...