«В мире камня Южного Урала» (для подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель:

1.      Воспитание у детей познавательной активности с использованием опытно – экспериментальной деятельности.

2.      Расширение представления об окружающем мире, в частности с народными промыслами мастеров Южного Урала.

3.      Прививать интерес к богатой природе Южного Урала.

4.      Развитие творчества и воображения.

Задачи:

1.      Продолжить знакомство с коллекцией:

«Камни Южного Урала».

2.      Расширить знание детей о разнообразии и красоте Уральских камней.

3.      Активизировать речь детей, используя художественное слово.

Предварительная работа:

*  Просмотр отрывка из фильма «Кунгурская пещера», слайды о пещерах   

    Челябинской области.

*  Чтение легенды о камне, разучивание стихотворений пословиц о камне, 

    труде, загадки.

*  Рассматривание книг о камнях Южного Урала.

*  Сбор коллекции камней Южного Урала.

*  Чтение сказок П. Бажова.

*  Изготовление массажной дорожки из камня.

Оборудование:

Музыкальный ряд: А.Вивальди «Весна»

мешочек ощущений (камни) коллекция камней Южного Урала; выставка изделий из камня, лупы для каждого ребенка; стаканчики одноразовые, тарелочки; брусочки деревянные на каждого; гвоздь, молоток (для воспитателя); игрушка «Башкирский воин»; костюм спелеолога, фартуки, халаты для лаборантов;

А.Мотора «Поэзия камня» (отрывок фильма);

Массажные дорожки из камней; конфеты «Морские камушки»; камни большие и маленькие для каждого, краски, кисти, вода, салфетки.

I.                  

Ход занятия:

Звучит музыкальный ряд А.Вивальди «Весна» (заставка слайда) «Уральские горы».

Дети и воспитатель входят в группу. Встают полукругом здороваются с гостями (улыбкой …)

Воспитатель: Сегодня, мы отправимся в путешествие.

·         стук в дверь: Гость (переодетый в путешественника – туриста) – Это д/с № 179?

Я тоже, хочу отправиться с вами в путешествие

- А, что у тебя за спиной? (Рюкзак)

Гость загадывает загадку: В сережках, у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий, в ладошке лежать

Тяжелый, большой…..

Кто загадку мою отгадал, кто этот предмет, по предметам узнал? (камень) (В.Мирясова)

Воспитатель предлагает потрогать рюкзак, не открывая, что, там. Узнаем, мы ответ в конце пути.

Воспитатель: приглашает гостя в путешествия.

Воспитатель: отправляемся в путешествия в мир камня Южного Урала.

Мы живем в большой стране на Земле. Как она называется? (Россия). Красивое имя (показать на карте). Есть реки, моря, океаны, горы.

- Каким цветом отмечены горы? (коричневым)

В нашей стране есть замечательный край, в котором мы живем Южный Урал (ответы детей).

Стихи Ася Горская – (Рома, Саша)

«Честь человеку» (в конце занятия)

Как богат Уральский край: - Алина; «Уральские горы» - Максим (в начале занятия)

II .Воспитатель: Урал называется каменной местностью.

«Седой Урал – Урал батюшка».

Слово в переводе с башкирского означает: «Пояс»

«Уральские горы  - каменный пояс»

* Легенда (башкирская)*

«Великан, носил пояс с глубокими карманами, он прятал свои богатства. Пояс был огромным. Однажды великан уронил пояс, и пояс лег через всю землю холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет».

Ведущий: Просмотр отрывок фильма (Александра Мотора «Камень») - 2 минуты

Воспитатель: Наш гость и я приглашаю вас отдохнуть, погулять по камушкам. (массажная дорожка из камня).

Физминутка: две дорожки из камня, нужно пройти, преодолеть преграды. Качество человека при пути: смелость, ловкость, внимательность, осторожность.

Ведущий: приглашает занять свои места. Жизнь человека на Урале, связана с камнем, характер, голос и силу, тоже сравнивали «стальные мышцы»,

«сердце – золотое, характер

  руки – золотые, голос – серебристый»

«Пословицы о камне»

«Камень не человек, а и тот рушится»

«Нашла коса на камень»

«Сердце не камень»

«Человек не камень, терпит (2 раза) да и треснет»

Мы попробуем раскрыть тайну камня.

Люди, которые ищут камни – геологи (заставка)

III.

Ведущий: Я  приглашаю вас в нашу лабораторию провести опыт с камнем (4 лаборанта + 3 путешественника, 1 гость спелеолог).

I опыт: Можно ли увидеть через камень?

Возьмите камень и посмотрите на своего соседа.

Рассмотрите через лупу, есть ли трещинки, крапинки, узоры?

* -  не прозрачный    *

                 II опыт: * - Твердость камня *

Сжать в руке камень; брусок, кусок пластилина.

Можно ли вбить гвоздь в камень?

               III опыт:  t° камня

                                 Взять сжать в руке, передать соседу.

                IV опыт: Цвет камня

 Опустить в воду , вытащить.

 В воде – камень темнеет.

 * Растворимость камня – помешать *

 не растворяется

Воспитатель подводит итог:

- не прозрачный

- твердый

- меняет цвет в воде

- нет воды

- нет воздуха

Вы очень любознательные почемушки – путешественники!

 

IV.

Воспитатель: Трудно перечислить все сокровища Уральской земли. Полезные ископаемые Челябинской области. Больше всего в земле и на земле. Мы шагали по тропинке, камни встречались разные, тяжелые, легкие. Но вы, наверное, не подумали какой металл главный среди других на Урале? (о железе).

Дети: железо

Воспитатель: Из земли человек добывает его. Дома, на улице, мы встречаем железные предметы, но железо в чистом виде получает в лаборатории, а в земле с примесями.

Воспитатель: В воде, в растениях, фруктах – есть железо? В нашем организме?

Воспитатель: Если будет мало у человека железа, он заболеет, растение потеряет красоту, аромат. Мы начнем искать не найдем.

Опыт: с яблоком

содержание железа: (откусить, порезать на кусочки            почернеет, окислилось т.к. железо при соприкосновении с водой ржавеет (машина…)

Показ: Железная руда  *

Раньше были            запасы, сейчас все использованы.

* Рассмотреть камень (Железная руда), потрогать (иллюстрация на мольберте).

 

V.

Земля наша, наш край Южный Урал славиться материалами по камню.

Воспитатель: «Приглашаю вас полюбоваться изделиями. Вспомним правило поведения на выставке. Смотреть глазами!

Показ (видео – Уральские камни «Музей в городе Сибай А.Матора)

Физминутка: «Ветер веет над полями».

Сейчас я предлагаю превратиться в художника в Уральских мастеров, и посмотрев на камень увидев образ и  нарисовать что-то.

Воспитатель: Покажите свои камни гостям, друг – другу. Молодцы.

Путешествие наше заканчивается.

Вывод: Стихи – Семен – Эдик

«Честь человеку, что любит свой край»

Я желаю вам путешествий, вырасти добрыми, воспитанными, заботливыми, любить свой край Южный Урал!!!

« Спелеолог» - Матвей – открывает свой рюкзак угощает «морскими камушками» (ко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Юзеева Т,В.

Воспитатель МДОУ «Д/с №179 о.в.»

«В мире камня Южного Урала»

(для подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности)

Цель:

  1. Воспитание у детей познавательной активности с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
  2. Расширение представления об окружающем мире, в частности с народными промыслами мастеров Южного Урала.
  3. Прививать интерес к богатой природе Южного Урала.
  4. Развитие творчества и воображения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с коллекцией:

«Камни Южного Урала».

  1. Расширить знание детей о разнообразии и красоте Уральских камней.
  2. Активизировать речь детей, используя художественное слово.

Предварительная работа:

* Просмотр отрывка из фильма «Кунгурская пещера», слайды о пещерах

Челябинской области.

* Чтение легенды о камне, разучивание стихотворений пословиц о камне,

труде, загадки.

* Рассматривание книг о камнях Южного Урала.

* Сбор коллекции камней Южного Урала.

* Чтение сказок П. Бажова.

* Изготовление массажной дорожки из камня.

Оборудование:

Музыкальный ряд: А.Вивальди «Весна»

мешочек ощущений (камни) коллекция камней Южного Урала; выставка изделий из камня, лупы для каждого ребенка; стаканчики одноразовые, тарелочки; брусочки деревянные на каждого; гвоздь, молоток (для воспитателя); игрушка «Башкирский воин»; костюм спелеолога, фартуки, халаты для лаборантов;

А.Мотора «Поэзия камня» (отрывок фильма);

Массажные дорожки из камней; конфеты «Морские камушки»; камни большие и маленькие для каждого, краски, кисти, вода, салфетки.

Ход занятия:

Звучит музыкальный ряд А.Вивальди «Весна» (заставка слайда) «Уральские горы».

Дети и воспитатель входят в группу. Встают полукругом здороваются с гостями (улыбкой …)

Воспитатель: Сегодня, мы отправимся в путешествие.

  • стук в дверь: Гость (переодетый в путешественника – туриста) – Это д/с № 179?

Я тоже, хочу отправиться с вами в путешествие

- А, что у тебя за спиной? (Рюкзак)

Гость загадывает загадку: В сережках, у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий, в ладошке лежать

Тяжелый, большой…..

Кто загадку мою отгадал, кто этот предмет, по предметам узнал? (камень) (В.Мирясова)

Воспитатель предлагает потрогать рюкзак, не открывая, что, там. Узнаем, мы ответ в конце пути.

Воспитатель: приглашает гостя в путешествия.

Воспитатель: отправляемся в путешествия в мир камня Южного Урала.

Мы живем в большой стране на Земле. Как она называется? (Россия). Красивое имя (показать на карте). Есть реки, моря, океаны, горы.

- Каким цветом отмечены горы? (коричневым)

В нашей стране есть замечательный край, в котором мы живем Южный Урал (ответы детей).

Стихи Ася Горская – (Рома, Саша)

«Честь человеку» (в конце занятия)

Как богат Уральский край: - Алина; «Уральские горы» - Максим (в начале занятия)

II .Воспитатель: Урал называется каменной местностью.

«Седой Урал – Урал батюшка».

Слово в переводе с башкирского означает: «Пояс»

«Уральские горы - каменный пояс»

* Легенда (башкирская)*

«Великан, носил пояс с глубокими карманами, он прятал свои богатства. Пояс был огромным. Однажды великан уронил пояс, и пояс лег через всю землю холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет».

Ведущий: Просмотр отрывок фильма (Александра Мотора «Камень») - 2 минуты

Воспитатель: Наш гость и я приглашаю вас отдохнуть, погулять по камушкам. (массажная дорожка из камня).

Физминутка: две дорожки из камня, нужно пройти, преодолеть преграды. Качество человека при пути: смелость, ловкость, внимательность, осторожность.

Ведущий: приглашает занять свои места. Жизнь человека на Урале, связана с камнем, характер, голос и силу, тоже сравнивали «стальные мышцы»,

«сердце – золотое, характер

руки – золотые, голос – серебристый»

«Пословицы о камне»

«Камень не человек, а и тот рушится»

«Нашла коса на камень»

«Сердце не камень»

«Человек не камень, терпит (2 раза) да и треснет»

Мы попробуем раскрыть тайну камня.

Люди, которые ищут камни – геологи (заставка)

III.

Ведущий: Я приглашаю вас в нашу лабораторию провести опыт с камнем (4 лаборанта + 3 путешественника, 1 гость спелеолог).

I опыт: Можно ли увидеть через камень?

Возьмите камень и посмотрите на своего соседа.

Рассмотрите через лупу, есть ли трещинки, крапинки, узоры?

* - не прозрачный *

II опыт: * - Твердость камня *

Сжать в руке камень; брусок, кусок пластилина.

Можно ли вбить гвоздь в камень?

III опыт: t° камня

Взять сжать в руке, передать соседу.

IV опыт: Цвет камня

Опустить в воду , вытащить.

В воде – камень темнеет.

* Растворимость камня – помешать *

не растворяется

Воспитатель подводит итог:

- не прозрачный

- твердый

- меняет цвет в воде

- нет воды

- нет воздуха

Вы очень любознательные почемушки – путешественники!

IV.

Воспитатель: Трудно перечислить все сокровища Уральской земли. Полезные ископаемые Челябинской области. Больше всего в земле и на земле. Мы шагали по тропинке, камни встречались разные, тяжелые, легкие. Но вы, наверное, не подумали какой металл главный среди других на Урале? (о железе).

Дети: железо

Воспитатель: Из земли человек добывает его. Дома, на улице, мы встречаем железные предметы, но железо в чистом виде получает в лаборатории, а в земле с примесями.

Воспитатель: В воде, в растениях, фруктах – есть железо? В нашем организме?

Воспитатель: Если будет мало у человека железа, он заболеет, растение потеряет красоту, аромат. Мы начнем искать не найдем.

Опыт: с яблоком

содержание железа: (откусить, порезать на кусочки почернеет, окислилось т.к. железо при соприкосновении с водой ржавеет (машина…)

Показ: Железная руда *

Раньше были запасы, сейчас все использованы.

* Рассмотреть камень (Железная руда), потрогать (иллюстрация на мольберте).

V.

Земля наша, наш край Южный Урал славиться материалами по камню.

Воспитатель: «Приглашаю вас полюбоваться изделиями. Вспомним правило поведения на выставке. Смотреть глазами!

Показ (видео – Уральские камни «Музей в городе Сибай А.Матора)

Физминутка: «Ветер веет над полями».

Сейчас я предлагаю превратиться в художника в Уральских мастеров, и посмотрев на камень увидев образ и нарисовать что-то.

Воспитатель: Покажите свои камни гостям, друг – другу. Молодцы.

Путешествие наше заканчивается.

Вывод: Стихи – Семен – Эдик

«Честь человеку, что любит свой край»

Я желаю вам путешествий, вырасти добрыми, воспитанными, заботливыми, любить свой край Южный Урал!!!

« Спелеолог» - Матвей – открывает свой рюкзак угощает «морскими камушками» (конфеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Мы ученые»

Закрепить полученные  знания о воде.Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом  тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, га...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Ознакомление детей со свойствами воды и воздуха»

Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний.Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, со свойствами воды;Дать детям представление о...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности ( опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Интересное рядом»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности  ( опытно-экспериментальная деятельность)Тема: «Интересное рядом»...

Взаимодействие педагогов подготовительной группы при организации опытно-экспериментальной деятельности и ознакомлении с неклассическими приёмами рисования

В презентации представлен опыт работы воспитателей подготовительной к школе группы по организации взаимодействия в рамках проведения направлений деятельности: опытно-экспериментальная и рисование с ис...