Проект "Народная игрушка"
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект для детей старшей группы "Народная игрушки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnaya_igrushka_dekabr_olehova_v.v.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга
Проект
Тема: «Народная игрушка»
для детей старшей группы №1 «Пчёлки»
Выполнила воспитатель:
Олехова Виктория Викторовна
г. Санкт - Петербург, 2024
Срок реализации проекта: 09 декабря 2024 г. – 13 декабря 2024 г.
Вид проекта: краткосрочный, групповой.
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный с элементами творчества.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Актуальность
Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребёнку лишь остаётся роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».
Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
- Образовательные:
•Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
•Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
- Развивающие:
- Развивать навыки изготовления некоторых видов народной игрушки из различных материалов.
- Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
- Развивать познавательную активность, творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
- Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русской народной игрушке.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование
2 этап - основной (практический)
- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приёмов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке
- Продуктивная деятельность
3 этап – заключительный
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка».
- Презентация проекта «Народная игрушка».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними.
- Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.
- Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Реализация проекта
- Познавательное развитие (ФЦКМ):
- «Русская народная игрушка».
- Загадывание загадок по теме проекта.
- Считалки, потешки, заклички, скороговорки, частушки.
- Дидактическая игра: «Узнай игрушку по описанию»
- Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
- Дидактическая игра: «Составь узор», «Сосчитай матрёшек»
- Художественно – эстетическое развитие:
- Лепка дымковской игрушки «Свистулька».
- Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрёшек
- Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»
- Чтение художественной литературы:
- Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.
- Г. Л. Дайн «Игрушечных дел мастер»
- Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей»
- М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки»
- Ю. Анохин «В музее игрушек»
- Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек»
- Пальчиковый театр «Весёлые матрешки»
- беседы с детьми на тему: «Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрёшка)
- Составление описательного рассказа о народной игрушке
- Сочиняем сказку «В гостях у Матрены»
- Физическое развитие:
- Русская народная игра: «Сиди, сиди, Яша», «Бабки».
- Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеёк».
- Физкультминутки
- Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек»
- Безопасность:
- Беседа: «Как играть с игрушкой» - соблюдение правил безопасности.
- Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд: «В гости к русским мастерам»
Работа с родителями:
- Консультация «Игрушки для современных детей»
- Анкетирование на тему: «Народная игрушка»
- Консультация «Русская матрёшка. Кто она?»
Результаты реализации проекта:
Проект реализован, поставленные цель и задачи выполнены. Много тёплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.
Список литературы
- Берестнёва Е. Кукольный сундучок [Текст] / Е. Берестнёва, Н. Догаева. - Белый город, 2010. - 112 с.
- Богулавская И. Я. Русская народная глиняная игрушка [Текст] / И. Я. Богулавская. - Л.: Искусство, 1975. - 148 с.
- Воробьёва О. Я. Декоративно - прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика [Текст] / О. Я. Воробьёва. - Волгоград.: Учитель, 2009. - 140 с.
- Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми. 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий [Текст] / В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. - М.: Учитель, 2010. - 144 с.
- Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации [Текст]: конспекты занятий / А. А. Грибовская. - М.: Скрипторий, 2003. - 168 с.
- Дайн Г. Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г. Д. Дайн. - М.: Сов. Россия, 1987. - 126 с.
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: программа / О. Л. Князева, М. Д. Махнёва. - М.: Детство - Пресс, 2006. - 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...