проект "Гость группы"
проект (средняя группа)
Пояснительная записка
Задачи по ранней профориентации дошкольников определены вступившей в силу новой Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gost_gruppy.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Жана-Аульская СОШ» детский сад «Балдырган»
Проект для родителей и детей детского сада
«Балдырган»
«Гость группы»
Окашева Акжол Есентаевна
с.Жана-Аул, 2024 год.
Пояснительная записка
Задачи по ранней профориентации дошкольников определены вступившей в силу новой Федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом.
Актуальность
Актуальность работы по ознакомлению с профессиями обоснована в первую очередь в ФОП ДО. Определены целевые ориентиры на этапе завершения, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников. В то же время в соответствии с п 1.1 ФОП ДО необходимо создание условий для активного включения и равноправного участия родителей (законных представителей) в образовательную деятельность ДОУ.
За многотысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Согласно требованиям стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей.
Для успешной реализации Программы в соответствии с ФОП ДО необходимо обеспечить психолого - педагогические условия. Одно из таких условий вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада.
Наша задача, как педагога, заинтересовать родителей и вовлечь их образовательную деятельность, через использование нетрадиционных форм работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей.
Одной из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, имеющая определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества, а также способствующая сближению детей, родителей и педагогов является такая форма работы, как «Гость группы».
«Гость группы» – очень интересная форма работы с семьей. Её суть заключается в том, что родители приходят в группу делятся с детьми своими увлечениями, рассказывают о своей профессии, о семейных традициях, проводят экскурсии с детьми и др., в зависимости от своих возможностей, интересов. Дети на такой встрече задают гостю различные интересующие их вопросы. Положительным плюсом встреч в таком формате является эмоциональное состояние детей. Ребёнок, чей родитель приходит на встречу, испытывает чувство гордости, радости, чувствует себя лидером, находится под всеобщим вниманием. Это положительно сказывается особенно на тех детях, которые замкнуты, стеснительны, малоактивны.
Эта форма сотрудничества работы помогает укрепить внутрисемейные связи, способствует творческому раскрытию семьи, педагогическому просвещению родителей, а также способствует сближению детей, родителей и воспитателей в единый коллектив.
Участниками могут быть как родители, так и бабушки и дедушки, другие члены семьи, а также социальные партнёры.
Чтобы работа с родителями была результативной строила её поэтапно исходя из принципов:
- доверительность отношений который предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- определяя принцип личностной заинтересованности родителей, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться, человек, должен сам захотеть»;
- подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным участникам процесса взаимодействия. Они для нас не ученики, а партнёры, и мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно.
Педагогическая целесообразность, новизна проекта
Педагогическая целесообразность проекта состоит в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий. Новизна данного проекта заключается в введение новых форм работы с дошкольниками с целью их развития.
Цель- укрепление детско-родительских отношений, сотрудничество дошкольной образовательной организации с родителями и социальными партнерами.
Задачи:
– развитие познавательного интереса к профессиональной деятельности взрослых;
– установить партнерские отношения с семьями воспитанников и социальными партнерами;
– объединить усилия для развития и воспитания детей;
– знакомство с разнообразными видами профессиональной деятельности родителей;
– создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
– поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Педагоги:
− приобретают новые навыки конструктивного взаимодействия с родителями, в ходе которого возникает более тесный психологический и социальный контакт;
− в рамках социального партнёрства привлекают людей разных профессий, тем самым внося разнообразие и расширяя временные рамки реализации технологии «Гость группы»;
− появляется новая возможность для наблюдения за детьми в другой образовательной обстановке;
− появляются новые возможности для планирования игровой деятельности.
Родители и другие взрослые:
− придают большее значение увлечениям ребёнка, активнее включаются в образовательный процесс как в целом, так и по ранней профориентации дошкольника;
− понимают, как иногда нелегко справиться с коллективом детей, удержать их внимание, как важна подготовка к занятию. Это сближает родителей с педагогами, повышает уважение к труду педагога;
− лучше узнают своего ребёнка, видят его в новой роли, не «мама – ребёнок», «папа – ребёнок», в другой обстановке.
Воспитанники:
− учатся слушать, слышать, задавать вопросы;
− видят своих родителей (маму, папу, бабушку и т. д.) в новой роли – «воспитатель»;
− получают образец, наглядный пример социальной активности;
− испытывают гордость, что именно его мама ведет «занятие», ее слушают другие дети, тем самым повышается самооценка ребенка;
− узнают новое о профессии, об окружающем мире.
Вид проекта: групповой
Тип проекта: информационно – познавательный,.
Срок реализации проекта: краткосрочный октябрь 2024г.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Активное включение, заинтересованность и участие родительской общественности в образовательном процессе.
- Родители повысят свою педагогическую просвещенность.
- Изменится отношение и понятие педагогической деятельности, появится взаимопонимание, вместо потребительского отношения к деятельности ДОУ в целом.
- Созданы условия для социальной ситуации развития детей, так как дети взаимодействуют с более широким кругом взрослых людей.
- Дети достигнут более высокого уровня в образовательной области социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, лучших результатов в развитии познавательного интереса к окружающему миру, у детей сформируется позитивная установка к труду и творчеству.
-Обогатится активный словарь детей.
- Дети будут использовать полученные знания в игровой деятельности
Продукт проекта:
Фотовыставка по итогам реализации проекта «Гость группы», видеоролик «Гость группы», организация родительского собрания «Итоги проекта «Гость группы», анкетирование (отзывы) родителей.
Концепция проекта: Родитель консультируется с педагогами, проводит мероприятие с детьми. Родитель выступает равноправным партнером педагогу.
Намечена перспектива в работе с родителями с использованием новых нетрадиционных форм и оригинальных идей.
На родительском собрании, инициативные родители, интересовались: «Чему можно научить ребенка за 15-20 минут?»
По запросу родителей был разработан совместный проект «Гость группы» - долгосрочный, реализуется в системе ежемесячно, в течении учебного года.
Деятельность в рамках данного проекта заключается в тесном творческом, партнерском взаимодействии педагогов, родителей и детей, где родитель выступает равноправным участником образовательных отношений, реализует себя в роли воспитателя.
Этапы взаимодействия с будущим гостем группы:
Подготовительный этап:
- моделировали общение на предстоящую деятельность,
-устанавливали между педагогами и родителями доброжелательные отношения для будущего делового сотрудничества.
- провели анкетирование родителей (выяснили, кто из родителей может провести совместную деятельность с детьми в детском саду).
- составили план совместных мероприятий с родителями в форме «Гость группы».
- обсудили с родителями темы, структуру деятельности.
Далее предлагаю родителям поучаствовать в проекте «Гость группы».
Помогаю систематизировать и адаптировать подготовленный родителем материал в соответствии с возрастными особенностями детей нашей группы. Вместе составляем конспект встречи, включающий беседу, вопросы, игры. Обговариваем наличие определённых атрибутов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости, повышению активности детей.
Далее переходим к основному этапу.
Этапы реализации:
Предварительный:
-Организован круглый стол «Детский сад родителям и детям рад», где был представлен данный проект.
- Размещен на информационном стенде группы комплексно - тематический план на учебный год, для выбора родителями понравившейся темы мероприятия.
Основной:
Воспитатель консультирует родителей по различным возникшим вопросам, совместно разрабатывается мероприятие, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы.
Родители самостоятельно под контролем педагога, проводят мероприятие в рамках планирования, для детей группы, с учетом специфики ДОУ для детей с нарушением зрения согласно структуре занятия (зрительные физ. минутки, подвижные игры, а также сюжетно-ролевые игры, словарные игры «Вопрос – ответ», изобразительную деятельность).
Родители используют разнообразные формы, виды деятельности, методы:
- беседы; - показ способа действия, игровые приемы
- показ иллюстраций, наглядно-дидактических пособий, подбирая определенного вида и размера наглядный материал, рекомендованный для детей с особенностями в развитии и особыми образовательными потребностями.
Заключительный:
Организована семейная гостиная с презентацией для родителей «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках тематического планирования», по итогам реализации проекта "Гость группы" намечена перспектива: продолжать проект с привлечением социальных партнеров.
Планирование работы по реализации проекта:
ФИО родителя | Форма вовлеченности в образовательный процесс с детьми | Сроки | Ожидаемый результат, продукт деятельности |
Тусупов М.А.(ветеринарный врач) | Беседа о профессии Развлечение «Доктор Айболит» | 05.11.2024 | Расширение представлений о труде взрослых, презентация «Спасибо за помощь!» |
Нуралинова Г.К. (повар) | Комплексно-тематическое занятие «Угощение для Карлсона» | 06.11.2024 | Расширение представлений о профессии повара, Кондитерское изделие - печенье. |
Сатканбаева С.В. (педагог-психолог школы) | Занятие | 07.11.2024 | Расширение представлений о профессии педагога-психолога |
Имангажинова Г.М. (работник почты) | Экскурсия на почту Беседа о профессии | 08.11.2024 | Расширение представлений о профессии .Получение письма от детей мам. |
Самашев Е.Т. (военнослужащий) | Беседа о профессии военнослужащего | 12.11.2024 | Расширение представлений о профессии военнослужащего |
Амиренова А.Ы.- старейшина села, член союза писателей Республики Алтай | Беседа | 13.11.2024 | Расширение представлений о писателе, поэте. |
Нуралинова А.Т. (экскурсовод) | Экскурсия в музей | 14.11.2024 | Познакомить детей с понятием «музей», «экспонаты», «экскурсовод», с правилами поведения в музее. Рассказать о цели создания музея и о его назначении |
Родительское собрание по итогам реализации проекта | «Итоги реализации детско – родительского проекта» | 15.11.2024 | Организация совместного анализа результатов проекта, побуждение родителей к продолжению проекта, представление результатов реализации проекта. |
Можно сделать вывод, что направление работы вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада в виде технологии «Гость группы» отвечает актуальным взглядам потребностям и ценностям современного общества в отношении формирования гармонично развитой личности.
Внедрение данной технологии помогает решить важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально -нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей.
Список литературы:
1. Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог - родитель». – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.
3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
4. Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: учебно-метод. пособие/ Г.И. Репринцева, Н.Р. Азизова. – М.: ФОРУМ, 2015. – 305 с.
5. Почивалова Т.А. «Гость группы» как эффективная форма взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников // Совушка. – 2020. – №2. 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://v-slovo.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...