Педагогический проект "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект разработан творческой группой из участников РМО ССППС. Направлен на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_emotsionalnyy_intellekt_v_deystvii.doc | 826 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Педагогический проект
«Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ»
Автор:
творческая группа из
участников районного методического объединения ССППС
Сельдемирова Жанна Александровна
Арефьева Екатерина Валерьевна
Афанасьева Ирина Артуровна
Шуматбаева Ирина Альбертовна
Березово, 2022 г.
Актуальность проекта
В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных составляющих жизненной успешности личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Дошкольный возраст – это интенсивный период активного эмоционального становления детей, совершенствование их самосознания, период высокой творческой активности. Именно в дошкольном детстве закладывается так называемое «ядро» уверенности в себе – позитивное самоотношение.
Дошкольный возраст является ещё и периодом возникновения и развития совместной деятельности. Именно совместная коллективная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и таким образом у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения.
Согласно теории деятельности, эмоциональный интеллект и социальная компетентность в большей степени проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка.
Способность ребенка адекватно выражать эмоции - залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности.
Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную творческую деятельность в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
- Развивать умение договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
- Развивать волевые качества, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- Развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
- Развивать чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Привлечение родителей к совместным мероприятиям.
Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, их родители и воспитатели.
Сроки проведения проекта: октябрь 2022 г. – май 2023 г.
Этапы реализации проекта:
1. Проектировочный:
- подбор и изучение необходимой литературы
- изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями
- составление календарно-тематического плана работы
- подготовка различного материала для осуществления проекта
2. Основной:
- реализация проекта в соответствии с календарно-тематическим планированием
3. Заключительный:
- анализ эффективности проекта
по повышению качества образования
- анкетирование родителей с целью определения
удовлетворённости проектом
Ожидаемые результаты:
- У детей развиты коммуникативные навыки:
- сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- развито умение устанавливать контакт и поддерживать его;
- развито умение договариваться.
- Приобретены навыки коллективной работы, навыки сотрудничества и взаимодействия.
- Развиваются волевые качества, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
- У детей развита эмоциональная сфера:
- развито умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- развито понимание собственного эмоционального состояния;
- развито умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;
- развито умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.
- Оптимизация детско-родительских отношений.
Календарно-тематическое планирование мероприятий
Месяц | Мероприятие | Участники |
Октябрь | Семейное селфи с Эмоцией (онлайн-мероприятие) | Родители и дети |
Ноябрь | Угадай мультфильм по Эмодзи (онлайн-мероприятие) | Дети и родители |
Декабрь | Мероприятия с детьми младших групп. Знакомство с эмоциями "Грусть", "Радость". | Дети и родители, воспитатели групп |
Январь | Мероприятия с детьми старших группы. Знакомство с эмоцией "Гнев". | Родители и дети, воспитатели групп |
Февраль | Мероприятия с детьми средних групп. Знакомство с эмоциями "Грусть", "Радость", "Гнев", "Удивление". | Родители и дети, воспитатели групп |
Март | Мероприятия с детьми подготовительных групп. Знакомство с Долиной Монсиков, где каждый Монсик дружит с Эмоцией. | Родители и дети, воспитатели групп |
Апрель | Итоговое мероприятие. Творческие семейные конкурсы поделок "Лучшая коробочка радости" и "Лучший спиннер грусти". | Родители и дети |
Май | Анкетирование родителей Анализ эффективности проекта Награждение участников проекта | Родители и дети Участники РМО ССППС |
Практическая значимость проекта:
Предложенный проект имеет универсальный характер и может быть использован в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС.
Инновационный характер проекта:
Заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами.
Список литературы
1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. Спб.: БВХ-Петербург, 2012.-288с.
2.Андреева И.Н. О становлении понятия "эмоциональный интеллект" Источник: Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 83-95.
3..Балакирева Т.С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1.
4.Брушлинский А. В. Психология индивидуального и группового субъекта. -М, - 2002. - 267 с.
5. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. - 223 с.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 2004. -432с.
7. Гоулмон. Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А. Исаевой.–Москва: Манн, Иванов и Фербер,2020- 544с..
8.Готтман.Д Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. Издание на русском языке, ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.-45 с
9.Громова Т. В. Страна эмоций. — М.: Перспектива, 2002. — 25 с.
10.Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.
11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2006. - 320с.
12. Копытин А.И. Арт-терапия : хрестоматия / - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2009. - №6.
14. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик». – М.: Издательство Речь, 2022. – 96 с.
15. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12.
16.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. — М.: Аркти, 1999. — 48 с.
17.Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.
18. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // URL: http://festival. 1 september.ru/
19. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию
эмоциональной сферы. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 72 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Вот и закончился наш проект. Для того, чтобы проанализировать эффективность проекта «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ», и в дальнейшем использовать данный проект, просим Вас ответить на несколько вопросов!
1. Понравился ли Вам проект? А Вашему ребенку? _____________________________________________________________________________
2. Какие мероприятия в рамках проекта запомнились больше? Почему? _____________________________________________________________________________
3. Узнали ли Вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?
_____________________________________________________________________________
4. Что нового появилось в Ваших отношениях с ребёнком?
_____________________________________________________________________________
5. Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы участвовали в мероприятиях?
_____________________________________________________________________________
6. Как Вы думаете, помог ли данный проект развить эмоциональный интеллект Вашего ребёнка, Ваш?
_____________________________________________________________________________
9. Ваши пожелания и предложения:
_____________________________________________________________________________
Спасибо за уделенное внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио педагогическое кредо: Будь инициативным, Действуй моментально, Твори оригинально Исполняй моментально!
портфолио Абзаловой Танвиры Музиповны...
Выступление на педагогическом часе. Тема: "Стимулирующее действие физических упражнений на функцию движения у детей с нарушенной осанкой"
На начальной стадии нарушений осанки (круглая, плоская спина, сутулость) у дошкольников при помощи специальных физических упражнений можно исправить эти дефекты....
Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях
Цель тренинга - умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов....
Педагогический проект "Формирование познавательных действий первичных представлений об объектах окружающего мира"
Педагогический проект. ...
Моя педагогическая находка «Интеллект-карты в образовательном процессе ДОУ»
Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ...
Педагогическая находка «Интеллект – карты»
МКДОУ «Коноваловский детский сад» Педагогическая находка «Интеллект – карты»...
Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"
Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...
- Мне нравится (1)