Педагогический проект "Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сельдемирова Жанна Александровна

Проект разработан творческой группой из участников РМО ССППС. Направлен на развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_emotsionalnyy_intellekt_v_deystvii.doc826 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Педагогический проект

«Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ»

Автор:

творческая группа из

участников районного методического объединения ССППС

Сельдемирова Жанна Александровна

Арефьева Екатерина Валерьевна

Афанасьева Ирина Артуровна

Шуматбаева Ирина Альбертовна

Березово, 2022 г.

Актуальность проекта

В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных составляющих жизненной успешности личности.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально - коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Дошкольный возраст – это интенсивный период активного эмоционального становления детей, совершенствование их самосознания, период высокой творческой активности. Именно в дошкольном детстве закладывается так называемое «ядро» уверенности в себе – позитивное самоотношение.

 Дошкольный возраст является ещё и периодом возникновения и развития совместной деятельности. Именно совместная коллективная деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и таким образом у ребенка появляются такие качества, как способность решать проблемы путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения.

 Согласно теории деятельности, эмоциональный интеллект и социальная компетентность в большей степени проявляются и развиваются в условиях социальной активности ребенка.

Способность ребенка адекватно выражать эмоции - залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности.

Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную творческую деятельность в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

  • Развивать умение договариваться, учитывая интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
  • Развивать волевые качества, умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
  • Развивать чувство собственного достоинства, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  •  Привлечение родителей к совместным мероприятиям.        

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, их родители и воспитатели.

Сроки проведения проекта: октябрь 2022 г. – май 2023 г.

 Этапы реализации проекта:

1. Проектировочный:

- подбор и изучение необходимой литературы

- изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями

- составление календарно-тематического плана работы

- подготовка различного материала для осуществления проекта

2. Основной:

- реализация проекта в соответствии с календарно-тематическим планированием

3. Заключительный:

- анализ эффективности проекта

по повышению качества образования

- анкетирование родителей с целью определения

 удовлетворённости проектом

Ожидаемые результаты:

  • У детей развиты коммуникативные навыки:
  • сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • развито умение устанавливать контакт и поддерживать его;
  • развито умение договариваться.
  • Приобретены навыки коллективной работы, навыки сотрудничества и взаимодействия.
  • Развиваются волевые качества, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
  • У детей развита эмоциональная сфера:
  • развито умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  • развито понимание собственного эмоционального состояния;
  • развито умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои эмоции;
  • развито умение управлять своими эмоциями и эмоциями других.
  • Оптимизация детско-родительских отношений.

Календарно-тематическое планирование мероприятий

Месяц

Мероприятие

Участники

Октябрь

Семейное селфи с Эмоцией

(онлайн-мероприятие)

Родители и дети

Ноябрь

Угадай мультфильм по Эмодзи

(онлайн-мероприятие)

Дети и родители

Декабрь

Мероприятия с детьми младших групп. Знакомство с эмоциями "Грусть", "Радость".

Дети и родители, воспитатели групп

Январь

Мероприятия с детьми старших группы. Знакомство с эмоцией "Гнев".

Родители и дети, воспитатели групп

Февраль

Мероприятия с детьми средних групп. Знакомство с эмоциями "Грусть", "Радость", "Гнев", "Удивление".

Родители и дети, воспитатели групп

Март

Мероприятия с детьми подготовительных групп. Знакомство с Долиной Монсиков, где каждый Монсик дружит с Эмоцией.

Родители и дети, воспитатели групп

Апрель

Итоговое мероприятие. Творческие семейные конкурсы поделок "Лучшая коробочка радости" и "Лучший спиннер грусти".

Родители и дети

Май

Анкетирование родителей

Анализ эффективности проекта

Награждение участников проекта

Родители и дети

Участники РМО ССППС

Практическая значимость проекта:

         Предложенный проект имеет универсальный характер и может быть использован в других дошкольных организациях, при проектно-исследовательской деятельности педагогов в учреждениях начального школьного образования. Данная практика может быть использована в работе воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, специалистами ППС.

Инновационный характер проекта:

Заключается в использовании новых подходов и технологий: арт-педагогические, информационно-коммуникационные, игровые, коммуникативные, технологии сотрудничества с родителями и педагогами.

Список литературы

1.Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. Спб.: БВХ-Петербург, 2012.-288с.

2.Андреева И.Н. О становлении понятия "эмоциональный интеллект" Источник: Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 83-95.

3..Балакирева Т.С. Эмоции и дети - комплексные занятия педагога - психолога // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1.

4.Брушлинский А. В.  Психология индивидуального и группового субъекта. -М, - 2002. - 267 с.

5. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. –  М.: Ось-89, 2002. - 223 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. - М.: Педагогика, 2004. -432с.

7. Гоулмон. Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А. Исаевой.–Москва: Манн, Иванов и Фербер,2020- 544с..

 8.Готтман.Д  Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей.  Издание на русском языке, ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015.-45 с

9.Громова Т. В. Страна эмоций. — М.: Перспектива, 2002. — 25 с.

10.Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 160 с.

11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2006. - 320с.

12. Копытин А.И. Арт-терапия : хрестоматия /  - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

13. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2009. - №6.

14. Куражева Н.Ю. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик-семицветик». – М.: Издательство Речь, 2022. – 96 с.

15. Морозова О., Даведьянова Н., Сикорский А. О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12.

16.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. — М.: Аркти, 1999. — 48 с.

17.Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. - 2007. - №3.

18. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей // URL: http://festival. 1 september.ru/

19. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию

эмоциональной сферы. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 72 с.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

   Вот и закончился наш проект. Для того, чтобы проанализировать эффективность проекта «Эмоциональный интеллект в ДЕЙСТВИИ», и в дальнейшем использовать данный проект, просим Вас ответить на несколько вопросов!

1. Понравился ли Вам проект? А Вашему ребенку? _____________________________________________________________________________

2. Какие мероприятия в рамках проекта запомнились больше? Почему? _____________________________________________________________________________

3. Узнали ли Вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?

_____________________________________________________________________________

4. Что нового появилось в Ваших отношениях с ребёнком?

_____________________________________________________________________________

5. Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы участвовали в мероприятиях?

_____________________________________________________________________________

6. Как Вы думаете, помог ли данный проект развить эмоциональный интеллект Вашего ребёнка, Ваш?

_____________________________________________________________________________

9. Ваши пожелания и предложения:

_____________________________________________________________________________

Спасибо за уделенное внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом часе. Тема: "Стимулирующее действие физических упражнений на функцию движения у детей с нарушенной осанкой"

На начальной стадии нарушений осанки (круглая, плоская спина, сутулость) у дошкольников при помощи специальных физических упражнений можно исправить эти дефекты....

Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях

Цель тренинга - умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов....

Моя педагогическая находка «Интеллект-карты в образовательном процессе ДОУ»

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ...

Педагогическая находка «Интеллект – карты»

МКДОУ «Коноваловский детский сад»         Педагогическая  находка   «Интеллект – карты»...

Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"

Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...