Обобщение опыта. Тема педагогического опыта «Буккроссинг – новая форма приобщения детей к источнику знаний»
методическая разработка
Материал об инновационном направлении буккроссинг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Теремок» п. Лев Толстой
Тема педагогического опыта
«Буккроссинг – новая форма приобщения детей к источнику знаний»
Опыт работы по внедрению буккорссинга в образовательное пространство МБДОУ детский сад «Теремок»
(в рамках от 2 - 5 лет)
Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок»
Мартынова Л.П.
п. Лев Толстой 2024 год
Содержание.
Сведения об авторах
- Условия возникновения, становления опыта…..
- Актуальность и перспективность опыта…..
- Ведущая педагогическая идея опыта……
- Теоретическая база…..
- Новизна опыта…..
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения…….
- Анализ результативности…….
- Трудности и проблемы при использовании……
- Адресная направленность….
Сведения об авторе
Мартынова Людмила Петровна -воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Теремок» посёлок Лев Толстой, Липецкая область.
Образование:
-в 2004 году закончила Лебедянский педагогический колледж.
-профессия: Воспитатель.
- с 2005 года работаю воспитателем в МБДОУ д/с «Теремок»
Общий стаж работы более 20 лет, из них педагогический стаж 20 лет.
- Условия возникновения, становления опыта.
Как педагоги дошкольного образовательного учреждения, мы активно применяем в своей работе художественную литературу, чтение книг, так как чтение оказывает огромное влияние на формирование психики ребёнка, помогает им на примере произведений подготовиться в «взрослой» жизни. Книги помогают развивать память, мышление, правильную речь. Через книги дети познают мир, оценивают ту или иную ситуацию. Чтение книг доставляет детям радость.
«Без книг пуста человеческая жизнь.
Книга не только наш друг, но и постоянный
вечный спутник »
Д. Бедный
«По-настоящему ведёт за собой та книга,
из которой читатель делает выводы сам.
Только такая книга влияет на его поведение »
К.И.Чуковский
Буккроссинг может применяться с младшего дошкольного возраста, ведь книга должна сопутствовать человеку всю жизнь.
В настоящее время пропаганда чтения, повышает интерес к книгам, приобщает детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождает интерес к чтению, традициям семейного чтения. Буккроссинг помогает формировать у детей не только любовь к книгам. С помощью приобщения детей и их родителей к чтению мы решаем основные задачи в развитии речи дошкольников. Это - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, развитие фонематического слуха, овладение предпосылками обучения чтению. Также чтение книг помогает развивать речевую активность детей, обучать пользоваться информацией, воспитывать бережное отношение к книгам. Речевая развивающая среда наиболее эффективно влияет на развитие разных сторон речи каждого ребёнка. Передавать родителям педагогические знания по развитию речи дошкольников является одним из самых важных направлений работы педагогов ДОУ. Речевое общение это важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, оно является одним из основных средств воспитания и развития дошкольников. В 2021 году группа «Матрёшка» стала участником движения буккроссинг. В организации он простой, но очень эффективный. Речь пойдёт о книге как источник знаний. С помощью чтения книг можно развить у ребёнка умение говорить и мыслить, умение познавать и делать умозаключения, умение вслушиваться в речь взрослого, память, внимание, воображение, выразительность речи.
Кроме этого детские сказки и рассказы воспитывают правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и в дальнейшем поможет в учёбе. Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.
2. Актуальность и перспективность опыта
В настоящее время научить детей любить книги и приобщить к чтению является очень болезненной проблемой. В современном мире высоких технологий бумажные книги заменяются гаджетами.
Зачем же читать бумажные книги? А ведь каждая книга — это практически «живое» существо, которое имеет душу. Согласитесь, ничем не заменить шорох перелистываемых страниц, незабываемый запах типографской краски, необыкновенные ощущения, когда дотрагиваешься до бумажных листочков.
Но когда книгу не читают, то она теряет свои привлекательные свойства и тепло, становится просто обычной бумагой. И для того, чтобы книги не пылились на полке, а жили, попадали в руки новых читателей, мы создали в нашей группе небольшой, но уютный уголок с доступными книгами «Буккроссинг», который помогает приобщать наших дошкольников к чтению.
Что же такое чтение - А это — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный. Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв, затем буква соотносится с соответствующими звуками и прочитывается. После этого прочитанное слово сопоставляется с его значением и происходит понимание читаемого, а это является основной целью чтения. Чтобы ребенок смог прочитать книгу необходимо владеть чёткой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, уметь осуществлять звукобуквенный анализ, уметь правильно воспринять интонацию героя.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развивать у ребёнка:
1.Умение вслушиваться в речь взрослого;
2. Умение говорить и мыслить;
3. Умение познавать и делать умозаключение;
4. Память, внимание, воображение и выразительность речи.
- Ведущая педагогическая идея опыта.
Согласно требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), основные цели взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся дошкольного возраста включают обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольного учреждения и семьи, а также повышение воспитательного потенциала семьи.
Буккроссинг – это уникальный метод взаимодействия между детскими дошкольными учреждениями и семьями детей, который становится все более популярным в современном образовании. Этот инновационный подход способствует активному участию родителей в жизни детского сада, создавая благоприятную атмосферу для развития и обучения малышей. Основная работа состоит в разработке и создании условий благоприятных для осуществления нового направления «Буккроссинг» - в нашей группе пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению и восстановление традиций семейного чтения. Предлагаем вам одну из форм работы по данной проблеме для нашего учреждения которая называется Буккроссинг. Это хаотичный обмен книгами. Его идея довольно проста. История буккроссинга весьма интересна и уносит нас в 2001 год. Американец Рон Хорнбэкер в одной из городских кафешек оставляет пару книг. Чтобы они не затерялись, Рон оставил в них надпись. В ней попросил, чтобы человек, нашедший книги, отметил их на специально созданном сайте. Так появился первый буккроссерский сайт и буккроссер.
Дети любят обмениваться игрушками, канцелярскими принадлежностями, украшениями. Мы попытались интегрировать книгу в этот обмен не стандартным способом, и придать при этом особую значимость как самому процессу, так и предмету. Участники акции приносят свои любимые книги и с помощью воспитателя готовят книгу к путешествию. Отдавая ценную для себя вещь другому человеку, они учатся с уважением относиться и к чужим книгам.
Это движение уникально, оно ломает стереотипы, потому, что раньше так с книгами никто не обращался. Суть движения буккроссинга проста и интересна.
Мы уверены, что этот опыт общения останется с нами навсегда и будет перенесён в свою семью.
4. Теоретическая база
В своей работе мы опирались на положение о социальной природе психической деятельности человека ( С.Л. Рубенштейн; А.Н. Леонтьев; Л.С.Выгодский и др.)
Психолого - педагогические концепции по изучению процесса социализации (Н.М. Борытко; М.А. Глазурова; В.Т. Лисовский; Н.Б. Крыловой; И.И. Фришмана; и др.)
Утверждены определённые законодательные акты и нормативно – правовые документы, которые лежат в основе деятельности дошкольных образовательных учреждений: «Конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», «Семейный кодекс Российской Федерации», Закон РФ «об образовании выживания, защиты и развития детей», Закон РФ «Об образовании» и многое др.
Анализ нормативно- правовых документов, связанных с социализацией ребёнка и защитой его прав в семье и в дошкольном образовательном учреждении, позволили выделить ряд направлений, связанной с защитой прав ребёнка: право ребёнка выражать своё мнение, право ребёнка на имя, отчество, фамилию; право ребёнка на имущество; право ребёнка на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, ее талантов, умственных и физических способностей.
Н.И.Новиков сыграл значительную роль в развитии педагогики детского чтения. Он всемерно распространял педагогическую науку, написал несколько работ в этой области, в том числе знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия.
А так же Новиков цитировал : «Детей нужно учить рассуждать над текстом и прилагать всё читаемое или слышимое ими к ним самим и к особенным обстоятельствам. »
Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.
Семья и детский сад – это центральные и первичные институты социализации ребёнка. Социальное развитие детей дошкольного возраста – новое направление во всероссийском образовании. В педагогической деятельности ДОУ оно осваивается с учётом социальных доминат:
- У ребёнка формируется уверенность в своих возможностях (он нужен окружающим, его любят);
- Воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим(терпимость, уважение к другим, ответственность за данное слово, хорошие поступки);
Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей ребёнок слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга скорее станет лучшим другом ребёнка.
Книга расширяет представление ребёнка о мире, знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и многое другое; влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка; развивает мышление – как логическое, так и образное; учит правильно составлять предложения; расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию.
Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоциональны уравновешенны и уверены в себе.
Благодаря чтению ребёнок учится слушать, а это не маловажно. Знакомясь с книгами ребёнок лучше узнаёт родной язык.
Детям которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
- Новизна опыта
Новизна заключается в том, что современная ситуация не даёт всё же говорить о смерти книги как базовой коммуникативной модели, о её растворении в визуально - аудитивных средствах управление вниманием. Буккроссинг – новое движение.
- Технология опыта. Система педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Цель данного опыта:
- Познакомить с современным движение буккроссинг;
- Повысить интерес у детей и родителей к чтению;
- Развивать любознательность и речевое общение;
- Расширять представление о художественной литературе;
- Привлечь родителей к совместной деятельности;
- Помочь родителям в подборе книги для дошкольников в соответствии с возрастом;
- Воспитывать у участников проекта бережное отношение к книге.
В вести в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, способствующими приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
Участники движения:
Дети 2 младшей группы, средней группы
Родители воспитанников.
Начиная эту работу, знакомство родителей с буккроссингом, в группе, мы первым делом анкетирование. И если всё таки учесть что не все родители признались, что мало читают, то результаты оставляют желать лучшего. Мы определили зону в группе, где целесообразнее всего было расположить уголок буккроссинга «Круговорот книг». В нём мы разместили объявление:
«Дорогие родители!»
У каждого в доме есть книги памятные, как подарок, нужные для работы, дорогие и не очень, детские и многие другие. Вы искренне мечтаете перечитать их как – нибудь. Но время проходит, а они стоят и пылятся. Возможно, среди них есть та которую Вы захотите отпустить. Сделать это просто принесите её в детский сад, запишите в тетрадь «Путешествие книг» и отпустите …
Будьте готовы к тому, что расстаётесь со своей книгой навсегда и к тому, что какая то книга останется у вас. Тогда принесите новую в замен.
На каждую книгу принесённую мы приклеивали полоски разного цвета и писали буккроссинг. Эта книга становилась «Путешественницей» В процессе работы мы совместно с родителями приобрели стенд «Буккроссинг» чтобы выставлять самую полезную информацию, а так же решили что необходима тетрадь отзывов о прочитанном : где будет ФИО родителя, который оставил книгу, название и автор книги, мнение о книге и дата. А также совместно с родителями приобрели новые современные кукольные театры и через театральную деятельность прививали детям интерес к сказкам.
В период анкетирования сформировалась в которую вошли воспитатели и наиболее активные родители поддержавшие нашу инициативу. Информация о «Круговороте книг» была размещена на информационном стенде для родителей. И началась непосредственная работа по обмену книг. В начале это были детские книги, которыми родители активно делились. А потом начался обмен книгами разного направления. Мы были приятно удивлены разнообразными интересами и увлечённостью наших родителей. Взрослые просматривали книги на полке, общались друг с другом и постепенно образовался «Читательский клуб» родителей. И тогда в беседах с родителями мы стали разговаривать о том, что чтение для детей должно стать ежедневной привычкой стать необходимостью.
Участники движения проявили огромный интерес к буккроссингу. Дети с удовольствием выбирали понравившуюся книгу и читали дома с родителями, а для других ребят приносили из дома свою. Так все менялись книгами, получали массу ярких впечатлений, развивали речь и воображение. Родители стали больше времени проводить со своими детьми, уделять им внимание, разговаривать с ними и конечно же читать сказки. Благодаря такому движению у детей расширяется кругозор, увеличился словарный запас, сформировалась связная речь. Произошло возрождение семейных традиций чтения в кругу семьи.
Данную методическую разработку мы рекомендуем всем воспитателям других групп и надеемся что она будет использоваться ими в процессе приобщения родителей и детей к семейному чтению.
Предполагаемый результат:
- Появление в группе полки с книгами и максимальный охват движение буккроссинга воспитанников и их родителей;
- Повышение интереса детей к чтению художественной литературы;
- Обогащение словаря, развитие лексико – грамматического строя, связной речи детей. Активное участие родителей в жизни детского сада. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.
- Возрождение традиций чтения в кругу семьи.
План работы по внедрению движения буккроссинг в образовательное пространство ДОУ.
Изучение педагогами материалов по буккроссингу.
Проведение ситуативных бесед с детьми:
«Зачем нужны книги», «Берегите книги», «Где живут книги», «Бережное хранение книг», «Что мы знаем о книгах», «Профессии людей которые помогают сделать книгу», «Твоя любимая книга», «Для чего необходимо читать», «Правила обращения с книгой» и мн.др.
Консультации для родителей: «Буккроссинг», «Роль сказки в воспитании и развитии ребёнка», «Как заинтересовать ребёнка чтением», «Читайте детям сказки», «В чём сила сказки», «Как устроить домашний театр для детей», «Воспитание сказкой», «Какие сказки читать детям», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми», «Как научить ребёнка любить книги», «Рекомендации по воспитанию любви и интереса к книге», «Чтобы ребёнок любил читать» и мн.др.
Анкетирование родителей:
«Роль книги в воспитании детей», «Сказка в жизни вашего ребёнка» «Чтение художественной литературы дома».
Опрос детей:
«По страницам сказок», «Моя любимая книга», «Мой любимый сказочный герой» и мн.др.
Опрос родителей:
«Роль книги в воспитании детей»
Разработка памяток для родителей:
« Семья и книга» «С книгой по жизни»
I этап – подготовительный:
Мы провели исследование на предмет потребностей в посильной социальной помощи воспитанников детского сада договариваться с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами. Провели для родителей в водную беседу по теме «Буккроссинг», объясняет идеи проектов и договариваться , что они с разрешения детей в детский сад будут приносить уже прочитанные ими книги.
II этап – раскрытие проблемы:
На данном этапе в процессе беседы мы сформулировали проблему: что есть такие семьи, которые не могут купить книги, чтобы прочитать их.
Дальше объяснили детям, что у многих дома есть уже прочитанные книги, которые просто пылятся на полке, а если они принесут их в детский сад, чтоб их прочитали другие дети, у которых нет таких изданий – было бы здорово!
Таким образом, у детей формируется активная жизненная позиция, умение самостоятельно находить проблемы.
Мы предложили детям вместе с родителями подумать и предложить различные варианты добрых дел, которые они могут совершить для окружающих.
Результатами акции «Буккороссинг» в наших группах явились следующие мероприятия:
Выставка «Моя любимая домашняя книга», «Любимый книжный герой», показ сказки «Колобок», «Теремок», создание книжек малышек «Сказку придумаем сами» вечер встреч с родителями «Традиции семейного чтения» заучивание физкультминуток, заучивание стихов о книгах и мн.др.
III этап- основной:
На этом этапе мы подробнее познакомили детей с «Буккроссингом», выбирая произведения, подходящие по возрасту и организацию выставки книг на полке. В этом вопросе активное участие принимают родители вместе с детьми. Дети выбирают понравившиеся книги для чтения. После чего, они обмениваются информацией о прочитанном, вместе с воспитателем и родителями. В ходе выполнения всех этих действий у детей формируются разнообразные знания, умения и навыки. Дети получают огромное количество эмоций и впечатлений для дальнейшей работы, в том числе для выполнения творческих работ, разучивают новые стихотворные и музыкальные произведения.
IV этап- итоговый:
Воспитатели презентуют подготовленные в процессе третьего этапа реализации буккроссинга формы творческой деятельности: выставка рисунков и поделок, организуют театрализацию по сказкам которые больше всего понравились детям.
На разных уровнях (дети, родители, воспитатели) подводят итоги и анализируют результаты реализации проекта. Проводится обсуждение дальнейших перспектив взаимодействия вместе с родителями воспитанников.
7.Анализ результативности.
Идея пришлась по душе всем. В нашей группе акция «Буккроссинг» продолжается.
С уверенностью можем сказать, что совместная работа объединила всех участников, свою активность проявили как дети так и родители. Интерес и помощь в организации была проявлена многими родителями.
Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребёнка, который стремится творчески подходить к решению различных творческих задач, жизненных ситуации и хочет получать новые знания.
Проекты получились очень добрыми и светлыми, В памяти ребят, родителей они оставят самые приятные впечатления и воспоминания.
Нас объединяет любовь к книгам и чтению! Книги созданы, чтобы их читали, но многие забывают об этом. Ваши старые книги могут научить и вдохновлять многих – просто поделитесь ими через буккроссинг.
- Трудности и проблемы использования данного опыта.
В своей педагогической практике мы столкнулись с определёнными трудностями: это единственная проблема, что к сожалению есть такие родители, которые неохотно участвуют в этом направлении,
9. Адресная направленность.
1. Полученные результаты будут иметь практическую ценность;
2. Для педагогов дошкольных учреждений;
3.Для родителей в плане организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях.
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаем:
Содержащие описание иллюстративный материал методики чтения книг, организационных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми:
1. Список книг для всех возрастов;
2. Открытые мероприятия;
3. Консультации;
4. Образовательные сайты;
Список используемой литературы:
- Выгодский Л.С. Психология развития ребёнка; М: Смысл, 2003
- Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология А.М. Прихожан, В.М. Зацепин – М: Академия, 2003.
- З.Забрамная Развивающие занятия с детьми;
- Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ, Практика обучения детей 3-7 лет Волгоград. Учитель, 2014 г
- Кочкина Н.А Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие –М. Мозайка – Синтез, 2012 г
6.И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду М. Сфера, 2007 г
7. Антишина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду М 2003 г
8. Сорокина Н.Ф Играем в кукольный театр. Программа «Театр-творчество
дети» М. Аркти,2004 г.
Методическая разработка по приобщению детей дошкольного возраста и родителей к чтению художественной литературы «Буккроссинг – как метод активизации читательского интереса среди детей и их родителей»
«Библиотека для детей и родителей ДОУ»
Разработала: Мартынова Л. П.
Нашёл, прочитал – передай другому.
В настоящее время, в век технического совершенства информации, интерес к книге ослабевает, и статус чтения стал довольно низок. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.
Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь и уважение к книге. Мы решили использовать буккроссинг – как новую форму приобщения детей дошкольного возраста и родителей к источнику знаний – книге.
Что такое буккроссинг? — это обмен различными книгами. Его идея проста: «Прочитал книгу сам — передай другому».
В детском саду буккроссинг может использоваться для:
- распространения среди семей желания к чтению;
- повышения интереса к книгам;
- возрождения интереса к чтению;
- возрождения традиций семейного чтения.
Введение
Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. «Научить читать и любить книгу, приобщить к чтению на заре жизни — значит открыть человеку источник, из которого он будет пить потом всю жизнь».
А. Твардовский
Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколению к поколению. Книга и учитель и друг. Она формирует и память, и интеллект и учит воображению.
«Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать…..» Д.И. Писарев
Значение книг для ребенка в дошкольном возрасте очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.
Книга – это и средство отреагирования (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации.
Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно, поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком, если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.
Через книгу ребенок дошкольного возраста воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Покупая книжку для Вашего малыша, выбирайте книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете. Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках.
Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.
По мере взросления следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, Б. Заходера и др. при выборе книг этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т. е. перевода). Многие известные детские книги изложены совсем не детским языком. Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие. А когда ребёнок уже научится читать сам, конечно следует обратить внимание на шрифт: он должен быть крупным, чтобы не испортить зрение. Самое главное правило: ни в коем случае не удерживать ребёнка против его воли. Чтение книг может длиться от 5-10 до 20-30 минут. Ведь все дети разные, кто-то может слушать сказки целый час, а кто-то не больше 5 минут. Чтение книг должно приносить радость обоим – взрослому и ребенку. Чтение книг позволяет взрослому окунуться в мир детства, рождение ребёнка даёт эту удивительную возможность. Пусть это будет каждый раз путешествие в сказочную страну, где сбываются мечты, нет взрослых проблем, и всегда побеждает добро. Читать книги нужно регулярно. Чтение должно стать постоянной традицией, например, перед сном.
Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Чтение вслух – добрая и полезная традиция, отличный вариант досуга, незаслуженно забытый сегодня. Чтение детям вслух в большинстве семей практикуется до тех пор, пока ребёнок не научится делать это самостоятельно. Однако это полезно и для младших школьников.
Одним из видом совместной деятельности детей и родителей может стать чтение. При этом, как отмечают психологи, здесь важен, во-первых, личный пример, а, во-вторых, положительный настрой всех. Научно доказано, что дети, которым читают книги вслух, лучше, других учатся в школе. Им легче воспринимать новую информацию. Кроме того, совместное чтение книг развивает детскую фантазию, память и творческое мышление. Так уже малыши из самой простой сказки могут почерпнуть много нового. Но не стоит питать иллюзии, что если ребенку никогда не читали книг, он сразу будет готов их слушать. Для этого процесс чтения нужно сделать более увлекательным, например, придумав инсценировку сказки. Малыши охотно включаются в такой творческий процесс.
Есть несколько причин, почему детям нужно читать вслух.
У них расширяется словарный запас. Литературный язык гораздо ярче и богаче разговорного. В книгах часто встречаются слова, которые человек редко использует в обычной жизни. Если ребёнок каждый день слушает по одной главе из сказки, то он будет знать больше слов, чем его сверстник, который весь вечер проводит за компьютером.
Дети тренируют память. Если мама или папа перед сном читают книгу, то ребёнок запоминает сюжет, героев, события. И на следующий вечер ему легко вспомнить, чем закончилась вчерашняя глава. К тому же вы можете попросить сына или дочь пересказать часть произведения. Это послужит отличным упражнением для тренировки памяти.
У детей развивается воображение и образное мышление. Слушая книгу, ребёнок представляет в голове то, что написано на бумаге. Он активирует свой мозг таким образом.
Прививается любовь к чтению. Всем известно, что чтение – это одна из лучших и полезных привычек человека. Если ребёнок привык к тому, что в детстве ему регулярно читали, то в будущем он сам возьмётся за книгу.
Польза для ребёнка от чтения вслух несомненна. Озабоченные плохой успеваемостью сына или дочки, родители ищут развивающие занятия для исправления ситуации. Но есть эффективный вариант, экономящий средства: чтение вслух младшим школьникам. Вот лишь несколько прогнозируемых результатов:
дети запоминают гораздо больше понятий и терминов из книг, чем из разговорной речи, поэтому увеличивается их словарный запас, напрямую влияющий на успеваемость; развивается фантазия, образное мышление, особенно если проводятся беседы, выясняется мнение по поводу дальнейшего развития сюжета, поведения героев литературного произведения; укрепляются семейные связи, прививается любовь к чтению; улучшается дикция. Восприятие информации на слух раскрывает богатство языка, совершенствует память, чтение вслух – одно из средств воспитания. Дети могут игнорировать родительские наставления о нормах поведения, но обязательно усвоят их на примерах положительных и отрицательных литературных героев.
Читая вместе с детьми, родители лучше понимают круг детских интересов, ориентируются в их любимых литературных жанрах. Это позволяет вместе сформировать домашнюю библиотеку, определить дополнительные развивающие программы, которые будут посещаться с удовольствием.
Вот 10 основных аргументов в пользу чтения вслух детям.
- Увеличивается словарный запас. Дети, которым читают вслух, встречают больше слов, чем в обычной разговорной речи, — и узнают, как распознавать и произносить их. Исследования показывают, что большой словарный запас серьезно влияет на школьные успехи.
- Улучшается понимание. Когда дети активно включены в историю, они глубже понимают происходящее. Следя за развитием сюжета, вы можете проверить, понимает ли ваш ребенок, что происходит. Спросите его, что будет дальше, что он думает о героях и их поступках.
- Отлично укрепляются связи между родителями и детьми. Минуты вместе и теплые воспоминания о том, как любимые родители читают интересные истории, могут вдохнуть любовь к чтению на всю жизнь.
- Именно так создаются лучшие примеры для подражания. Дети учатся через наблюдение и подражание. Чтение вслух помогает им услышать, как звучит язык. Вы можете быть примером того, как анализировать историю и как определять значение слов, используя подсказки контекста.
- Чтение поможет обсудить с детьми сложные проблемы. Дети могут пропустить мимо ушей ваши наставления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Но когда вы читаете историю, герои которой сталкиваются с серьезными проблемами и отвечают за свои действия, — вот момент для разговора о сложных, злободневных ситуациях.
Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому при выборе книг нужно руководствоваться его интересами. Некоторые дети по несколько раз просят маму прочитать одно и то же произведение. Не нужно отказывать в этом случае. Если его зацепило – это хорошо. Значит, в его душе нашёлся отклик книге, её персонажам, происходящим в ней событиям.
Можете вспомнить, а что вас интересовало, когда вы были маленькими. Скажите сыну или дочери: «Вот эта книга мне нравилась в детстве. Давай почитаем? Может быть, она и тебе понравится».
Также стоит учитывать пол ребёнка. Вряд ли мальчики придут в восторг от сказок про принцесс, а девочки захотят слушать про роботов.
Ребенок полюбит чтение, сможет овладеть достойной техникой, научится получать удовольствие от процесса, если с детства будет знать, что интересные книги объединяют семью, дают возможность поспорить, обсудить, помечтать вместе с близкими людьми.
Как привить любовь к чтению.
Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге.
- Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Совет 1
- Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
Совет 2
- Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживаете его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20–30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Совет 3
- Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5–7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60–80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30–40 см.
Советы родителям
Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
Рассказывайте детям сказки.
Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.
Консультация для родителей
«Как превратить чтение в удовольствие»
Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность, должна заставить родителей задуматься и, попытаться как - то изменить такое положение вещей.
Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и умы. Читая, наши дети познают окружающий мир, чтение формирует у детей мышление, учит их выражать свои мысли четко и ясно. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Было бы идеально, чтобы родители с самого раннего возраста своих чад находили время каждый день читать им сказки, потешки, стихотворения детских писателей.
Важно, чтобы книга для чтения была выбрана по взаимному согласию, чтобы ваш ребенок мог почувствовать себя вовлеченным в процесс чтения, и слушал чтение книги с удовольствием. Во время чтения, родители и дети могут начать обсуждение новых слов, ситуаций, встретившихся в книге. Так родители не только прививают навык любви к чтению, но и учат детей правильному поведению в той или иной ситуации, развивают логическое мышление, воображение, творчество детей. Главное - ребёнок будет рядом с мамой и папой, а это в наше время так необходимо малышу.
11 советов, как превратить чтение в удовольствие
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди - к взаимному удовольствию.
2. Воспользуйтесь психологическим принципом "неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой... а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие, внушительно, чем книга.
4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это
тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт - что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
Консультация для педагогов
«Методика работы с книгой в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Современные дети стали мало читать. Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из СМИ информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой. Однако в современном обществе невозможно достичь успехов без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее, т. е. современный мир заинтересован в квалифицированном читателе.
Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Одна из задач именно дошкольного образования - создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.)
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.
Итак, в результате, чтения должно появиться восприятие текста - процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.
В целом восприятие художественных произведений дошкольниками обнаруживает следующие характеристики.
1. Господство наивно-реалистического восприятия при самостоятельном чтении и оценке произведения. «Наивный реализм» - естественная доминанта восприятия дошкольников. Он ведёт к слиянию искусства с действительностью и наделяет ребёнка эмоциональной активностью, силой сопереживания, целостностью впечатления, хотя оно довольно схематично и порой не слишком логично.
2. Понимание событий, о которых идёт речь в тексте, происходит намного интенсивнее, чем работа творческого воображения.
3. Эмоциональная реакция намного опережает другие стороны восприятия, часто она даже не мотивирована самим текстом.
4. Характер и полнота восприятия художественного произведения в первую очередь определяются конкретно-чувственным опытом маленького читателя, сформированностью его эмоциональной сферы, умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Данные характеристики восприятия в процессе чтения художественного текста детьми дошкольного возраста нельзя рассматривать как раз и навсегда заданные. В зависимости от социальной ситуации развития, от педагогических условий ребёнок может присваивать их ускоренно или задерживаться на той или иной стадии. Очевидно, что переход ребёнка с уровня первичного (эмоционального) восприятия в дошкольном возрасте на уровень образного к началу школьного обучения требует соответствующего научно-методического сопровождения.
Еще одним результатом чтения является понимание смысла текста. Что такое понимать текст? Это значит уметь вычитывать 3 вида информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. (Пример, со сказкой «Каша из топора»).
Под чтением дошкольников принято понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).
Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называется чтением-слушанием (О. В. Чиндилова).
Технология продуктивного чтения была разработана профессором, школьного возраста, и адаптирована для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой. Она способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС ДО.
Данная технология предполагает 4 этапа работы с текстом (этапы будут перекликаться со структурой занятия, разработанного по данной технологии).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого - вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения.
1) Диалог с автором.
Задача взрослого - научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?», «Что из этого следует?», «Что сейчас случится?», «Почему именно так?», «Для чего?», «Кто такой?» В процессе чтения-слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.
2) Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.
Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.
Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
III Этап. Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы.
О теме и проблемах (предметы, явления, лица).
• О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы?
О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
• Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось?
Об образах (персонажи, пейзажи, события).
• Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали (говорили, думали, чувствовали?) Почему?
О композиции.
• В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? Интересной? Что перечитать?
О жанре (тип произведения).
• Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались?
О языке (особенные слова, прямые и переносные значения слов).
• Понятно ли вам значение слова? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные?
Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому).
• Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось) Почему? Кто не понравился? (Что не понравилось) За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать?
Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.
От года до трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: - «Кисонька-Мурысонька, где была? Заинька, где ты был-побывал?» В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений.
На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?» Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?»
Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему, кто и где, чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.
VI. Работа с текстом после чтения (игры и задания по мотивам произведения).
Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Главная задача взрослого - обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста.
Смысловое: пересказ текста, разыгрывание произведение в пальчиковой, подвижной игре, игра «Правда-неправда», «Да-нет», пересказ по схемам, мнемотаблицам, моделирование сказки, «Придумай другой конец произведения», «Меняем сюжет».
Эмоциональное:
- Инсценировка произведения - дети - герои, воспитатель-автор.
- Инсценировка диалога, «Изобрази мимикой героя (угадай)».
- Нарисуй.
- Слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций.
- Последовательность работы с литературным произведением:
- мотивация детей на прочтение;
- чтение произведения;
- беседа о прочитанном;
- рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений;
- игры-беседы детей с персонажами;
- этюды на выражение эмоций у детей;
- игры-драматизации по содержанию художественных произведений;
- установление связи между идеей произведения и жизненным опытом детей.
Картотека подвижных игр со сказочными героям.
«Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей надевают маски героев сказки: мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя. Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят: «Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
В это время дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя: «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.
Игра проводится, пока не останется самый ловкий герой сказки.
«Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети – козлята.
Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного.
(подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
«Волк» догоняет «козлят».
Кого поймал (осалил) , тот приседает. Выигрывают те дети, которых
«волк» не поймал.
Затем выбирается новый «волк».
«Красная Шапочка»
Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре – водящий с закрытыми глазами, на голове надета красная шапочка.
Дети идут вокруг «Красной Шапочки» и говорят: «Маленькая девочка
Красненькая Шапочка
К бабушке с корзинкой шла И ребяток здесь нашла.
Шапочку ты не снимай,
Кто позвал тебя, узнай?»
Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет: «Красная Шапочка».
Водящий должен угадать, кто позвал, назвать имя зовущего. Этот ребенок становится новым водящим - «Красной Шапочкой».
«Бармалей»
Выбирается водящий – Бармалей, ему одевается маска героя. Он подходит к детям со словами: «Я добрейший Бармалей
Очень я люблю детей.
Кто пойдет со мной гулять:
Бегать, прыгать и скакать?»
Дети отходят от Бармалея, приговаривая:
«Не хотим с тобой идти,
Лучше нас ты догони!»
Дети убегают от Бармалея. Пойманных детей он уводит в свой «домик». Затем игра продолжается с вновь выбран - ным водящим.
«Муха - Цокотуха»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре – водящий в шапочке Мухи - Цокотухи.
Дети идут по кругу, проговаривая слова:
«Муха, Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо В гости мы к тебе идем
Кого хочешь, приведем?
Может пчелок полосатых?
Или гусениц мохнатых?
Кровопийцев - комаров?
Или толстых червяков?»
Водящий в центре (Муха – Цокотуха) выбирает:
- если ребенок назвал пчелок, то дети летят по кругу и жужжат;
- если гусениц – идут мелкими шагами;
- если комариков – летят, произнося «з-з-з»;
- если червяков – идут по кругу, попеременно наклоняя и поднимая туловище.
После каждого показа ведущий выбирает ребенка, который, по его мнению, выполняет движения лучше всех и он становится ведущим.
«Зайцы и лиса»
Дети – «зайцы» стоят в кругу.
Водящий – лиса ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится: «Тук- тук- тук….
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки (вне круга) : кто первый займет домик.
Кто проиграл – тот становится «лисой».
«Колобок»
Дети образуют круг. Считалочкой выбирают ведущего – «Колобка» .
«Колобок» бежит по кругу и поет :
Я Колобок, Колобок,
По коробу метен,
На яйцах испечен – Я от бабы и от деда убежал,
Я от зайца и от волка убежал, От медведя и от лисы убежал!
И от тебя убегу!
При этом он дотрагивается рукой до ребенка, на котором закончил произносить слова, и убегает от него. Ребенок ловит, а «Колобок» бежит по кругу и пытается занять место ребенка.
Усложнения : обоим нужно преодолеть полосу препятствий : прыгать из
круга в круг, пройти по скамье, пролезть под дугой.
«Колосок»
Считалочкой выбирают «петушка» .
Он держит колосок.
Остальные дети – «мышата» .
«Мышата» «спят» , а «петушок» говорит :
Эй, ленивые мышата!
Хватит уже отдыхать.
Только и знаете, что играть,
Вы работать начинайте Колосочек отыщите. Кто найдет – обмолотите И пирожков напеките!
Сам «петушок» в это время прячет колосок. После последних слов «мышата» просыпаются, идут искать колосок.
Кто первый его найдет, тот и становится «петушком» .
«Доктор Айболит»
Оборудование : кегли на 2 меньше, чем участников; 2 ведра.
Градусники заменят кегли, их складывают в корзину. Количество кеглей на 2 меньше, чем участников.
По сигналу первый «Айболит» берет корзину и бежит до отметки и возвращается (путь в Африку) . Вернувшись, достает кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам (как градусники) под мышку, кроме последнего. Ему «Айболит» отдает корзину, а сам выбывает из игры. Новый «Айболит» быстро собирает кегли и вновь проделывает то, что и первый игрок. Кегли (градусники) не надо ронять.
Эстафета заканчивается, когда останется один «Айболит», вернувшийся из «Африки», и ни одного больного. Последний участник должен назвать всех игроков своей команды.
Оборудование : канат. Воспитатель объеди - няет детей в две команды. Дети берут в руки канат.
По сигналу воспита -
Теля начинают тянуть его в разные стороны.
Кто вытянет «репку» , тот и победитель.
«Репка»
Игру можно проводить с постепенным дополнением игроков.
Можно играть до последнего победителя (команду, которая выиграла, объединяют в две команды, продолжают состязание, пока не победит один игрок) .
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
СКАЗОЧНЫЕ ЭСТАФЕТЫ
Дети очень любят сказки. Читают и знают их. Многие хотят подражать сказочным героям. Если вы проведете сказочные эстафеты, у ваших детей появится такая возможность. Эти эстафеты – полуспортивные, полуигровые соревнования. В их основе – сюжет сказок. Вы можете вспомнить старые сказки, сочинить новые. Инсценировать сказочные сюжеты, спеть песни любимых сказочных героев. Ну, и конечно, на радость детям вы можете провести сказочные эстафеты. Когда вы будете их организовывать, обязательно напоминайте ребятам сюжеты сказок. Это поможет лучше понять задание и сделает его выполнение более эмоциональным. Комментируйте по-сказочному и весело ход эстафет, включайте бодрую сказочную музыку, вдохновляйте на поддержку болельщиков. Если вы не забудете об этом, у вас наверняка получится настоящий сказочно-спортивный праздник.
«Конек-горбунок»
По названию ясно, что каждому участнику эстафеты предстоит изобразить Конька-Горбунка, который прекрасно описан в сказке П. П. Ершова. Для этого вам потребуется лишь волейбольный мяч или воздушный шарик. Участник сгибается в поясе, берет мяч и кладет его себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать руками, оставаясь при этом в полусогнутом положении. Но это не все. Как известно, Конек-Горбунок мог прыгать так высоко, что преодолевал любые препятствия. В этой эстафете «конькам горбункам» также придется во время скачки преодолевать препятствия, например, поставленные на линии эстафеты три табуретки. На каждую табуретку необходимо будет взобраться, затем соскочить с нее, и все это быстро и не теряя при этом «горб» – мяч за спиной. Победят те «коньки-горбунки», которые окажутся более ловкими и стремительными.
«Ядро барона Мюнхгаузена»
Помните, барон Мюнхгаузен передвигался однажды, оседлав пушечное ядро. Предложите ребятам освоить этот необычный вид «транспорта». Ядром у вас будет обычный воздушный шарик, на котором сбоку яркой краской написано: «Ядро». Участники должны оседлать ядро, По сигналу в таком положении они проделывают путь до поворотного флажка и обратно. Затем ядро передается следующему игроку и так далее, пока не выяснится, какая команда быстрее освоила «полеты на ядре». Не забывайте, что при неосторожном обращении ядра имеют свойство взрываться. Предупредите об этом ребят. Если шарик-ядро лопнет, команда выбывает из игры и оплакивает погибшего «ядролетателя».
«Кот в сапогах»
С этим Котом знакомы все дети, поэтому суть эстафеты им будет ясна по названию. Для ее проведения вам потребуется найти сапоги очень большого размера. Сапоги устанавливаются на линии старта. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и быстро добежать до финиша. Но это ему сделать будет очень трудно, и не только потому, что сапоги тяжелые и неудобные. Как вы помните, Кот в сапогах обладал хорошими манерами. Поэтому, чтобы усложнить эстафету, вы можете поставить на пути следования три кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться и совершить поклон, красивый и оригинальный. Итак, добежав до финиша и сделав на пути три поклона, участник возвращается и отдает сапоги следующему. И так вся команда. Команда-победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем.
«Канатоходец Тибул»
В сказке Юрия Олеши «Три толстяка» смелый Тибул ходил по канату не только в цирке. Однажды он прошел по натянутой проволоке над площадью прямо над головами стреляющих в него гвардейцев. В этой эстафете канатоходцам придется намного проще: в них никто не будет стрелять, и опасность упасть с огромной высоты и разбиться им не угрожает. Канат, то есть обыкновенную веревку, можно просто протянуть по земле от старта до финиша. Все игроки по очереди пробегут по нему до поворота, а на обратном пути попробуют всю дистанцию пропрыгать на одной ноге. При этом нужно быть все-таки очень аккуратным: каждый раз ногу ставить на веревку, а не мимо. Иначе раздастся «выстрел» – хлопок судьи, которым он предупредит о «грозной опасности». Самые ловкие «Тибулы» принесут победу своей команде.
«Лиса Алиса и кот Базилио»
Что отличает этих персонажей сказки А. Толстого «Приключения Буратино»? Они все время притворялись. Лиса притворялась, что она хромая, а кот – что он слепой. Участникам эстафеты придется изобразить этих мошенников. Эстафета парная, так как персонажи сказки тоже неразлучны. На старте команды делятся на пары. Один игрок каждой пары – лиса Алиса, другой – кот Базилио. Тот, кто изображает лису, сгибает в колене одну ногу и придерживает ее рукой, оставаясь таким образом на одной ноге. Участнику, изображающему кота Базилио, завязывают глаза. «Лиса» кладет свободную руку на плечи «коту», и по сигналу эта парочка преодолевает эстафетное расстояние, возвращается и передает эстафету следующим участникам.
«Лягушка-путешественница»
Помните, каким образом путешествовала в этой сказке Лягушка? Она заставила уток взять в клювы палку, а сама, уцепившись за нее лапками, взлетела вместе со стаей. Участникам эстафеты придется проделать почти то же самое. Два самых сильных участника берут гимнастическую палку и кладут ее на плечи. В это время третий берется за палку руками, ноги отрывает от земли и оказывается, таким образом, «лягушкой-путешественницей». Теперь по сигналу все трое начинают движение вперед. Тому игроку, который висит на палке, категорически нельзя касаться ногами земли. Когда «утки» с «лягушкой» добегают до финиша, участник, висевший на палке, отцепляется, а два других его товарища возвращаются на старт, чтобы взять нового «путешественника». И так вся команда должна оказаться на финише.
«Балда и лошадь»
Помните, как в сказке А. С. Пушкина Балда участвовал в почти спортивных соревнованиях? Его противниками были черти. Благодаря своей ловкости и хитрости Балда победил. В одном из заданий, которые придумывал старый черт, надо было унести лошадь. Но Балда вскочил на коня и крикнул бесенку: «Смотри, я унесу меж ног!» В нашей эстафете мы попробуем показать именно этот эпизод из сказки. Для этого все участники делятся на тройки. Двое из них будут изображать лошадь, ну а третий участник, естественно, Балду. «Лошадь» делается просто. Первый участник сгибается в поясе, а второй, тоже пригибаясь, берет первого за талию. Вот и все. Осталось «Балде» оседлать «лошадь», и можно трогать в путь. После того как Балда на лошади достигнет финиша, он должен развернуться и, «пришпоривая» своего «коня», проделать обратный путь, чтобы передать эстафету следующей тройке. Ну, а какой именно Балда, подобно пушкинскому, принесет победу команде, покажут итоги соревнования.
«Змей Горыныч»
Кому незнакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея Горыныча, это несложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связывают с ногами партнеров, стоящих по бокам. Получается как бы четыре ноги в общей сложности. По сигналу «Змей Горыныч» начинает движение, причем участники, стоящие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминающие взмахи крыльев. Добежав (доскакав, долетев) до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам. Ноги всем тройкам лучше связать до начала эстафеты. После этой эстафеты ребята, наверное, подумают: «Хорошо, что Змеи Горынычи есть только в сказках».
«Незнайка на воздушном шаре»
Вы помните героя Николая Носова Незнайку, который летал со своими друзьями в Цветочный город на воздушном шаре? А как устроен воздушный шар, вы, наверное, тоже знаете. По мере охлаждения воздуха в шаре из гондолы (корзины под шаром) выбрасывается балласт. У нас в эстафете корзиной послужит обыкновенное ведро. В него положим балласт: мячи, кегли, кубики и т. д., количество предметов должно быть равно количеству участников эстафеты. Не забудьте, нам еще нужен воздушный шар, чтобы все было точно как в сказке. На эту роль великолепно подойдет воздушный шарик, он даже называется почти так же. Когда инвентарь готов, можно начинать эстафету. Первый участник берет в одну руку ведро, в другой руке у него воздушный шарик.
Старт. С ведром и шариком игрок бежит к линии финиша, где находится заранее положенный обруч. Игрок, добежав, выкладывает в обруч один предмет из ведра, то есть «облегчает корзину». Вернувшись к команде, он передает ведро и шар следующему участнику. Тот в свою очередь проделывает то же самое. Таким образом, к концу эстафеты все предметы из ведра должны быть выложены в обруч. А последний участник должен снова их собрать в ведро и вернуть команде. Удачных вам полетов, и пусть они не заканчиваются так же плачевно, как в сказке Н. Носова.
«Баба-Яга»
Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы можно использовать простое ведро, а в качестве метлы – швабру. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро на ноге за ручку, в другой руке держит швабру. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему. Вперед, «Бабы-Яги»!
«Колобок»
Если помните, в сказке Колобок ловко обошел Зайца, Медведя и Волка, но угодил в пасть Лисе. В эстафете первых трех зверей заменят кегли, а последнего – ведро. Каждый участник – это сказочник, который будет катить (пинать ногами) свой «колобок» (футбольный мяч) между кеглями. Подведя мяч к ведру, участнику необходимо, не прибегая к помощи рук, забросить мяч в ведро, то есть отправить Колобка в пасть Лисы. Попыток ему на это дается сколько угодно.
После того как мяч-«колобок» все же оказался в ведре, участник вынимает его руками и быстро бежит к следующему игроку, чтобы тот тоже смог «рассказать» всю сказку, то есть пройти со своим «колобком» все препятствия.
«Доктор Айболит»
Что делал в сказке добрый доктор Айболит? Правильно, лечил. И первое, с чего он начинал, – ставил градусники пациентам. Вот и в нашей эстафете участникам придется ставить друг другу градусники. Но не настоящие. Их заменят обычные кегли или другие предметы, которые на них похожи. Перед началом эстафеты команда выстраивается в колонну на линии старта. Первый участник стоит с ведром или сумкой, наполненной кеглями. Количество кеглей на две меньше, чем участников. По сигналу первый «Айболит» бежит с ведром до определенной отметки и возвращается. Это он проделал путь в Африку. По возвращении он достает из ведра кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам, как градусники, то есть под мышку каждому. Кроме последнего. Последнему он отдает ведро, сам же уходит в сторону и выбывает из игры. Участник, получивший ведро (сумку), быстро собирает кегли у команды и вновь проделывает то, что проделывал первый игрок. Не надо ронять кегли на землю, помните, что градусники – дефицит, а уж если уронили, тут же поднимите. Эстафета заканчивается, когда останется один «Айболит», вернувшийся из «Африки», и ни одного «больного».
«Золушка»
Помните, как трудолюбива была Золушка? Она ни минуты не сидела без дела. Участникам этой эстафеты тоже придется потрудиться. Для этого приготовьте заранее ведро, веник и совок, а также по пять кубиков на каждую команду. Эстафета эта встречная. Необходимо разделить команду на две половины. Одна встает на линии старта, другая – на финише, лицом друг к другу. С одной стороны участники будут «Золушками», а с другой – «злыми мачехами». Как проходит эстафета? В руках у первой «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор». Первый участник двигается вперед, собирая по дороге кубики в ведро. При этом помогать себе руками нельзя. То есть каждый раз надо поставить ведро на землю, с помощью веника положить кубик на совок, затем с совка в ведро. Когда все кубики собраны, «Золушка» передает ведро с кубиками, веник и совок «мачехе», то есть участнику команды, стоящему напротив. «Мачеха», как и полагается злой и вредной мачехе, разбрасывает кубики по всей линии движения. Новой «Золушке», которой «мачеха» передает орудия труда, вновь придется собирать мусор. И это безобразие творится до тех пор, пока обе группы не поменяются местами.
«Теремок»
Для начала вспомним, кто жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайкапопрыгайка, Лисичка-сестричка да Комар-пискун. Шестым же пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать только шесть человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает
«Мышка». Участник, играющий эту роль, по сигналу двигается к финишу, где лежит обруч«теремок». Добежав, игрок продевает обруч через себя, кладет его на место и бежит за следующим участником, то есть за «Лягушкой». Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, вдвоем пролезают через обруч, не разрывая при этом рук. Сделав это, они бегут за третьим, потом за четвертым, потом за пятым. Когда пятеро, не разжимая рук, пролезают через обруч и бегут за шестым – это оказывается «Медведь». Но они все же берут его за руку и ведут с собой к «теремку». Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» в это время берет обруч рукой и тянет его вместе со всеми участниками, находящимися внутри, к старту. Те, кто находится внутри обруча, бегут, помогая «Медведю». Кто разыграет сказку быстрее, тот и победил.
«Волк и семеро козлят»
В сказке семеро козлят были заперты дома, но Волк обманным путем проник в дом и козлят съел. Домами в этой эстафете будут две половины волейбольной площадки или два других одинаковых пространства. Одна половина – дом «козлят» одной команды, вторая – дом другой команды. В каждой команде нужно выбрать семь «козлят» и одного «Волка». «Козлята» сразу занимают свои дома и располагаются в них, кому как нравится. По сигналу оба «Волка» входят в дом противоположной команды и начинают ловить «козлят». Тот, кого поймали
(дотронулись рукой), уходит с площадки (он съеден). Чей «Волк» быстрее съест всех «козлят», та команда побеждает. Козлятам в этой игре-эстафете можно убегать от «Волка», но нельзя покидать дом, то есть выскакивать за пределы площадки. Итак, приятного аппетита «волкам» и удачи «козлятам»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Консультация для родителей «Буккроссинг, как новая форма приобщения детей и родителей к источнику знаний».
Консультация для родителей об организации книгоообмена в группе детского сада....
консультация для родителей "Буккроссинг, как новая форма приобщения детей и родителей к источнику знаний"
На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить ...
Буккроссинг, как новая форма приобщение детей и родителей к чтению.
Буккроссинг - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "п...
Обобщение опыта работы по теме: «Букроссинг, как форма приобщения детей и родителей к источнику знаний»
laquo;Научить читать и любить книгу, приобщить к чтению на заре жизни – значит открыть человеку источник, из которого он будет пить потом всю жизнь».А. Твардовский...
Выступление из опыта работы на педагогическом совете ДОУ на тему: Технология «Буккроссинг» - новая форма приобщения детей к источнику знаний»
Познакомить коллег с технологией "Буккроссинг" как одной из новых форм приобщения детей к чтению...
Обобщение опыта. Тема педагогического опыта «Буккроссинг – новая форма приобщения детей к источнику знаний»
Обобщение опыта за три года по инновационной деятельности направление Буккроссинг....