Тема: «Жизнь, традиции и обычаи казаков Белогорья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков Белогорья.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа,
Воспитательные: приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Приёмы организации детей в деятельности: практические ,самообучения.
Оборудование и материалы: Презентация , казачьи костюмы(взрослые, дети), спорт. инвентарь( деревянные лошадки на палочке, кегли).
Предварительная работа: Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.
Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.
Ход педагогического мероприятия:
Казачка(воспитатель в костюме) -Здравствуйте ребята-казачата и гости нашего мероприятия
К. - В Белгородской области и в нашем городе Белгороде проживают много людей разных народностей и национальностей, назовите, какие вы знаете? ( ответы)-русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, и многие др.
К.- Сегодня мы с вами поговорим о казаках, их жизни, традициях и обычаях. Так давайте поздороваемся как казаки. А вы знаете -как здороваются казаки? ( ответы детей).
-Если казаки встречались утром, то говорили: «Здорово ночевали?»
- А отвечали : «Слава богу!».
- Если казаки встречались днем, то говорили: «Здорово дневали?»
А отвечали : «Слава богу!».
- Если казаки встречались вечером, то говорили: «Здорово вечерели?»
А отвечали : «Слава богу!».
К.-Запомнили? ( ответы детей).- Проверим, здорово дневали?-
Дети: «Слава богу!».
К.-Молодцы!
Поисковый этап:
К.-А кто такие казаки? (ответы детей)
К. - Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
(С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Быть честным и скромным. Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.)
К.- Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?
(К отцу и матери обращались только на Вы).
К. – А знаете что не разрешалось делать в присутствии старших?
(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).
К. – Как вы думаете, какие еще правила соблюдали казаки?
(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).
К. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Практический этап:
Игра «Наездники»
К.-Настоящей лошадью не все могут управлять, а вот с этой лошадью справится любой(деревянные лошадки)
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Игра «Попади в цель»
К.-Казак на стрельбище идет.И пулю точно в цель пошлет.
Чтоб конкурента победить. В «десятку» должен угодить. (игра с кеглями)
Сколько раз попали, столько очков и набрали..
К. Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак молодой, а сноровка старая.
Казаком быть — не разиня рот ходить.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
К. - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?
(Казаки ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах).
К. - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
К. – Молодцы, а знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Песен у казаков очень много, для взрослых и для детей, и мы будем сейчас петь.
Дети ст.гр. : Песня «Роспрягайте хлопци коней»
Рефлексивно-оценочный этап:
К.-Молодцы, вот вы много уже знаете о казаках их жизни, традициях и обычаях. Давайте повторим: В Белгороде, в Белгородской обл. живут казаки со своими семьями. Они уважительно относятся к старшим, уважают мать, сестру, жену, почитают родителей. Казаки соблюдают правила: не обгоняют старших, уступают им дорогу, не перебивают в разговоре старших. Не смотря на строгие обычаи, родители любили своих детей, следили, чтобы чужие не обижали их, заботились и играли с ними.
Вы услышали много пословиц и поговорок о казаках и казачьих лошадях, мы обязательно их выучим к следующему занятию.
А также в презентации вы увидели и казаков с казачками, их костюмы, оружие казаков( кинжал, сабля, нагайка).
И, конечно же, казачьи песни, веселые, задорные, услышали в исполнении нашего казачьего хора «Казачата».
До новых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_traditsii_i_obychai_kazakov_belogorya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
педагогического мероприятия с детьми 5 лет.
(Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, физкультурное развитие, социально-коммуникативное развитие.)
Тема: «Жизнь, традиции и обычаи казаков Белогорья»
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков Белогорья.
Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа,
Воспитательные: приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Форма деятельности: фронтальная.
Используемые методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Приёмы организации детей в деятельности: практические ,самообучения.
Оборудование и материалы: Презентация , казачьи костюмы(взрослые, дети), спорт. инвентарь( деревянные лошадки на палочке, кегли).
Предварительная работа: Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.
Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.
Ход педагогического мероприятия:
Казачка(воспитатель в костюме) -Здравствуйте ребята-казачата и гости нашего мероприятия
К. - В Белгородской области и в нашем городе Белгороде проживают много людей разных народностей и национальностей, назовите, какие вы знаете? ( ответы)-русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, и многие др.
К.- Сегодня мы с вами поговорим о казаках, их жизни, традициях и обычаях. Так давайте поздороваемся как казаки. А вы знаете -как здороваются казаки? ( ответы детей).
-Если казаки встречались утром, то говорили: «Здорово ночевали?»
- А отвечали : «Слава богу!».
- Если казаки встречались днем, то говорили: «Здорово дневали?»
А отвечали : «Слава богу!».
- Если казаки встречались вечером, то говорили: «Здорово вечерели?»
А отвечали : «Слава богу!».
К.-Запомнили? ( ответы детей).- Проверим, здорово дневали?-
Дети: «Слава богу!».
К.-Молодцы!
Поисковый этап:
К.-А кто такие казаки? (ответы детей)
К. - Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?
(С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Быть честным и скромным. Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.)
К.- Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?
(К отцу и матери обращались только на Вы).
К. – А знаете что не разрешалось делать в присутствии старших?
(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).
К. – Как вы думаете, какие еще правила соблюдали казаки?
(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).
К. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.
Практический этап:
Игра «Наездники»
К.-Настоящей лошадью не все могут управлять, а вот с этой лошадью справится любой(деревянные лошадки)
Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.
Игра «Попади в цель»
К.-Казак на стрельбище идет.И пулю точно в цель пошлет.
Чтоб конкурента победить. В «десятку» должен угодить. (игра с кеглями)
Сколько раз попали, столько очков и набрали..
К. Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
Дети: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак молодой, а сноровка старая.
Казаком быть — не разиня рот ходить.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
К. - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?
(Казаки ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах).
К. - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
К. – Молодцы, а знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Песен у казаков очень много, для взрослых и для детей, и мы будем сейчас петь.
Дети ст.гр. : Песня «Роспрягайте хлопци коней»
Рефлексивно-оценочный этап:
К.-Молодцы, вот вы много уже знаете о казаках их жизни, традициях и обычаях. Давайте повторим: В Белгороде, в Белгородской обл. живут казаки со своими семьями. Они уважительно относятся к старшим, уважают мать, сестру, жену, почитают родителей. Казаки соблюдают правила: не обгоняют старших, уступают им дорогу, не перебивают в разговоре старших. Не смотря на строгие обычаи, родители любили своих детей, следили, чтобы чужие не обижали их, заботились и играли с ними.
Вы услышали много пословиц и поговорок о казаках и казачьих лошадях, мы обязательно их выучим к следующему занятию.
А также в презентации вы увидели и казаков с казачками, их костюмы, оружие казаков( кинжал, сабля, нагайка).
И, конечно же, казачьи песни, веселые, задорные, услышали в исполнении нашего казачьего хора «Казачата».
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...
Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"
конспект непосредственно образовательной деятельности...
Конспект НОД Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к стар...
Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе...
Конспект ООД: по познавательному развитию. Старшая группа. «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков "Дать знания детям об истории возникновения кубанского казачества их обычаях...
«Жизнь, традиции и обычаи казаков»
Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков- Развивать познавательный интерес к истории своего народа,приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поко...