Тема: «Жизнь, традиции и обычаи казаков Белогорья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Евгения Акиньшина

Задачи:

Образовательные: познакомить  детей с жизнью, традициями и обычаями  казаков Белогорья.

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа,

Воспитательные: приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Форма деятельности: фронтальная.

Используемые методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.

Приёмы организации детей в деятельности: практические ,самообучения.

Оборудование и материалы: Презентация , казачьи  костюмы(взрослые, дети), спорт. инвентарь( деревянные лошадки на палочке, кегли).

Предварительная работа: Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.

Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.

Ход педагогического мероприятия:

Казачка(воспитатель в костюме) -Здравствуйте ребята-казачата  и гости нашего мероприятия

К. - В Белгородской области и в нашем городе Белгороде проживают много людей  разных народностей и национальностей, назовите, какие вы знаете?   ( ответы)-русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы,  и многие др.

К.- Сегодня мы с вами поговорим о казаках, их жизни, традициях   и обычаях. Так давайте  поздороваемся как казаки.  А вы знаете -как здороваются казаки? ( ответы детей).

-Если казаки встречались утром, то говорили: «Здорово ночевали?»                  

- А отвечали : «Слава богу!».

- Если казаки встречались днем, то говорили: «Здорово дневали?»                         

А отвечали : «Слава богу!».

- Если казаки встречались вечером, то говорили: «Здорово вечерели?»               

А отвечали : «Слава богу!».

К.-Запомнили? ( ответы детей).- Проверим, здорово дневали?-  

Дети: «Слава богу!».

К.-Молодцы!

Поисковый этап:

К.-А кто такие казаки? (ответы детей)

К. - Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

(С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Быть честным и скромным. Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.)

К.- Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?

(К отцу и матери обращались только на Вы).

К. – А знаете  что не разрешалось делать в присутствии старших?

(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).

К. – Как вы думаете, какие еще правила соблюдали казаки?

(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).

К. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Практический этап:

Игра «Наездники»

К.-Настоящей лошадью не все могут управлять, а вот с этой лошадью справится любой(деревянные лошадки)

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Игра «Попади в цель»

К.-Казак на стрельбище идет.И пулю точно в цель пошлет.

Чтоб конкурента победить. В «десятку» должен угодить. (игра с кеглями)

Сколько раз попали, столько очков и набрали..

К. Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

ДетиКазак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

 И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

 Казан проверяют по звону, а казака по слову.

 Казак молодой, а сноровка старая.

 Казаком быть — не разиня рот ходить.

 Казачья смелость порушит любую крепость.

 Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

 Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

К. - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?

(Казаки ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах).

К. - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг.

 Казак сам не ест, а коня накормит.

 Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

 Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

 Без коня казак кругом сирота.

 Казак голоден, а конь его сыт.

К. – Молодцы, а знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Песен у казаков очень много, для взрослых и для детей, и  мы будем сейчас петь.

Дети ст.гр. : Песня «Роспрягайте хлопци коней»

Рефлексивно-оценочный этап:

К.-Молодцы, вот вы много уже знаете о казаках их жизнитрадициях и обычаях. Давайте повторим: В Белгороде, в Белгородской обл. живут казаки со своими семьями. Они уважительно относятся к старшим, уважают мать, сестру, жену, почитают родителей. Казаки соблюдают правила: не обгоняют старших, уступают им дорогу, не перебивают в разговоре старших. Не смотря на строгие обычаи, родители любили своих детей, следили, чтобы чужие не обижали их, заботились и играли с ними.

Вы услышали много пословиц и поговорок о казаках и казачьих лошадях, мы обязательно их выучим к следующему занятию.

А также в презентации вы увидели и казаков с казачками, их костюмы, оружие казаков( кинжал, сабля, нагайка).

И, конечно же, казачьи песни, веселые, задорные, услышали в исполнении нашего казачьего хора «Казачата».

До новых встреч!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_traditsii_i_obychai_kazakov_belogorya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

педагогического мероприятия с детьми 5 лет.

(Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, физкультурное развитие, социально-коммуникативное развитие.)

Тема: «Жизнь, традиции и обычаи казаков Белогорья»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков Белогорья.

Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа,

Воспитательные: приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Форма деятельности: фронтальная.

Используемые методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые.

Приёмы организации детей в деятельности: практические ,самообучения.

Оборудование и материалы: Презентация , казачьи костюмы(взрослые, дети), спорт. инвентарь( деревянные лошадки на палочке, кегли).

Предварительная работа: Беседы с детьми; просмотр иллюстраций с изображением казаков, казачек; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в семьях детей; ознакомление с пословицами и поговорками и их заучивание.

Продолжительность педагогического мероприятия: 25 минут.

Ход педагогического мероприятия:

Казачка(воспитатель в костюме) -Здравствуйте ребята-казачата и гости нашего мероприятия

К. - В Белгородской области и в нашем городе Белгороде проживают много людей разных народностей и национальностей, назовите, какие вы знаете? ( ответы)-русские, украинцы, белорусы, армяне, азербайджанцы, и многие др.

К.- Сегодня мы с вами поговорим о казаках, их жизни, традициях и обычаях. Так давайте поздороваемся как казаки. А вы знаете -как здороваются казаки? ( ответы детей).

-Если казаки встречались утром, то говорили: «Здорово ночевали?»

- А отвечали : «Слава богу!».

- Если казаки встречались днем, то говорили: «Здорово дневали?»

А отвечали : «Слава богу!».

- Если казаки встречались вечером, то говорили: «Здорово вечерели?»

А отвечали : «Слава богу!».

К.-Запомнили? ( ответы детей).- Проверим, здорово дневали?-

Дети: «Слава богу!».

К.-Молодцы!

Поисковый этап:

К.-А кто такие казаки? (ответы детей)

К. - Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

(С уважением относится к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Быть честным и скромным. Заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими. Защищать от врагов свою Родину.)

К.- Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как казаки обращались к отцу и матери?

(К отцу и матери обращались только на Вы).

К. – А знаете что не разрешалось делать в присутствии старших?

(Не разрешалось сидеть. Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших. Не разрешалось курить).

К. – Как вы думаете, какие еще правила соблюдали казаки?

(Нельзя было обгонять старшего по возрасту, надо было спросить разрешения, можно ли пройти. Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу).

К. - Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними. Вот и мы с вами сейчас немного поиграем.

Практический этап:

Игра «Наездники»

К.-Настоящей лошадью не все могут управлять, а вот с этой лошадью справится любой(деревянные лошадки)

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде надевают папаху, «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Игра «Попади в цель»

К.-Казак на стрельбище идет.И пулю точно в цель пошлет.

Чтоб конкурента победить. В «десятку» должен угодить. (игра с кеглями)

Сколько раз попали, столько очков и набрали..

К. Хорошо размялись. А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.

Дети: Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казак молодой, а сноровка старая.

Казаком быть — не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

К. - Молодцы, ребята! Хорошие пословицы вы знаете. А знаете ли вы, что казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Кто из вас, ребята, скажет, на чем раньше ездили казаки?

(Казаки ездили верхом на лошадях, а ещё на повозках, на телегах).

К. - У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?

Дети: Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

К. – Молодцы, а знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою. Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились. Песен у казаков очень много, для взрослых и для детей, и мы будем сейчас петь.

Дети ст.гр. : Песня «Роспрягайте хлопци коней»

Рефлексивно-оценочный этап:

К.-Молодцы, вот вы много уже знаете о казаках их жизни, традициях и обычаях. Давайте повторим: В Белгороде, в Белгородской обл. живут казаки со своими семьями. Они уважительно относятся к старшим, уважают мать, сестру, жену, почитают родителей. Казаки соблюдают правила: не обгоняют старших, уступают им дорогу, не перебивают в разговоре старших. Не смотря на строгие обычаи, родители любили своих детей, следили, чтобы чужие не обижали их, заботились и играли с ними.

Вы услышали много пословиц и поговорок о казаках и казачьих лошадях, мы обязательно их выучим к следующему занятию.

А также в презентации вы увидели и казаков с казачками, их костюмы, оружие казаков( кинжал, сабля, нагайка).

И, конечно же, казачьи песни, веселые, задорные, услышали в исполнении нашего казачьего хора «Казачата».

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"

конспект непосредственно образовательной деятельности...

Конспект НОД Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков

Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный   интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к стар...

Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект ООД: по познавательному развитию. Старшая группа. «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков "Дать знания детям об истории возникновения кубанского казачества их обычаях...

«Жизнь, традиции и обычаи казаков»

Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков- Развивать познавательный интерес к истории своего народа,приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поко...