Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_traditsii_i_obychai_kubanskih_kazakov.docx74.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия                                                                             в подготовительной к школе группе

«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Программные задачи. Продолжать знакомить детей с бытом казаков, домашней утварью. Расширять словарный запас. Учить детей украшать печь техникой оттиска. Воспитывать любовь к малой родине и правила поведения в гостях.

Оборудование. Старинная утварь в хате. Бумажные заготовки печи, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, травка и цветы). Гуашь жёлтого, красного, зелёного цветов. Подкова. Диск с казачьими песнями.

Предварительная работа. Рассматривание старинных фотографий. Беседы с детьми. Знакомство со старинными видами рукоделия.

Приглашённые. Атаман станицы Новомалороссийской Трегубов Николай Александрович.

Словарная работа. Глэчик, макитра, сырно, коромысло.

Ход занятия

Занятие начинается в группе.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, на фотографии. Кто на них запечатлён?

Дети. Родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки.

Воспитатель. Как можно назвать их одним словом?

Дети. Родственники, предки, родичи.

Воспитатель. Правильно, дети. Близкие предки – это ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили давно-давно. Сегодня мы пойдём в старинную казачью хату, посмотрим её убранство, узнаем, как жили наши предки.

Дети с воспитателем идут в казачью комнату, останавливаются у двери.

Воспитатель. Ребята, давайте постучим. А вдруг там кто-нибудь есть?

Дети стучат в дверь. Из комнаты выходит Хозяйка.

Хозяйка. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Хозяйка. Я здесь хозяюшка и приглашаю вас познакомиться с убранством моей хаты и разной утварью, с обычаями казаков.

Воспитатель. Мы с ребятами очень хотим побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её, узнать, как жили казаки, чем занимались.

Хозяйка. С удовольствием расскажу вам, хлопчики и девчата! И ещё по секрету вам скажу, что к нам в гости придёт сам атаман станицы Новомалороссийской Трегубов Николай Александрович. А пока мы его ждём, я вам расскажу, как жили в старину. В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, был кормильцем для своей семьи. А самое главное – охранял свою землю от врагов. Его жена, казачка, была дома, занималась хозяйством. С утра ей надо было сходить к колодцу, принести на коромысле воды, чтобы можно было постирать, приготовить еду, искупать ребёнка. А в свободное время казачки любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Ребята, посмотрите на предметы в этой комнате и скажите, какие из них украшены вышивкой.

Дети. Полотенца, занавески, простынка в детской кроватке, подушечка.

Хозяйка. Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети. Скатерть, полотенца, салфетки.

Хозяйка. А вот и кормилица семьи – печка. Пищу готовили вот в таких больших чугунах. Чугун тяжёлый, чугунный. Его ставили в большую печь, после того как сгорят дрова и печка нагреется. Каша в нём медленно томилась и получалась вкусной, ароматной. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется «глэчик». Молоко в нём долго оставалось свежим. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. А в чём же кипятили воду для чая, как вы думаете?

Дети. В самоваре.

Хозяюшка. Ребята, вы запомнили, как называлась старинная казачья посуда?

Дети. Глэчик, чугунок, макитра.

Хозяйка. Разговаривая с пожилыми людьми, мы выяснили, что казаки любили украшать не только свою хату, но и печку-кормилицу. Использовали они для этого натуральные красители. Зелёную краску делали из крапивы, красную – из свеклы, жёлтую и оранжевую – из луковой шелухи. В качестве узоров использовали изображения домашней птицы – петушка, курочки, цыплёнка – или растительный орнамент – траву, цветы. Хотите попробовать украсить печь? Приглашаю вас в мастерскую.

Дети подходят к столам, на которых лежат заготовки печей и стоят мисочки с жёлтой, красной, зелёной красками, оттиски (петушок, курочка, цыплёнок, трава, цветы).

Воспитатель. Посмотрите, как примерно можно украсить печку.

Хозяйка показывает несколько вариантов разукрашивания печи. Дети садятся за столы, разукрашивают заготовки печей.

Хозяйка. Спасибо большое. Работы получились интересные, красивые. Вам понравилось, ребята?

Дети. Да.

Раздаётся стук в дверь. Входит атаман.

Атаман. Здравствуйте, хозяюшка! Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Хозяйка. По старинному обычаю дорогих гостей встречают караваем с солью. Отведайте нашего хлебушка. Мы сегодня говорим об обычаях казаков.

Атаман рассказывает о казачьей службе.

Воспитатель. Расскажите нам о своей красивой форме.

Атаман. На мне одеты рубаха, брюки, сверху – тёмно-синяя черкеска с 16-ю напатронниками. А зимой ещё и бурка. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. Кинжал и сабля подвешены к поясу.

Воспитатель. Наши дети знают пословицы и поговорки о казаках.

Ребёнок. Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Ребёнок. Казак сам не ест, а коня накормит.

Ребёнок. Казак без коня, что солдат без ружья.

Ребёнок. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.

Ребёнок. Сам погибай, а коня выручай.

Ребёнок. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель. А ещё мы знаем много кубанских обычаев.

Ребёнок. Хранители обычаев – старики.

Ребёнок. Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «вы».

Ребёнок. На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Ребёнок. На казачьих праздниках всегда проводились скачки.

Хозяйка. Ребята, по старинному кубанскому поверью, кто подкову найдёт, тому она счастье принесёт.

Проводится игра «Передай подкову». Дети стоят по кругу, под музыку передают подкову. С окончанием звучания музыки тот, у кого в руках окажется подкова, становится водящим.

По окончании игры хозяйка благодарит атамана за интересную игру.

Хозяйка. Играми да разговорами сыт не будешь. Славится наш народ угощением сладким. И для вас, гости дорогие. Я испекла пироги знатные, а тесто подходило вот в этой… (показывает макитру)

Дети. Макитре.

Хозяйка. Правильно!

                  Чай горячий – наша сила,                                                                                   Украшение стола.                                                                                                                                               С чая лихо не бывает,                                                                                                                               Так в народе говорят.                                                                                                 Чай – здоровье, всякий знает.                                                                                                           Пей хоть пять часов подряд.

Хозяйка приглашает всех гостей выпить чаю с пирогами из самовара.

После чаепития дети выходят из зала под музыку.                

Конспект ООД с использованием ИКТ                                                                        в подготовительной к школе группе

«Что мы знаем о Кубани»

Программные задачи. Закрепить знания детей об истории малой родины. Закрепить понятие о символах Кубани. Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, стремление приходить на помощь, выручать из беды. Развивать творческое мышление, воображение детей через образную подачу материала.

Оборудование. Слайды с изображением города Краснодара, герба, флага,  природы; карты: России, Краснодарского края; 3 комплекта полосок из картона цветного; герб Кубани, разрезанный на 4 части; гимн в исполнении Кубанского народного казачьего хора (аудиозапись).

Предварительная работа. Разучивание стихов о крае.  

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня занятие посвящено нашей малой родине. Посмотрите внимательно на карту. Это карта нашего государства. Кто знает, как называется государство, в котором мы живём? (Ответы детей) Кто сможет показать границы нашей страны? (Ответы детей) Карта может много рассказать о стране. Мы видим, что Россия – большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной.

Воспитатель читает стихотворение:

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.

Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.   

Воспитатель. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие люди. Родной дом, Родина – это начало начал.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

Любимый уголок земли, о котором написал поэт, называется малой родиной.

Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее. Велика и красива Россия! И трудно найти более красивый край, чем Краснодарский! Россия – Родина-мать, а родная Кубань, наша малая родина –  её степная дочь, её частица. – А почему степная? (Высказывания детей)

Входит Незнайка.

Незнайка (ворчит).  И когда я доберусь до места? Ой, куда я попал? Это Солнечный город?

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Ты заблудился? Это детский сад. Подготовительная к школе группа.

Незнайка (огорченно). Ну, вот. Опять не туда попал.

Воспитатель.  Садись-ка ты с ребятами и познакомься с нашим краем.

Ребята, посмотрите на карту Краснодарского края. Какие моря омывают наш край?

Дети отвечают.

Незнайка. Краснодарский край такой маленький!

Воспитатель. Не спеши, Незнайка!

Показ слайда №1.

Воспитатель. Главный город Краснодарского края – Краснодар. Город Краснодар – столица Кубани, краевой центр, который был основан в 1793 году казаками-запорожцами, переселившимися на Кубань по указу императрицы Екатерины Второй. Екатерина даровала казакам причерноморские земли для защиты южных границ и возделывания плодородных земель. Вот почему раньше этот город назывался ЕкатериООДар.

Показ слайдов №2 - №5 (Достопримечательности Краснодара)

Незнайка. Какой красивый город! 

Воспитатель. А сейчас, ребята, мы вспомним символику нашего края.

Показ слайда №6 (Кубанский флаг)

Воспитатель задаёт вопросы: 

  1. Какую форму имеет флаг?
  2. Сколько цветов на флаге?
  3. Какие?
  4. В каком порядке они расположены?

Дети отвечают.

Затем дети выполняют творческое задание: берут разные полоски цветного картона прямоугольной формы, выбирают из них те, что соответствуют цветам Кубанского флага и располагают их в правильном порядке.

Показ слайда №6 (Кубанский герб)

Воспитатель. А теперь посмотрите на герб края. В зелёном щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями с открытыми воротами и чёрными швами, над башней золотой пернач. Щит увенчан древней державной короной, над которой возвышается российский штандарт. Щит украшен золотыми дубовыми листьями, соединёнными алой лентой, 4 лазоревых знамени, окруженных дубовыми и лавровыми ветвями.

Рассказ сопровождается показом.


Дети выполняют творческое задание: собирают из частей картинку с изображением герба Кубани.

Воспитатель. Гимн – торжественная песнь, исполняется во время торжественных церемоний (при поднятии флага, при открытии памятников, при вручении наград). Во время гимна люди стоят смирно, поют гимн. Гимн Кубани исполняет Кубанский народный казачий хор под руководством В. Захарченко.

Прослушивание 1 куплета гимна

Воспитатель. Ребята, а кто является губернатором нашего края?

Дети отвечают.

Показ фотографии А. Ткачева.

Воспитатель. А вы знаете, что Кубань  поразила весь мир: выиграла право на проведение Олимпиады? А в каком городе пройдёт Олимпиада? В каком году?

Дети отвечают.

Проводится физминутка. Дети выполняют движения по тексту.

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо                                                                                                Умеют держаться,

Очень бесшумно                                                                                                    На воду садятся.

Воспитатель. Ребята, недавно мы учили стихи о нашем крае. Давайте вспомним их.

Показ слайда №7

Вот она, кубанская земля,

На неё не в силах наглядеться.

Тут стоят пшеничные поля,

Чистые как совесть земледельца.

Показ слайда №8

Край наш любимый, станица казачья.

С тобой мы и в горе, с тобой и в удаче.

Куда ни поедем, куда ни пойдём,

А места дороже тебя не найдём!

Показ слайда №9

Два моря тебя омывают, родная земля,
Повсюду – от края до края – шумят тополя.
Кругом, куда ни кинешь взгляд,
Хлеба высокие стоят,
И песни звонкие свои
Сады задумчиво поют.

Показ слайда №10

Взмыло солнце над полями,
Свет клубится над землёй
А вокруг, куда ни глянешь,
Край кубанский, мой родной!

Показ слайда №11

Кубань, твоя судьба – моя судьба.

Твои похорошевшие станицы

В убранстве расцветающих садов,

Твоих полей раскрытые страницы.

Показ слайда №12

Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен –

Край наш Краснодарский!

Показ слайда №13

Воспитатель. А сейчас мы поиграем и узнаем, кто из вас лучше всех знает родной край. У вас в руках  красные карточки. Я буду задавать вам вопрос и давать несколько вариантов ответов. Как только я скажу правильный ответ, вы должны поднять карточки.

Незнайка. А можно я тоже буду отвечать на вопросы?

Воспитатель. Конечно, Незнайка.

Вопрос № 1:

Как называется наш край?

а) Краснодарский;
б) Красноярский;
в) Темрюкский;
г) Таманский.

Вопрос № 2:

Назовите губернатора нашего края.

а) В. Путин;
б) А.Ткачев;
в) Г. Майков;
г) В. Иордан

Вопрос № 3

Назовите главный город Кубани

а) Краснодар;
б) Москва;
в) Тихорецк;
г) Сочи.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы на все вопросы ответили верно.

Незнайка. Вот бы и мне столько знать о своем Солнечном городе, сколько вы знаете о Кубани. Пойду я, наверное, учить. Напоследок хочу вам сказать:

вы, ребята, – наследники вашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Берегите свой край! 

Воспитатель. На этом занятие, посвященное нашей Кубани,  закончилось.

Цвети, Кубань,

От края и до края!

С далёких лет

Ты в сердце у меня.

Казачья песня,

Слава трудовая,

Кубань, Кубань,

Бескрайняя моя.

Беседа с использованием ИКТ                                                                                             в старшей группе

 

«Моя любимая станица»

Программные задачи. Познакомить детей с историей возникновения станицы, ее достопримечательностями, познакомить с гербом станицы. Расширять представления о малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма, желание беречь и приумножать богатства родной страны.

Оборудование. Фотографии, альбомы с иллюстрациями, магнитофон, диски с музыкальными произведениями, карта Выселковского района, изображение герба станицы.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий и альбомов о станице. Чтение и разучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений о Кубани.

Ход беседы

Воспитатель. В большой стране Россия есть Краснодарский край, где ты живёшь, где твой дом, твоя родная земля, твоя малая Родина.

Прослушивание песни «Ой да Краснодарский край».

Воспитатель. Пройдут года, и где бы ни находился человек, он всегда вспоминает

Не страну большую,

Которую изъездил и узнал,

А вспоминает Родину такую,

Какой её в детстве увидал.

Малая Родина… У каждого человека она своя, единственная и неповторимая.

Чтение детьми наизусть стихотворения Л. Подкорытова.

1-й ребенок:         Я люблю тебя, станица.

Светлая, родная ты!

За поля твои пшеницы

И вишневые сады.

2-й ребенок:         Ты ночами снишься часто.

В снах живу я тоже здесь.

Я хочу, чтоб оставалась

Ты такой, какая есть!

3-й ребенок:         Ты живи, не обижайся,

Что кому- то не нужна.

Процветай и быть старайся

Лучше, чем всегда была!

4-й ребенок:      Возвращаются и птицы

 Как на Родину к тебе.

 Я прошу: живи, красуйся,

 Ты нужна не только мне!

Воспитатель. Ребята, а вы любите нашу станицу, свою малую Родину? (Ответы детей) Недаром говорится: «Всякому мила своя сторона», «Везде хорошо, а дома лучше». Любить можно только то, что хорошо знаешь. И чем больше мы узнаем о своей станице, тем больше будем радоваться, что живём в таком чудесном месте. 

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

  1. Ребята, а почему каждый человек любит свою малую Родину? (Ответы детей)
  2. Послушайте пословицу: «Родная сторона – мать, чужая – мачеха». С кем сравнивает Родину русский народ? (С матерью)
  3. А вы знаете, как зовут вашу маму? Поднимите руки, кто знает имя и отчество мамы и может назвать их? (Ответы детей)
  4. Ребята, так же четко вы  должны знать все о своей малой Родине.
  5. Как называется район, в котором мы живем? (Выселковский)
  6. Посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наш Выселковский район. Это Родина и нашего губернатора. Как его зовут? (Александр Николаевич Ткачев)
  7. А как называется наша станица? (Новомалороссийская)

Воспитатель. Верно: это малая частичка нашей огромной матушки – России.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей родной станице. Но сначала давайте заглянем в прошлое. Какова история возникновения нашей станицы? Наша Кубань с давних времен славилась своими плодородными землями, полноводными реками, бескрайними просторами степей. И со всех краев России люди съезжались на Кубань, надеясь, что  на гостеприимной Кубани жить будет легче. Люди старались селиться и строиться по берегам рек, потому что река была и помощницей и кормилицей. И вот,  в 1801 году, по указу императора Павла I, на правом берегу реки Бейсуг появилось село – Новомалороссийское. После его переименовали в станицу Новомалороссийскую. Казаки называли ее Бирючей потому, что большая часть людей переселилась из Бирючанского уезда Воронежской губернии. Бирюча была одной из первых казачьих станиц и входила в состав казачьего войска.

Казаки – отважные воины! В бой всегда ходили под своим флагом. А главным опознавательным знаком был герб на щите. Вот и у  казаков  нашей станицы был свой герб.

Демонстрация изображения герба станицы.

Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый:  в лазоревом поле – стоящий на правой вершине золотого холма серебряный сокол с воздетыми крыльями, сопровождаемый вверху по сторонам двумя серебряными, с золотыми сердцевинами, цветками яблони. Ребята, как вы думаете почему в изображении герба присутствуют два кургана, сокол, цветы яблони? (Ответы детей). Два золотых кургана – это символ нашего поселения. Они указывают на уважение жителей к истории своей земли, а также являются одной из основ достопримечательностей нашей станицы. Серебряный сокол – это символ храбрости, силы, мужества, защиты и свободы. Яблоневый цветок -  это символ обновления, расцвета и плодородия. Обратите ваше внимание на цвета. Как вы думаете, почему автор этого герба использовал именно такие? (Ответы детей). Лазоревый цвет, ребята, символизирует чистое небо, честь, искренность, добродетель. Золото показывает неисчерпаемое богатство полей, кубанское золото – хлеб. Золотой цвет – это величие, достаток и процветание. Серебро – символ совершенства, мудрости, благородства и мира. Взгляните, ребята на эти фотографии. Как красива наша станица с её широкими и маленькими улицами, парками и скверами.

Чтение стихотворения наизусть одним из детей под музыкальное сопровождение.

Взмыло солнце над полями

Свет клубится над рекой,

А вокруг, куда ни глянешь –

Край любимый мой, родной.

Воспитатель. Вспомните, как называется наша главная улица. (Красная).

Почему её так назвали? (Главная, центральная,  красивая).

А вы знаете, ребята, ведь она не только самая красивая, но и самая длинная. Она тянется вдоль реки. А как называется наша красавица – речка? (Бейсуг)

Чтение ребенком стихотворения О.А. Алексуткиной «Речка Бейсуг»:

Речка-реченька Бейсуг

Вдоль дороги бежит,

Словно ленточка, Бейсуг

Среди пашен лежит.

Как девичьи косички,

Разбросав по полям,

Голубая водичка,

А вокруг – тополя.

Не спеша по долинам

Наша речка течёт,

Будто гладит равнины,

Продвигаясь вперёд.

Воспитатель. Речка Бейсуг – тихая, спокойная, самая лучшая река Кубанской земли, бегущая по равнине.

Исполнение детьми песни «Бейсуг – речка»:

  1. В степи проснулся родничок                                                                      И появился ручеек.                                                                                                       Он был весёлый и шальной,                                                                               Так обернулся он рекой.

Припев:           Бейсуг, Бейсуг-речка,                                                                                Нет милей местечка.                                                                             Любим мы купаться.                                                                            Любим загорать.                                                                                      Тёплою водицей,                                                                                    Бейсуг, дай умыться,                                                                            Нам прибавив силы                                                                               Ключевой водой.

  1. Так Бейсуг лентой голубой                                                                Петляет меж станицами.                                                                    Будто зайчик озорной                                                                                     Играется с синицами.

Воспитатель. А какие улицы нашей станицы вы ещё знаете? Как называется ваша улица? Что вы можете о ней рассказать? (Рассказы детей). Молодцы, ребята, видно, что вы любите нашу станицу. Скажите, а чтобы наша станица, наш район был ещё краше, что нужно делать? (Любить, защищать и охранять, беречь природу, трудиться, работать, не давать загрязнять водоёмы, не допускать пожаров, сохранять и приумножать богатства). Я открою вам секрет. В мире есть много прекрасных мест, но самое лучшее то, где ты родился, где твой дом и где живут твои родители.

Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился».

Станица Новомалороссийская

О тебе поёт душа,

Ты в своих садах прекрасная,

Как весна ты хороша!

На память о нашей малой Родине я дарю вам эмблемы «Новомалороссийская – моя любимая станица».

«Хлеб – всему голова»

(беседа-встреча с хлеборобом станицы                                                                           в подготовительной к школе группе)

Программные задачи. Дать детям представление о ценности хлеба как пищевого продукта. Раскрыть понятие «Выселковский район – хлебный край». Пояснить сложность труда хлебороба. Воспитывать гордость за малую родину, уважительное отношение к хлебу и труду хлебороба.

Оборудование. Иллюстративный материал, колоски пшеницы.

Предварительная работа. Беседа о труде хлебороба, наблюдение за посевом пшеницы.

Словарная работа. Зерно, зерновые культуры, колос, земледелец, хлебороб, хлебные продукты, пшеница озимая, пшеница яровая.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, послушайте внимательно отрывок из стихотворения.

Путь его довольно долгий.                                                            Вот он в булочной на полке.                                                          Вот уже к тебе на стол                                                                 Он пожаловал, пришёл.                                                                 В нём – здоровье наше, сила,                                                          В нём – чудесное тепло.                                                                         Сколько рук его растило,                                                            Охраняло, берегло!                                                                         В нём – земли родимой соки,                                                                                         Солнца свет весёлый в нём…                                                      Уплетай за обе щёки!                                                                Вырастай богатырём!

О чём это стихотворение?

Дети. О хлебе.

Воспитатель. Верно. Хлеб – это богатство Краснодарского края, в том числе и Выселковского района. На полях нашего района выращивают много зерновых культур, особое внимание при этом уделяют выращиванию пшеницы. Вы знаете, как называют людей, которые выращивают хлеб?

Дети. Хлеборобами.

Воспитатель. Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. Сейчас мы с вами поговорим о том, что нужно сделать, чтобы вырастить зерно. Как подготавливают почву под будущий урожай?

Дети. Сначала нужно вспахать землю.

Воспитатель. Землю пашут тракторами, гусеничными и колёсными, сзади которых прикреплены плуги. Кто управляет тракторами?

Дети. Трактористы.

Воспитатель. А в какое время сеют пшеницу?

Дети. Весной и осенью.

Воспитатель. Как называют пшеницу, которую засевают весной?

Дети. Пшеницу, которую сеют весной, называют яровой.

Воспитатель. Как называют пшеницу, которую засевают осенью?

Дети. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой.

Воспитатель. Верно. А теперь вспомните, как мы с вами наблюдали за посевом пшеницы. Расскажите, что вы видели.

Дети. К тракторам прикрепляют сеялки, за сеялки – бороны. В сеялки насыпают зерно вместе с удобрением. В маленькие отверстия зёрнышки выпадают прямо в землю. А борона сверху присыпает их землёй.

Воспитатель. Подумайте и скажите: как хлебороб узнаёт, что пора собирать урожай?

Дети. Когда поле станет жёлтым, колосья полны зёрен и они тугие и сухие.

Воспитатель. Представьте себе огромное поле спелой пшеницы... Поле бескрайнее, золотое, красивое. Можно ли его сравнить с морем?

Дети. Да, оно колышется, как море. Жёлтые волны ходят по полю.

Воспитатель. Сейчас я вам покажу картинки, на которых изображена уборка урожая. Сравните их и расскажите, как раньше убирали пшеницу и как это делают сейчас.

Воспитатель показывает детям 2 картины: на одной изображён косарь, на другой – комбайн за работой. Дети делятся впечатлениями об увиденном на картинках.

Воспитатель. Раньше, когда  не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шёл по вспаханному полю и вручную разбрасывал зёрна в стороны. Это была трудоёмкая, медленная и тяжёлая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель разбрасывает зерно.

Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.                                    Нынче сеялка-машина этим делом занята.                                                              Роет борозды проворно, в них укладывает зёрна.                                   – Уж ты, семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.                              Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!                                    К свету, солнцу из земли                                                                                                                                               Ты росток скорей пошли!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть колоски. Дети перебирают колоски, вспоминают, где и как их собирали.

Воспитатель.        Вырос в поле дом, полон дом зерном.                                          Стены позолочены, ставни заколочены.                                      Ходит он ходуном на столбе золотом.

Дети выполняют упражнение «Уборка урожая».

Гремит, грохочет не пальба.                   Выполняют круговые движения согнутыми руками перед собой.

Гремит, грохочет молотьба.                  

Гора зерна растёт до неба.                      Потягиваются вверх, становятся на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?          Плавно опускают руки вниз.

Шумят, гремят грузовики,                      Держа руки на поясе, притопывают ногами с незначительным продвижением вперёд.

Стучат на мельнице валки.                    

Гора муки растёт до неба.                       Потягиваются вверх, становятся на носочки.

Ты видишь, сколько будет хлеба?          Плавно отводят руки в стороны, затем вниз.

Мне говорят, что спать пора.                 Приседают, голову наклоняют набок, руки складывают под головой.

Но не усну я до утра.                               Потягиваются вверх, становятся на носочки.

Мне поглядеть бы хоть немножко,        Смотрят в одну, затем в другую сторону.

Как мама будет печь лепёшки.               Имитируют лепку лепёшек.

Воспитатель. Дети, а где хранят зерно?

Дети. Зерно хранят на элеваторе.

Воспитатель. Правильно. Давайте подойдём к нашей выставке и рассмотрим картинки, на которых художник нарисовал уборку урожая и машины, везущие зерно на элеватор.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. Скажите, какие продукты получают из зерна.

Дети. Муку, крупы (пшеничную, манную, перловую, ячневую), спирт, крахмал, отруби.

Воспитатель. Что можно приготовить из муки?

Дети отвечают.

Воспитатель. Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой? Как мы должны относиться к хлебу?

Дети. Бережно, с уважением.

Воспитатель. Надо брать столько хлеба, сколько можешь съесть. А если после обеда остались кусочки хлеба, как следует поступить?

Дети. Их можно отдать кошке, собачке, птицам, а можно посушить в духовке, и получатся вкусные сухарики.

Воспитатель. Дети, а как на Кубани, в нашей станице поощряют труд хлеборобов?

Дети. Их награждают медалями, грамотами, премиями, подарками.

Воспитатель. Чаще всего награждение происходит после уборки урожая, в День работников сельского хозяйства, который празднуют в октябре. В этот день поздравляют всех, кто причастен к выращиванию богатого урожая зерна, подсолнечника, свеклы, овощей, фруктов. Труд земледельцев в почёте в нашем Выселковском районе? А кто из ваших родственников, знакомых трудится на полях Выселковского района? Что они рассказывают о своём труде?

Дети отвечают.

Затем проходит встреча с хлеборобом И. Каплиёвым.

Воспитатель подводит итог занятия и ещё раз подчёркивает значимость труда людей, которые принимают активное участие в посеве и уборке зерновых культур. Педагог выражает надежду, что когда дети вырастут, то среди них обязательно будут именитые хлеборобы.

«Мастерами славится станица»

(беседа-встреча мастером вышивки                                                                                в подготовительной к школе группе)

Программные задачи. Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью. Показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах орнамента (геометрический, растительный, животный, образ человека) и его элементах. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям, интерес к прошлому и потребность в общении с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Оборудование. Посылка, клубок ниток, письмо, деревянный сундук, вышитые салфетки, полотенце, одежда с вышивкой (женские платья, рубашка), чудесный мешочек, карточки с символами вышивки, фонограмма кубанских песен.

Предварительная работа. Знакомство с народным промыслом и его историей, чтение рассказов. Рассматривание в кубанской комнате одежды казаков. Дидактические игры:  «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор?» Ознакомление с кубанскими праздниками, обрядами. Разучивание народных песен, пословиц, поговорок о труде и рукоделии.

Словарная работа. Настольник, подзор, рушник, хустка.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня утром к нам в группу почтальон принёс посылку. Я её без вас не стала открывать. Вы хотите узнать, что там  лежит? (Открывает посылку, вынимает клубок ниток и письмо). Ребята, здесь письмо! Давайте прочитаем и узнаем, от кого же оно и что это за клубочек. (читает): «Дорогие дети! Я узнала, что вы очень любите свой родной край, Кубань. Стараетесь как можно больше узнавать о том, как жили ваши дедушки и бабушки, казаки и казачки, чем они занимались. И сами вы уже многое умеете делать своими руками, даже вышивать учитесь, поэтому я и приготовила вам сюрприз. Жду вас к себе в гости. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам волшебный клубочек, он покажет вам дорогу к моему дому» Ну что, дети, принимаем приглашение? (Дети отвечают) Ребята, дорога нам предстоит дальняя. А кто скажет, что надо делать, чтобы путь не был утомительным и долгим?

Дети. Петь песни.

Воспитатель.  Правильно, ребята, казаки, отправляясь в дальний поход, ехали на лошадях и пели песни, они так и называются «походные». Давайте мы с вами запоём песню и тоже отправимся в путь.

Покажи клубок дорожку

Нам к чудесному порожку.

Обещаем не лениться

И чему-то научиться.

Исполняя песню «За Кубанью-рекой, при долинушке», дети идут в казачью комнату.

Воспитатель. Вот наконец-то и домик на опушке. Подойдём поближе, постучим в дверь.

Дети и воспитатель подходят к двери, стучат. Выходит Марья-искусница, дети здороваются с ней, она отвечает.

Марья-искусница. Добро пожаловать, гости дорогие, давненько вас поджидаю! Милости прошу в гости в мою светёлку. Ребята, а как вы думаете, почему эта комната так называется?

Дети. Она самая светлая, самая красивая.

Марья-искусница. Нашу светёлку освещают электрические люстры. А кто скажет, как освещалась хата в давние времена?

Дети отвечают.

Марья-искусница. Правильно, лучиной, свечами. Скажите, а зачем нужен был хороший свет?

Дети отвечают.

Марья-искусница. Правильно, чтобы девушки могли рукодельничать. А кто знает, какие предметы нужны для рукоделия?

Дети отвечают.

Марья-искусница. Правильно, прялка, веретено, спицы, иглы, пяльцы, нитки. А как вы думаете, что хранится в этом красивом сундуке? Этот сундук не прост, он откроется только в том случае, если вы вспомните пословицы, поговорки о труде, рукоделии.

Дети читают пословицы, поговорки. Сундук открывается, и дети рассматривают вышитые изделия.

Марья-искусница. Вот салфеточки, вот рушник, а вот рубаха вышитая… Посмотрите, дети, как красиво! А как вы думаете, почему на рубашке узоры вышиты по вороту, рукавам, по низу?

Дети отвечают.

Марья-искусница. В старину вещи не только для красоты вышивались. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды, старались защитить самые важные части тела, которые часто болят: горло, руки, грудь. По народному поверью, вышивка не только делала костюм нарядным, но и оберегала его от зла и беды, она так и называется «оберег». Вышитыми изделиями украшали дома, на стол стелили скатерки, кровать застилали простыней с нарядным краем или подзором, красивыми рушниками украшали стены, окно, божницу. Понятие «писать» в древности означало «украшать», «изображать», чернила заменяла нить, а бумагу – холст. «Строчить письмо» значило вышивать один за другим символические знаки. На Кубани любили вышивать красным и чёрным цветом. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

Марья-искусница. Красный цвет – это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Чёрный цвет – это цвет Земли. Земля – это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты. Люди с уважением относятся к земле и называют ее «матушкой». А теперь потрогайте вышивку пальчиком. Какая она? Гладкая? Нет, не гладкая, выпуклая. Если присмотреться, то вы увидите узоры, состоящие из крестиков.  Этот способ вышивания называется «вышивка крестиком», а сам крест – это знак солнца. А вы ещё знаете какие-нибудь узоры, которые использовались в старинной вышивке? Давайте проверим. У меня есть чудесный мешочек, вот такой красивый (показывает детям), в нём лежат карточки с символами вышивки. Сейчас вы будете по очереди вынимать карточки и называть, какой это знак.

Проводятся игры «Чудесный мешочек», «На что похож узор»

Марья-искусница. Дети, вы, наверное, обратили внимание  на то, как часто повторяется знак солнца. Это потому, что люди очень любят солнце. Издавна всё доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Мама ласково называет своего ребёнка «солнышком».

Проводится физминутка.

Воспитатель. Становитесь в круг, возьмитесь за руки и посмотрите ласково друг на друга. Улыбнитесь так, чтобы каждый почувствовал, как ему хорошо.

Светит солнышко в окошко,                       Поднимают руки вверх.

Смотрит в нашу комнату.                           Выполняют наклоны вправо, влево.

Мы похлопаем в ладоши,                           Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Воспитатель. А теперь скажите друг другу, нашим гостям и всему живому на земле: «Мира вам и солнца!»

Воспитатель.        Мастерами наша славится станица,

Уважают здесь всегда людей и труд.                                                       И нельзя в таких людей нам не влюбиться,

Что в станице нашей живут.

                       

Вышивка жива и в наше время. Есть люди, которые продолжают дело наших предков. У нас сегодня в гостях, ребята, настоящая мастерица. Ее зовут (называет имя гостьи, мастера вышивки). Она принесла показать вам свои работы и хочет рассказать о своем любимом занятии – вышивке.

Рассказ гостьи.

Воспитатель. Давайте поблагодарим гостью за интересный рассказ и красивый подарок. Ребята, а теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте поблагодарим Марью-Искусницу за гостеприимство и науку.

Дети благодарят, прощаются с гостями и уходят в группу.

Экскурсия по экологической тропе детского сада                                                          в старшей группе

«В гости к деревьям»

Программные задачи. Формировать у детей умение видеть изменения, происходящие в природе поздней осенью на Кубани. Совершенствовать экологические знания. Продолжать формировать представления об условиях необходимых для жизни деревьев. Воспитывать гуманное отношение к природе, уточнять представления об экологических запретах и правилах поведения в природе. Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки. Развивать логическое мышление. Развивать умение вести беседу (рассуждать, высказывать своё мнение, уважительно относиться к собеседнику).

Оборудование. Схемы поведения в природе, картинки с изображением  времён года, семена и листья липы и клёна, нарисованные подарки: солнышко, капелька и птичка; корзина шишек.

Предварительная работа. Целевые прогулки по детскому саду. Наблюдения за листопадом, за сменой окраски листьев. Беседы о правилах поведения в природе. Чтение и заучивание стихотворений о деревьях и об осени. Рассматривание корней растений, беседа о целебных свойствах боярышника.

Ход экскурсии

 Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдём в гости. А в гости мы пойдём к нашим загадочным деревьям. Но прежде чем идти в гости, давайте вспомним, как вести себя в гостях у природы.

Дети последовательно рассматривают схемы поведения в природе и называют эти правила.

Воспитатель. Я вижу, ребята, что вы знаете все правила поведения в природе и с вами можно смело отправляться в гости к нашим загадочным деревьям. Итак, в путь!

Дети выходят на территорию детского сада.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Воспитатель. А какой период?

Дети. Сейчас поздняя осень.

Воспитатель. Правильно. Мы знаем, что у осени есть три периода. Какие?

Дети. Ранняя осень, золотая и поздняя.

Воспитатель. Какие признаки поздней осени вы знаете?

Дети. Опали листья, высохла трава, опустели клумбы, не слышно пения птиц, ночи длиннее, день короче, на деревьях мало листьев.

Воспитатель. А теперь подойдите к столу и выберите те картинки, на которых изображена осень.

Дети выполняют задание. 

Воспитатель. Посмотрите, как много вокруг нас деревьев. Но нам нужно найти дерево по загадке, ведь деревья у нас загадочные.

Весною зеленела,                                                                                 Летом загорела,                                                                                     Осенью красные бусы надела!

                                  (рябина)

Скажите, что необходимо для роста рябинки и других деревьев.

Дети. Солнце и вода.

Воспитатель. Правильно, ребята. Идут дожди, через рыхлую почву вода попадает к корням, и дерево пьёт водичку. Ребята, а у вас есть друзья?

Дети отвечают.

Воспитатель. А как вы думаете,  кто друзья у рябинки?

Дети. Это дождевые черви, но с приходом холодов они спрятались глубоко в почву, а ещё друзья – пернатые, которых она угощает своими ягодами.

Воспитатель. Давайте нашей рябинке сделаем подарок – прикрепим ей птичку, которую мы с вами рисовали, и ей не будет скучно. Идём дальше. О ком это стихотворение?

Я густой, кудрявой, вырасту на славу, –                                                    Примечай меня!                                                                                        Я медовым цветом расцветаю летом, –                                                        Береги меня!                                                                                                      А в денёк горячий в тень тебя я спрячу, –                                                     Поливай меня!                                                                                         Ливень льёт порою, я от ливня скрою, –                                                                       Не ломай меня!

                              (П. Воронько)

Дети. О липе.

Воспитатель. А давайте померяемся силой с липой, кто сильнее. Попробуйте вытащить её из земли.

Дети пробуют.

Воспитатель. Ну, кто из вас сильнее? А что держит её в земле?

Дети. Корни.

Воспитатель.  А для чего они нужны?

Дети. Чтобы пить воду из почвы и расти.

Воспитатель. Попробуйте кору руками. Какая она?

Дети. Шершавая.

Воспитатель. Совсем недавно на липе было много листочков, но они облетели. Почему сейчас нет листьев?

Дети. Стало холодно, часто идёт дождь, дуют сильные ветры, все листья погибли.

Воспитатель. Как называется осеннее явление, когда опадают листья?

Дети. Листопад.

Воспитатель. Зато остались плоды – орешки. Давайте посмотрим на них. Рядом с орешками есть прилистник, который служит летательным аппаратом для семян липы. За то, что вы любите деревья, охраняете их, липа дарит вам свои листики и семена. Подойдите, возьмите орешки и подкиньте их вверх.

Дети подбрасывают семена липы вверх и наблюдают, как они опускаются вниз.

Воспитатель. В знак благодарности давайте липке подарим подарок – солнышко. Отправляемся дальше. О каком дереве эта загадка?

Её всегда в лесу найдёшь –                                                              Пойдем гулять и встретим.                                                                    Стоит колючая, как ёж,                                                                         Зимою в платье летнем.

                         (Ель)

Воспитатель. Полюбуйтесь на красавицу ёлочку.  А как называется праздник, когда к нам приходит ёлочка?

Дети. Новый год.

Воспитатель. Давайте нашей зелёной красавице подарим песенку.

Дети поют отрывок песни «В лесу родилась ёлочка».

Воспитатель. А ёлочка нам тоже приготовила подарок. Посмотрите, под веточками стоит корзина с шишками. Давайте возьмём её с собой в группу и будем делать из шишек разные поделки. А теперь послушайте ещё загадку.

Стоит Алёна,                                                                                      Платок зеленый,                                                                                   Тонкий стан,                                                                                            Белый сарафан.

                       (Берёза)

Воспитатель. Какой русский человек не любит берёзку-красавицу! Берёза – символ России. Какого цвета ствол у березки?

Дети отвечают.

Воспитатель. С кем на Руси сравнивали красавицу берёзу?

Дети отвечают.

Воспитатель. Кто хочет похвалить белоствольную русскую красавицу? А какие песни о берёзке вы знаете? Давайте берёзке сделаем подарок, чтобы она росла стройная и красивая.

Дети поют и инсценируют русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

Воспитатель. А теперь отправляемся дальше. Послушайте стихотворение.

Стоит в цвету боярышник,

Как юная боярышня,

В зелёном сарафанчике,

Унизанном цветами,

Цветами белоснежными,

Пушистыми и нежными.

Воспитатель. Какими целебными свойствами обладает боярышник? Что готовят из плодов боярышника?

Дети отвечают.

Воспитатель. Давайте подарим ему капельку, чтобы он рос красивым и радовал нас своими цветами и плодами. Послушайте загадку.

Плоды крылатые,

А лист – ладошкою

С длинной ножкою.

 

                         (клён)

Посмотрите: у клёна на веточке письмо. Давайте его прочтем. (читает)

«Милые детки, это хорошо, что вы ко мне пришли. Давайте познакомимся ближе. Посмотрите, я высокое дерево. Веточки мои тянутся вверх. Ствол мой шершавый. Листики опали, а на веточках висят плоды. Как они называются?»

Дети. Крылатки.

Воспитатель. Правильно, крылатки – детки клёна. Наступят холода, они полетят на землю, лягут плотно, прикроются опавшей листвой, зимой накроет их пушистый снег, будет ещё теплее. Там они перезимуют, а придет весна, солнышко пригреет, снежок растает – и детки-крылатки прорастут и вырастут новые клёны. Клён дарит нам свою крылатку. Подбросьте её вверх и посмотрите, как крылатка, кружась, ложится на землю. А вы, ребята, можете так плавно кружиться? Давайте покружимся.

Дети показывают, как они могут кружиться.

Воспитатель. Как вы думаете, могут нам пригодиться семена клёна? Для чего? Конечно, из них тоже можно сделать поделки. Давайте соберём их.

Дети собирают семена клёна.

Воспитатель. Видите, какие красивые деревья растут у нас в детском саду? Назовите эти деревья. (Ответы детей) Им здесь уютно и удобно. И нам без них тоже никак нельзя. Как вы думаете, почему? (ответы детей) А знаете ли вы стихи о деревьях? Прочтите их.

Дети читают стихи.

Воспитатель. А теперь давайте вернёмся в группу и поделимся впечатлениями об увиденном. Скажите нашим загадочным деревьям «До свидания!»

Дети прощаются с деревьями и уходят в группу.

Викторина                                                                                                                                в подготовительной к школе группе

«Что мы знаем о малой родине?»

Программные задачи. Учить детей узнавать по фотографии свою станицу. Рассказывать о достопримечательностях родной станицы, отвечать на вопросы воспитателя. Познакомить с новым стихотворением о станице. Закреплять знания детей о реке. Развивать желание узнавать новую информацию о станице. Воспитывать любовь и уважение к родной станице.

Оборудование. Музыкальный центр, фото станицы.

Предварительная работа. Беседа о станице, об улицах и домашних адресах, о реке. Экскурсии по ближайшим улицам станицы, в парки. Целевые прогулки. Рассматривание фотографий и иллюстраций о нашей станице. Игра «Путешествие по реке». Разучивание стихов и песен о станице, о реке.

Ход викторины

Дети входят в зал, украшенный белоствольными берёзами и цветами.

Звучит в аудиозаписи песня «Станица чудес» (муз. и сл. О. Алексуткиной).

Воспитатель. Как вы уже догадались, сегодня наша викторина посвящается нашей станице. Послушайте стихотворение о нашей станице.

Любимая моя станица

Любимая моя станица,                                                            Здесь вдоль дорог цветут сады,                                                          Любимая моя станица,                                                                     Здесь слышен запах череды.                                                                     Черемуха цветёт обильно,                                                                        И буйно колосится рожь.                                                                         А жаворонок чернобокий,                                                                           Любуется, как он хорош.                                                                     А вдоль посадок пыль и гомон,                                                          Играют в прятки воробьи,                                                                    И осыпается на землю                                                                                                Дождь из душистой полыньи.                                                                И сеют семена по ветру –                                                                                                Весною снова прорастёт,                                                                      Так будет вечно, ведь природа                                                           Свершает свой круговорот.

                        (О. Алексуткина)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Мы с вами живем в богатом, солнечном и красивом крае. А как называется наш край, в котором мы живем?

Как называют жителей нашего края?  

В каком районе мы живём?  

А как называется наша станица?  

На какой улице находится наш детский сад?

Что находится рядом с детским садом?

Назовите улицу, на которой живет каждый из вас.  

Назовите самую длинную улицу в нашей станице.

А как называется самая короткая улица? В честь кого её назвали?

Сколько этажей в вашем доме?

Как зовут твоих родителей?

Воспитатель. Следующее задание начинается с загадки. Послушайте внимательно и отгадайте:

Из металла – великан,

Добрым делом он увлёкся –

Поперек реки улегся.

По нему, забыв о чуде,

Переходят речку люди.  

                             (Мост)

Две ленточки бегут через нашу станицу. Что это за ленточки? (Дорога и река).

Через какую реку у нас в станице лёг железный мост? (Дети отвечают)

А чем река может быть богатой?

А как вы думаете, почему в нашей реке водится много рыбы?

А почему вода в реке тёплая?

А как вы думаете, наша река горная или равнинная?

Как это можно объяснить?

Кто расскажет стихи о нашей речке?

Реченька

Наша реченька течёт

И тихонечко поёт:

«Жур-жур-жур» – течёт водичка.

Скачет птичка-невеличка

По крутому бережку,

Ловит клювиком мошку.

В камышах живет карась,

Он на вид блестящий.

Рыбья стая собралась

На подводной чаще.

Большеглазая, смешная,

Вся зелёная такая:

«Ква-ква-ква, спеши сюда,

Я поймала комара».

Не отдаст его подружкам

Пучеглазая лягушка.

Вот плывут, хвостом плеская

И друг друга догоняя.

Раки дружною толпой.

Уж плывет само собой.

Здесь уютное местечко.

Отдохни у нашей речки.

Повстречаешь и других

Обитателей речных.

                 (О. Алексуткина)

Проводится игра «Моя улица». На столе разложены фотографии с видами нескольких улиц, на которых живут воспитанники. Участвующий в игре выбирает фотографию, на которой изображена его улица.

Воспитатель подводит итог викторины.

Сценарий развлечения                                                                                                           в старшей группе

«Родная Кубань – казачий край»

Под аудиозапись кубанской музыки дети входят в зал и становятся полукругом.

Ведущий:               Посмотрите вокруг: зачарует краса.                                                   Нет края прекраснее нашего.                                                                     Золотятся хлеба, золотеют леса,                                                                   Даль морская лазурью окрашена.                                                              А какие сады на Кубани у нас!                                                                   А какие девчата-красавицы!                                                                  Кубань – это житница нашей страны,                                                         Стихами и песнями славится.

Ребёнок:                 Выйду в поле рано-раненько,                                                               Посмотрю на хлеба высокие.                                                                Ой, ты, степь моя, степь кубанская,                                                           Ты звенишь-поёшь каждым зёрнышком,                                                  Ты в судьбе моей, словно солнышко!

Ребёнок:                 Два моря тебя омывают, родная земля.                                                                                          Повсюду от края до края шумят тополя.                                          Кругом, куда ни кинешь взгляд,                                                        Хлеба высокие стоят.                                                                                И песню звонкую свою                                                                                                     Сады задумчиво поют.

Ребёнок:                 Хороши кубанские просторы,                                                                                     Плодородна щедрая земля.                                                                Нивы необъятные, как море.                                                             Край казачий, Родина моя!

Ребёнок:                 Этим дивным богатством нельзя не гордиться.                                      Набегает колосьев высокий прибой.                                                            И подсолнухов море, и море пшеницы                                               Обнимают тебя золотою каймой.

Ребёнок:                 Моя Кубань!

Все:                         Горы и моря!

Ребёнок:                 Моя Кубань!

Все:                         Щедрая земля!

Ребёнок:                 Моя Кубань!

Все:                         Гордый твой народ                                                                                 Тебя своей любимою зовёт!

Исполняется песня «Ой, да Краснодарский край» (муз. В. Захарченко, сл. С. Хохлова):

1) Ой, да Краснодарский край,                                                                  Ой, да он богат лежит.                                                                           Ой, да по степи река,                                                                                          Ой, да с гор крутых бежит.

2) Ой, да что ни полюшко,                                                                              Ой, да славой венчано.                                                                        Мать-земля кормилица,                                                                        Ой, да наша вечная.

3) Ой, да ты казак лихой,                                                                          Ой, да Кочубеев сын,                                                                           Ой, да в этот славный год                                                                    Ой, да хлеб большой скосил.

4) Ой, да удивил весь мир,                                                                                    Ой, да к солнцу поднял степь.                                                                  Ой, да принимай, страна,                                                                           Ой, да наш кубанский хлеб.  

Ведущий:               Дорогие ребята, гости! Сегодня мы с вами отмечаем большой праздник. Ровно 75 лет назад образовался наш любимый край и стал называться Краснодарским. Издавна у нас на Кубани после трудового дня, с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. А какой отдых без задорных частушек, весёлых плясок и народных игр? Но сначала мне хотелось бы у вас спросить.

1) Что выращивают у нас на Кубани?

2) Какие главные реки края и нашего района?

3) Какие фруктовые деревья растут на Кубани?

4) Какие полевые цветы растут на Кубани?

                                По кубанскому обычаю, как водится,                                                      Вечера без игр, танцев не обходятся.

Исполняется «Танец с венками».

Ведущий:               Прежде чем начать игру, напомним старинное казачье поверье.

Мальчик:              В старину на Кубани считалось: кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт.

Проводится игра «Передай подкову».

Ребёнок:                 Мы живём в родной станице,                                                                   Сильной и богатой.                                                                                    Хорошо живётся в ней                                                                                   Взрослым и ребятам.                                                                                      Очень любим мы трудиться:                                                                     И вязать, и вышивать.                                                                                 И на празднике сегодня                                                                                                             Мы вам можем показать.

Проводится игра «Ай, туки, туки, туки»:

                                 Ай, туки-туки-туки,                                                                                              Застучали молотки.                                                                                          Застучали молотки,                                                                                                    Заиграли локотки.                                                                                                 Кулачок – на бочок,                                                                                      Будет танец «Гопачок».                                                                                       Чоки-чок, чоки-чок.                                                                                 Бойко пляшет башмачок.                                                                        Чоки-чок, чоки-чок.                                                                        Оторвался каблучок.                                                                                Что же делать? Как нам быть?                                                                                                  Надо каблучок прибить!                                                                                            Ай, туки-туки-туки,                                                                                              Застучали молотки.                                                                                          Застучали молотки,                                                                                                    Мы прибили каблуки.                                                                                        В новых башмаках опять                                                                                           Можем мы идти гулять!    

Ведущий:               Собрались там, у реки                                                                                              Весёлые казаки.                                                                                                                                         Беседы ведут, отдыхают.      

1-й мальчик:        Заря моя рассветная,                                                                                                                      Дороженька заветная,                                                                            Пшеничные края!          

2-й мальчик:         Отцы, чья стать не старится,                                                                    Сыны, что делом славятся,

3-й мальчик:         Подруженьки-красавицы,                                                                                                                                      И всё – Кубань моя!   

Дети поочерёдно рассказывают пословицы:

  1. Казак без коня, что солдат без ружья.
  2. Казак в беде не плачет.
  3. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
  4. Казак сам голодает, а конь его сыт.
  5. Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
  6. Казаку конь себя дороже.

Мальчик:               Говорят у нас в народе,                                                                           Что частушки уж не в моде.                                                                          Разве дело только в моде,                                                                            Если любят их в народе?                                                                            Эй, девчонки-хохотушки,                                                                           Запевайте-ка частушки!                                                                               Ну-ка, наши казаки,                                                                                                          На подъём вы все легки!

      

Исполняются частушки:

  1. Во саду ли, в огороде                                                                            Урожаи хороши.                                                                       Много яблок, много груши.                                                                                       Будут у нас грошики.
  2. Огород я городила,                                                                                    Я капусту посадила.                                                                               Сготовила голубцов,                                                                                                               Угощала казаков.
  3. Мы с весёлой песней дружим,                                                                          По-кубански говорим.                                                                              Хорошо живём, не тужим,                                                                            Со сметаной хлеб едим.
  4. Эх, сторонушка родная,                                                                                                                             Дорогая сторона!                                                                                     Здесь повсюду нас встречает                                                                      Выселковская старина.
  5. Старину мы уважаем,                                                                              Старину мы бережём.                                                                                   В Выселковском нашем крае                                                                                       Песни звонкие поём.
  6. Ты играй, играй, гармошка,                                                                           Гармошка кубанская.                                                                                      Я девчонка боевая                                                                                            С края Краснодарского.
  7. Мы вам пели и плясали,                                                                        Каблучками  топали.                                                                                   А теперь мы вас попросим,                                                                          Чтобы вы похлопали.

Ведущий:               Посмотрите, гости наши,                                                                                    Как мы весело вам спляшем!                                                                             Нам плясать и петь не лень.                                                                       Мы б плясали целый день.

Исполняется танец «Казачий перепляс».

Ведущий:               А дорога пробежала                                                                                                     Мимо нашего крыльца.                                                                                                    Не найти её начала,                                                                                                                Не найти её конца.                                                                                                                                              По дороге ты беги,                                                                                     Красно яблочко сорви.     

Ведущий:               Вот какой народ кубанский хлебосольный!                                                                Много в нём душевной теплоты.                                                               Славься, край певучий и раздольный,                                                       Красота родимой стороны.   

Ребёнок:                 Если вы не бывали в станице у нас,                                                           Приезжайте к нам в гости, мы ждём.                                                      По станице родной в светлый утренний час,                                                                               Красотою любуясь, пройдём.   

Ребёнок:                 Как прекрасны сады, и цветы, и поля!                                                                                   А какие здесь люди живут!                                                                        Так стройны и красивы стоят тополя!                                                       А какие здесь песни поют!

Ребёнок:                 Может, есть где на свете получше края,                                                     Может быть, там земля хороша.                                                         Но для нас Новомалороссийская – наша любовь,                                         С ней останется наша душа.

Исполняется песня «Край кубанский» (муз. Н. Безуглова, сл. Т. Куценко):

  1. Ах, Кубань, наша родина, мы навеки с тобой                                                   И с твоею обширною, плодородной землёй,                                                   И с лозой виноградною, и с пшеницей густой,                                                 Где с колосьями шепчется тёплый луч золотой.

Припев:                   Край кубанский, край кубанский,                                                              Ведь тебе всё по плечу.                                                                            Каждой клеточкой своею                                                                                                   Я к тебе тянусь, лечу.                                                                                   Край кубанский, край кубанский,                                                               Мы сплелись с тобой навек.                                                                                      Самый мудрый, хлебосольный                                                                 Наш кубанский человек!

  1. У нас реки глубокие, и сады, и поля,                                                   Средь которых качаются вдоль дорог тополя.                                           Ах, Кубань наша милая, ты душиста, как хлеб.                                               Даришь ты его с щедростью, и хватает на всех.

(припев тот же)

Сценарий развлечения                                                                                                     в подготовительной к школе группе

«Кубанские посиделки»

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина».

Ведущий:               У каждого на свете есть, наверное,                                                            Любимый уголок земли, такой,                                                        Где листья по-особому на вербе                                             Склонились над задумчивой водой,                                                   Где небо выше и просторы шире                                                            И так привольно и легко дышать,                                                     Где ко всему в прекрасном этом мире                                                  По-детски чисто тянется душа…

                                                                   (В. Неподоба)

Ребёнок:                 У каждого листочка,                                                                                 У каждого ручья                                                                                    Есть главное на свете –                                                                               Есть родина своя.                                                                                                Для ивушки плакучей                                                                            Нет реченьки милей,                                                                               Для беленькой берёзки                                                                        Опушки нет родней.

Ребёнок:                 Есть ветки у листочка,                                                                           Овражек у ручья…                                                                                     У каждого на свете                                                                                Есть родина своя.                                                                                   А там, где мы родились,                                                                               Где радостно живём,                                                                                    Края свои родные                                                                                      Мы родиной зовём.

Исполняется отрывок песни «Песня о родной земле» (муз. В. Лаптева, сл.                      В. Бакалдина).

  1. Хорошо нам утром выйти в поле,                                                Хорошо встречать рассвет на воле.                                                         И поёт душа о светлой доле,                                                                        Песню о родной земле.

   Припев.    Ой, да на Кубани зори ясны,                                                                 Ой, да на Кубани вишни красны.                                                                Ой, да на Кубани под высоким небом                                                     Золотом горят хлеба.

Ведущий:               Любимый уголок земли – это наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Это край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.

Ребёнок:                 Кубань – земля такая…                                                                        Лишь только луч скользнёт –                                                                             И поле оживает,                                                                                          И гром земной плывёт,                                                                               И землю плуг срезает                                                                                      Как масло. Круглый год                                                                        Здесь что-то засевают,                                                                                    И что-то убирают,                                                                                     И что-нибудь цветёт.

Ребёнок:                 Кубань – земля такая…                                                                                 От края и до края                                                                                            Две Дании войдёт.                                                                           Омытая морями,                                                                                    Укрытая в леса,                                                                                   Пшеничными полями                                                                               Глядится в небеса.                                                                                        И снежные вершины –                                                                            Как воина седины,                                                                                  Как мудрость старика.

Ребёнок:                 Кубань – земля такая…                                                                                В ней слава боевая                                                                                    И слава трудовая                                                                                 Цементом скреплены.                                                                          Цветёт в Новороссийске                                                                  Священная земля,                                                                                           И, словно обелиски,                                                                                                       Застыли тополя.

Ребёнок:                 Кубань – земля такая…                                                                              От хлеба золотая                                                                                    Степная сторона.                                                                                   Гостей она встречает,                                                                                   И песни запевает,                                                                                            И душу открывает,                                                                          Прозрачную до дна.                                                                               Казачка огневая,                                                                                   Красива, молода.                                                                                       Кубань – земля такая…                                                                          Однажды приласкает –                                                                 Полюбишь навсегда.

Исполняется песня «У нас на Кубани».

  1. У нас на Кубани степные просторы,                                               Разливы лиманов и рек.                                                                                   У нас на Кубани и пашни, и горы                                                            Нам стали родными навек.
  2. У нас на Кубани казачки красивы,                                                            Лихие орлы-казаки.                                                                                       У нас на Кубани колышутся нивы                                                                У быстрой Кубани-реки.
  3. У нас на Кубани рассветные зори                                                    Ласкают ряды тополей.                                                                              У нас на Кубани Кубанское море,                                                Безбрежная радость полей.

Ведущий:              Поле цветущих подсолнухов. Поле золотой пшеницы… Они словно портрет родного края, его богатства и плодородия. Глядя на эти поля, невольно думаешь о тех, кто сделал их такими – щедрыми, сильными, красивыми. На Кубани главным растением считают пшеницу.

Исполняется песня «Золотистая пшеница».

Ведущий:             Жили-были на свете Солнце, Земля и труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд сберегал. Но вдруг откуда ни возьмись…

Выходит Безделица.

Безделица:            Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Больше всех не люблю труд. Вы его не видели?

Появляется Труд, в руках у него зерно.

Труд:                       Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается на него сзади и хочет отнять зерно.

Безделица:             Всё равно я стану главной. А ну-ка, признайтесь-ка, ребята: вы любите ничего не делать? Лежите себе целый день и ничего не делаете.

Труд:                     Владыкой мира будет Труд!

Безделица:             Ха-ха! Давай спросим человека, пусть он решит, обливаться ли потом или полежать в тени…

Выходит Человек.

Труд :                    Будь по-твоему, Безделица.

(Человеку):            Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесёшь всем радость.

Безделица:             А уж коли не вырастишь –                                                                    Будем с тобой дружить.

Человек:                Спасибо тебе, Батюшка-Труд, я тебя не подведу.

(кланяется)

Исполняется песня «Расти, колосок!»

Ведущий:               Главной житницей нашей страны называют наш край. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев, прополка – всё важно. В деле хлеборобов нет мелочей.

Проводится игра «Разбери зёрна пшеницы и гороха».

Безделица:             Ну, надо же, опять Труд верх берёт! Эх, была не была! Эй вы, морозы лютые, сюда!

Выбегают Морозы, бегают по залу.

Труд:                      Ребята, беда может случиться. Скорее в круг! Не дадим морозам победить зелёные всходы хлеба!

Исполняется хоровод «Нивка»:

  1. Нива золотая,                                                                                           Добрая, медовая,                                                                               Принеси нам хлеба,                                                                                            Стебелёк до неба.
  2. Нивка, нивка, нивка,                                                                              Яровая жнивка,                                                                                  Уроди пшеничку,                                                                                    Горох, чечевичку.
  3. Серпы золотые,                                                                      Жнеи молодые.                                                                            Казаченьки жали,                                                                           Серпочки мелькали.                                                                       На поле – снопами,                                                                                        В доме – пирогами.

Выходят Морозы: красный и синий.

Красный Нос:      Я – Мороз – Красный Нос.

Синий Нос:           А я – Мороз – Синий нос.

Морозы:               Ну что, померяемся силой? Выиграете – ваши всходы, а проиграете – наши.

Проводится игра «Перетягивание каната».

Безделица:            Ох и бездельники эти Морозы! Но у меня про запас ещё ветры есть. Ветры-суховеи, отзовитесь, появитесь!

Выбегают Ветры, бегают по залу.

Ветры:                   Суши! Губи!

Ребёнок:                 Дождик, дождик, веселей,                                                                                Капай, капай, не жалей!                                                                    Дождик, дождик, пуще.                                                                            Будет трава гуще.

Человек:                Нашим всходам нужна влага. Помогите мне, ребята.

Проводится эстафета «Перенеси, не расплескав».

Безделица:             Горе мне, горе! Ухожу от вас. Фу, какая противная сказка! Ничего не получается, и здесь я не поселилась.

Ребёнок:                 Гуляет пшеницы густая волна                                                                     В колхозном краю урожайном,                                                                   Пока пожелтевших колосьев стена                                                                          Не встретится с первым комбайном.

Ребёнок:                 В селе разговоры везде об одном:                                                                  Созрел урожай долгожданный…                                                                И дружно, как в школу, мы в поле идём                                                  На самый желанный экзамен.

Исполняется песня «Земля хлебами славится».

Ведущий:               Наступила горячая пора жатвы: и днём, и ночью гудят в поле комбайны, мчатся по дорогам края машины, гружённые тяжёлым золотым зерном, а сводки с полей напоминают боевые донесения. Нельзя упустить ни дня, ни часа: хлеб идёт.

Ребёнок:                 Поле хлебное созрело,                                                                          Жатва жаркая близка.                                                                                И комбайн берётся смело                                                                        Всё собрать до колоска.                                                                        Время он беречь умеет,                                                                          Хлеб пожнёт и в тот же миг                                                              Обмолотит, и провеет,                                                                                            И погрузит в грузовик.

Ребёнок:                 Повернётся руль проворный                                                                      Под уверенной рукой –                                                                                                 И опять польются зёрна                                                                        Золотой живой рекой.                                                                                    Не ищите в этом тайны,                                                                               Ни при чём здесь волшебство.                                                               Просто взял штурвал комбайна                                                                          Мастер дела своего.

Ребёнок:                 Стоит пшеница на Кубани                                                                 Среди натруженных полей,                                                                                       И тает в хлебном океане                                                                       Зелёный парус тополей.                                                                      Шумят хлеба… В страде горячей                                                                 Они земле поклоны бьют                                                                               За теплоту души казачьей,                                                                           За доблесть, мужеству и труд.

                                                                    (И. Варавва)

Ведущий:               У нас на Кубани могут не только работать, но и отдыхать, веселиться.

Исполняется танец «Казачка».

Ребёнок:                 Лишь запоёт кубанский хор                                                                           Или блеснёт кубанский танец –                                                                    Как будто солнце из-за гор                                                                      Всё сразу над Кубанью встанет.

                                                                   (И. Варавва)

Исполняется танец «Казачий перепляс».

Ребёнок:                 Лишь запоёт кубанский хор –                                                              Понятно всем его наречье,                                                                                И шире степи, выше гор                                                                             Душа бывает человечья...

                                                                   (В. Неподоба)

Исполняется песня «Принимай, страна, наш кубанский хлеб».

                           

Игры

Игра «Географическая матрёшка»

Цель. Закрепить знания детей о малой и большой родине. Учить соотносить понятия «станица», «район», «край».

Материал. Фигурки людей, дом из картона. Контуры станицы Новомалороссийской (маленького размера), Выселковского района (небольшого размера), Краснодарского края (среднего размера), России (большого размера).

Описание игры. Воспитатель предлагает детям поупражняться в складывании географической матрёшки. Порядок складывания: 1-я матрёшка – это детский сад, который посещает ребёнок, 2-я матрёшка – это станица Новомалороссийская, в которой находится наш детский сад, 3-я матрёшка – это Выселковский район, в котором находится наша станица, 4-я матрёшка – это Краснодарский край, в котором находится наш район, 5-я матрёшка – это Россия, в которой находится наш край. Каждый ребёнок должен сам собрать географическую матрёшку.

Игра «Карта моей станицы»

Цель. Закрепить знания детей о местах расположения объектов в станице Новомалороссийской.

Материал. Карта станицы Новомалороссийской, игровой персонаж (например, Незнайка).

Описание игры. Дети узнают о том, что Незнайка хочет попасть в библиотеку, где его ждут друзья, но не знает, как туда пройти. Дети с помощью карты должны помочь Незнайке найти дорогу к библиотеке. По пути они знакомят Незнайку с достопримечательностями станицы, советуют, где можно остановиться, отдохнуть, на что следует обратить внимание (называют улицы).

Игра «Улицы станицы»

Цель. Закрепить знание детьми названий своих улиц.

Материал. Мяч.

Описание игры. На земле чертится круг диаметром 5-7 метров, в который становятся участники игры (не менее 6 детей). Выбирается водящий, становится в центре круга, держа в руках мяч. Каждый ребёнок называет улицу, на которой он живёт. Водящий подбрасывает мяч вверх и называет любую из этих улиц. В это время остальные дети разбегаются из круга. Ребёнок, чью улицу назвал водящий, должен поймать мяч и крикнуть: «Стоп», как только дотронется до мяча. После сигнала «Стоп» все должны замереть на своих  местах. Ребёнок с мячом старается попасть по стоящим детям. Тот, в кого он попадёт, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...

Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"

конспект непосредственно образовательной деятельности...

Конспект НОД Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков

Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный   интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к стар...

Конспект ООД: по познавательному развитию. Старшая группа. «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков "Дать знания детям об истории возникновения кубанского казачества их обычаях...

Занятие "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков».

Занятие "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"...

«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»

Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный  интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство у...