«Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности».
статья (младшая, средняя, старшая группа)
Дошкольный возраст - лучший период для развития творческих и коммуникативных способностей. Театрализованная деятельность, как особый вид творческой деятельности, включающий синтез музыки, слова и движений способствует развитию коммуникативных навыков и преодолению коммуникативных проблем в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_sposobnostey_doshkolnikov.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности».
В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется социально - коммуникативному развитию детей.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как со взрослыми, так и со сверстниками. В каждом ребёнке есть талант, главное суметь его увидеть и помочь раскрыть. Все дети любят сказки. И даже маленький ребёнок с удовольствием будет изображать: как прыгает зайка, летает бабочка, переваливается косолапый мишка. А театр – это сказка и это реальность, где каждый ребёнок может легко перевоплотиться в тот или иной образ, проявить своё творчество.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям. В процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и узнаваемые»- говорил наш известный педагог В. А.Сухомлинский.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что , если планомерно, систематически использовать в образовательном процессе театрализованные игры, то уровень развития коммуникативных способностей будет значительно выше. Игры на развитие творческого воображения, внимания, упражнения на развитие гибкости и пластической выразительности, в которые с удовольствием играют дети, направлены на развитие игрового творчества, фантазии и способствуют формированию творческой личности. Играя в театрализованные игры, побуждая детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности( мимика, жесты, движения, речь), я приобщаю дошкольников к театральному искусству , создаю условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного доброжелательного взаимодействия, способствую развитию коммуникативных навыков, познавательных процессов ( памяти, образному мышлению, воображению, речи). В то же время, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации для каждого дошкольника. Уверенность ребёнка в своих возможностях, в том, что его любят является важной основой полноценного социально - коммуникативного развития и подготовкой его к дальнейшей жизни . При слабо выраженных коммуникативных качествах создаётся психологическая основа для возникновения в сфере межличностных отношений таких чувств, как обида, ревность, неискренность, агрессивность.
Театрализованная игра - это способ взаимодействия детей как будто в реальности и как будто в не её , в разыгрываемом действии, что позволяет опосредованно выразить то, что ребёнок не решается выразить в обычном общении.
Театральная деятельность - это синтез искусств, включающий в себя взаимосвязь с разными видами деятельности: музыкальной, изобразительной, художественной литературой, конструированием, что способствует решению многообразных задач художественно - эстетического и социально - коммуникативного направления.
Для развития творческой активности дошкольников необходимо создать условия, способствующие решению задач, направленных на всестороннее развитие детей, приобщающих взрослых и детей к театральной деятельности.
Для театрализованных занятий и самостоятельной деятельности детей у нас оборудованы театральные уголки, которые постепенно пополняются новыми видами театра и атрибутами.
Для развития коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности я использую разнообразные методы и приёмы в работе с дошкольниками, такие как:
-творческая деятельность ( игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах)
- упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, воображения и фантазии
- упражнения на развитие голоса и речи
- упражнения и этюды на создание игрового образа
- упражнения и этюды для социально - эмоционального развития
- коррекционно - развивающие игры
- игры - превращения
- театральные этюды
- игры - драматизации
Сочинение и импровизация сказок
Обыгрывание сказок и инсценировок с помощью различных видов театра, театральных атрибутов
Беседы после просмотра спектаклей.
Коммуникативные игры широко представлены в различных видах творческой деятельности.
В работе с дошкольниками я использую игровое творчество, песенное, танцевальное, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
Игры на металлофоне, ложках, колокольчиках и других музыкальных инструментах. Такие игры, как: «Посидим, послушаем», «Весёлая капель», «Дождик», «Звуки леса» способствуют развитию слухового внимания, воображения, могут использоваться как элемент обыгрывания сказки. Я включаю в драматизацию музыкальных сказок и танцевальное творчество. Например, танец с лентами «Солнечные лучики» и танец «Паучок».
Одним из методов развития коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей являются упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, воображения и фантазии. Эти игры способствуют созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Часто я использую в театрализованной деятельности игры с пальчиковыми игрушками, с разноцветными колпачками «Буратинками», прищепками. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, координации, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи. Дети очень любят разнообразные театрализованные игры с бусами. Начиная с младшего возраста, мы играем в такие игры, как «Бусы и шкатулочка», «Узоры», «Рисуем бусами», способствуем развитию сенсорики, моторики, воображения. В старшем дошкольном возрасте дети способны создавать картины из бус, объединённые одним сюжетом. Творческие игры с бусами, а также игры с гонзиками, развивают коммуникативные навыки у детей, создают предпосылки для общения и сплочения детского коллектива и развивают творческую активность каждого ребёнка.
Одним из методов развития коммуникативных способностей дошкольников являются упражнения на развитие голоса и речи. Они включают в себя :
Упражнения на дыхание «Тучки», «Разноцветные листочки», «Дует ветер»;
Упражнения на силу голоса «Кошка и котята», «Изобрази героя»;
Упражнения на развитие артикуляции;
Игры и упражнения на расширение словаря «Найди слово», «Скажи какой» -эти игры способствуют развитию речи, памяти, внимания, сообразительности. В работе с дошкольниками я широко использую упражнение «этюды» для создания игрового образа, способствующие развитию выразительной пантомимики («Изобрази животное», «Отгадай образ»), развитию мимики («Вкусное варенье», «Кислое яблоко», «Моё настроение, «Обезьянки»). Эти этюды и упражнения широко используются при создании игрового образа как средство выразительности. Детям предлагаются различные творческие задания: «Узнай героя по характеру музыки и изобрази его», «придумай образ», также на слайде представлены театральный этюд «На лесной полянке» и импровизация по потешке «Жили у бабуси», коммуникативная игра «Кто у бабушки живёт?».
Театрализованная деятельность направлена на социально-эмоциональное развитие дошкольников, развитие у них чувства эмпатии, умения сопереживать и сочувствовать.
Игры на сплочение детского коллектива: «Посмеёмся», «игры с Буратинками», «Добрые слова», «Паровоз-букашка».
Игры на развитие зрительного внимания: «Переглядки», «Волшебное зеркало», этюды на «Эмоции», игры с карточками - пиктограммами.
Следующий метод работы для развития коммуникативных способностей - это коррекционно-развивающие игры.
В театрализованной деятельности я использую логоритмические упражнения, речевые игры с массажными мячами , пальчиковые игры, бусоград и нейрогимнастику для развития моторики, речи, движений и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игры - инсценировки, сказки - импровизации способствуют развитию коммуникативных способностей детей, развивают творческое воображение, фантазию, способствует психологическому раскрепощению каждого ребёнка, являются средством самовыражения и самореализации.
В своей работе по театрализованной деятельности я использую произведения фольклорного направления: песенки, потешки, русские народные сказки, литературные произведения, авторские сказки. Дети не только воспроизводят содержание сказок, но и придумывают свои сказки, включают новых героев, меняют сюжет. Дети пробуют себя в разных ролях. Всё это способствует развитию познавательной и творческой активности, развитию диалогической и связной речи, умению договариваться между собой , а также установлению дружеских отношений.
Театральная деятельность - особый вид искусства, включающий в себя музыку, речь, движения, жесты, мимику, т.е разные средства выразительности, способствующие передачи образа. Ну и, конечно, театральная деятельность - это и знакомство детей с различными видами театра и театральными атрибутами.
Для развития коммуникативных способностей в театрализованной деятельности очень важно использование приёма эмпатии, т.е. перевоплощение ребёнка в героя, «вживание» его в эмоциональное состояние, рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов. В старшем дошкольном возрасте дети очень любят такие коммуникативные игры, как «Чудеса волшебника», «Новые похождения» и др. Такие игры направлены на развитие воображения и являются своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой.
Театрализованная деятельность - это особый вид творческой деятельности, пробуждающий воображение и фантазию, развивающий внимание, память, помогает преодолеть коммуникативные проблемы и психологические зажимы, почувствовать уверенность в собственных силах. Дети становятся более открытыми, свободными в действиях и решениях.
В театрализованной деятельности дети находят выход своему воображению, реализуют художественную задумку, учатся смотреть на ситуацию с разных точек зрения, развивают свои коммуникативные навыки: учатся взаимодействовать друг с другом, общаться. Создаётся атмосфера взаимопонимания и доверительного общения со сверстниками. Таким образом, я стараюсь сделать жизнь дошкольников содержательной и интересной, наполняя её яркими впечатлениями и радостью творчества.
Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для всестороннего развития и развития способности к творчеству.
И от того, насколько эти возможности используются, будет зависеть коммуникативный и творческий потенциал становления личности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....
Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
Самообразование – форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя сам. Наступает момент, когда у педагога возникает внутренняя неудовлетворенность своей деятельностью (мотив) и осозн...
План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...
Программа по самообразованию в старшей группе на 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Саморазвитие педагога в работе с детьми старшего возраста...
План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.
План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности»
laquo;Рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности».Театральная деятельность может быть не только по просмотру мультфильмов ил...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности»...