Рабочая программа дополнительного образования "Нескучная наука"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования "Нескучная наука" для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа допобразования | 60.12 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 203» города Саратова
410033, г. Саратов, ул. Гвардейская д.13 Б, тел.: 45-34-83
ИНН 6453042391; КПП 645301001; БИК 016311121; ОКАТО 63401000000
ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова Протокол № ___ от _____20___г. | СОГЛАСОВАНО на родительском собрании средней группы МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова Протокол № 1 от 28.09.2022г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова _________Т.А. Манина Приказ № ___ от _____20___ г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа «Нескучная наука»
естественно – научной
направленности
на 2024 – 2025 учебный год
Целевая аудитория: 6 - 7лет
Срок реализации: 8 мес.
Автор: воспитатель Волкова О.В.
Саратов
Содержание
I. Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 4 |
1.2. Цели и задачи | 4 |
1.3. Планируемые результаты | 5 |
II. Содержание программы | 5 |
2.1.Учебный план | 6 |
2.2. Учебно – тематический план | 7-10 |
III. Организационно – педагогические условия. | 11 |
3.1.Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения | 11 |
3.2. Материально-техническое обеспечение программы | 12 |
3.3. Кадровое обеспечение | 12 |
3.4. Оценочные материалы | 13 |
3.5. Методическое и информационное обеспечение программы | 13 |
IV. Список литературы | 14 |
4.1.Литература для педагога | 14 |
4.2.Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся | 14 |
4.3. Информационно методические и дидактические материалы для родителей | 14 |
4.4. Интернет – ресурсы | 14 |
Приложение. Аннотация программы |
I.Основные характеристики дополнительной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Нескучная наука» (далее — программа) естественно - научной направленности для обучающихся 6 - 7 лет МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (последняя редакция);
- приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства обрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") ;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (VI раздел);
- приказ министерства образования области от 08.02.2022 № 141 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022–2030 годы»;
- приказ министерства образования Саратовской области от 14.02.2020 № 323 «О внесении изменений в приказ министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 № 1077»;
- распоряжение Правительства Саратовской области от 13.07.2021 № 193-Пр. О региональном плане мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- приказ об утверждении плана основных мероприятий на 2021–2027 годы, проводимых в муниципальном образовании «Город Саратов» в рамках Десятилетия детства от 10.06.2021 № 349;
- приказ об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей Саратовской области на 2022–2030 годы от 08.02.2022. № 141;
- положение о дополнительной общеразвивающей программе МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова(приказ № 123, от 27.05.2021);
- Устав МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова.
Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с методическим пособием «Опытно – экспериментальная деятельность» под редакцией В.В. Москаленко, Н.И. Крыловой.
Актуальность программы.
Развитие естественно – научных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, а овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. На этом основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Новизна программы.Новизна программы заключается в том, что образовательный процесс строится с использованием игр и опытов, направленных на развитие познавательных способностей, активности и самостоятельности дошкольников в естественнонаучной деятельности, формирование коммуникативных навыков.
Педагогическая целесообразность программы
Программа является развивающей.Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. При выполнении заданий, опытов развиваются память, речь, мышление, восприятие, аналитические способности. Использование разнообразного естественнонаучного материала позволяет существенно повысить мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более гармоничному личностному развитию.
Отличительной особенностью данной программы является также использование разнообразных методов и приемов работы с дошкольниками.
Адресат программы. Программа разработана для детей 6-7 лет.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Программа рассчитана на один год. Количество обучающихся – 26 человек.
Продолжительность занятия 30 минут (1 час). Количество часов в неделю - 1.
Срок реализации данной программы – 8 месяцев ( с октября по май включительно).
Форма обучения: игра, путешествие, викторина.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие 1 раза в неделю по расписанию. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия подгруппами, индивидуальная работа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий дляразвития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
образовательные:
формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи;
развивающие:
развивать познавательные процессы и познавательную активность в процессе экспериментирования;
развивать интерес к поисковой деятельности;
развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;
воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
1.3. Планируемые результаты программы
Группа результатов | Результат |
Предметные | - Проявляет устойчивый познавательный интерес экспериментированию; - Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; |
Метапредметные | - умение хорошо ориентироваться в последовательности организации опыта или эксперимента; - умение выполнять самостоятельно подготовку к проведению опыта; - владение основами экспериментальной деятельности; - владение представлениями о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлением их взаимосвязи и взаимозависимости; - умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность; - умение спланировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде, формулировать выводы, делать небольшие заключения. |
Личностные |
|
II. Содержание программы
2.1. Учебный план
№ | Наименование тем занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | «Детская лаборатория» | 1 | 1 | |
2. | «Все увидим, все узнаем» | 1 | 1 | |
3. | «Наши помощники - глаза» | 1 | 1 | |
4. | «Проверим слух» | 1 | 1 | |
5. | «Если не видишь» | 1 | 1 | |
6. | «Вода-растворитель» | 1 | 1 | |
7. | «Очищение воды» | 1 | 1 | |
8. | «Водяная мельница» | 1 | 1 | |
9. | «Умная галка» | 1 | 1 | |
10. | «Как бороться с наводнением» | 1 | 1 | |
11. | «Тающий лед» | 1 | 1 | |
12. | «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» | 1 | 1 | |
13. | «Путешествие капельки» | 1 | 1 | |
14. | «Куда делась вода?» | 1 | 1 | |
15. | Ветер в комнате. «Живая змейка» | 1 | 1 | |
16. | «Подводная лодка» | 1 | 1 | |
17. | «Сухой из воды» | 1 | 1 | |
18. | «Что быстрее» | 1 | 1 | |
19. | «Притягиваются - не притягиваются» | 1 | 1 | |
20. | «Магнитные силы» | 1 | 1 | |
21. | «Волшебный шарик» | 1 | 1 | |
22. | «Чудо причёска» | 1 | 1 | |
23. | «Почему все падает на землю» | 1 | 1 | |
24. | «Как появляется песенка» | 1 | 1 | |
25. | «Световой луч» | 1 | 1 | |
26. | «Мир ткани» | 1 | 1 | |
27. | «Мир пластмасс» | 1 | 1 | |
28. | «Где лучше расти» | 1 | 1 | |
29. | «Может ли растение дышать?» | 1 | 1 | |
30. | «Как измерить тепло» | 1 | 1 | |
31. | «Разведчики (зеркало)» | 1 | 1 | |
32. | «Прозрачность веществ» | 1 | 1 | |
33. | «Упрямые предметы» | 1 | 1 | |
34. | «Забавные фокусы» | 1 | 1 | |
Итого за учебный год | 9 | 25 | 34 |
2.2. Учебно-тематический план
Содержание программы
Тема 1. «Детская лаборатория»
Теория.
Дать представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представление о правилах поведения в детской лаборатории, технике безопасности, требований к внешнему виду для проведения занятий.
Цели и задачи программы на учебный год. Правила поведения в учреждении. Режим занятий.
Тема 2. «Всё увидим, всё узнаем»
Теория.
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку.
Тема 3. «Наши помощники - глаза»
Теория.
Познакомить детей со строением глаза, с функцией его частей.
Тема 4. «Проверим слух»
Теория.
Познакомить детей со строением слухового органа. Объяснить, как человек слышит звук.
Тема 5. «Если не видишь»
Теория.
Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами), как можно положительно влиять на зрение.
Тема 6. «Вода-растворитель»
Практическая часть.
Уточнить представление детей о свойствах воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде.
Тема 7. «Очищение воды»
Практическая часть.
Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Тема 8. «Водяная мельница»
Практическая часть.
Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Тема 9. «Умная галка»
Практическая часть.
Познакомить с тем, что уровень воды может повышаться, если в неё класть предметы.
Тема 10. «Как бороться с наводнением»
Теория
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие её отталкивают.
Тема 11. «Тающий лёд»
Практическая часть.
Определить, что лёд тает от тепла, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
Тема 12. «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»
Практическая часть.
Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.
Тема 13. «Путешествие капельки»
Практическая часть.
Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда и снега; выявить особенности их взаимодействия.
Тема 14. «Куда делась вода?»
Практическая часть.
Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).
Тема 15. «Ветер в комнате. «Живая змейка»
Практическая часть.
Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.
Тема 16. «Подводная лодка»
Практическая часть.
Обнаружить, что воздух легче воды, выявить как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды.
Тема 17. «Сухой из воды»
Практическая часть.
Определить, что воздух занимает место.
Тема 18. «Что быстрее»
Практическая часть.
Познакомить с тем, что такое атмосферное давление.
Тема 19. «Притягивается – не притягивается»
Практическая часть.
Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Тема 20. «Магнитные силы»
Практическая часть.
Выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.
Тема 21. «Волшебный шарик»
Практическая часть.
Установить причину возникновения статического электричества.
Тема 22. «Чудо-причёска»
Практическая часть.
Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
Тема 23. «Почему всё падает на землю»
Теория.
Дать представление о притяжении. Показать, что Земля обладает силой притяжения.
Тема 24. «Как появляется песенка»
Практическая часть.
Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
Тема 25. «Световой луч»
Практическая часть.
Познакомить с тем, как можно увидеть луч света, понять, что световое пятно будет более ярким и чётким, если источник света ближе к стене, и наоборот.
Тема 26. «Мир ткани»
Практическая часть.
Познакомить детей с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); Формирование умения сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
Тема 27. «Мир пластмасс»
Практическая часть.
Показать вещи, сделанные из разных видов пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависит их использование.
Тема 28. «Где лучше расти»
Теория.
Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Тема 29. «Может ли растение дышать?»
Теория.
Вывить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Тема 30. «Как измерить тепло»
Практическая часть.
Определить принцип действия термометров (увеличение объёма жидкости при нагревании, уменьшение объёма при охлаждении, сжатии).
Тема 31. «Разведчики (зеркало)»
Практическая часть.
Дать представление о том, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.
Тема 32. «Прозрачность веществ»
Практическая часть.
Познакомить детей со свойством пропускания или задерживания света (прозрачность).
Тема 33. «Упрямые предметы»
Практическая часть.
Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения.
Тема 34. «Забавные фокусы»
Практическая часть.
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.
III. Организационно - педагогические условия.
3.1.Используемые педагогические технологии, формы, методы обучения
Программа реализуется с помощью личностно ориентированных, игровых и интерактивных технологий.
Наряду с традиционными методами (практические, наглядные, словесные, игровые) в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы работы:
Игровые технологии.Игровые приeмы oбучeния cпoсoбствуют пpивлeчeнию внимaния дeтeй к пoстaвлeнoй зaдaче, oблeгчaть paбoту мышлeния и воображeния,повышают интерес детей к экспериментированию,создают положительный эмоциональный настрой, повышают эффективность процесса обучения.Игровые приемы, построенные на высокоэмоциональной основе, способствуют как решению учебных задач, так и развитию устойчивости внимания, воображения, способность к произвольному поведению
Здоровьесбергающие технологии.Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья.В работе используются технологии сохранения и стимулирования здоровья-динамические паузы - проводятся вовремя ОД, 1-2 мин., по мере утомляемости детей.Задачи динамических пауз: смена вида деятельности; предупреждение утомляемости; снятие мышечного, нервного и мозгового напряжения.Пальчиковая гимнастика - проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.Гимнастика для глаз - проведение системы упражнений,направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: снятия напряжения; предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазного аппарата.
ЭТАПЫ РАБОТЫ.
I этап. Подготовительный. Его цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности.
Достигается цель с помощью следующих приемов:
– подготовка воспитателем на глазах у детей необходимого оборудования;
– задания дежурным подготовить оборудование, разместить его на виду у детей;
– выделение объекта для опыта;
– предварительное рассматривание материала или объекта для опыта. Воспитатель обращается к имеющемуся у дошкольников опыту, чтобы они предугадали дальнейшие действия;
– показ фрагментов видео- или диафильмов;
– рассматривание иллюстраций, подготавливающих детей к
восприятию объекта или явления.
II этап. Начало опыта. Его цель: направить произвольное внимание детей и сосредоточить его на объекте, поддержать интерес, вызванный на I этапе, упрочить его.
Воспитатель ставит перед детьми задачу, предлагает им высказать свою гипотезу, обосновать свое предположение. Педагог не оценивает правильность или неправильность предварительного решения (лишь фиксирует их).
III этап. Основной. Цель: формирование реалистических представлений у дошкольников на основании организации элементарного опыта. Чтобы у детей не угасал интерес к работе, следует чаще обращать их внимание на получение определенного результата, на уяснение сущности явления, причины его возникновения. Если проводится длительный опыт (результаты отсрочены, например, во время выращивания растения в разных условиях), необходимо фиксировать промежуточные результаты в календарях наблюдения.
IV этап. Заключительный. Цель: подведение итогов, формулировка выводов. Воспитатель возвращается к высказанным дошкольниками гипотезам, определяет их правильность, подводит ребят к формулированию окончательных выводов.
Формы организации: групповая
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие 1 раз в неделю по расписанию. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия подгруппами, индивидуальная работа.
3.2.Материально-техническое обеспечение программы
Для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группе используются:
– уголок природы, «огород на окне» в группе, огород, цветники;
– библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;
– приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и форм;
– природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.;
– бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.
– разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
– красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
– прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар;
– детские фартуки, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
– карточки - схемы проведения экспериментов
3.3 Кадровое обеспечение программы
Программа реализуется воспитателемподготовительной к школе группы, имеющий образование по направлению деятельности, образование - среднее специальное.
3.4 Оценочные материалы
Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (ноябрь), итоговый контроль (май).
Способами контроля над успешностью реализации программы, являются контрольные занятия, на которых обучающиеся выполняют задания, согласно пройденным темам и получают оценку: «высокий уровень », «средний уровень», «низкий уровень». Результаты фиксируются два раза в год в диагностической карте.
ФИ ребенка | Отношение к экспериментальной деятельности | целеполагание | планирование | реализация | рефлексия | |||||
| Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование
| Реализация | Рефлексия |
Высокий 0-30% | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний 30-70% | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий 70-100% | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей. | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. |
3.5. Методическое и информационное обеспечение программы
№ п/п | Наименование | Форма |
1. 2 3 4 5 | Метод наблюдения Словесные методы Методы стимуляции и мотивации Игровой метод Практические | схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Рассказы воспитателя(«Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.) вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы · вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность. экспериментальные игры дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители», «Тонет – не тонет», «Хотела галка пить...» действия с лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов, опыты «Свойства воды», «Солнечные зайчики», «Мы фокусники» с магнитом и т.д. |
IV. Список литературы
4.1. Литература для педагога
1.Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе программы Москаленко В.В, Крыловой Н.И. «Опытно – экспериментальная деятельность» (г. Волгоград, 2009 г.).
2.Иванова, И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. / И. А. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.
3. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова. // Учитель. – 2009. – 145 с.
4.2. Информационно методические и дидактические материалы для обучающихся
№ п/п | Наименование | Форма |
1. | Напоминание о последовательности работы. «Все увидим,все узнаем» «Вода -растворитель» «Твердая вода» «Тающий лед» «Куда делась вода» «Мир ткани» «Мир пластмасс» «будь внимателен» «где лучше расти» «Как измерить тепло» «Разведчики» «Упрямые предметы» | карточки-схемы проведения эксперимента дневник экспериментов Образцы правила работы с материалом. Карточки-схемы термометры зеркала магниты |
4.3. Информационно методические и дидактические материалы для родителей
№ п/п | Наименование | Форма |
1. | «Значение экспериментальной деятельности для детей» | консультация |
2 | «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома» | консультация |
3 | «Игра или экспериментирование». | консультация |
4 | Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность | брошюра |
5 | Консультация для родителей «Опытно - экспериментальная деятельность детей дома» | https://www.art-talant.org/publikacii/44854-konsulytaciya-dlya-roditeley-opytno-eksperimentalynaya-deyatelynosty-detey-doma |
6 | Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников | https://azbyka.ru/deti/zanimatelnye-opyty-i-ehksperimenty-dlya-doshkolnikov |
Аннотация программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Нескучная наука» (далее — Программа) естественно – научной направленности для обучающихся 6 - 7 лет МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова разработана с учётом ресурсного потенциала МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 203» г. Саратова и нормативно-правовых документов.
Цель программы: создание условий для развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи программы: формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательные процессы и познавательную активность в процессе экспериментирования;
развивать интерес к поисковой деятельности;
развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность; воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности;
воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
В результате освоения данной программы дети :
1. Расширяют представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знания из различных областей наук:
* развитие у детей представления о химических свойствах веществ: выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
* развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях: магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды; испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;
* развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
* развитие элементарных математических представлений: о мерке — как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины;
* познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов :увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль;
3. Развитие у детей умственных способностей:
* развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение
* формирование способов познания путем сенсорного анализа;
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- опытным путем выявляют и доказывают свойства предметов;
- узнают об увеличительных приборах (лупа, микроскоп, телескоп);
- учатся делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующие развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Нескучная наука» относится к познавательному развитию (естественно – научной направленности) для детей 6-7 лет. Программа дополнительного образования /кружковой деятельности/ направлена на развитие у дошкольников умственных способностей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формирования умения самостоятельно добывать знания в специально организованной предметно-развивающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...