Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина - РОССИЯ» (старшая группа)
проект (старшая группа)
Проект по нравственно-патриотическому
воспитанию «Моя Родина - РОССИЯ»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu.docx | 506.49 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 155
______________(МБДОУ г. Иркутска детский сад №155)__________
664058, город Иркутск, ул. Мамина-Сибиряка,1 тел. 36-31-79 E-mail:
Рассмотрено: На педагогическом совете № 3 МБДОУ г. Иркутска детский сад № 155 «25» февраля 2022 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ г. Иркутска детский сад № 155 ________ С.А.Красовская Приказ № 88/2 от «28» февраля 2022 г. |
Проект по нравственно-патриотическому
воспитанию «Моя Родина - РОССИЯ»
(старшая группа)
Выполнила: Холмикова М.С.
Вокина О.А.
март – апрель - май
2022
СОДЕРЖАНИЕ:
#1042;ведение
Актуальность темы по патриотическому воспитанию.
Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.
#1054;сновной этап проекта «Моя Родина – Россия»
#1047;аключение.
Приложение 1. Конспекты ООД, досугов по патриотическому воспитанию дошкольников, используемых в процессе работы над проектом.
Приложение 2. Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Приложение 3. Пословицы, поговорки о Родине.
Приложение 4. Перечень дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.
Приложение 5. Список используемой литературы.
« Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы растём.
И берёзки у дороги
По которой мы идём»
В.Степанов
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.
Актуальность:
К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Важное значение в эффективности.
Принципы решения задач проекта:
*Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)
*Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
*Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
*Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй.
Вид проекта: информационно-практический
Участники проекта:
*Воспитанники ДОУ
*Педагоги ДОУ
*Родители
Этапы реализации проекта:
#1055;одготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
#1054;сновной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
#1047;аключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция образовательных областей
Предполагаемые результаты:
- Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
- Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа по реализации проекта ведётся в 3 направлениях:
*Работа с детьми;
*Работа с родителями;
*Работа с педагогами;
Для работы с детьми был составлении перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С,Комаровой, М,А,Васильевой
В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:
*ООД;
*исторические материалы;
*совместную деятельность взрослых и детей;
*чтение художественной литературы;
*игры, досуги, развлечения;
*изодеятельность;
*ознакомление с пословицами и поговорками
Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:
*анкетирование;
*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр;
*участие в конкурсах;
*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;
Проект краткосрочный:
Содержание работы над проектом по этапам:
*1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
*2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Месяц | Тема | Задачи | Связь с другими видами деятельности |
Март | «Мама – главное слово» Праздник «Наши мамы» | Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства. | Беседа о маме «Мама – первое слово» Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме» Разучивание стихов, песен о маме. Изготовление подарков для мам и бабушек. |
«Моя семья» | Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье. | Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня» С/р игра «Семья» Рисование «Моя семья» Беседа о родственниках более старшего поколения. Изготовление совместных работ детей и родителей «Герб моей семьи». | |
«Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. | Чтение Я.Аким «Кто кому кто» Д/игра «Назови ласково» | |
«Я и мои права» | Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. | Чтение р.н.сказок. Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках? | |
Апрель | «Пожилые люди» | Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям | Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них. Рисование на тему «Моя семья» |
«Наши космонавты» | Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. | Беседа «Покорение космоса» Рисование на данную тему Конструирование космического корабля из строительного материала | |
«Наша Родина – Россия» «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва! | Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. | Беседа с использованием иллюстраций. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина» Чтение пословиц и поговорок о Родине. Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве) | |
Государственные символы России» | Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам. | Использование макетов государственной символики Прослушивание фонограммы Гимна России Аппликация «Государственный флаг России | |
Май | «Этот День Победы» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. | «Мы живы, пока жива наша память» Рисование «Праздничный салют» Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны» Слушание фронтовых песен. Выставка рисунков «День победы». |
«Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. | Использование фотографий орденов и медалей. Чтение художественной литературы о войне. Аппликация «Праздничная открытка» | |
«Наша армия сильна» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях , развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких | Беседа «Что такое героизм» Чтение С.Маршак «Наша армия» Конкурс рисунков «Мой папа – солдат» Изготовление папки передвижки «Знаменитые люди» | |
«Защитники России» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине. | Рассматривание картины Ю.Васнецова «Три богатыря» Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца» |
3 этап – заключительный.
Достигнутые результаты:
*Повысилась познавательная активность детей;
*Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;
*Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей;
Организация работы по патриотическому воспитанию.
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы, пополнением и приобретением методической и художественной литературы по данной теме, поиском сохранившихся исторических документов.
К работе над проектом мы привлекли и родителей. К сожалению, не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства» К.Ушинский, поэтому в ходе работы мы пытались донести до родителей мысль о том, как важно именно в это время напитать душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, пробудить интерес к истории своей страны, ведь нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
После проведения анкетирования стали проводить консультации по данному вопросу, совместно собирать материалы для стендов на военную тематику, участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства и встречах с интересными людьми.
Основной этап:
На основном этапе работы с детьми проводились ООД по патриотическому воспитанию. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства. Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Они занимались конструированием военной техники, создавали аппликации и рисунки на военную тематику. Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования компетентной, социально-адаптированной личности. Развивающая среда в группе, мини-музей «Русская изба» в детском саду дали представление об обычаях и традициях прошлого.
Реализация проекта:
На заключительном этапе реализации проекта провели акцию «Забота» Совместно с родителями оформили стенд «Война в истории моей семьи», альбом «Письма с фронта.» Дети подготовили концерт для ветеранов «Мы не забудем той войны» и вручили подарки, сделанные своими руками
Мы надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, пробудит желание беречь природу и чувствовать ответственность за её сохранность. Также мы думаем, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А.Сухомлинский. И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит, они обязательно вырастут патриотами своей страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Цель: Воспитание патриотических чувств.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.
3. Закрепить навыки речевой, музыкальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем, активизировать в речи детей слова, связанные с военной тематикой.
Развивающие:
#1056;азвивать у детей нравственные качества: самостоятельность, внимание, память, расширять кругозор.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Предварительная работа:
#1047;накомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, .рассматривание иллюстраций, проведение серии познавательных бесед:
* «День защитников Отечества»
* «Военные профессии»
*Военная техника»
* «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.
3. Экскурсия к Мемориальному комплексу, Обелиску Славы.
Материал к занятию:
1. Иллюстрациями о Великой Отечественной войне, стенд «Война в истории моей семьи».
;Фронтовое письмо»
6. Пилотки, санитарная сумка.
7. Фонограммы военных песен.
Ход занятия:
Рассматривание иллюстраций о войне
- Война закончилась и пушки замолчали
И годы сгладили великую беду.
И мы живём и мы опять весну встречаем
Встречаем День Победы - ,лучший день в году!
Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?
(Ко Дню Победы)
Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.
Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?
(9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, какие чувства испытывают люди в этот день?
(В этот день и радость, и скорбь рядом.
Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений).
Почему война называется Отечественной? (Все люди поднялись на защиту своей Родины)
Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.
Что ещё происходит в этот день?
А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той Великой войны.
Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть прабабушки или прадедушки, которые сражались с фашистами во время войны?
Дети рассказывают…
Ребёнок читает стихотворение:
Победа
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту -
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!
***
Воспитатель: Дети, какими качествами должен обладать защитник Родины?
(Смелость, инициативность, смекалка, внимание)
Воспитатель: Назовите об этом пословицы.
*Без смелости не возьмёшь крепости.
*Русский солдат не знает преград.
*Кто честно служит, с тем слава дружит.
*Дружно за мир стоять – войне не бывать
Игра на военную тематику:
Наша армия сильна? (Да)
Защищает мир она? (Да)
Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Девочек с собой возьмут? (Нет)
У Буратино длинный нос? (Да)
На корабле он был матрос? (Нет)
В пруду он плавал в тине? (Да)
Враги утопят Буратино? (Нет)
Стоит лётчик на границе? (Нет)
Он летает выше птицы? (Да)
Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Мам и девчонок поздравляем? (Нет)
Мир важней всего на свете? (Да)
Знают это даже дети? (Да)
Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.
Воспитатель: Ребята, а как в нашем селе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?
(В нашем городе есть мемориальный комплекс, вечный огонь и обелиск Славы, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»
Дети поют 1 куплет песни «Катюша»
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?
(Это письмо треугольной формы, без марки.)
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них – сама жизнь.
Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор бережно хранят письма с фронта. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская краска на почтовых открытках. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив приходила после похоронки.. И дома продолжали ждать, что они вернутся…Ждали годы, десятилетия…
Давайте послушаем одно такое письмо.
Ребёнок читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник» (в одежде ребёнка – элементы солдатской формы)
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.
Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение В. Голубевой «Медсестричка»
Сапоги скользили по траве
До чего ж тяжёлым был солдат.
«Ты не умирай!» - она просила
«Попадёшь ты скоро в медсанбат».
«Дочка! Брось меня…не донесёшь!»
Медсестричка простонала вновь
Но сцепила зубы и ползёт.
В кровь ладошки и коленки в кровь.
Стоп! Воронка! «Здесь передохнём.
Я бинты поправлю, напою…
Медсестричке девятнадцать лет
И девчонка первый раз в бою.
Слёзы по измазанным щекам.
Страшен пули свист над головой.
Но ещё немного – и свои
Дотащила – главное – живой!
Сколько вынесла она потом.
И считать не думала девчонка.
Милая! Земной тебе поклон
От спасённых и от их потомков!
Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»
Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.
Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.
Дети встают, минута молчания.
Итог занятия
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Сейчас мы с вами проведём экскурсию к обелиску Славы, где возложим цветы погибшим воинам и прочитаем стихи.
Стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».
1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,
Не один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда
Мой прадед любимый
Галина Щербакова
Мой прадед любимый.
Совсем постарел ты,
И вся голова в седине.
Тебя я жалею,
Горжусь а тобою -
Ты выстоял в страшной войне.
А 6ыл ты мальчишкой,
Меня чуть постарше,
Когда началась та война,
Но взял ты винтовку,
И дрогнула сердце:
Отчизна на бой позвала!
Под городом Ржевом
В тот август суровый
В бою ты был ранен, солдат,
К награде представлен.
Медаль «За отвагу»
Вручил тебе строгий комбат.
Отчизну спасая,
Совсем повзрослел ты,
И вот он - решающий бой!
А в снах тебе снилось,
Что в поле пшеничном
Бежишь по тропинке, босой.
Немало рассказов
От прадеда слышал,
Я зною их все наизусть,
А в праздник Победы,
Такой долгожданный,
В глазах его радость и грусть.
Сергей Зимняков
Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой.
Мой прадед улыбается
и с фронта шлёт привет.
В ту пору было прадеду
неполных двадцать лет.
Мой прадед улыбается,
а дед не знал отца,
погиб тот в сорок пятом
сражаясь до конца.
Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей старшей группы
Март | Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму»; Рисование «Моя семья»; Памятки для родителей: "10 заповедей родителям"; |
Апрель | Рисование на тему «Моя семья»; Рисование тему «Космический корабль»; Разучивание пословиц и поговорок о Родине. Изготовление макетов государственной символики. Анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей; |
Май | Консультация для родителей: "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне"; Выставка рисунков «День победы». Конкурс рисунков «Мой папа – солдат» |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Пословицы о Родине.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Народное братство дороже всякого богатства.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Напоролись враги на русские штыки.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Знает весь свет – твёрже русских нет.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Москва всем городам мать.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Перечень дидактических игр.
Цель: закреплять знания детей о родном крае, селе, природе свое малой Родины, расширять словарный запас детей.
*«Продолжи пословицу»
Материал: перечень пословиц о Родине.
*«Собери флаг»
Материал: полоски разных цветов.
*«Собери картинку»
Материал: разрезные картинки.
*«Как тебя зовут»
Материал: фотографии близких родственников детей.
*«Знаешь ли ты…»
*«Птицы нашего края»
Материал: иллюстрации птиц.
Анкета для родителей.
«Патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе. В каждом варианте ответов выберите подходящий.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? любовь к Родине
любовь к природе
любовь к родному краю, городу
чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
все вместе взятое
ваш вариант
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да ___
нет ___
3. Какие из указанных качеств, следует первоначально воспитать в ребенке дошкольного возраста? уважение к старшим
любовь к близким
интерес к историческому прошлому России
уважение русских традиций
любовь к своему городу
ваш вариант
4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
Педагоги___
родители ___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да
нет
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
актуальна
неактуальна
7. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Если да, то какие?
да
нет
8. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Саки? Если нет, то почему?
да
нет
9. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?
доступ к архивам
экскурсии на предприятия
целевые прогулки в библиотеки и т. п.
изготовление фотогазет
встречи с интересными людьми
ваш вариант
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
#1055;римерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
#1054;.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
#1052;аханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
#1057;.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.
#1053;.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
#1051;.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие"Наша Родина - Россия". Старшая группа.
Конспект НОД по патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Наша Родина — Россия»Тема: «Наша Родина — Россия»Цель: Формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:...
Игра - викторина «Наша Родина – Россия». Старшая группа.
Цель: воспитание патриотических чувств к Родине....
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» в старшей группе
Цель:Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут. Задачи:Обучающие:-учить рассказывать о достопримечательностях посёлка;-упорядочить, закрепить информацию о России.-Обогащат...
Проект по патриотическому воспитанию «Наша родина – Россия». Средняя группа.
Проект по патриотическому воспитанию «Наша родина – Россия». Средняя группа....
Проект «Наша Родина Россия» старшая группа
Проблема: Дети мало знают о своей Родине, о символике России, о народных промыслах.Цель проекта: Формирование у детей патриотических ка...
Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша родина Россия» Подготовительная группа
Конспект образовательной деятельностипо нравственно-патриотическому воспитанию«Наша родина Россия»Подготовительная группа...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина - РОССИЯ» (старшая группа)
Проект по нравственно-патриотическомувоспитанию «Моя Родина - РОССИЯ»...