Кружок в старшей группе «Волшебная бумага»
материал (старшая группа)

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа "Волшебная бумага" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому дошкольнику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка может быть преображена им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации, игры, конкурсы.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом и др.)
  • практический  (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Данная программа адресована детям 5-6 лет. Она реализуется на базе МБДОУ  «Детский сад № 52 Аленький цветочек».

Общая продолжительность обучения составляет 128 часов  в год.

Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Занятия организуются в соответствии с нормами СанПиНа,  численность группы составляет 17 детей.


Цель и задачи программы:

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы:

— развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального

отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость

к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и

воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Отличительные особенности программы:

приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.  

данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. Формирование элементарных математических представлений», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», основной образовательной программы МБДОУ.

Учебный план.

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Аппликация. Различные техники аппликации.

40

2

38

Выставка

работ

3

Аппликация  из цветных комочков (бумажная салфетка)

26

2

24

Выставка

работ

4

Обрывная и мозаичная аппликация

14

2

12

Выставка

работ

5

Объемная аппликация

14

2

12

Выставка

работ

6

Поделки из цветных полосок  (колечек) бумаги

32

2

30

Выставка

работ

Итого:

128

12

116

                           

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория:  Правила техники безопасности работы. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги.

Раздел 2. Аппликация. Различные техники аппликации.

 Теория:   История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Техники выполнения аппликации: геометрическая аппликация, бумажный комочек,  петли. Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.

 Практика: «Гусеница», «Осень-лиса», «Осенние дерево», «Птичка – невеличка», «Утро на море»,  «Черепашка». Итоговое занятие: коллективная работа «Деревенский пейзаж».

Раздел 3. Аппликация  из цветных комочков (бумажная салфетка)

Теория:   Знакомство со свойствами бумажных салфеток. Учимся сминать салфетки в комочек. Знакомство со свойствами бумажных салфеток. Учимся создавать аппликативную композицию используя разные способы сминания салфетки.

Практика: «Цыпленок», «Рыбка», «Бабочка». Итоговое занятие: коллективная работа «Божьи коровки».

Раздел 4. Обрывная и мозаичная аппликация

Теория: Знакомство с  основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

Практика: «Золотая осень», «Пингвин», «Танцующий дельфин».

Раздел 5. Объемная аппликация

Теория: Видимость объёма в работах. Порядок выполнения работ. Виды объемной аппликации.

Практика: «Сова», «Букетик», «Морской коллаж».

Раздел 6. Поделки из бумажных колечек

Теория: Знакомство с техникой выполнения аппликации  с бумажными колечками. Порядок выполнения работ.

Практика: Клубничка», «Боровичок», «Кукуруза», «Тыква», «Корзинка с грибами», «»кудрявая березка».

Итоговое занятие кружка. Коллективная работа: «Дети – цветы жизни».

Календарно-тематическое планирование

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

план

факт

1

15.30-16.00

Рассказ

2

Вводное занятие

Групповое помещение

опрос

2

15.30-16.00

Инструктаж, презентация

2

Аппликация. История возникновения техники аппликации.

Групповое помещение

опрос

3

15.30-16.00

Практикум

2

Вырезание. Учимся резать полоски.

Групповое помещение

самостоятельная работа

4

15.30-16.00

Практикум

2

Вырезание. Учимся вырезать квадрат.

Групповое помещение

самостоятельная работа

5

15.30-16.00

Практикум

2

Вырезание. Учимся вырезать круг.

Групповое помещение

самостоятельная работа

6

15.30-16.00

Практикум

2

Обучение логоритму работы с клеем.

Групповое помещение

самостоятельная работа

7

15.30-16.00

Практикум

4

Гусеница

Групповое помещение

организация и проведение выставок

8

15.30-16.00

Практикум

4

Аппликация из бумаги "Осень-лиса" 

Групповое помещение

организация и проведение выставок

9

15.30-16.00

Практикум

4

Осенние дерево

Групповое помещение

организация и проведение выставок

10

15.30-16.00

Практикум

4

Птичка -невеличка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

11

15.30-16.00

Практикум

2

Утро на море.

Групповое помещение

организация и проведение выставок

12

15.30-16.00

Практикум

2

Черепашка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

13

15.30-16.00

Практикум

6

Рыбка с разноцветными чешуйками

Групповое помещение

организация и проведение выставок

14

15.30-16.00

Практикум

4

Деревенский пейзаж. Коллективная работа

Групповое помещение

организация и проведение выставок

15

15.30-16.00

Рассказ,

презентация

2

Аппликация из салфеток. Вводное занятие

Групповое помещение

самостоятельная работа

16

15.30-16.00

Практикум

6

Цыпленок

Групповое помещение

организация и проведение выставок

17

15.30-16.00

Практикум

6

Рыбка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

18

15.30-16.00

Практикум

6

Бабочка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

19

15.30-16.00

Практикум

6

Коллективная композиция. Божьи коровки.

Групповое помещение

организация и проведение выставок

20

15.30-16.00

Рассказ,

презентация

2

Обрывная и мозаичная аппликация. Вводное занятие

Групповое помещение

самостоятельная работа

21

15.30-16.00

Практикум

4

Коллективная работа. «Золотая осень»

Групповое помещение

организация и проведение выставок

22

15.30-16.00

Практикум

4

Пингвин

Групповое помещение

организация и проведение выставок

23

15.30-16.00

Практикум

4

Танцующий дельфин

Групповое помещение

организация и проведение выставок

24

15.30-16.00

Рассказ,

презентация

2

Объемная аппликация. Вводное занятие

Групповое помещение

самостоятельная работа

25

15.30-16.00

Практикум

4

Сова

Групповое помещение

организация и проведение выставок

26

15.30-16.00

Практикум

4

Букетик

Групповое помещение

организация и проведение выставок

27

15.30-16.00

Практикум

4

Морской коллаж

Групповое помещение

организация и проведение выставок

28

15.30-16.00

Рассказ,

презентация

2

Поделки из бумажных колечек. Вводное занятие

Групповое помещение

самостоятельная работа

29

15.30-16.00

Практикум

4

Клубничка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

30

15.30-16.00

Практикум

4

 "Боровичок"

Групповое помещение

организация и проведение выставок

31

15.30-16.00

Практикум

4

Кукуруза

Групповое помещение

организация и проведение выставок

32

15.30-16.00

Практикум

4

Тыква.

Групповое помещение

организация и проведение выставок

33

15.30-16.00

Практикум

4

Корзинка с грибами

Групповое помещение

организация и проведение выставок

34

15.30-16.00

Практикум

6

Кудрявая березка

Групповое помещение

организация и проведение выставок

35

15.30-16.00

Практикум

4

Итоговое занятие. Дети – цветы жизни. Коллективная работа

Групповое помещение

организация и проведение выставок


Планируемые результаты освоения Программы

1. Дети будут свободно владеть основными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, овал)

3. Дети научатся изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения;

4. Дети научатся украшать свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.);

5. У детей будут сформированы элементарные навыки культуры труда и трудовые умения (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении);

6. У детей будут сформированы навыки безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями.

Личностные результаты:

  • формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;
  • развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Дошкольник научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку воспитателя;

Дошкольник получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Механизм оценки получаемых результатов

Входной контроль (начало реализации Программы) определяет уровень подготовленности (наблюдение, собеседование).

Итоговый контроль осуществляется в конце реализации Программы (собеседование в ходе выполнения практической работы, выполнение практических работ).

Используется критерии освоения Программы «+» - ребёнок не испытывает затруднений; «-» - ребёнок испытывает затруднения.

1. Параметр. Знание основных геометрических форм и понятий: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями Инструкция: во время выполнения работы воспитатель обращается к детям с вопросами и просит назвать геометрические формы и понятия: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями

Критерии:

«+» -  ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в ответах, требуется помощь воспитателя

2. Параметр. Владение способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание.

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок владеет способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание, выполняет их самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

3. Параметр. Умение изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения.

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок умеет изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения, выполняет их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

4. Параметр. Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, выполняет действия самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

5. Параметр. Сформированность элементарных навыков культуры труда и трудовых умений (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении).

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок самостоятельно умеет организовать своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратен в выполнении работы, убирает своё рабочее место

 «-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется помощь воспитателя

6. Параметр. Владение навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями).

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

 «+» -  ребёнок владеет навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями

 «-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя

Карта сбора информации:

Фамилия,

имя ребёнка

Параметры оценки

1

2

3

4

5

6

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Семен Г.

Семен Д.

Богдан

Алиса И

Есения

Семен С.

Ева

Полина

Семен Ч.

Максим Н.

Максим Г.

Маша Р.

Лера

Даня

Витя

Ваня

Аня

Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

цветную бумагу,

гофрированный картон;

картон белый и цветной,

клей (наилучшим является клей ПВА),

бумажные полоски шириной 5

7 мм,

стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

ножницы,

карандаши простые,

линейка,

кисточки для клея,

салфетки,

клеенка.


Методическая литература:

1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Корнева Г. М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

4. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

7. Эйлин ОБрайн, КейтНидхем, ФионаУотт. Оригами. Конструирование из бумаги. - Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г

8. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс»; 2008.

9. Корнева Г. М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл»-2002.

10. Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц. Москва, 2010.

11. Лебедева Л. И. Умелые руки не знают скуки. издательство «Сталкер», 2002 г.

12. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

13. Интернет- ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Волшебная бумага"

Конспект предназначен для воспитателей старших групп при ознакомлении детей  с историей возникновения бумаги, её современным производством....

Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"

Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"...

Проект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Волшебный мир бумаги"

Проет расчитан на формирование умений пользоваться бумаг, Делать из нее разные итнересные вещи. Узнать о происхождении бумаги и ее использовании в жизни человека....

Кружок в старшей группе " Волшебные пальчики"

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"...

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Волшебная бумага»

Елена Осипова Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе детского сада "Волшебная бумага". МБДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида. М...