Кружок в старшей группе «Волшебная бумага»
материал (старшая группа)
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 40.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа "Волшебная бумага" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому дошкольнику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка может быть преображена им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации, игры, конкурсы.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Данная программа адресована детям 5-6 лет. Она реализуется на базе МБДОУ «Детский сад № 52 Аленький цветочек».
Общая продолжительность обучения составляет 128 часов в год.
Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Занятия организуются в соответствии с нормами СанПиНа, численность группы составляет 17 детей.
Цель и задачи программы:
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы:
— развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального
отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость
к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Отличительные особенности программы:
приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. Формирование элементарных математических представлений», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», основной образовательной программы МБДОУ.
Учебный план.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
2 | Аппликация. Различные техники аппликации. | 40 | 2 | 38 | Выставка работ |
3 | Аппликация из цветных комочков (бумажная салфетка) | 26 | 2 | 24 | Выставка работ |
4 | Обрывная и мозаичная аппликация | 14 | 2 | 12 | Выставка работ |
5 | Объемная аппликация | 14 | 2 | 12 | Выставка работ |
6 | Поделки из цветных полосок (колечек) бумаги | 32 | 2 | 30 | Выставка работ |
Итого: | 128 | 12 | 116 |
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Правила техники безопасности работы. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги.
Раздел 2. Аппликация. Различные техники аппликации.
Теория: История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Техники выполнения аппликации: геометрическая аппликация, бумажный комочек, петли. Полуобъемная аппликация. Виды. Приемы крепления деталей.
Практика: «Гусеница», «Осень-лиса», «Осенние дерево», «Птичка – невеличка», «Утро на море», «Черепашка». Итоговое занятие: коллективная работа «Деревенский пейзаж».
Раздел 3. Аппликация из цветных комочков (бумажная салфетка)
Теория: Знакомство со свойствами бумажных салфеток. Учимся сминать салфетки в комочек. Знакомство со свойствами бумажных салфеток. Учимся создавать аппликативную композицию используя разные способы сминания салфетки.
Практика: «Цыпленок», «Рыбка», «Бабочка». Итоговое занятие: коллективная работа «Божьи коровки».
Раздел 4. Обрывная и мозаичная аппликация
Теория: Знакомство с основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
Практика: «Золотая осень», «Пингвин», «Танцующий дельфин».
Раздел 5. Объемная аппликация
Теория: Видимость объёма в работах. Порядок выполнения работ. Виды объемной аппликации.
Практика: «Сова», «Букетик», «Морской коллаж».
Раздел 6. Поделки из бумажных колечек
Теория: Знакомство с техникой выполнения аппликации с бумажными колечками. Порядок выполнения работ.
Практика: Клубничка», «Боровичок», «Кукуруза», «Тыква», «Корзинка с грибами», «»кудрявая березка».
Итоговое занятие кружка. Коллективная работа: «Дети – цветы жизни».
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
план | факт | |||||||
1 | 15.30-16.00 | Рассказ | 2 | Вводное занятие | Групповое помещение | опрос | ||
2 | 15.30-16.00 | Инструктаж, презентация | 2 | Аппликация. История возникновения техники аппликации. | Групповое помещение | опрос | ||
3 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Вырезание. Учимся резать полоски. | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
4 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Вырезание. Учимся вырезать квадрат. | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
5 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Вырезание. Учимся вырезать круг. | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
6 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Обучение логоритму работы с клеем. | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
7 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Гусеница | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
8 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Аппликация из бумаги "Осень-лиса" | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
9 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Осенние дерево | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
10 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Птичка -невеличка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
11 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Утро на море. | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
12 | 15.30-16.00 | Практикум | 2 | Черепашка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
13 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Рыбка с разноцветными чешуйками | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
14 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Деревенский пейзаж. Коллективная работа | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
15 | 15.30-16.00 | Рассказ, презентация | 2 | Аппликация из салфеток. Вводное занятие | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
16 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Цыпленок | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
17 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Рыбка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
18 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Бабочка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
19 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Коллективная композиция. Божьи коровки. | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
20 | 15.30-16.00 | Рассказ, презентация | 2 | Обрывная и мозаичная аппликация. Вводное занятие | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
21 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Коллективная работа. «Золотая осень» | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
22 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Пингвин | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
23 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Танцующий дельфин | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
24 | 15.30-16.00 | Рассказ, презентация | 2 | Объемная аппликация. Вводное занятие | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
25 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Сова | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
26 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Букетик | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
27 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Морской коллаж | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
28 | 15.30-16.00 | Рассказ, презентация | 2 | Поделки из бумажных колечек. Вводное занятие | Групповое помещение | самостоятельная работа | ||
29 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Клубничка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
30 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | "Боровичок" | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
31 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Кукуруза | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
32 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Тыква. | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
33 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Корзинка с грибами | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
34 | 15.30-16.00 | Практикум | 6 | Кудрявая березка | Групповое помещение | организация и проведение выставок | ||
35 | 15.30-16.00 | Практикум | 4 | Итоговое занятие. Дети – цветы жизни. Коллективная работа | Групповое помещение | организация и проведение выставок |
Планируемые результаты освоения Программы
1. Дети будут свободно владеть основными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, овал)
3. Дети научатся изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения;
4. Дети научатся украшать свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.);
5. У детей будут сформированы элементарные навыки культуры труда и трудовые умения (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении);
6. У детей будут сформированы навыки безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями.
Личностные результаты:
- формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Дошкольник научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку воспитателя;
Дошкольник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Механизм оценки получаемых результатов
Входной контроль (начало реализации Программы) определяет уровень подготовленности (наблюдение, собеседование).
Итоговый контроль осуществляется в конце реализации Программы (собеседование в ходе выполнения практической работы, выполнение практических работ).
Используется критерии освоения Программы «+» - ребёнок не испытывает затруднений; «-» - ребёнок испытывает затруднения.
1. Параметр. Знание основных геометрических форм и понятий: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями Инструкция: во время выполнения работы воспитатель обращается к детям с вопросами и просит назвать геометрические формы и понятия: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в ответах, требуется помощь воспитателя
2. Параметр. Владение способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание, выполняет их самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
3. Параметр. Умение изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения, выполняет их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
4. Параметр. Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, выполняет действия самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
5. Параметр. Сформированность элементарных навыков культуры труда и трудовых умений (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно умеет организовать своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратен в выполнении работы, убирает своё рабочее место
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется помощь воспитателя
6. Параметр. Владение навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя
Карта сбора информации:
Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Семен Г. | ||||||||||||
Семен Д. | ||||||||||||
Богдан | ||||||||||||
Алиса И | ||||||||||||
Есения | ||||||||||||
Семен С. | ||||||||||||
Ева | ||||||||||||
Полина | ||||||||||||
Семен Ч. | ||||||||||||
Максим Н. | ||||||||||||
Максим Г. | ||||||||||||
Маша Р. | ||||||||||||
Лера | ||||||||||||
Даня | ||||||||||||
Витя | ||||||||||||
Ваня | ||||||||||||
Аня |
Техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу,
гофрированный картон;
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
бумажные полоски шириной 5
7 мм,
стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка.
Методическая литература:
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Корнева Г. М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
4. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
6. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
7. Эйлин ОБрайн, КейтНидхем, ФионаУотт. Оригами. Конструирование из бумаги. - Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г
8. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс»; 2008.
9. Корнева Г. М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл»-2002.
10. Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц. Москва, 2010.
11. Лебедева Л. И. Умелые руки не знают скуки. издательство «Сталкер», 2002 г.
12. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
13. Интернет- ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Волшебная бумага"
Конспект предназначен для воспитателей старших групп при ознакомлении детей с историей возникновения бумаги, её современным производством....
Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"
Мини-проект для старшей группы "Волшебная бумага"...
Проект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Волшебный мир бумаги"
Проет расчитан на формирование умений пользоваться бумаг, Делать из нее разные итнересные вещи. Узнать о происхождении бумаги и ее использовании в жизни человека....
Кружок в старшей группе " Волшебные пальчики"
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце ...
План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"
План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"...
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Волшебная бумага»
Елена Осипова Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе детского сада "Волшебная бумага". МБДОУ детский сад № 17 общеразвивающего вида. М...