Комплексное занятие "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)

АнтоноваТамара Сергеевна

 Патриотическое воспитание подрастающнго покоения - одна из главных задач нашего времени. Воспитывать чувство патриотизма у детей нужно, опираясь на героические подвиги нашего народа. Таким примером является   "Блока Ленинграда".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда"

Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашей страны.

Задачи: Образовательные:

1. Закрепить знания детей о героической обороне.

2. Расширять знания об истории нашей страны.

Развивающие:

1. Познакомить детей с музыкальными произведениями, написанными в честь блокады Ленинграда.

Воспитательные:

1. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

2. Воспитывать чувство благодарности и уважения  к воинам- защитникам.

Воспитатель: читает стихотворение «Ленинград»

Прекрасный город Ленинград!

Дворцы, Каналы, Летний сад.

В войну был окружен блокадой,

И гибли люди Ленинграда.

Да! Много лет тому назад

В блокаде был весь Ленинград.

Со всех сторон, со всех сторон

Он был врагами окружен.

И большей не было беды:

В домах ни света, ни еды,

И холод, холод ледяной

Пронзал людей словно стрелой

Основная часть

Воспитатель:

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.

-А кто такие фашисты? (ответы детей)

Гитлер-главнокомандующий немецкой армии, решил захватить Ленинград, но не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. (показ иллюстрации)

Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города   детей, больных, в город не поступали продукты питания. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.

Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. Вот и тогда все встали на защиту города.

Дети встают в круг (кольцо)

Воспитатель: Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен город Ленинград. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали свой город.

Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Священная война».

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.)

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города. Жители города проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Это были взрослые, старики, дети. Все старались помочь своему городу.(дети садятся на свои места)

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это почти 2, 5года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.

Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети- вкус конфет, печенья, булки.

Есть даже стихотворение посвященный блокадному хлебу. (Л. Хямелянина)

Чтение стихотворения Логно А.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали

Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм показать кусок хлеба такой массы). Хлеб выдавали по карточкам. (показ иллюстрации) И если житель терял карточку, то он оставался без хлеба. В хлеб добавляли муку, крупу, добавлялась бумага, древесные опилки, хвоя деревьев. И всё, только хлеб и вода. (проба хлеба с водой).

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. (показ иллюстрации)

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. (показ дома)

Воспитатель : В одном из таких домов жила девочка Таня Савичева. (выходит ребенок)

Чтение стихотворения Ой, Мишка, как же страшно мне! Л. Тасси воспитателя совместно с ребенком

Воспитатель:

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

ребенок «Не плачь, не плачь…

Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

Воспитатель …

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

ребенок :Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…»

Воспитатель

А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

ребенок «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Воспитатель

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

ребенок «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.»

Воспитатель

Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?.

Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник этой маленькой девочки – Тани Савичевой.

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:

«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».

День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» .Осталась одна Таня. (показ дневника)

Таню удалось вывезти из города. Но врачи девочку спасти уже не смогли. Она умерла.

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. В эти моменты люди слышали звуки воздушной сирены (прослушивание аудио записи воздушной тревоги)В такие моменты людям нужно было быстро бежать в бомбоубежище. (показ иллюстрации)  Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).

-Что Вам напоминает этот звук?

Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца. Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картинки). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Порой ценой собственной жизнью. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.  показ иллюстраций).

Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас тоже попытаемся с вами переправить медикаменты на другой берег для детской больницы.

Игра-эстафета «Передай лекарства»

Воспитатель: И вот наконец,спустя 900 дней, зимним утром 27 января 1944 года, 75 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш" и наши войска прорвали кольцо блокады. Об этом нам расскажет Арина Л. в своем стихотворение. «Дедушкин рассказ».

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:

Отряд партизанский попал в окруженье.

Осталось у них восемнадцать гранат,

Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,

Всё крепче фашисты сжимают кольцо, -

Они за кустами, они за камнями.

И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".

И все побежали навстречу врагу,

И стали гранаты бросать на бегу.

Все храбро сражались, о смерти забыв, -

И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:

А деда медалью потом наградили.

После прорыва блокады в город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь выигранного сражения над Невой рекой прогремели 24 залпа салюта.

Воспитатель: Ребята,давайте вместе с вами попробуем его восстановить.

Игра «Разрезные картинки»

Дети собирают разрезную картинку-салют.

Воспитатель: также в честь снятия блокады советские поэты и писатели написали много песен и стихов, одно из таких стихотворений нам сейчас прочитает Р. Семен. (Юрий Воронов - Салют над Ленинградом)

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему ленинградцы тихо плачут? (ответы детей)

Заключительная часть

Воспитатель: Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

Ребята, а я вам хочу на память о всех погибших в годы войны подарить маленькие огоньки-свечки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев. Придя домой вместе с родителями вы можете из зажечь и вспомнить нашу сегодняшнюю беседу посещенную блокаде Ленинграда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Текст к презентации к комплексному тематическому занятию "Блокада Ленинграда",

В тематический план работы "Празднование 70-лет Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г." в подготовительной группе №4  провели комплексное тематическое занятие с презентаци...