Комплексное занятие "Блокада Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)
Патриотическое воспитание подрастающнго покоения - одна из главных задач нашего времени. Воспитывать чувство патриотизма у детей нужно, опираясь на героические подвиги нашего народа. Таким примером является "Блока Ленинграда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
комплексное занятие "Блокада Ленинграда" | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия «Блокада Ленинграда"
Цель: Обогатить знания детей о героическом прошлом нашей страны.
Задачи: Образовательные:
1. Закрепить знания детей о героической обороне.
2. Расширять знания об истории нашей страны.
Развивающие:
1. Познакомить детей с музыкальными произведениями, написанными в честь блокады Ленинграда.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.
2. Воспитывать чувство благодарности и уважения к воинам- защитникам.
Воспитатель: читает стихотворение «Ленинград»
Прекрасный город Ленинград!
Дворцы, Каналы, Летний сад.
В войну был окружен блокадой,
И гибли люди Ленинграда.
Да! Много лет тому назад
В блокаде был весь Ленинград.
Со всех сторон, со всех сторон
Он был врагами окружен.
И большей не было беды:
В домах ни света, ни еды,
И холод, холод ледяной
Пронзал людей словно стрелой
Основная часть
Воспитатель:
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.
-А кто такие фашисты? (ответы детей)
Гитлер-главнокомандующий немецкой армии, решил захватить Ленинград, но не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. (показ иллюстрации)
Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Захватив Ленинград, они рассчитывали сломить дух советского народа.
Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. Вот и тогда все встали на защиту города.
Дети встают в круг (кольцо)
Воспитатель: Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен город Ленинград. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали свой город.
Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Священная война».
(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.)
В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города. Жители города проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Это были взрослые, старики, дети. Все старались помочь своему городу.(дети садятся на свои места)
Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это почти 2, 5года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.
Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети- вкус конфет, печенья, булки.
Есть даже стихотворение посвященный блокадному хлебу. (Л. Хямелянина)
Чтение стихотворения Логно А.
…Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали
Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм показать кусок хлеба такой массы). Хлеб выдавали по карточкам. (показ иллюстрации) И если житель терял карточку, то он оставался без хлеба. В хлеб добавляли муку, крупу, добавлялась бумага, древесные опилки, хвоя деревьев. И всё, только хлеб и вода. (проба хлеба с водой).
Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. (показ иллюстрации)
Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. (показ дома)
Воспитатель : В одном из таких домов жила девочка Таня Савичева. (выходит ребенок)
Чтение стихотворения Ой, Мишка, как же страшно мне! Л. Тасси воспитателя совместно с ребенком
Воспитатель:
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
ребенок «Не плачь, не плачь…
Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
Воспитатель …
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
ребенок :Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
Воспитатель
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
ребенок «Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Воспитатель
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
ребенок «Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне.»
Воспитатель
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?.
Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник этой маленькой девочки – Тани Савичевой.
В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:
«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».
День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» .Осталась одна Таня. (показ дневника)
Таню удалось вывезти из города. Но врачи девочку спасти уже не смогли. Она умерла.
Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. В эти моменты люди слышали звуки воздушной сирены (прослушивание аудио записи воздушной тревоги)В такие моменты людям нужно было быстро бежать в бомбоубежище. (показ иллюстрации) Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения. А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).
-Что Вам напоминает этот звук?
Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца. Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картинки). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Порой ценой собственной жизнью. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед. показ иллюстраций).
Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас тоже попытаемся с вами переправить медикаменты на другой берег для детской больницы.
Игра-эстафета «Передай лекарства»
Воспитатель: И вот наконец,спустя 900 дней, зимним утром 27 января 1944 года, 75 лет назад, на фашистов обрушились залпы 14 тысяч орудий, минометов и "катюш" и наши войска прорвали кольцо блокады. Об этом нам расскажет Арина Л. в своем стихотворение. «Дедушкин рассказ».
Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.
Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, -
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: "Родина с нами!".
И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, -
И вот, удалось совершить им прорыв.
Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.
После прорыва блокады в город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь выигранного сражения над Невой рекой прогремели 24 залпа салюта.
Воспитатель: Ребята,давайте вместе с вами попробуем его восстановить.
Игра «Разрезные картинки»
Дети собирают разрезную картинку-салют.
Воспитатель: также в честь снятия блокады советские поэты и писатели написали много песен и стихов, одно из таких стихотворений нам сейчас прочитает Р. Семен. (Юрий Воронов - Салют над Ленинградом)
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему ленинградцы тихо плачут? (ответы детей)
Заключительная часть
Воспитатель: Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.
Ребята, а я вам хочу на память о всех погибших в годы войны подарить маленькие огоньки-свечки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев. Придя домой вместе с родителями вы можете из зажечь и вспомнить нашу сегодняшнюю беседу посещенную блокаде Ленинграда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блокадный Ленинград(вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)февраль 2014года
Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т
Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...
Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)
Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа "Дети блокадного Ленинграда"...
Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"
Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...
Текст к презентации к комплексному тематическому занятию "Блокада Ленинграда",
В тематический план работы "Празднование 70-лет Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г." в подготовительной группе №4 провели комплексное тематическое занятие с презентаци...
Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе детского сада по теме «День снятия блокады Ленинграда» (январь 2019 года)
Лексические темы "Транспорт", "День снятия Блокады Ленинграда", "Одежда"....