Картотека сенсорных игр для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа)
Сенсорное развитие детей является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт посредством осязания, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное и речевое развитие проходят в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны, ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности.
Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornye_igry_dlya_detey_2-3_let.docx | 37.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
Сентябрь
«Веселые шумелки».
Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).
«Сложи пирамидку» .
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.
Ход: Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Сортировка».
Цель: научить различать и называть основные цвета (в данной игре - красный и синий)
Материал: Для игры используются красные и синие шарики в красной и синей корзинке.
Ход: 8-10 детей сидят полукругом на стульчиках, воспитатель - напротив за столом. Приносим красную и синюю корзинки и шарики тех же цветов, показывает их детям, дает каждому по шарику и спрашивает, какого он цвета. Затем предлагаем детям положить свой шарики в корзинку такого же цвета как и шарик. Повторить игру несколько раз. В дальнейшем добавлять другие цвета.
«Вкладыши - башенки». Цель: Знакомить с величиной в ходе практических действий. Материал: Вкладыши-башенки разной величины |
Октябрь
«Подбери чашки к блюдцам».
Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)
Какие? ( Ответы детей ).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
«Пересыпалочки».
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Ход: Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! )»
«Кто что услышит?»
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
«Веселые матрешки».
Цель: Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Материал: Матрёшки разной величины
Ход: Покажите малышу двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давай посмотрим. Вот матрешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Правильно маленькая. Давай спрячем маленькую матрешку в большую. Вот так».
Покажите малышу, как разобрать и собрать матрешку. Затем дайте ребёнку матрешку и попросите разобрать и собрать её самостоятельно: «Разбери матрешку и сделай так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь собери их в одну. Будь внимателен: должна остаться только одна, самая большая матрешка».
Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»
Ноябрь
«Поручения».
Цель: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход: Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
«Соберём фрукты».
Цель: Обучение умению различать и называть величину предметов (фруктов). Развивать слуховое восприятие.
Материал: Демонстрационный: Объемные муляжи фруктов 2-х величин (крупные и мелкие), две корзинки (большая и маленькая). Раздаточный: комплекты игры «Соберем фрукты» для каждого ребенка в плоскостном варианте (фрукты крупные и мелкие и корзинки большие и маленькие).
Ход: Педагог показывает на стол, где разложены объемные муляжи фруктов разного размера. Предлагает назвать фрукты и выбрать по одному фрукту для себя, затем ставит две корзинки и говорит: «В большую корзину мы будем складывать крупные фрукты, вот я кладу одну крупную грушу. А в маленькую корзину, я положу мелкое яблочко. Теперь вы по одному, подходите и положите свой фрукт в нужную корзинку». (Дети подходят и решают, куда положить свой фрукт, педагог просит назвать размер их фрукта и размер выбранной корзины). Воспитатель предлагает сыграть в игру за столами с плоскостными фигурками (фруктов и корзинок). В конце занятия предложить физминутку.
«Чудесный мешочек».
Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
«Закрути ленточку».
Цель: познакомить с понятиями: «длинная – короткая», «широкая - узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.
Ход: Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »
Декабрь
«Маленький секрет».
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Ход: Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»
«Окрашивание воды».
Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Материал: Демонстрационный: 14 прозрачных стаканчиков, 2 из них с наклейками – светло – красной и темно – красной, гуашевые краски, отдельная емкость с водой. Раздаточный: красная гуашь, по 2стаканчика с водой на каждого ребенка, кисточки.
Ход: Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем – более темную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством педагога они вначале делают светло-красную воду в одном стаканчике, а затем темно-красную воду в другом стакане. Приготовив цветную воду, приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. (Потом воспитатель отнесет их стаканчики для заморозки). И предлагает развести другие оттенки красок. Для этого выставляются заранее подготовленные одноразовые стаканы с водой и берутся другие цвета гуаши. Воспитатель предлагает детям назвать: «Какие цвета получились в стаканчиках?».
«Заштопай штанишки».
Цель: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
«Укрась ёлочку шарами».
Цель: Закрепление представления о 6 основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.
Материал: Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. Раздаточный: на каждого ребенка по комплекту плоскостных фигурок елочки и разноцветных елочных шариков.
Ход: (Дети сидят на стульчиках полукругом возле фланелеграфа). Воспитатель обращает внимание детей на яркую, зеленую елочку на фланелеграфе. – Ребята, к нам пришла лесная гостья, взгляните какая елочка. Какого она цвета? Скоро будет Новый год и в каждом доме, будет такая красавица, только чего-то не хватает для праздничного настроения, как вы думаете чего? (украшений, шаров, мишуры) – Вот перед вами на столе разложены елочные шары. Назовем их по цвету. (Педагог показывает по очереди шары разного цвета, дети называют)
- Давайте украсим нашу гостью, я буду называть, кто подойдет и возьмет красный шар (синий, зеленый, желтый). Начнем, Лена возьми красный шар и закрепи его на самом верху нашей елочки. (Дети вместе с педагогом украшают елочку).
Затем воспитатель предлагает детям пройти за стол и украсить свои елочки по образцу с фланелеграфа. Подходит к каждому ребенку, уточняет какого цвета у него шарик и куда он его повесит.
В заключение проводится хоровод «Маленькой елочке холодно зимой…».
Январь
«Воздушные шары».
Цель: Способствовать формированию у детей цветовых представлений. Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнение рассчитано на первоначальное ознакомление детей с семью цветами спектра.
Материал. Полоска картона (30х12 см), на которой нарисованы нитки семи цветов спектра. Семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары»; их цвет соответствует окраске ниток.
Ход: Воспитатель показывает детям картонную полоску, на которой нарисованы разноцветные нитки. Предлагает детям посмотреть на шарики: «Сегодня мы с вами поиграем в воздушные шарики. У каждого из вас на столе лежит картонная полоска. Посмотрите на нее и скажите, что вы на ней видите. Правильно, разноцветные ниточки. Теперь посмотрите на шарики, они тоже все разноцветные, как и ниточки. Для каждого шарика на полоске картона есть своя ниточка. К каждой ниточке нужно подобрать воздушный шарик такого же цвета и «привязать» его к ней. К красной нитке «привязать» красный шарик, к желтой – желтый, к синей – синий и так подобрать и «привязать» все шарики. Посмотрите, как это делается». Воспитатель прикладывает к нескольким ниткам воздушные шарики соответствующих цветов. Объясняет детям, что эти шарики подобраны правильно и их можно «привязывать» к ниткам. Затем показывает неправильно подобранные по цвету шары – к зеленой нитке прикладывает, например, желтый шар, к красной – оранжевый, к голубой – фиолетовый и т.д. объясняет детям, что «привязывать» эти воздушные шарики к ниткам нельзя, так как они неправильно подобраны по цвету.
Затем это задание дети выполняют самостоятельно. Если ребенок затрудняется правильно выполнить задание, воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске ребенка, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.
«Кто скорее соберет игрушки».
Цель: Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет.
Материал: Игрушки из глины (рыбка, шар, елочка, цветок и т.п.) по 6 игрушек на каждый цвет. В качестве образцов используются бумажные коврики (2ох30см) всех цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.
Ход: Воспитатель расставляет на столах глиняные игрушки разного цвета, раздает разноцветные бумажные коврики. Дети рассматривают, называют игрушки, их цвета. Показывая глиняные игрушки красного цвета и его оттенков, воспитатель предлагает поставить их на коврик красного цвета, а игрушки синего цвета – на коврик синего цвета и т.д. убедившись, что дети поняли задание, воспитатель предлагает собрать на свой коврик игрушки соответствующего цвета. Выигрывает тот, кто соберет игрушки первый.
Длительность и повторность. Игра продолжается не более 10-12 минут. При повторном проведении игры можно поменять набор игрушек. Учитывая интерес детей, можно увеличивать или уменьшать количество игрушек, делать их из глины, картона, бумаги, папье-маше и т.д. игра проводится 1-2 раза.
«Застёжки».
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Февраль
«Подбери петушку перышко».
Цель: Закрепление представлений об основных цветах и соотнесение в соответствии с параметрами величины.
Материал: Демонстрационный: фланелеграф, 2 петушка – один с красивым ярким хвостом, второй без хвоста; перышки(6шт. разной величины, разница в 5см) от его хвоста в отдельном комплекте. Раздаточный: на каждого ребенка по петушку и по комплекту перышек разной величины и разного цвета.
Ход: Воспитатель загадывает загадку о петушке. На фланелеграф выставляется два петушка: «Чем петушки похожи, чем отличаются? Правильно у одного петушка нет хвоста, вот беда, без хвоста никак нельзя. (Предлагает детям помочь петушку, показывает перышки, дети называют их по цвету). Как же правильно закрепить петушку хвост? Перышки не только разные по цвету, но еще - по величине». Педагог показывает, как найти самое большое перышко и закрепляет его петушку, затем подзывает детей по очереди и вместе закрепляют хвост петуху.
Затем педагог обращает внимание детей на петушков за столом и просит ребят помочь и им с хвостиками. Дети самостоятельно выполняют задание, воспитатель контролирует процесс.
«Сделаем куклам бусы».
Цель: Учить детей группировать объекты, сходные с образцами. Упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путем прикладывания к образцу. Игра подводит к обобщению предметов по цветовому признаку.
Материал. Цветные нитки, длиной 18-20 см, шести цветов спектра. Чтобы цвет нитки был отчетливо виден, нужно использовать нитки потолще. Концы ниток для упругости крахмалятся. Бусы, вылепленные из глины и расписанные темперными красками
Ход: В игре принимают участие семь человек. Воспитатель раскладывает в центре стола бусы 6 основных цветов. Дети рассматривают бусы, любуются ими, называют цвета. Воспитатель раздает цветные нитки и предлагает нанизать на свои нитки бусы соответствующего цвета.
В случае затруднения воспитатель помогает детям путем прикладывания бус к нитке сравнить цвета, найти бусинку соответствующего цвета. «Это оранжевая бусинка», - говорит воспитатель, и нанизывает бусинку на оранжевую нитку. В конце игры воспитатель предлагает детям надеть бусы куклам в игровом уголке.
«Поиграем с прищепками» выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик).
Материал: Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
Цель: Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Ход: Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
«Открой коробочку».
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Ход: Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями«один» (одна) – «много».
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
Март
«Построим башню».
Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
Материал: Демонстрационный: картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: по три квадрата разной величины на каждого ребенка.
Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по - порядку: самый большой медведь, поменьше лиса, самый маленький мышонок. Далее дети вместе с педагогом строят башню из кубиков для зверей, соотнося величину зверей с величиной их «квартир» - кубов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих местах за столами, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении (дом для зверей).
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
Апрель
«Составные картинки».
Цель: Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из частей.
Материал: Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, машина, ракета, уточка. Раздаточный: комплекты геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники для составления картинок.
Ход: Педагог вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на столах.
«Угадай на вкус».
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.).
Ход: Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
«Спрячь колобка от лисы».
Цель: Обучение умению соотносить предметы с учетом цвета и формы.
Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см), посередине белые «окошки» разные по форме (до 5 видов) (8/8см), на которых нарисованы колобки (домик колобка), «дверцы» разной формы и соответствующего размера (10/10см). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветовые листы (10/8см), «дверцы» (6/6см), «окошки» (5/5см). По три домика и шесть дверей для каждого ребенка.
Ход: Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь колобка от лисы». Вначале он обращает внимание детей на цвет «домиков» и форму «дверей». Показывает как правильно, подобрать «дверцы» в домиках у колобков, с учетом цвета и формы. Затем предлагает детям играть самостоятельно. Они прячут колобковт от лисы, подбирая к разноцветным домикам с разной формой окошка дверцу, точно такого же цвета, как домик и такой же формы, как окошко.
«Волшебное поле».
Цель игры: Развитие умения узнавать и называть цвета.
Материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой вверху, карточки основных цветов.
Ход: Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета.
Есть у нас игра одна,
Очень круглая она,
Тот кружок наш разделен
Четыре цвета включает он
И ребята с ним играют
Все цвета, там изучают
Зеленый, красный
Желтый, синий
Все известны нам отныне.
Май
«Найди свою полянку».
Цель: Закреплять умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов.
Материал: большие цветные листы бумаги, силуэты игрушек разного цвета.
Ход: Воспитатель показывает разные способы выполнения задания: на «полянку» - большой лист цветной бумаги кладет предметы такого же цвета. Если дети ошибаются, отбирая одинаковые предметы разных цветов, воспитатель показывает, что не у всех игрушек цвет совпадает с цветом полянки, на которой они лежат.
Важно обратить внимание детей на то, что разные предметы могут быть одного и того же цвета (красный цветок и неваляшка) – тогда поляна у них одна и та же, а одинаковые предметы могут быть разных цветов (желтые и зеленые листья) – тогда полянки у них разные.
«Тактильная коробка».
Цель: Развивать осязательное восприятие.
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Ход: Все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир. Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители. Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
«Весёлые человечки».
Цель: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход: Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
«Найди такой же по цвету и по форме».
Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.
Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.
Ход: С цветом. Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки) разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра продолжается аналогично. С формой. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, овальной, квадратной, треугольной и прямоугольной. Далее игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой - образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести игрушки круглой формы и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сенсорных игр для детей первой младшей группы
картотека сенсорных игр, первая младшая группа...
Картотека сенсорных игр для детей раннего возраста
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫпо сенсорному воспитаниюдетей раннего и младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:,, Чудесный мешочек,,,, Определи на ощупь,, ( найти предметы ...
Картотека сенсорных игр у детей раннего возраста.
Картотека сенсорных игр у детей раннего возраста....
Картотека сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста
Сенсорные игры у детей младшего дошкольного возраста способствуют развитию у детей умения узнавать и называть цвета, размер, форму и величину предметов, развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику...
Картотека сенсорных игр для детей раннего возраста
Картотека сенсорных игр для детей раннего возраста...
Картотека сенсорных игр для детей раннего возраста
картотека...