«Дети – волонтеры», как средство эффективной социализации дошкольников"
консультация

Савельева Ольга Геннадьевна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология «Дети – волонтеры» - это одна из новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-volontery.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дети – волонтеры», как средство эффективной социализации дошкольников

                    Консультация для педагогов

Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Поэтому одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятной социокультурной развивающей среды в ДОУ.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология «Дети – волонтеры» - это одна из новых педагогических технологий эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, автором которых является старший научный сотрудник института социологии РАН Гришаева Н. П.

В детских садах педагоги активно внедряют технологию социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д

Детей с малых лет необходимо приучать к благотворительности, волонтёрству. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей.

У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.

 Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений. Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Цель технологии «Дети волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.

При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Технология «Дети волонтёры» - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

В каждом педагогическом коллективе должен быть человек, отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующий об этом всех педагогов. Необходимо организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам:

«Научим малышей играть»,

«Научим разрешать конфликты»,

«Научим одеваться»,

Технология «Дети – волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по -настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Своим примером и конкретной помощью волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами»,– так говорили ребята волонтерского отряда. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре.

Ребята изготавливают  с особым удовольствием для младших ребят игрушки самоделки, подарки ко Дню матери, новогодние игрушки на елку, выступают  в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят

  им книжки малышки. У ребят возникает  огромное желание помогать, заботиться и делать приятные подарки для детей младшего возраста.

 И у них это неплохо получалось. Волонтеры находят  место для применения способностей в проведении театральной недели «В гостях у сказки». Героев сказки «Теремок» с интересом встречать  самых  маленькие зрителей , потому что сказка о дружбе всегда актуальна и находит отзыв в сердце зрителя. Сказка учит дружелюбию и терпимости к другим людям. Детям нравиться выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе. Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения. В этом главная суть этого движения.

. Формы взаимодействия детей с социумом.

Одной из эффективных форм построения тесного взаимодействия с социумом может стать  проведение акций:

«Покорми птиц зимой»«Внимание, пешеход!»«Береги природу»«Георгиевская ленточка» ,- «Берегите елочку»«Добрые сердца»«Помоги бездомным животным»,- - «Подари радость»«Подари улыбку другу»,- «Дом, в котором я живу»«Быть здоровым – это модно»,

 «Бессмертный полк»,

- экологические акции и проекты по проблеме утилизации бытового мусора в городе как условия улучшения экологической обстановки, а значит и здоровья  горожан  «Дом в котором я живу», «Водорослям крышка!».

Во время экскурсии по ближайшему микрорайону дети обращают внимание и на мусор, разрисованные  грязные стены: всё это заставило детей задуматься над тем, от кого зависит порядок в доме, дворе, городе.

Ребята вместе с воспитателями и родителями готовят плакаты, рисунки, коллажи с призывами к жителям своего микрорайона сделать дома, дворы чистыми и уютными, соблюдать чистоту и порядок в подъездах. На экскурсии по микрорайону дети уже другими глазами глядят на свои дворы и дома: как приятно, когда подъезд чистый, а рядом с домом заботливые соседи ухаживают за цветниками и радуют людей.

«Чистый двор–чистый город!»«Чистота города – в наших руках»«Чистый двор – хорошее настроение»«Заботься о доме, в котором живёшь!» - такие надписи на плакатах видят жильцы домов, где побывали ребята и волонтеры из школы «Добрые дела дошколят».

Дети встречаются с дворником и беседуют о его нелегком труде.

3. «Подари улыбку другу».

Передавая свое тепло окружающим, мы делаем людей добрее. Такой настрой помогает нам осуществить акцию«Подари улыбку другу». Эта акция добра веселит и радует, как детей, так и взрослых. Во время прогулки добровольцы школы «Добрые дела дошколят» обходят вокруг детского сада и заряжают хорошим настроение всех вокруг. Дети читают стихи, поют песни, дарят подарки, говорят добрые слова. Все ребята получают большой заряд положительных эмоций. Родителям, сотрудникам ДОУ раздают смайлики с улыбкой, сопровождают доброжелательными пожеланиями и шутками.

4. «Покормите птиц зимой».

Ребята многое узнали о жизни птиц зимой и о том, чем они питаются. Вместе с родителями ребята  могут смастерить  кормушки, принести  корм для птичек. Вначале можно организовать  выставку, на  которой дети сами презентуют  свои кормушки.. На участке группы можно  организовать открытие «птичьей столовой». Теперь у детей есть замечательная возможность помочь зимующим птицам пережить холода, а также понаблюдать за ними. Копилка добрых дел пополняется! Кормушки для птиц развесили по участкам детского сада. Волонтеры школы призывают всех детей и родителей принимать участие в подкормке зимующих птиц!

5. «Быть здоровым – это модно».

Основная цель данного мероприятия – формирование у детей в соответствии с возрастом знаний о здоровом образе жизни и его составных частях (режим, питание, отдых, занятия физкультурой и спортом) как жизненной ценности человека;

-профилактика вредных привычек и асоциального поведения в сообществе детей и взрослых через моделирование опасных жизненных ситуаций для ребенка в социуме и показ альтернативного поведения детей в данных ситуациях (вредные привычки);

-популяризация в детской среде занятий физкультурой (в условиях семья и социального окружения) и спортом (в специально организованных спортивных секциях в городской инфраструктуре)4

-транслирование в семьи воспитанников инновационных технологий по сохранению здоровья детей и оказание адресной социально-педагогической помощи родителям.

6. «Трудовой десант». Главная цель отряда - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Ребята следят за порядком на участке детского сада, ухаживают за клумбами, изготавливают совместно с младшими дошкольниками украшения для участка.

7. «Маленькие метеорологи» проводят элементарные опыты, исследуют свойства предметов и явлений, развивают познавательную активность, логическое мышление и фантазию у малышей. Каждому участнику  захочется внести свою посильную помощь в общее дело и быть полезным.

8. «Бессмертный полк». Дошкольники всех групп, начиная с самых маленьких, шествуют колонной с фотопортретами своих родственников, шарами, цветами по территории детского сада, оформление  стен  памяти «Бессметный полк», праздничные утренники посвящённые.  К Дню Победы. выставки рисунков , возложение цветов к памятникам.

Детям нравится выступать в роли помощников. Тем более это звание необходимо заслужить своим поведением, положительным отношением к этой работе.

Дети должны получать внутреннее удовлетворение, чувствовать гордость за проделанную работу. Не ждать материального вознаграждения.В этом главная суть этого движения.

Волонтерство - очень полезная и нужная деятельность для детей.У них развивается уверенность в себе, они начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.Развивается навык общения в разновозрастном коллективе; Создается такая ситуация развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде; Развивается самостоятельность и ответственность.

Вывод: организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

Закончить хочется словами Д. С.Лихачева: «Удивительно правильная мысль«Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества»».

- Использование инновационных технологий помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.

Библиографический список

1Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //

Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных

исследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. С. 80-81.

2. Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи.

3. Каблучко Л.Б. Организация волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде способствующей ранней социализации дошкольников. 2012 год.

 4. Шарыпин А.В. Волонтёрское движение: истоки и современность / А.В. Шарыпин / Современные исследования социальных проблем, 2010. - №4 с. 214-220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.»

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации  дошкольников «А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А доб...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...