Проект «Народные праздники – как средство приобщения детей к русской народной культуре».
проект

Карапузова Анна Александровна

Проект «Народные праздники – как средство приобщения детей к русской народной культуре».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

в старшей группе детского сада

Тема

«Народные праздники – как средство приобщения детей к русской народной культуре».

Название проекта

«Здравствуй, масленица!»

Автор проекта

Воспитатель Вельмина Анна Александровна

Тип проекта:

  • Познавательно - творческий

Интеграция по образовательным областям

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

художественно-эстетическое развитие,

речевое развитие,

физическое развитие

Участники проекта

Музыкальный руководитель, педагоги, воспитанники старшей группы, родители

Сроки реализации

Средней продолжительности

( – )

Методы проекта

Игровые, познавательно – исследовательские, коммуникативные, трудовые, музыкальные, продуктивные

Обеспечение проекта:

Материально-техническое: аудиосистема, видео-оборудование, ИКТ;

Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;

Предметно-пространственная развивающая среда: музыкальный зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

«Ничто не скрепляет народ, как традиции.Именно на них опирается культуросообразность.Чем богаче традиции, тем духовно богаче народи тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта: Формировать представление о народных традициях, народной культуре, истории России, народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:

Обучающие:

  • Познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры), с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла, с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии, дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка, чувства патриотизма, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

Развивающие:

  • Развивать поисковую деятельность, творческую активность, интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, ООД, творческие способности детей в музыкальной деятельности;
  • Создать условия для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества, формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию.

Актуальность реализации проекта

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОО в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОО, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.

Этапы работы над проектом:

I этап - подготовительный

#1042;ыбор направления работы - определение цели и задач проекта; 2. Подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме; #1057;оздание методической базы.

II этап - Организация деятельности

#1057;оздание плана работы;

#1053;акопление ресурсов;

#1050;оординация действий участников проекта;

Ш этап - Осуществление деятельности

#1055;роведение мероприятий в соответствии с планом.

IV этап - Оформление материалов проекта

  • Педагоги и музыкальный руководитель:

- составление картотеки народных игр;

- составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;

- составление «Блинной Книги ДОУ» по семейным рецептам, предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ

V этап – Презентация (Окончательное оформление проекта.)

#1055;резентация - праздничное гуляние "Здравствуй, масленица!"

Схема осуществления проекта «Здравствуй, Масленица!»

Развитие речи:

• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)

• Цикл занятий «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен, показ презентации «Масленица» (приложение № 6)

  • Викторина «Веселая Масленица»(приложение7)

Игровая деятельность

• Подвижная игра «Заря - заряница» (приложение №3)

• Хороводная игра «Гори, гори ясно…» (приложение №3)

• Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки»

Художественная литература:

  • Разучивание стихотворения о солнышке.(приложение №8)
  • Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение № 2)
  • Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (приложение № 4)
  • Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.
  • Чтение и обсуждение сказки «Про масленицу»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. (приложение № 4)

ИЗО:

  • «Ой, блины, блины, блины…» - дети делают поделку – блинчики. Вырезают круг, раскрашивают фломастерами. Или просто на ярких кругах желтого, оранжевого цвета дорисовывают глаза, улыбку
  • Рисование «Народные промыслы» - Цель: Развитие речи и творческих способностей через закрепление мотивов народного орнамента.

Аппликация:

  • «Солнышко – ведрышко…» - дети делают поделку – солнышко и наклеивают на общее блюдо.

Музыка:

  • Досуг «Веселые посиделки»
  • Вечер музыкальных игр «В хороводе были мы».(приложение 9)
  • Развлечение «Утерянные инструменты»(приложение10)

Наглядная информация:

• Оформление в приёмные выставки детских работ ««Ой, блины, блины, блины…» - дети делают поделку – блинчики.»

Работа с родителями:

• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек,

• Консультация для родителей: «Вот и Масленица!» (приложение № 5)

Презентация итогов работы по проекту:

1. «Здравствуй, масленица»

I НЕДЕЛЯ ( – )

Информационная

День недели

Содержание работы

Организованная деятельность в разных видах детской деятельности

Взаимодействие с родителями

Ответственный

Понедельник

«Скоро Масленица!»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Развивать творческие способности.

-Заучивание пословицы и поговорки.

-Сказка про Широкую Масленицу

-Изо рисования «Народные промыслы»

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Воспитатель

Воспитывать у детей любовь к русским традициям, обрядам. Расширять знания о русской народной песне, умении ее исполнять в пляске- хороводе.Развивать муз. творческую активность.

«Как на Масляной неделе» (р.н.м)

«Блинчики- блиночки»

Обр. Науменко

Хоровод «Красный сарафан»

Игра «Веселые забавы»

Сб.»Жаворонушки»

Сост. Г.Науменко.

Анкеты для родителей:

«Любимые народные песни вашего детства»

Муз.рук.

Вторник

«Масленица – это весело!»

Продолжать знакомить детей с народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

-Разучивание подвижных игр «Масленица»

-Разучивание хороводных игр «Гори, гори ясно»

-Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Оформление материалов:

«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)

Воспитатель

Среда

«Милости просим!»

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего

народа.

-Заучивание заклички.

- Беседа «Народные промыслы России» (выставка книг, предметов русск. народ. промыслов - утвари)

- Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Консультация для родителей: «Вот и Масленица!»

Воспитатель

Расширять знания детейо народных песнях, играх, хороводах. Учить исполнять в соответствии с темпом музыки, чувствовать настроение мелодии (лиричный или озорной характер) Создавать радостное настроение от совместных действий.

Песни: «Ой, вставала я ранешенько» (р.н.п.)

«А я по лугу»

«Веселые частушки»

Сб.»Заплетися плетень»

№4 М-1976г.

Танцы; «Калинка»

«Коробейники»

«Деревенская кадриль»

Сб. «Гармошечка- говорушечка» №4

Помощь родителей в изготовлении фрагментов атрибутов

для оформления праздника;

(Веночки, платочки)

Конкурс на самую веселую детскую частушку.

Муз.рук.

Четверг

«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- презентация «Русский национальный костюм»

- отрывок из мультфильма «Князь Владимир»

- д/и «Наряди куклу»

«Мастер-класс» совместно с родителями «Укрась валенок»

Оформление материалов:

«Вместе весело играть!» Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения развлечения

Пятница

«Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Совместный вечер с бабушками «Бабушкины традиции

»

презентация «Традиционная русская кухня»

«История масленицы»

Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»

Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни

II НЕДЕЛЯ ( – )

Практическая –

МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ

День недели

Содержание работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Ответственный

Понедельник

«Встреча»

(

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, пробудить интерес к празднику:

- Беседа «Что за праздник, Масленица? »

-презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника)

Домашний мастер – класс: «Учитесь, дети!»

(мамы показывают процесс приготовления блинов)

Воспитатель

Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.

Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.

Хоровод «Вот уж Зимушка проходит»

р.н.м

Песня про блиныр.н.м

хороводы: «Веснянка» Прощаниес Масленицей р.н

Разучивание подвижных игр:

«Догони варежку»

«Займи пустое место»

Принять с детьми активное участие в хороводах,играх, создать

праздничное настроение

Муз.рук

Вторник

«Заигрыш»

()

Продолжить знакомить детей с особенностями празднования Масленицы:

Викторина «Веселая Масленица»;

-Повторить знакомые игры: «Карусели», «Ручеек», «Гори, гори ясно»;

-

Воспитатель

Продолжать знакомить детей с народными инструментами.Создавать радостное настроение от совместных действий.

Развлечение «Утерянные инструменты»

Изготовление костюмов для танцев

Муз.рук

Среда

«Лакомка»

()

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.Познакомить со значением и символикой блинов;

ИЗО

«Ой, блины, блины, блины…» - дети делают поделку – блинчики. Вырезают круг, раскрашивают красками. Или просто на ярких кругах желтого, оранжевого цвета дорисовывают глаза, улыбку

- Мультфильм «Масленица» («Смешарики»)

- Разучивание стихотворений о солнышке.

Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье

Воспитатель

Продолжать учить бегать на носочках, с ускорением; передвигаться в хороводе, змейкой, со сменой направления движения; учить использовать элементы народных танцев в играх.

Формировать умение четко проговаривать пословицы, скороговорки, правильно их интонировать.

Продолжать учить движения в танцах с помощью игр

«Какая команда матрешек сделают быстрее цепочку»

«Кто быстрее найдет пару после общего круга для танца»

Скороговорки:

«Блинцы, блинчики, блины как колеса у весны».

Дать детям учить слова песен,

cкороговорок,

пословиц

Муз.рук

Четверг

«Разгуляй»

()

Разучивание и закрепление народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

-Совместное творчество детей и воспитателя: «Масленичные частушки, да про нас!

- Мультфильм «Ишь ты, Масленица»

-«Солнышко – ведрышко…» - дети делают поделку – солнышко и наклеивают на общее блюдо.

Индивидуальные консультации родителей по подготовке к итоговому развлечению, привлечение к оформлению

за семейным столом: игра – дегустация: «Ох, блиночки мои!

Воспитатель

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас

Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку.

Русская народная песня: «Веснянка»

Песня: «Блины».

Проведение эстафет с использованием русских народных песен

Активное участие родителей в эстафетах

Выбрать жюри для проведении эстафет чья команда лучше

Муз.рук

Пятница

«Тещины вечерки» ()

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

-беседа о двух последних днях Масленицы

-Итоговое развлечение «Здравствуй масленица»

- чаепитие с блинами

Участие в итоговом развлечении.

Приготовление блинов для чаепития.

Воспитатели групп

Муз.рук

Суббота «Золовкины посиделки»

()

Выходной день

Всей семьей навещаем родных

Воскресенье

«Прощенное воскресенье»

«Проводы зимы»

()

Выходной день

Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в Масленичных гуляниях .

Написать и принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье.

3. Завершающий этап:

  • Оформление материалов проекта;
  • Составление картотеки народных игр;
  • Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;
  • Составление «Блинной Книги ДОУ» по семейным рецептам, предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;
  • Подготовка презентации проекта.

Планируемые результаты проекта

  • Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.

Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.

  • Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, ООД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
  • Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне, народных инструментах.
  • Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.

Практическая значимость

Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы).

Перспективы дальнейшего развития проекта

Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ)

Используемая литература и другие источники.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.

3. Газета «Дошкольное образование» март 2008 №6

4. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней Ю.А.Афонькина, Е.М.Омельченко. - Волгоград: Учитель 2012

Электронный ресурс

1.

2. #ixzz4YZH6wsGl

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...

Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"

Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....