Тема по самообразованию «Развитие инженерного мышления дошкольного возраста через конструирование с использованием STEM технологии»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Повышение педагогической компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_hairova_na_2021-22_gody.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

№15 «Югорка»

Тема по самообразованию на 2021-2022 учебный год

«Развитие инженерного мышления дошкольного возраста через конструирование с использованием STEM технологии»

Воспитатель: Хаирова И.А.

Работа начата - 01.09.2021 г.  

Предполагается закончить -30.05.2022 г.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?    
S -  science (естественные науки

T -  technology (технология)                  

Е -  engineering (инженерное искусство)          

M - mathematics (математика)   

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. 

     Развитие интеллекта – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

     Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

     В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 
    Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей. 

     Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

     То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.Благодаря STEM   дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.

Цель моего профессионального развития:

Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.

Задачи:

1. изучить литературу о STEM технологиях;

2. создать условия для развития интеллектуальных способностей детей;

3. разработать модель воспитательно-образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий;

4. использовать данную модель на практике.

5. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.

6. Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.

Основная проблема:

          Проблема развития творческого воображения у детей старшего до-школьного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Новизна:

      Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.

Что такое STEАM?

S – science (естественные науки),

T– technology (технология),

E – engineering (инженерное искусство),

A – art (творчество),

M – mathematics (математика).

Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического мышления, такие как: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага», «Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.

Комплексное использование элементов ранее известных и современ-ных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:

Модуль «LEGO - конструирование» (позволяет в игровой форме познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО).

Через образовательный модуль «LEGO - конструирование»:

-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.

Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется

- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности.

Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага», поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.

Частью STEАM-технологии является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».

Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма

Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:

- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

- освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художе-ственного и технического творчества.

STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:

-Игре

-Конструировании

-Познавательно-исследовательской деятельности

-Проектной деятельности

-Различных видах художественно-творческой деятельности.

          Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования. Интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. 
    Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – лучше всего и легче выделяется в игре. 

     Особую роль в развитии интеллекта детей придаю дидактическим играм. Они помогают освоению, закреплению знаний, овладению способам познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. С детьми использую игры фабричного изготовления, но особый интерес проявляют дети к дидактическим играм, изготовленными своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б.П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, игры «Геокон» и «Флексагон» для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. При помощи дидактических игр развиваю у детей необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых скажется в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности. 

Перечень вопросов по самообразованию:

- сущность понятия «интеллектуальное развитие» 

- условия успешного внедрения STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей детей;

- методы и приёмы STEM технологий;

- комплексный подход к внедрению STEM технологий.

Форма самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план и участие в деятельности ДОУ.

Дата начала работы над темой 2021год:

2021 г. – внедрение STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей у детей.

2022 г. – проведение мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».

Этапы работы:

1 этап – планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы и посещение вебинаров:

1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s  вебинар РАО (спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что такое STEM
2. https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s  пчелки bee-bot (обзор Луканина-Михалева )
3. https://www.youtube.com/watch?v=S3N3UGi5ypk&t=2128s  дидактическая система Ф. Фребеля ( читает автор Маркова В.А.)
4. https://www.youtube.com/watch?v=VckPiKIboYs&feature=youtu.be  математика Маркова В.А.

5. https://www.youtube.com/channel/UCJwblN3CWW0P-XPu2FR46iw?view_as=subscriber  -

2 этап – внедрение в работу игровых заданий по изученным методикам, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;

3 этап – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения игровых технологий в работе с детьми.

Выводы:

1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

4. Расширились представления о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.

В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту.

Перспективный план по самообразованию

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Сентябрь

 Подбор литературы по теме самообразования.

Создание педагогически

целесообразной развивающей

среды.                                                      

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Изучение теоретических

аспектов по данной

проблеме в педагогике.

Знакомство с работами

ведущих авторов по данной проблеме исследования.

Обогащение предметно-

развивающей среды для

реализации на практике

STEM-технологии.

Создание условий,

стимулирующих детскую

инициативу, творчество для совместной деятельности

взрослых и детей на основе

STEM-технологии.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

Изучение теории по теме:STEM технологии.

Знакомство с литературой по данной тематике.

Ноябрь

Консультация для родителей: 

STEM технология в детском саду.

Расширение педагогических знаний и представлений родителей о STEM образовании.

Декабрь

Изучение теории по теме:STEM технологии.

Работа с педагогами:

Консультации для педагогов

«Использование STEАM-образования в ДОУ»      «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в

формате ФГОС».  

Обучение на вебинарах по данной тематике.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Консультация для родителей                     «STEAM образование в ДОУ»

Подбор материала по темам.

Февраль

Разработка  картотек.

Информационный стенд:

буклеты, памятки по данной теме

Подбор материала.

Март

Изготовление игр по STEM технологиям.

Памятка для родителей

«STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка»

Подбор материала.

Информационное сопровождение родителей воспитанников по

применению STEM- технологии.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные

взаимоотношения детский сад-семья.        Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в

дошкольном образовательном

учреждении

Апрель

Подготовка презентации.  

Подбор материала.

Май

Защита методической разработки.

Выступление с презентацией.

Отчет о работе по самообразованию.

Обобщение  опыта.

Работа с детьми:

Беседа на тему «Кто такие роботы?»

Выставка поделок «Робот наш друг и помощник»

Выставка «Такие разные роботы».

Презентация «Мир роботов».

Модуль «LEGO - конструирование»: конструирование из различных видов конструкторов.

  Модуль «Математическое развитие» (игры с математическим содержанием в течение года)

Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага» (в течение года)

Мини-проект: «Город Будущего»

             Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации

образовательных модулей.     Внедрение элементов  STEАM-технологии в работу с дошкольниками.

Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование

исследовательских навыков, самореализации детей.Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.

Подвести итоги работы по проекту в виде:

- анкетирования родителей «Применение STEАM технологии в воспитании

ребенка в ДОУ и семье»;

- родительского собрания «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;                                          

-презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование.

Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.

Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные:ž  расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...

Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.

Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».

        «Развитие аналитического мышления у детей     дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

«Развитие мелкой моторики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования оздоровительной технологии Су-Джок»

  Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение...

Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...

СЕНТЯБРЬ 2024 год «Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»

laquo;Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием  кейс-технологии»...