Тема по самообразованию «Развитие инженерного мышления дошкольного возраста через конструирование с использованием STEM технологии»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Повышение педагогической компетентности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_hairova_na_2021-22_gody.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№15 «Югорка»
Тема по самообразованию на 2021-2022 учебный год
«Развитие инженерного мышления дошкольного возраста через конструирование с использованием STEM технологии»
Воспитатель: Хаирова И.А.
Работа начата - 01.09.2021 г.
Предполагается закончить -30.05.2022 г.
ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ STEM-ОБРАЗОВАНИЕ?
S - science (естественные науки)
T - technology (технология)
Е - engineering (инженерное искусство)
M - mathematics (математика)
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе программы STEM-образования.
Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.
Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.
STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
Развитие интеллекта – целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Развитие интеллекта - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех её проявлениях, оно осуществляется в результате воздействия на ребёнка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.Благодаря STEM дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Цель моего профессионального развития:
Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.
Задачи:
1. изучить литературу о STEM технологиях;
2. создать условия для развития интеллектуальных способностей детей;
3. разработать модель воспитательно-образовательного процесса, отвечающего требованиям игровых технологий;
4. использовать данную модель на практике.
5. Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому познавательному исследовательскому творчеству.
6. Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.
Основная проблема:
Проблема развития творческого воображения у детей старшего до-школьного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.
Новизна:
Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений.
Что такое STEАM?
S – science (естественные науки),
T– technology (технология),
E – engineering (инженерное искусство),
A – art (творчество),
M – mathematics (математика).
Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического мышления, такие как: «LEGO - конструирование», «Математическое развитие», Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага», «Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.
Комплексное использование элементов ранее известных и современ-ных методик и STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:
Модуль «LEGO - конструирование» (позволяет в игровой форме познакомить детей c моделированием при помощи конструктора ЛЕГО).
Через образовательный модуль «LEGO - конструирование»:
-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.
Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется
- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской деятельности.
Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага», поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.
Частью STEАM-технологии является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».
Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма
Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:
- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;
- освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художе-ственного и технического творчества.
STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей дошкольного возраста:
-Игре
-Конструировании
-Познавательно-исследовательской деятельности
-Проектной деятельности
-Различных видах художественно-творческой деятельности.
Решая задачи интеллектуального развития, можно наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования. Интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра – своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – лучше всего и легче выделяется в игре.
Особую роль в развитии интеллекта детей придаю дидактическим играм. Они помогают освоению, закреплению знаний, овладению способам познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. С детьми использую игры фабричного изготовления, но особый интерес проявляют дети к дидактическим играм, изготовленными своими руками из бумаги, природного, бросового материала. Своими руками, из цветного картона, были изготовлены игровые задания по методике Б.П. Никитина, «Собери квадрат», квадрат Воскобовича, игры «Геокон» и «Флексагон» для развития логического мышления, восприятия, внимания. Такие игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. При помощи дидактических игр развиваю у детей необходимые каждому ребенку интеллектуальные способности, уровень развития которых скажется в процессе школьного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности.
Перечень вопросов по самообразованию:
- сущность понятия «интеллектуальное развитие»
- условия успешного внедрения STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей детей;
- методы и приёмы STEM технологий;
- комплексный подход к внедрению STEM технологий.
Форма самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план и участие в деятельности ДОУ.
Дата начала работы над темой 2021год:
2021 г. – внедрение STEM технологий в работу, с целью развития интеллектуальных способностей у детей.
2022 г. – проведение мастер-класса для педагогов ДОУ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество через STEM технологии».
Этапы работы:
1 этап – планирование работы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, изучение научно-методической литературы и посещение вебинаров:
1. https://www.youtube.com/watch?v=vzCC8ukPtaY&t=10s вебинар РАО (спикеры Волосовец Т.В., Теплова А.Б., Аверин С.А.) что такое STEM
2. https://www.youtube.com/watch?v=u5LqZyVj3CA&t=17s пчелки bee-bot (обзор Луканина-Михалева )
3. https://www.youtube.com/watch?v=S3N3UGi5ypk&t=2128s дидактическая система Ф. Фребеля ( читает автор Маркова В.А.)
4. https://www.youtube.com/watch?v=VckPiKIboYs&feature=youtu.be математика Маркова В.А.
5. https://www.youtube.com/channel/UCJwblN3CWW0P-XPu2FR46iw?view_as=subscriber -
2 этап – внедрение в работу игровых заданий по изученным методикам, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;
3 этап – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрения игровых технологий в работе с детьми.
Выводы:
1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширились представления о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.
В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту.
Перспективный план по самообразованию
Месяц | Направления работы | Способы достижения |
Сентябрь | Подбор литературы по теме самообразования. Создание педагогически целесообразной развивающей среды. | Работа с личной библиотекой, интернетом. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно- развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии. |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Октябрь | Изучение теории по теме:STEM технологии. | Знакомство с литературой по данной тематике. |
Ноябрь | Консультация для родителей: STEM технология в детском саду. | Расширение педагогических знаний и представлений родителей о STEM образовании. |
Декабрь | Изучение теории по теме:STEM технологии. Работа с педагогами: Консультации для педагогов «Использование STEАM-образования в ДОУ» «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС». | Обучение на вебинарах по данной тематике. |
Январь | Работа над созданием методических папок. Консультация для родителей «STEAM образование в ДОУ» | Подбор материала по темам. |
Февраль | Разработка картотек. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме | Подбор материала. |
Март | Изготовление игр по STEM технологиям. Памятка для родителей «STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка» | Подбор материала. Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM- технологии. Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении |
Апрель | Подготовка презентации. | Подбор материала. |
Май | Защита методической разработки. | Выступление с презентацией. |
Отчет о работе по самообразованию. | Обобщение опыта. |
Работа с детьми:
Беседа на тему «Кто такие роботы?»
Выставка поделок «Робот наш друг и помощник»
Выставка «Такие разные роботы».
Презентация «Мир роботов».
Модуль «LEGO - конструирование»: конструирование из различных видов конструкторов.
Модуль «Математическое развитие» (игры с математическим содержанием в течение года)
Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага» (в течение года)
Мини-проект: «Город Будущего»
Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации
образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками.
Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование
исследовательских навыков, самореализации детей.Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи.
Подвести итоги работы по проекту в виде:
- анкетирования родителей «Применение STEАM технологии в воспитании
ребенка в ДОУ и семье»;
- родительского собрания «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников»;
-презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование.
Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для среднего дошкольного возраста «Я слышу» с использованием образовательных технологий: интегрированное обучение, игровая, здоровьесберегающая технология.
Цель: Формирование бережного отношения к органам слуха и в целом к собственному здоровью. Задачи: образовательные: расширить знания детей о роли слуха для ориентации в окружающей ...
Отчет по самообразованию на тему: «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год.
Отчет по самообразованию на тему:«Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» за 2020-2021 уч.год...
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...
«Развитие мелкой моторики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования оздоровительной технологии Су-Джок»
Состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение...
Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.
Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...
СЕНТЯБРЬ 2024 год «Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»
laquo;Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»...