СЕНТЯБРЬ 2024 год «Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием кейс-технологии»
статья по окружающему миру (старшая группа)

Базарова Евгения Сергеевна

«Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием  кейс-технологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazarova_e.s._novikova_n.v.-_statya.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ранней профориентации в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через игру с использованием  кейс-технологии»

Базарова Евгения Сергеевна,

воспитатель, МБДОУ ДС №71 «Почемучка»;

Новикова Наталья Владимировна,

воспитатель, МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

В соответствии с ФГОС ДО, задача образовательной деятельности «…формирование позитивных установок к различным видам труда» ставится при работе с воспитанниками разного возраста.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Поэтому назрела необходимость поиска наиболее эффективных современных способов, приемов и форм деятельности с дошкольниками, ведь профессиональное самоопределение - механизм осознанного и самодостаточного выбора своего профессионального пути. В детском саду дети знакомятся с большим разнообразием профессий. Известно, что опыт, заложенный в детстве, во многом определяет жизнь взрослого человека. Поэтому очень важно ознакомить ребенка с понятием труда, ответственности за свою работу, привить любовь к будущей профессии. Начинать воспитывать нужные для той или иной специальности качества лучше с детских лет. Это залог успеха во взрослой трудовой жизни. Ребенок должен почувствовать, как много зависит от его целеустремленности, усидчивости, упорства, трудолюбия и хорошего отношения к людям, которые помогают ему достичь  цели. Элементарные навыки о выборе профессий помогут дошкольникам пополнить свои знания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - самая ответственная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный окружающий мир.

В своей практике мы используем кейс-технологию и поэтому выбрали данную тему. Дети в возрасте 4-7 лет легко воспринимают учебное и воспитательное воздействие. Приобретенные качества помогут ребенку не только освоиться в мире профессий, но и сформировать нравственную позицию, эмоциональное отношение к профессиональному миру различных видов труда, представиться возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Поэтому время, когда дети посещает ДОУ, оптимально для прививания наклонности к труду и уважения к любой работе.

Именно дошкольное учреждение  является начальным звеном в формировании    основных знаний о профессиях и начинает их систематизировать.  Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий нацеленных на развитие  личностного роста дошкольника, раскрытие его потенциала в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (знакомство с миром профессий), а также не исключает обсуждения совместно поставленной цели ведущей к профессиональной мечте.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет основные направления развития ребёнка, где приоритетными названы игровая и трудовая деятельность дошкольника. Поэтому формирование представлений дошкольников о профессиях и формирование предпринимательских азов необходимо выстраивать с учетом современных образовательных технологий, одной их которых, является кейс- технология, где игровая деятельность стоит в приоритете.

Наименование «Кейс - технология» возникло от латинского «Сasus» - запутанный, необычный случай, а так же от английского «Сase»-портфель, чемоданчик. Данная технология совершенствует зрительную память, воображение, речевые и  сенсорные способности, формирует навыки социально - коммуникативного взаимодействия, аналитические умения; гарантирует взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка. Такой чемодан с наборами игр способствует по-особенному спроектировать свою деятельность в изучении различных профессий и лучше освоить учебный  материал. А так же, это способ обобщить  полученные знания, не только с педагогом, но и с другом, так как это побуждает к активному самостоятельному поиску, развивает речь и обогащает словарный запас.

Работа по профессиональному ориентированию должна проводиться целенаправленно и систематически - её значимость в этом случае будет положительной, а дошкольники приобретут возможность расширить кругозор и подняться на первую ступень, ведущую к успешной реализации своих способностей.

Данная игра разработана по принципу интерактивной педагогической технологии «Кейс - технология», может быть рекомендована для применения как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях по теме: «Профессии». Ей можно пользоваться во время образовательной деятельности, подгруппового занятия, в индивидуальной работе или в свободной деятельности детей. Участниками игры являются воспитанники детского сада, педагог/родители.

Кейс (чемодан с играми) состоит из материала, который находится в отдельных наборах с разнообразными заданиями: это  сюжетные картинки с изображением людей разных профессий; изображение инструментов и материалов, нужных для работы по профессии; картотека загадок; сюжетные картинки для беседы на тему: «Профессии»; мнемосхемы; стихи о профессиях; перфокарты;  лото - бинго; разрезные картинки (пазлы).

         Игру мы начинаем с разговора по картинкам на тему: «Профессии».  Цель игры: определение понимания детей о профессиях и предметах труда, о том какие предпринимательские азы необходимы человеку в той или другой профессии.

Например: (Ведущий демонстрирует картинку, участник (по желанию) составляет описательный рассказ).

А дальше создается ситуация - сюжет, которую дети должны решить в ходе игры.

Сюжетный набор игры №1 «Узнай профессию (по предметам, по загадкам) - в ходе игры расширяются знания о профессиях, об области профессиональной деятельности взрослых. Игра прививает детям интерес к знаниям и расширяет их кругозор. Учит логически мыслить и способствует развитию зрительной памяти, устной речи, скорости мышления, усидчивости, внимательности и наблюдательности, улучшаются умения загадывать и отгадывать  загадки.

Сюжетный набор игры №2 «Расскажи нам о профессии» (по мнемосхемам) -  в  игре формируется умение составлять и  выстраивать свои высказывания по определенной модели - схеме (алгоритм -  мнемотаблицы). Дети учатся составлять рассказ - описание, а так же акцентируем внимание на то, что в каждом конкретном процессе трудовой деятельности достигается конкретный результат, продукт деятельности, который   имеет значение -  удовлетворять ту или иную потребность человека.

Сюжетный набор игры  №3 «Чего не хватает?» - в игре перед детьми педагог раскладывает картинки (картинку) с изображением какой - либо профессии, и на одной из картинок, нарисован знак вопроса.   Нужно назвать   профессию и  также рассказать о том, чем конкретно занимается человек, работая по данной профессии, и что получает в результате своей деятельности.

Сюжетный набор игры  №4 «Необходимые  орудия труда» - в данной игре расширяются представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.  Игроки самостоятельно подбирают  из картинок, расположенных в центре стола,  те - которые  можно  отнести к данной профессии, объясняя для чего они нужны и какой будет фактический результат входе применения того или иного вида орудия труда, какую выгоду можно  из этого получить.      

Сюжетный набор игры №5  Лото - бинго «Профессии» - ведущий поднимает наугад карточку,  игрок у которого карточка с подходящей профессией называет  предмет и профессию, какой результат достигается  в ходе выполнения профессиональных действий, как выгодно можно реализовать этот полученный  результат, затем забирает карточку и  накладывает её на пустое  место, на поле.  

Сюжетный набор игры №6  Перфокарты на тему: «Профессии» - игра позволяет укрепить мелкую моторику; улучшить графомоторные навыки. Детипроводят линии по трафарету (или без него) от картинки изображающей профессию, до предметов, относящихся к данной профессии.

Сюжетный набор игры №7 «Собери и узнай профессии» в форме разрезных картинок - в игре  формируется логическое мышление, память, внимание, зрительную память, умение составлять рассказ - описание по картинке, закреплять знания детей о профессиях и о орудиях труда, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать связную речь, мелкую моторику рук, формировать умение составлять целую картинку из частей, закрепление знаний геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник).

В конце игры педагог проводит рефлексию и речевую  игру с мячом «Кем я хочу быть в будущем? Она прекрасно развивает и закрепляет  речь, память, логическое мышление, быстроту реакции, ловкость. А главное, очень нравиться детям.

Сюжетный набор игры  №8 «Военные профессии» - предназначен для ознакомления и закрепления материала по патриотическому воспитанию. Игра знакомит детей с военными профессиями, учит объединять в группы карточки, развивает интеллектуальные, коммуникативные способности, а так же мелкую моторику, усидчивость на основе практических действий, развивает зрительную память, наблюдательность и внимание.

Сюжетный набор игры  №9  «Что? Где? Когда?» - игра знакомит с различными профессиями их названиями, назначением, с характерными особенностями вида, предметами и техникой необходимыми для работы. Ведущий задаёт вопросы, а игроки совещаются и по очереди отвечают на них, сопровождая ответ соответствующей карточкой которую выбирают.

Сюжетный набор игры № 10 «Рефлексия по схеме (мнемотаблице)» - обобщаются свои знания о профессиях, о результате в ходе выполнения профессиональных действий и о том, как выгодно реализовать продукт   деятельности данной профессии, а также высказываются свое личное мнение по работе (игре) с данной дидактической игрой. Вопросы: Что вам понравилось? / Что не понравилось? Какая из наборов игр была сложной или показалась слишком легкой? Что нового вы услышали, увидели, узнали? Что бы вы еще хотели узнать по той профессии, которая вам нравиться?

В заключение игры подводим итоги: Главное - любить и хорошо знать свое дело! Идти к цели уже в дошкольном возрасте. Ведь будущее детей - дошколят предугадать трудно - впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время - смогли смело вступить в самостоятельную и осознанную жизнь.

Литература

  1.  Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2017г.
  2. Пасечникова Т.В., методист ЦПО Самарской области «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие» – Самара: Изд-во ЦПО, 2015г.    
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Метод. пособие. М.,2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс для педагогов. Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в п...

«Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Презентация к семинару «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Мастер-класс на тему: «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологий"

Цель:  Создать условия для формирования знаний у педагогов о последовательности действий, методов, приемов и форм использования кейс - технологии при формировании предпринимат...

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Презентация по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"...

Мастер -класс по теме: " Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста через раннюю профориентацию в игре с применение кейс технологии"

Мастер-класс «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии»...

«ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Выбор профессии – дело серьезное, в дошкольном возрасте – это первая ступень, первые шаги во взрослую жизнь. Это проявляется в  любой игровой деятельности, т. е. какие книги читают, ф...