Статья «Особенность повествовательной речи у детей 5-6 лет».
методическая разработка (старшая группа)

Алексеева Наталья Юрьевна

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Особенность повествовательной речи у детей 5-6 лет».

Н.Ю.Алексеева, Э.Ю.Тихонова

МБДОУ  "Детский сад №146 "Петушок" города Чебоксары

natalya-alekseeva-1978@inbox.ru

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь ведет к усложнению речевых форм, в которых оно протекает.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Связность монологической речи характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В старшем дошкольном возрасте обучение ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения и словопроизношения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Целью нашего исследования было изучение особенностей повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста.

Наше исследование состояло из двух этапов. На первом этапе мы исследовали особенности повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста.

На втором этапе мы исследовали особенности повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста после проведенной работы по обучению испытуемых составлению повествовательных рассказов по предметам и игрушкам.

Исследование позволило сделать вывод, что обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов по предметам и игрушкам дает положительный результат.

                                 Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения

родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ.

пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие

для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

4. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в

детском саду. - М.: Просвещение, 1966. – 238 с.

5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).

- М.: Просвещение, 1981. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (опыт работы)

Использование в работе методики  Глухова для выявлени уровня знаний детей самостоятельной описательной речи...

Статья "Особенности развития музыкального восприятия детей с нарушением речи в процессе слушания музыки"

Особенности музыкального восприятия детей с нарушением речи. Опыт работы....

Статья. Особенности развития речи у детей с ОНР.

Особенности развития речи у детей с ОНР....

Статья: "Особенности связной речи у детей старшего дошкольно возраста в процессе использования игровых кубиков"

В данной статье рассматриваются психологические аспекты особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет род...

Консультация для родителей: «Развитие связной повествовательной речи у детей дошкольного возраста».

В консультации затронут вопрос о необходимости развития связной речи у детей дошкольного возрвста.Предложены игры, упражнения в помощь родителям....

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР...