ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
статья по логопедии

Шеляг Нина Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rechi_u_detey_s_tnr.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Учитель-логопед Шеляг Н.М.

Программа воспитания и обучения в детском саду предъявляет к старшим дошкольникам серьезные требования в плане овладения ими контекстной речью. Каждый ребенок должен научиться передавать содержание несложного текста, описывать предмет, составлять рассказ по картине, о реальных событиях, на предложенную тему и т.д. Иными словами, выпускники детского сада должны достигнуть такого уровня речевого развития, который в условиях школы позволит .им усваивать сложные формы контекстной связной речи.

В связи с этим обучение связной монологической речи приобретает особое значение в комплексной коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Дети с ТНР испытывают значительнее затруднения при построении развернутого речевого высказывания. Эти затруднения обусловлены несформированностью замысла высказывания, а также незрелостью операций программирования, т.е. нарушен смысло-образовательный уровень.

Первоочередной является задача обучения детей с ТНР навыкам планирования рассказа со стороны его содержания, соблюдения последовательности и логики повествования.

Поэтому в своей работе я ищу наиболее эффективные пути формирование связной речи. В специальной литературе вопрос этот освещен пока еще очень слабо.

В своем сообщении я остановлюсь на помощи детям в построении высказываний, на последовательности и наиболее эффективных формах обучения.

Большое внимание в своей работе уделяю таким видам связной речи как: рассказам по картине и серии картин, рассказам-описаниям, пересказам, творческим рассказам.

РАССКАЗ ПО КАРТИНЕ И СЕРИИ КАРТИН

Рассказы по картинам детей с ТНР очень специфичны. Наиболее доступными для описания детьми являются картины, сюжет которых предельно прост, изображенная ситуация наиболее близка жизненному опыту ребенка, отношения между действующими лицами доступны их пониманию (картина "Семья"). Более сложные по содержанию картины и серии картин требуют от ребенка осмысления большего количества связей и отношений, что в свою очередь затрудняет рассказ и требует помощи взрослого (серия "Заяц и морковка", картина "Спасаем мяч"). Описание предмета, животного, пейзажной картины вызывает затруднения даже у нормально развивающихся детей (они нуждаются в помощи взрослого), а дети с ТНР нередко говорят: "А что тут рассказывать, тут ничего нет" и сводят рассказ к перечислению предметов и действий. Проявляется неумение связно, последовательно излагать свои мысли, отражать в речи причинно-следственные связи и отношения, логически объединять в связный контекст, а также излишняя детализация ситуации, склонность к простому перечислению изображенных объектов.

Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию.

С одной стороны, наглядные образы картин облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз, с другой - при составлении связного рассказа по картине (в отличие от пересказа) отсутствует опора на готовый языковый материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Я работаю над картинами повествовательного характера в следующей последовательности:

  1. Рассказ по серии сюжетных картинок. Серия сюжетных картинок уже есть

план построения рассказа:

а) подробно изображающая развитие сюжета (режим дня, рассказы Сутеева В.)

б) изображающая отдельные "ключевые" моменты действия.

  1. Составление рассказа по многофигурной картине. Это картина типа "Семья дома", "Зимние забавы", "Дети в лесу", т.е. картины, на которых нарисовано много действующих лиц, каждое из которых совершает какое- либо действие. Ребенку предлагается назвать всех и рассказать, кто чем занимается. После этого педагог задает ряд вопросов, которые помогают связать отдельные предложения в связный рассказ, дает образец рассказа или план, после чего дети рассказывают сами. Можно предложить несложные задания творческого характера, например: продумать, что предшествовало действию, изображенному на картине или что последовало за ним.
  2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Способы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

       Формирование грамматического строя языка (синтаксиса, морфологии, словообразования) старшего дошкольника имеет свою специфику, и для его развития должны применяться р...

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое  руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат...