Главные вкладки
Для воспитателей : консультации, методички, мастер классы, открытые занятия.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Виктор Михайлович Васнецов" | 152.27 КБ |
Консультация "История Гжели" | 157.73 КБ |
Консультация В.Г.Сутеев | 455.07 КБ |
Консультация "Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства" | 192.31 КБ |
Консультация "Здоровьесберегающие технологии" | 56 КБ |
Открытое занятие "Была у зайки лубяная избушка" | 21.41 КБ |
Открытое занятие "Дымка" | 26.63 КБ |
акция "Каждому скворцу по дворцу" | 887.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Детям о художниках-иллюстраторах.
Что толку в книжке, – подумала Алиса
– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес»
Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926) –
Один из первых русских художников, который
раздвинул рамки привычных жанров и показал
сказочный мир, озаренный поэтической фантазией
народа.
Васнецов один из первых русских художников
обратился к воссозданию образов народных сказок
и былин в живописи.
Русские народные сказки и былины формируют особый мир, в котором живут царевичи и царевны, богатыри и чудища, лешие и Баба-яга. Эти удивительные образцы народного творчества пробуждали воображение не только обычных читателей, но и живописцев. Одним из художников, создававших полотна на темы сказок и былин, был Виктор Михайлович Васнецов.
Васнецов родился в 1848 году, в семье вятского священника. В детстве он с увлечением слушал сказки, которые ему рассказывала нянюшка. Во время учебы в гимназии у юного Васнецова обнаружился дар живописи. Это побудило его уехать в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в Императорской Академии художеств. Во время учебы в Академии Васнецов создавал иллюстрации к детским сказкам, писал портреты петербуржцев и картины с сюжетами из городской жизни.
После окончания учебы Виктор Васнецов сосредоточился на создании картин сказочно-былинного плана. Он написал такие картины, как «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка», «Витязь на распутье» и многие другие полотна. Но самой известной его картиной является полотно «Богатыри». Над этим произведением художник работал более двадцати лет.
На картине «Богатыри» художник изобразил знаменитых героев народных былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Эта работа Васнецова по праву считается истинным народным шедевром и символом российского искусства.
Художественный талант Виктора Михайловича Васнецова был оценен по достоинству на высшем государственном уровне. В 1912 году ему, сыну простого священника, было пожаловано дворянское звание.
После революции 1917 года Васнецов остался в стране и продолжил заниматься творчеством, создав такие картины, как «Кощей Бессмертный», «Баба-Яга» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Виктор Михайлович прожил долгую, плодотворную жизнь. Он был женат, у него было пятеро детей. Скончался художник в июле 1926 года.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек», г.Пыть-Ях
Консультация для воспитателей
История гжели
Подготовила
Воспитатель
Востокова Т. Г.
История
Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т.е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу». Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины». Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка»; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка», которая используется для изготовления фарфора и фаянса.
Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.
Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков», «писарих.
Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой». Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.
В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!
В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины, писал: «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская, которой ни где не видел я белизною превосходнее». Так и повелось: при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал-таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину, из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.
Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было: 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди»! Жизнь кипела!
Императорский двор крестьянский фарфор жаловал, заказы солидные размещал на посуду «фасона заморского самоилутчей доброты». За работу местных заводчиков награждали серебряными медалями «За полезное» и «нарядными кафтанами».
К слову сказать, сервизы гжельские выпускались разные по количеству предметов: знаменитый «Гурьевский» на 150 персон, «Тет-а-тет» на двоих, «Эгоист» - для одного себя любимого. Гжельские заводчики с крестьянской закваской марку держали, иностранцам нос утирали - Гжель стала «русским Стаффордширом».
А дальше пришло красное время и понеслось - «раскулачивание кулачества как класса», национализация. Представьте себе, сколько эмоций находится в сухой энциклопедической информации: «После Октябрьской революции, в 1918-1919 гг., в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них 7 наиболее крупных и хорошо оснащенных - стали государственными заводами». Поясняю – отобраны фаянсовые заводики, заработанные потом и кровью прадедов, у братьев Барминых, братьев Храпуновых-Новых, братьев Акулиных, братьев Дунашовых, братьев Тереховых и Киселёвых, у гжельцев Куринова, Качинкина, Фартального, Фомина, Самсонова и многих-многих других.
Вот и ещё ответ на вопрос «Что такое Гжель?». Гжель – это трудовые крестьянские династии. Гончарство – тяжелый труд, согласитесь, что в белых перчатках посуду не полепишь.
До национализировались до того, что гжельские мастера открыто говорили: «Если в скором времени никто Гжелю не окажет помощи, то помяните наше слово, и горшки-то у нас точать разучатся и их будут привозить из других мест». Спасли ситуацию уникальные люди, пришедшие на производство. В 1933г. основали Гжельский керамический завод в д. Турыгино (помните Дунашовых, это их детище). Сюда пришёл работать учёный-искусствовед Александр Салтыков и художница Наталья Бессарабова. Эти люди буквально возродили гжельского Феникса из пепла, они придумали и разработали новый стиль – те самые известные нам синие узоры на белом фоне. Раньше то Гжель была разноцветной, но об этом см. ниже раздел «Гжельская роза».
А вот современное село Гжель.
Домишки по бокам очень ладные, многие со старинными великолепными богатыми узорчатыми наличниками, много небольших коттеджиков из кирпича.
Музей керамики очень маленький, но и очень симпатичный, там выставлены талантливые вещи и фотографии мастеров...
Предварительный просмотр:
«Добрые сказки на кончике карандаша»
Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое восприятие яркими зрительными образами. Иллюстрация формирует у детей эстетический вкус, учит восприятию образа, цвета, пропорции, фактуры. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
С творчеством Владимира Григорьевича Сутеева знакомы все дети с самого раннего возраста.
Сказки В.Сутеева – уникальное явление, ведь они будут интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке, а также такие же малыши, как и сами юные читатели.
В.Сутеев был не только художником, но и сказочником. Его добрые, смешные и интересные сказки с картинками знают и любят все. «Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», — с улыбкой признавался он. Как известно, большинство детских писателей и художников начинали со сказок и картинок для собственных детей. И кажется удивительным, как же В.Сутеев сумел так хорошо проникнуть в тайны детской фантазии, границы детского понимания. Не иначе, как помнил об этом из собственного детства!
Среди сказок В.Сутеева известные всему миру истории о лесных жителях: о домовитом ежике, дружной семейке зайцев, злых (и глупых) вороне и волке, простоватом (но добром) медведе и других. В сказках персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость, заботу, щедрость, честность, смекалку, верность. Истории эти образуют целый цикл не связанных друг с другом, но перекликающихся сюжетов, в каждом из которых герои предстают немного в новом свете.
Например, зайчик в сказке «Палочка – выручалочка» предстает настоящим хвастунишкой; в истории про мешок яблок он щедро делится с друзьями своим богатством, а в сказке «Дядя Миша» предстает трудолюбивым домохозяином. Для детей такое разное поведение героев очень важно — на примере сказки родители могут объяснить ребенку, что небольшие ошибки (стремление похвастаться, непоследовательность и даже участие в драке) не делают кого – то плохим, если в основе его поступков лежит добро. А зло в сказках В.Сутеева всегда выглядит глупым, нелепым и всегда оказывается в проигрыше — таким героям ребенок не захочет подражать.
Сказки В.Сутеева визуальны, сразу видно, что написал их художник. Петух бегал по двору нераскрашенный, но добрые Краски помогли ему стать настоящим красавцем! Вот мышонок так уж хотел съесть карандаш, но, нарисованные сыр, сосиски и яблоко вдруг превращаются — о, ужас, пи-пи-пи! — в пушистую кошку. Скучные взрослые будут говорить об этом, как о виртуозном мастерстве. Дети сразу разглядят чудо!
Истории про капризную кошку и мышонка, который хотел сгрызть карандаш, могут служить первым «учебником» малыша по рисованию. Можно прочитать эти сказки вместе с ребенком, а потом «оживить» их, нарисовав такие же картинки; можно предложить ребенку пофантазировать — например, «уговорить» кошку вернуться или придумать, как еще карандаш мог защититься от мышонка (нарисовать ему клетку, или большой кусок сыра, или отгородиться от него забором). Дети очень любят читать перед Новым годом сказку про снеговика – почтальона: можно доставать эту книжку каждый год в начале декабря и перечитывать, готовясь к самому волшебному празднику. Вопрос что появляется раньше — рисунок или текст, Владимир Григорьевич считал таким же неразрешимым, как загадку про курицу и яйцо. Создается ощущение, что художник сумел заглянуть в какой – то особый мир, где зверушки живут по своим законам, попадают в смешные и грустные истории, остается лишь смотреть на них и успевать записывать! Рисованные герои словно перепрыгивают из сказки в сказку, продолжая свою жизнь на новых и новых страницах.
Рисунки В.Сутеева яркие, добрые, отражают характер и настроение героев сказок. Каждая из этих сказок — особенная, но многим они и похожи: ненавязчивой поучительностью, теплой иронией и непременным торжеством добра. Читайте их вместе с ребенком — неспешно и вдумчиво, обсуждая сюжетные повороты, поступки героев. Такое чтение станет одновременно и увлекательным развивающим занятием, и моментом теплого, искреннего общения, так необходимого малышу.
Всю жизнь В.Сутеев буквально мешками получал письма от читателей. Некоторые были записаны мамами или бабушками под диктовку малышей. У сегодняшних детей тоже есть возможность насладиться сказками В.Сутеева, ведь купить их нынче можно в любом книжном магазине.
Сказки для чтения В.Сутеева
Палочка – выручалочка - Если у тебя есть волшебная палочка – выручалочка, все на свете можно сделать: и друга спасти, и злого волка прогнать. Только палка ли была волшебной? Или волшебство в другом: в доброте, бережливости и искреннем желании помочь?
Мешок яблок - Смеется ворона над зайцем — целый мешок яблок для зайчат набрал, да все по дороге раздарил. Откуда же знать глупой и злой птице, что у доброго и щедрого даже из пустого мешка может целая гора вкусной еды появиться! Потому что добро — оно всегда возвращается, да еще с прибавкой.
Разные колеса - Не бывает бесполезных вещей для того, у кого голова хорошо работает. Вот и мушка, лягушка, ежик и петушок из не нужных разных колес много полезных вещей сделать сумели — и прялку, и тележку, и ворота для колодца. Главное — как следует подумать!
Раз, два — дружно! - Если друг попал в беду — помогай! Помогай, даже если затея кажется бесполезной, а сил не хватает. Обязательно найдутся те, кто поможет, и вместе вы: раз, два — дружно! – любую беду одолеете. А злые волки ни с чем останутся.
Елка - На носу Новый год, а елки у детей нет! Что делать? Отправить гонца – снеговика с письмом к Дедушке Морозу — чтобы прислал самую пушистую и самую душистую! Только успеет ли Снеговик все препятствия одолеть и принести ребятам лесную красавицу в срок, к празднику?
Капризная кошка - Что ни сделай — капризуле все не хорошо будет! Уж какой красивый домик девочка для кошки нарисовала — а она недовольна. Или просто Бобика боится?
Дядя Миша - Почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Потому, что ни одно дело до конца довести не может! Морковь взялся рвать — да бросил, орехи собирал — бросил, рыбку ловил — бросил. Польстился на обещание легкой добычи — чуть – чуть собакам не попался! А потрудился бы немного — был бы сытый.
Мышонок и Карандаш - Влез как – то ночью на стол к мальчику Вове мышонок и задумал карандаш сгрызть. Да только карандаш – то хитрый попался — придумал, как мышонка напугать и гибели избежать!
Живые грибы - Маленькая история – шутка о том, как мальчики грибы в лесу собирали. Нашли было холмик, весь грибами поросший — а холмик – то живым ежиком оказался.
Кот рыболов - Жадным, ленивым зверям не досталось рыбы, потому – что рыбу надо удить спокойно, в тишине, тогда и улов будет хороший.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек», г.Пыть-Ях
Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства.
Подготовила
Воспитатель
Востокова Т. Г.
(С использованием
интернет-источников)
Игровые приёмы обучения на уроках изобразительного искусства.
«Игра – это огромное окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
Василий Сухомлинский
Игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. Время на таких уроках летит быстро и незаметно. В игре дети получают массу положительных эмоций: радость творчества, общение, сотрудничество, сопереживание, азарт, чувство победы, возможность проявить свои таланты. Такие уроки учащиеся захотят посещать вновь и вновь, а их глаза будут излучать радость творчества. Счастье и радость в глазах детей - лучшая награда для учителя.
Так подарите же детям радость творчества, используя игровые технологии на уроках изобразительного искусства.
«Использование игровых технологий на уроках ИЗО в школе».
Цель: снизить утомляемость учащихся на уроке. С помощью игровых моментов сделать обучение более доступным и комфортным.
Задачи: изучить методическую литературу по данной теме, обобщить информацию из собственного опыта работы, разработать ряд пособий для проведения занятий и применить полученные знания на уроках изобразительного искусства.
Обоснование выбора темы: для учащихся особенно младших классов характерна быстрая утомляемость, многие из детей обладают рассеянным вниманием, плохо адаптировались к новой школьной среде. Использование игровых моментов на уроках позволит создать более благоприятную атмосферу на уроке, повысит интерес учащихся к творчеству.
Общая характеристика игровых технологий.
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
-развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;
-игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;
-межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.
Большинству игр присуще четыре главные черты:
-свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
-творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;
-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;
-наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
-роли, взятые на себя играющими;
-игровые действия как средство реализации этих ролей;
-игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;
-реальные отношения между играющими;
-сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
-в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
-как элемент более обширных технологий;
-в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
-как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
-учебный материал используется в качестве ее средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Следует разделять игры по виду деятельности:
-физические (двигательные);
-интеллектуальные (умственные);
-трудовые;
-социально-педагогические.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-познавательные, воспитательные, развивающие;
-репродуктивные, продуктивные, творческие;
-коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках
Преподаватель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.
Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.
При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.
Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).
Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Основные функции игровой позиции педагога:
-гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
-повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
-экономия нервных затрат педагогов и школьников;
-обеспечение гибкого поведения учителя.
Игра как средство самовоспитания.
Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Целевая ориентация игр.
-Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
-Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
-Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.
-Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.
Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении уроков следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.
Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы обучающихся, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.
Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.
Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия.
Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».
Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки.
Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения.
В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве.
Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу.
Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.
По форме упражнения могут быть:
-изобразительными (рисунок, живопись, ДПИ);
-устными (ответы по теоретическим вопросам);
-письменными (анализ произведений искусства).
Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия преподавателя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», обучающиеся перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса.
Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, аппликации и др.
Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.
При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.
При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.
Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.
Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.
С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.
Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.
Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:
-внимание;
-развивающие глазомер;
-тренирующие наблюдательность;
-развивающие творческие способности;
-воздействующие на эмоции и чувства;
-раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Практическая часть
I. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
II. Игры и упражнения по цветоведению.
III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.
IV. Игры и упражнения для развития и восприятия произведений искусств.
V. Сюжетно – ролевые игры.
Дискуссия - одна из активных форм учебного процесса, призванная мобилизовать практические и теоретические знания обучающихся на поприще «сражения истин», «сражения подходов», взглядов на одну и ту же реальность с существенно отличающихся точек зрения.
Одним из основных методов развития на занятиях является беседа. Беседа — это организованная, целенаправленная разговор учителя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно -воспитательной работе с детьми. Разработанный Сократом и Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи риторике и логике.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Консультация для воспитателей:
«Здоровье сберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»
Подготовила воспитатель:
Востокова Т.Г.
Пыть-Ях,2023 год
Консультация для воспитателей:
«Здоровье сберегающие технологии — средство укрепления здоровья детей»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. Что же такое здоровье? В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Неоспоримо, что основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих технологий:
Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, и навыков, для ведения здорового образа жизни воспитав у него культуру здоровья.
Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности.
Задачи здоровье сберегающих технологий:
• Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
• Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
• Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
• Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физического воспитания.
Принципы здоровье сберегающих технологий:
- “Не навреди!”
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип непрерывности здоровье сберегающего процесса.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
- Принцип доступности и индивидуальности.
- Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип систематичности и последовательности.
Виды здоровье сберегающих технологий:
- Медико-профuлактические технологии.
- Физкультурно-оздоровительные технологии.
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
- Здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования.
- Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду.
- Технологии валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников.
Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Все здоровье сберегающие технологии можно разделить на три группы:
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения здоровому образу жизни.
3.Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Ритмика, стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.
Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Технологии использования оздоровительных сил природы (гимнастика на свежем воздухе, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия).
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.
Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не -заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
Ответственный исполнитель: воспитатели, ст. медсестра, руководитель физического воспитания
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечит соответствующий уровень здоровья детей.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Рисование по сказке «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная»
(По сказке «Лиса и заяц»)
Конспект по изобразительной деятельности, старшая группа.
Тема: Рисование по сказке «Лиса и заяц»
Цель – создать условия для развития у детей образного представления, воображения
Задачи:
Образовательные: продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умение передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами.
Развивающие: развивать композиционные умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование и демонстрационный материал: иллюстрации к сказке.
Раздаточный материал: альбомные листы, акварель, кисточки, стаканчики для воды, цветные карандаши, салфетки.
Предварительная работа: чтение и пересказывание русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа о сказочных домиках.
Ход занятия.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Конечно же, вы знаете очень много сказок. Я попрошу вас назвать русскую народную сказку, отгадав ее героев при помощи загадок.
Воспитатель:
Вот первая загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
А вот и вторая:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной - … (лиса)
И последняя загадка:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою,
Травку разгребаю,
Зерна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я, дети? (петушок)
Воспитатель: Дети, вы уже догадались, из какой русской народной сказки все эти герои?
Дети: это сказка «Лиса и заяц».
Воспитатель: Давайте вспомним начало этой сказки (Показать иллюстрации избушек).
Дети: у зайчика была избушка лубяная, а у лисички – ледяная
Воспитатель: из чего была сделана лубяная избушка? А ледяная?
Дети: Лубяная избушка сделана из коры дерева, а ледяная – изо льда.
Воспитатель: Давайте нарисуем сюжет начала сказки, потому что в начале сказки герои жили дружно, и не ссорились. Мне тоже хочется, чтобы вы всегда дружили и не обижали друг друга. Рисовать мы будем красками, а детали избушек потом можно будет дорисовать цветными карандашами.
Я вам предлагаю нарисовать избушку зайца и избушку лисы. Как вы будите рисовать избушки? Какой формы они будут? Какие краски вы будите использовать? (ответы детей). Давайте возьмем сказочную кисточку и нарисуем в воздухе избушку - что вначале нарисуем? Что затем?
Какими деталями можно будет украсить еще ваш рисунок (деревья), снежными сугробами, лисичкой и зайчиком. Какой материал вы можете использовать, чтобы их нарисовать?
На каком плане они будут находиться? Какие будут по размеру?
Как мы должны расположить предметы, чтобы осталось место для главных героев сказки?
Разомнем пальчики:
Разотру ладошки сильно.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ними сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою
Пальчик в пальчик я вложу.
И в замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики - пусть бегут как зайчики.
Приступаем к работе. Воспитатель напоминает, как правильно нужно держать кисточку (за железный ободок).
Рисуем аккуратно, не забываем, что надо отжимать кисть, чем меньшее на кисточке воды, тем ярче будут краски.
… Дети выполняют задание, воспитатель контролирует осанку, как правильно держат кисть, не забывают ли отжимать; аккуратность закрашивания (равномерно, краски яркие, соблюдение пропорций в рисунке, расположение объектов на листе….
Кто закончил рисовать избушки, предлагаю приступать к рисованию деревьев, снега.
Физминутка
Стук-стук молотком, (Имитация молотка)
Строим, строим новый дом. (Ходьба на месте)
Ты, пила, пили быстрей, (Имитация пилы)
Домик строим для людей. (Прыжки на месте)
Воспитатель:
Итог занятия.
- Ребята, для кого мы сегодня рисовали избушки?
- Вам понравилось, как вы сегодня поработали?
- У вас получились замечательные рисунки!
Самоанализ занятия в старшей группе по теме: «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная»
Выполнила: воспитатель Востокова Танзиля Галимзяновна
Занятие осуществлялось на основании конспекта.
Конспект составила с использованием разработанными занятиями Т. С. Комаровой, интернет-ресурсов, в соответствии с возрастными особенностями старшего дошкольного возраста.
Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшей группы «Акварелька» группы, возраст от 5 до 6 лет. В количестве 19детей. Длительность 25 минут.
Интеграция: НОД (непосредственная образовательная деятельность) построена с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«физическое развитие».
Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я, прежде всего, учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей данного возраста. Учитывая все это, я определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Мною были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Образовательные: продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умение передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами.
Развивающие: развивать композиционные умения.
Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила Оборудование и демонстрационный материал: иллюстрации к сказке.
Раздаточный материал: альбомные листы, акварель, кисточки, стаканчики для воды, цветные карандаши, салфетки.
Предварительная работа: чтение и пересказывание русской народной сказки «Лиса и заяц», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа о сказочных домиках.
Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика я создала сказочное настроение.
В работе применяла следующие методы:
Словесный — был использован в течение всей образовательной деятельности Практический - при выполнении проблемной ситуации (рисуем избушки).
Метод контроля и стимулирования — в виде одобрения и похвалы.
Использованные методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Предложенные задания давались детям в игровой форме, что способствовало решению поставленных задач на развитие: мышления, моторики.
Выполнение различных игровых заданий создали положительный, эмоциональный фон процесса обучения, сохраняли интерес на протяжении всей образовательной деятельности.
На протяжении всей деятельности дети были отзывчивы, доброжелательны и с большим удовольствием выполняли все задания.
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.
Анализируя проведенную образовательную деятельность, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что деятельность построена логично, а этапы взаимосвязаны.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественной деятельности (Декоративное рисование)
на тему: "Дымковский петушок" в подготовительной группе.
Подготовил воспитатель
Востокова Танзиля Галимзяновна
Цель: продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора. Упражнять в способе рисования фигуры слитной линией. Закреплять умение детей расписывать нарисованную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит
Задачи:
Образовательные.
1. Продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и их росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции.
2. Совершенствовать умение детей украшать игрушку элементами дымковских узоров: волнистой линией, точкой, кругом.
3. Формировать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
4. Расширять словарь детей и умение отвечать вопросы полными ответами.
Развивающие.
- Развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора.
- Продолжать учить рисовать простым карандашом.
3. Продолжать развивать интерес к народно – декоративному искусству.
Воспитательная.
Воспитывать аккуратность, доброжелательность и отзывчивость.
Словарная работа:
Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.
Предварительная работа:
1. Беседа: «Дымковская игрушка»
2. Рассматривание иллюстраций «Дымковские игрушки - народный промысел»
3. Дидактическое упражнение: «Найди узор на игрушке».
Средства реализации: образцы декоративно-прикладного искусства, образцы рисунков орнамента дымковской игрушки, нарисованный расписной петушок – образец. Простой карандаш, гуашь, кисти, салфетки, стаканчики, мольберт.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Ход занятия:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Давайте улыбнемся всем взрослым и друг другу и начнем. Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в страну дымковских игрушек. Хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? А как можно передвигаться в сказках (на ковре самолете, на метле, в ступе, на волшебной птице или с помощью волшебной палочки). А сегодня мы воспользуемся волшебным ветерком, и вы мне поможете в этом. Дети начинают вдох носом выдох ртом.
Ветер, ветер, ветерок,
В страну сказок путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб попали в сказку в срок.
- Сегодня мы с вами оказались в мире красоты и искусства, где еще раз закрепим наши знания о дымковской игрушке и сами попробуем её нарисовать и расписать.
- Обратить внимание на игрушки, которые стоят перед вами.
Основная часть:
– Упражнение «Узнай и покажи игрушку»
Предложить детям показать ту или иную игрушку, о которой речь идет в стихотворение
1. Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд. (Барышня)
2. Посмотрите, пышный хвост
У него совсем непрост-
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок?
Красной краскою горя,
Как корона у царя(индюк)
3. Бегут по дорожке борода,
да ножки (козлик).
4. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).
5. Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Дети рассматривают дымковскую барыню, индюка, козлика. Называют, какими элементами дымковской росписи эти игрушки расписаны: кружочки, полоски, точки, квадратики, волнистые линии.
- Ребята, а почему Дымковские игрушки так называют? (ответы детей)
- А почему село Дымково так называется? (ответы детей)
-Из чего сделаны игрушки? (из глины)
- Игрушки, выполненные из глины - какие? (глиняные)
- Как называют человека, который работает с глиной? (мастер-гончар).
Педагог обращает внимание на дымковского петушка.
Петушок у нас горластый
По утрам кричит он здравствуй.
На ногах его сапожки,
На ушах его сережки.
На головке гребешок
Вот какой наш петушок.
- Какие части тела есть у петушка (ответы)
- Правильно, голова, туловище, хвост, на голове гребешок и бородка, клюв, глаза.
- Какие цвета используют мастера для росписи игрушек (красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый)
Физкультминутка.
Привезли мы глину с дальнего бугра (марш на месте)
Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).
Слепим - высушим и в печь (лепят ладошками)
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);
Будем мы игрушки печь (лепят ладошками)
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают)
А в печи - не калачи (машут указательным пальцем)
А в печи - игрушки! (вытягивают руки вперед).
Дети расписывают петушков.
- Сейчас мы с вами обведем свою левую кисть, простым карандашом широко расставив пальчики. Большой пальчик - голова у петушка остальные пальчики – хвост петушка. Дорисуем клювик, бородку и гребешок. Поставим петушка на подставку. На этом мы заканчиваем прорисовывать петушка простым карандашом, берем краски и начинаем украшать петушка дымковскими узорами.
Дети расписывают петушков.
Напомнить, что работать надо аккуратно, краску набирать густо, рисовать концом кисти, кисточку промывать и протирать салфеткой. Пальчиковая гимнастика
Он встает на заре , Большим и указательным пальчиками делаем клювик, а остальные распрямляем
ОН поет во дворе. Раскрываем и закрываем клювик
На головке гребешок. Пальчики смыкаются в открытый
замок
Кто же это?
Петушок!!! Большим и указательным
пальчиками делаем клювик,
а остальные распрямляем
После завершения работы дети оставляют петушков на свободном столе для высыхания.
Заключительная часть.
Ребята рассматривают петушков и выделяют самого яркого, праздничного.
Объясняют свой выбор. Рассказывают, чем им понравился тот или иной петушок.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в группу.
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем
Самоанализ проведения ООД по художественно-эстетическому развитию декоративное рисование «дымковские узоры»
на тему: «Дымковский петушок».
Воспитатель Востокова Т. Г.
Мною была поставлена цель: продолжать учить рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора. Упражнять в способе рисования фигуры слитной линией. Закреплять умение детей расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит
Занятие проводилось в подготовительной группе в количестве 9 человек.
Форма проведения: игра-путешествие.
Освоение содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная.
Задачи: Образовательные.
1. Продолжать знакомить детей с изделиями дымковских мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и их росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции.
2. Совершенствовать умение детей украшать игрушку элементами дымковских узоров: волнистой линией, точкой, кругом.
3. Формировать умение рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
4. Расширять словарь детей и умение отвечать вопросы полными ответами.
Развивающие.
- Развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора.
- Продолжать учить рисовать простым карандашом.
- Продолжать развивать интерес к народно – декоративному искусству.
Воспитательная. Воспитывать аккуратность, доброжелательность и отзывчивость.
Здоровьесберегающие комплексы
Упражнения на дыхание, пальчиковая гимнастика, физминутка, релакс.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, историей ее создания, Рассматривание таблиц элементов росписи, зарисовка их.
Материалы и оборудование: Образцы дымковских игрушек, образцы узоров дымковской росписи, краски гуашевые, акварельные, кисти, баночки с водой, электронные носители со спокойной музыкой.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение.
- Наглядные: рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с дымковскими узорами.
- Практические: обвод руки простым карандашом, рисование узоров кистью разными способами (кончиком кисти, всей кистью)
- Игровой: эпизодические игровые приемы (игровые действия, сюрпризные моменты, сказочное путешествие.)
Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, позволяющие провести ООД в интересной и занимательной форме. Использовалась групповая и индивидуальная формы организации детей.
Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного. Этапы взаимосвязаны между собой, подчинены одной теме, цели и задачам. Поэтому данная деятельность представляла собой логически законченную структуру.
Организационный этап образовательной деятельности был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключения внимания воспитанников на предстоящую деятельность и стимуляцию интереса к ней. Эта цель была достигнута с помощью сказочного перевоплощения.
Основной этап был направлен на решение задач ООД.
На протяжении всей образовательной деятельности дети охотно выполняли все предложенные мной задания, наблюдалась доверительная атмосфера.
Все этапы ООД были взаимосвязаны: дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. НА протяжении всего ООД применялись здоровьесберегающие технологии. В заключительной части ООД подвела итог деятельности.
На протяжении всей ООД я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка
Считаю, что выбранная форма организации ООД детей была достаточно эффективной, поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад
«Аленький цветочек»
Экологическая акция
«КАЖДОМУ СКВОРЦУ ПО ДВОРЦУ
Воспитатель:
Востокова Т.Г.
Пыть-Ях, 2024г.
Экологическая акция
«КАЖДОМУ СКВОРЦУ ПО ДВОРЦУ»
Воспитание начинается с малого, поэтому, привлекая детей к участию в социально-полезных делах, мы воспитываем юное поколение с активной гражданской позицией, неравнодушных к проблемам окружающей среды, своей малой родины, своей страны, нашей планеты Земля.
Задумал сделать я к весне скворечник,
По инженерски исчертил листок.
Достал дощечки, те, что были легче,
Весь инструмент свой выложил на стол.
Почти весь день, пилил, строгал и клеил.
Разгорячился мой душевный пыл.
Так подогнал, что и комар бы в щели
Свой тонкий нос и тот не подточил.
Цель: привлечь внимание взрослых и детей к проблемам охраны птиц создание благоприятных условий для гнездовья птиц в городской среде, развитие бережного отношения к птицам и природе в целом.
Участниками акции стали: дети младшей группы, воспитатель Иванова Светлана Анатольевна и семьи наших воспитанников.
Мы были приятно удивлены умелыми руками наших пап и мам, которые смастерили разнообразные скворечники. Они были изготовлены из дерева, расписные и украшенные. А в каком восторге были наши ребята, когда с гордостью приносили в группу «птичьи домики», сделанные заботливыми руками родителей.
Эта акция была приурочена к 1 апреля Всемирному празднику Дню птиц.
В ходе проведения акции проводили беседы о зимующих и перелетных птицах, наблюдения на прогулках за воронами, воробьями, снегирем, отгадывание загадок и заучивание стихотворений по теме, были организованны игры и викторины. Дети приняли участие в создании коллективных аппликаций, выставке рисунков «Покормите птиц зимой»
Такие акции дают нашим детям прекрасную возможность изучит живую природу и научиться сочувствовать братьям меньшим.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ п/п | Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
1 | Цикл занятий о птицах: - «Не сорока, не ворона (о разнообразии птиц) - «Не поется птицам без небес» - «Наши помощники» (о птицах, уничтожающих вредителей сада, огорода - «Покормите птиц зимой» | в течение месяца | воспитатели |
2 | Чтение литературных произведений о птицах, разучивание стихотворений, пословиц | в течение месяца | воспитатели |
3 | Конкурс загадок | в течение месяца | воспитатели |
4 | Конкурс рисунков, поделок | в течение месяца | воспитатели, родители |
5 | Слушание музыкальных произведений (П. Чайковский «Песня жаворонка», Н. Римский-Корсаков «Пляска птиц») | в течение месяца | музыкальный руководитель воспитатели |
6 | Слушание птичьих голосов (аудио запись) | в течение месяца | воспитатели |
7 | Дидактические игры «Чей клюв?», «Чьи следы?», «Узнай по описанию», «Прилетели птицы» | в течение месяца | воспитатели |
8 | Наблюдение за птицами на прогулке | в течение месяца | воспитатели |
9 | Заготовка корма для птиц (семян дыни, тыквы, арбуза, подсолнечника) | в течение осени | воспитатели, родители |
10 | Изготовление кормушек | в течение месяца | воспитатели, родители |
11 | Праздник птиц: развешивание кормушек | конец месяца | воспитатели, родители |
ПРИЛЕТАЙТЕ, ПТИЦЫ, В НАШ ДЕТСКИЙ САД.
ВАС ЗДЕСЬ ЖДУТ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая викторина для воспитателей в рамках мастер-класса
Семинар – практикум для воспитателей МДОУ в форме математической викторины с использованием мультимедиа.Подготовила и провела воспитатель МДОУ № 9 «Алёнушка» общеразвивающего вида, Мосеева С.А., 2 апр...
Консультация и Мастер-класс для воспитателей «Квиллинг. Красота в бумажном завитке»
Цель: Познакомить воспитателей с историей возникновения квиллинга, значением его для детей.Задачи мастер- класса: Познакомить с квиллингом – бумажной филигранью; научить скручивать полоски в спи...
МО воспитателей детского сада Мастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»
МО воспитателей детского садаМастер – класс «Музыкальные игры, сказки , песенки, логоритмика как средство развития речевых, музыкальных и двигательных способностей дошкольников»...
Консультация и мастер класс для воспитателей "Речевой уголок в детском саду"
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьм...
Консультации и мастер классы для родителей и воспитателей ДОУ
Важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку планомерно накапливать знания и умения посредством современных образовательных технологий....
Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса "Гимнастика пробуждения в ДОУ, как один из компонентов оздоровительной работы"
Консультация с элементами мастер-класса для воспитателей ДОУ...
Консультация и мастер - класс для воспитателей "Дыхательная гимнастика в детском саду"
Консультация и мастер - класс для воспитателей "Дыхательная гимнастика в детском саду"Чем же отличается речевое дыхание от физиологического?Вне речи вдох осуществляется через нос, а во время...