Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №169»
Консультация для педагогов
«Обеспечение
психологической безопасности личности ребенка»
Подготовила:
педагог-психолог: Чуваева О.А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в
образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
5. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
- Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
- Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
- Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском, обществе.
- Неблагоприятные погодные условия.
12. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная
микросреда и т. п.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
- Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
- Отсутствие автономности. Прямая, зависимость во всем, от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
- Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
- Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной, обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной
агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном: и ночном недержании, мочи, которых, ранее не наблюдалось, и некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения: очень рано появляется социальная маска.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической: защиты: детей.
Индивидуальная: программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения при участии родителей и воспитателей группы.
Надежными показателями: того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической среде яслей: проходит или уже прошла успешно.
Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием: пищи, прогулок, занятий.
С одной: стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.
Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.
В результате проведения опроса педагогов и родителей по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но и еще психического здоровья.
Самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, - не только сохранить физическое здоровье, но и воспитать психологически здоровую личность, научиться и научить правильно общаться с детьми.
Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлителен и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Следовательно. Если педагоги и родители сохраняют свое психическое здоровье, то создать психологический комфорт для детей детского сада им не составит особого труда.
Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Потому, что последствия психологического дискомфорта для ребенка достаточно плачевны:
- проявление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически;
- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиции избегания, проявления агрессивных поведенческих реакций.
Именно от педагогов зависит во многом сохранение психического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Однозначных рекомендаций дать невозможно, но некоторыми предложениями можно воспользоваться.
Варианты создания психологического комфорта в группах детского сада
- Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
- Выстраивать систему правил. « В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они «правила» развивают чувство уверенности и собственной полнлценности, таким образом, укрепляется Я ребенка. Большое внимание уделять игре, ритуалам, символам ( решение проблемы поведения и агрессивности).
- Сделать каталог в группах «Этого делать нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре, через игру, а не содрогались от окриков педагогов. В этом каталоге может быть перечислено, например то, чего нельзя делать когда нападает ярость, и тп.
- Использовать прием создания уголка ярости, где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции.
- Ввести в режим дня «час тишины» и «часы можно».
- Ввести ритуал утреннего приветствия» Давайте поздороваемся», сплочение группы, психологический настрой.
- Использовать в течении дня игры-правила: «Обзывалки», «Кричалки-шепталки - молчалки».
- Особенно важно устрвивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течении рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, мызыкотерапия и п.т.
- Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:
- говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует.
- не отвечай на агрессию встречной агрессией.
Желаю Вам психологического комфорта не только на рабочем месте, но и в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ
В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопасности личности. Их можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...
Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды
В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.
консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....