Обеспечение психологической безопасности личности ребенка
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №169»

Консультация для педагогов

«Обеспечение

психологической безопасности личности ребенка»

Подготовила:

педагог-психолог: Чуваева О.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Понятие    психологическая    безопасность    чаще    всего    раскрывается    через   использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

1.        Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности: Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в
образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.Не случайно мы начали книгу с критериев отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.

3.        Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем  возрасте  могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.

4.        Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

5.        Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

6.        Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

7.        Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.

  1. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  2. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  3. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском, обществе.
  4. Неблагоприятные погодные условия.

12.        Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная
микросреда и т. п.

ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

1.        Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

  1. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  2. Отсутствие автономности. Прямая, зависимость во всем, от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  1. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  2. Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной, обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной
агрессивности;

  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
  • в проявлении упрямства;
  • в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

-        в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

-        в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

-        в повышенной тревожности;

-        в дневном: и ночном недержании, мочи, которых, ранее не наблюдалось, и некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения: очень рано появляется социальная маска.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической: защиты: детей.

Индивидуальная: программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог дошкольного учреждения  при  участии  родителей и воспитателей группы.

Надежными показателями: того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация  в социально-гигиенической среде яслей: проходит или уже прошла успешно.

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием: пищи, прогулок, занятий.

С одной: стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

В результате проведения опроса педагогов и родителей по поводу их понимания термина «здоровье» оказалось, что большинство респондентов объясняют данное понятие с точки зрения стабильного физического самочувствия. Но, по сути, здоровье – это совокупность нескольких составляющих.

Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

К сожалению, многие  из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но и еще психического  здоровья.

Самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, - не только сохранить физическое здоровье, но и воспитать психологически здоровую личность, научиться и научить правильно общаться с детьми.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т.к. большую часть времени дети находятся в детском саду. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлителен и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Следовательно. Если педагоги и родители сохраняют свое психическое здоровье, то создать психологический комфорт для детей детского сада им не составит особого труда.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?  Потому, что последствия психологического дискомфорта для ребенка достаточно плачевны:

- проявление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

- переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически;

- проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном  периоде в виде психологической защиты – позиции избегания, проявления агрессивных  поведенческих реакций.

Именно от педагогов зависит во многом сохранение психического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Однозначных рекомендаций дать невозможно, но некоторыми предложениями можно воспользоваться.

Варианты создания психологического комфорта в группах детского сада

  1. Использование принципа М.Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!
  2. Выстраивать систему правил. «  В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они «правила» развивают чувство уверенности и собственной полнлценности, таким образом, укрепляется Я ребенка. Большое внимание уделять игре, ритуалам, символам ( решение проблемы поведения и агрессивности).
  3. Сделать каталог в группах «Этого делать нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре, через игру, а не содрогались от  окриков педагогов. В этом каталоге  может быть перечислено, например то, чего нельзя делать когда нападает ярость, и тп.
  4. Использовать прием создания уголка ярости, где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции.
  5. Ввести в режим дня «час тишины» и «часы можно».
  6. Ввести ритуал утреннего приветствия» Давайте поздороваемся», сплочение группы, психологический настрой.
  7. Использовать в течении дня игры-правила: «Обзывалки», «Кричалки-шепталки - молчалки».
  8. Особенно важно устрвивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течении рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, мызыкотерапия и п.т.
  9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:

- говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует.

- не отвечай на агрессию встречной агрессией.

Желаю Вам психологического комфорта не только на рабочем месте, но и в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...

Создание условий для обеспечения психологической безопасности личности ребенка средствами организации здоровьесберегающей и развивающей среды

В презентации представлен опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста...

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

консультация в форме проекта "Обеспечение психологической безопасности личности ребенка" предназначена для педагогов детских садов....