Мастер-класс «Использование сказки «Золушка» в экспериментировании»
методическая разработка (подготовительная группа)

Батршина Гульмира Хубайдулловна

с

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование сказки «Золушка» в экспериментировании»

- Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада вас видеть на своём мастер-классе. Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений и т. д.

Лучший способ познать - это потрогать, понюхать, попробовать. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Так же известный фактор, что все дети любят сказочные истории. Объединим сказку и экспериментирование. Использование сказки больше заинтересует вас в работе с различными материалами. А в какую сказку мы сегодня отправимся вы мне скажите, отгадав загадку:

Она в старой сказке воспета,

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг- только грязь и зола.

А звали красавицу. (Золушка).

Правильно. Это сказка Ш. Перро «Золушка». Злая мачеха и её дочери в очередной раз отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но приготовили для неё много заданий. Я думаю, мы поможем Золушке?

Первое задание: приготовить вкусный торт. Для этого Золушке нужны сырые яйца. Золушка берёт корзину с яйцами, но вредные сёстры перемешали сырые и варёные яйца вместе. Поможем Золушке разобраться где сырые, а где варёные яйца? Что для этого нужно сделать? Покрутить яйцо. В варёном центр тяжести постоянный, поэтому яйцо хорошо крутится. В сыром центр тяжести всё время смещается и тормозит яйцо.

Второе задание: постирать бельё, но Золушка пока пекла торт, забыла, в каком ведре вода для стирки, а в каком чистая вода для ополаскивания. Как можно помочь Золушке.

Подуем через трубочку. Где вода мыльная образуются пузыри.

Третье задание:

Постирав всё бельё, Золушка выглянула в окно и увидела, что любимые цветы мачехи завяли. Как спасти цветы? Полить.

Наши цветы помещаем в воду. Что происходит? Почему?

Вывод: бумажные волокна, из которых состоит бумага, впитывают воду, набухают и стремятся выпрямиться. При этом лепестки начинают раскрываться.

Четвертое задание:

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что это салют во дворце. Она тоже хотела посмотреть на салют, но дворец был очень далеко. И тогда Золушка решила устроить маленький салют. Мы с вами тоже устроим. В стакан с водой добавим краски, чтобы салют был красивый, соды, чуть жидкого мыла и лимонной кислоты.

«Салют» Проведение: в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.

Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Пятое задание:

Золушке так понравился салют, что она решила его нарисовать. Но у неё не было бумаги. Тогда Золушка решила нарисовать салют на молоке.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнёт двигаться, а цвета — перемешиваться.

Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.

Вот какой красивый салют получился!

С нашей помощью Золушка выполнила все задания мачехи и смогла попасть на бал!

Уважаемые гости! Вот и подошло наше путешествие в мир экспериментирования к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали?

Большое спасибо за внимание! Творческих вам успехов!

Что прочитала Фея, мы можем увидеть, если кисточкой с йодом раскрасим листок. Посмотрим все картинки и составим послание. Конечно Фея помогла Золушке. Превратила её старое платье в волшебное, туфельки в хрустальные, тыкву в карету.

С помощью нашей помощи Золушка выполнила все задания мачехи и смогла попасть на бал!

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
«Интересные опыты с детьми» по мотивам сказки «Золушка»

Цель мастер-класса: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, магнитом.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса (научная обоснованность, практическая часть):

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

На данном этапе, внедряя ФГОС, я использую деятельностный подход к детям, так как он является ведущим, основным в полноценном развитии дошкольников, и именно данный подход как раз и включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Сказка называется, а как она называется, вы должны отгадать:

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу Золушка.

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. На завтрак мачеха приказала приготовить вкусный омлет, для него Золушки нужны сырые яйца и соль. (Золушка берет корзинку с яйцами, но что это?) Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

Опыт 1.

«Сырые, вареные яйца». Проведение: определить (вареное яйцо крутиться – сырое, нет). Объяснить: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Опыт 2.

«Соль – перец» Проведение: нужно отделить перец от соли, шарик надуть, натереть шерстяным материалом, перец прилипнет к шару. Объяснить: Это пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо.

Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на перец. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать перчинки. Они упадут обратно на стол.

Золушка справилась с этой работой и тут она заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать.

Опыт 3.

«Засохшие цветы» Проведение: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные степлером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой.

Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются".

Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? (цветы из разной бумаги и картона)

Смотрите, попугай одной из сестер улетел из своей клетки.

Опыт 4.

«Улетевший попугай» Проведение: На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую птичку, продеваем нитки для вращения, вращаем, получаем видимость птички в клетке. Объяснение: нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации, вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был далеко и она могла слышать только выстрелы салюта. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.

Опыт 5.

«Салют» Проведение: в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют. Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его, так как бумаги у неё не было, она стала рисовать на молоке.

Опыт 5.

«Цветные узоры на молоке» Проведение: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Адрес публикации:

Оборудование: перец, соль, салфетка, шарик, цветы из бумаги, ёмкость с водой, тарелка одноразовая, молоко, средство для мытья посуды, ватная палочка, зубочистки, раствор йода, кисть.

Ход мастер - класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе. Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

- Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений и т. д.

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий с использованием игр, сказки, творчества. Свой мастер класс я решила продемонстрировать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказок.

Воспитатель:

Сегодня мы отправимся в сказку, а в какую вы мне скажите, отгадав загадку.

Девушка эта труда не боялась,

Шила, варила, убиралась.

С помощью крёстной попала на бал,

У сказки этой чудесный финал!

Воспитатель:

Верно! Золушка из сказки Шарля. Перро.

Воспитатель:

В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. Я думаю, мы поможем Золушке с заданиями.

Первое задание

Они смешали соль и перец. Как разделить?

Опыт № 1 «Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

Материалы: Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Опыт: На бумажное полотенце высыпать перец и соль и тщательно их перемешать. Надуть небольшой воздушный шарик. Потереть шарик о шерстяной свитер, затем поднести его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: Это пример действия статического электричества. Что шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, вернее, электроны перца, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.)

На этом задания не закончились. Мачеха велела полить ее любимые цветы. Золушка выглянула в окно и увидела, что цветы завяли. Как спасти цветы?

Опыт № 2 «Распускающиеся цветы в воде»

Материал: цветы из бумаги, ёмкость с водой.

Опыт: Берём наши цветы помещаем в воду. Что происходит? Почему? Бумага из природного материала.

Вывод: бумажные волокна, из которых состоит бумага, впитывают воду, набухают и стремятся выпрямиться. При этом лепестки начинают раскрываться.

Золушка не могла попасть на бал, но ей хотелось увидеть салют. И тогда она решила нарисовать его, так как бумаги у неё не было, она стала рисовать на молоке.

Опыт № 3 «Цветные узоры на молоке»

Материалы: Тарелка с молоком, пищевые красители, средство для мытья посуды ватная палочка

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнёт двигаться, а цвета — перемешиваться.

Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появление моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемащиваются красители.

Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и пошел дождь. Золушка увидела, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 4 «Звезда из спичек»

Материал: 5 зубочисток, блюдце, вода.

Опыт: Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы зубочисток. Наблюдайте. Они постепенно начнут расправляться и образуют звезду.

Вывод: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Золушка решила послать нам письмо. Но тут ничего не видно. Может быть у вас есть предложения как прочитать это письмо?

Опыт № 5 «Секретное письмо»

Материал: молоко, раствор йода, кисть.

Опыт: Прочесть такое письмо можно, смазав лист водным раствором йода. Давайте попробуем.

Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаге и окрашивает её. А те места, на которых был сок, остаются белыми.

С нашей помощью Золушка выполнила все задания мачехи и смогла попасть на бал!

Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир экспериментирования к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным.

Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...