"Кадетское движение как основа гражданственности: социальное партнерство и инновационные подходы"
статья
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста – это комплекс мероприятий познавательного и досугового характера, направленных на развитие у дошкольников устойчивого интереса и уважительного отношения к родному краю, чувства патриотизма по отношению к России, воспитание любви к малой Родине, чувства гордости за людей, живущих рядом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
"Кадетское движение как основа гражданственности: социальное партнерство и инновационные подходы"
Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста – это комплекс мероприятий познавательного и досугового характера, направленных на развитие у дошкольников устойчивого интереса и уважительного отношения к родному краю, чувства патриотизма по отношению к России, воспитание любви к малой Родине, чувства гордости за людей, живущих рядом.
Региональный компонент является основой патриотического воспитания, так как малышам с самого раннего возраста знакомы особенности окружающей жизни: труда людей, традиций, праздников малой Родины. К старшему дошкольному возрасту у ребят уже имеются устойчивые представления о труде взрослых, о профессиях, распространенных в ближайшем окружении. Дети стремятся подражать окружающим в играх и в общении. Важно помочь ребятам научиться уважительному отношению к труду, объяснить значение профессий для родного города, поселка, научить гордиться достижениями родителей, других людей. Через решение этих задач по познанию окружающего происходит знакомство с патриотизмом, привитие чувства гордости за свой народ, любовь к малой Родине и близким людям.
Мы живем в Снежногорске - закрытом военном городке, где во многих семьях есть военные. В нашем городе достаточно высоки и общественный престиж воинской службы, и стремление к воинской подготовке молодого поколения, сильны традиции военно-патриотического воспитания. Поэтому в целях обеспечения вариативности нравственно-патриотического образования было принято решение об открытии в учреждении кадетских групп и разработке инновационного проекта «Кадетский маячок» при помощи взаимодействия с родителями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, волонтёрскими движениями города.
Цель проекта определили как: «Создание единого образовательного пространства, обеспечивающего комфортные условия для формирования духовно-нравственных качеств, начал гражданственности и патриотизма».
Задачи проекта следующие:
1.Создать результативную систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию, направленную на формирование социально активной, толерантной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родному дому, семье, детскому саду, родному городу, краю, своему народу, Отечеству;
2.Обновить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду по патриотическому воспитанию;
3.Вовлечь родителей в образовательную деятельность по патриотическому воспитанию детей на основе духовно-нравственных и гражданско-патриотических традиций;
4.Сформировать у воспитанников следующие нравственные качества: патриотизм, гражданственность, отзывчивость, ответственность, чувство долга перед старшим поколением:
5.Создать условия для активного участия кадетов в мероприятиях гражданско-патриотической направленности: кадетский бал, акции, экскурсии в музеи, участниками конкурсов разного уровня художественно эстетической и патриотической направленности:
6.Создать условия, чтобы 80%-90% воспитанников кадетской группы продолжили кадетское образование в школах нашего города.
Поставленные задачи и разработанная система распределила деятельность на четыре последовательных блока:
- 1 блок - «Моя родина –Россия!»,
- 2 блок - «Мы горды добрыми делами!»,
- 3 блок - «Мы помним!»,
- 4 блок - «В кругу друзей!»
Открытие кадетской группы проводилось с учетом мнения родителей: было проведено организационное родительское собрание, на котором подробно мы рассказали о планируемой работе и провели анкетирование. Результаты опроса показали единодушный положительный отклик родителей, что дало возможность приступить к внедрению проекта. Совместными усилиями мы разработали отличительную эмблему, устав с правами и обязанностями воспитанников, педагогов и родителей, форму для праздников и патриотических мероприятий, которая очень нравится ребятам.
Работу по первому блоку «Моя родина –Россия!» мы начали с бесед о родословной семьи, родном городе, России, специфике профессий, связанных с судоремонтным заводом «Нерпа», тем самым определив степень знаний воспитанников, так как возраст детей еще не позволял оперировать словами Родина, кадет, патриот, Отчизна.
Насыщенная программа подарила детям не только яркий досуг, но и знания об исторических событиях нашей страны. Ребята знакомились с историей России в интерактивном формате через:
- оформленные сюжетно-ролевые игры, такие как «Военный штаб», наполненный атрибутами: бинокль, карты, макеты кораблей и подводных лодок, гюйсы, тельняшки, со знаками отличия вооруженных сил РФ;
- виртуальные путешествия на Север к саамам, на таких занятиях воспитанники виртуально путешествуют по Крайнему Северу;
- создание 3D альбомов и рукописных книг для мини-музея;
- организованные тематические выставки «Мой край родной», «Люби и знай свой край».
Второй блок «Мы горды добрыми делами!» научил ребят умению отличать хорошие и плохие поступки; уважительному отношению к взрослым, доброжелательному отношению к сверстникам и младшим; установлению дружеских взаимоотношений в коллективе; бережному, гуманному отношению ко всему живому, состраданию и помощи нуждающимся.
Юные кадеты участвовали в акциях:
- «Зеленая Россия» - высаживали кустарники на территории детского сада вместе с родителями;
- «Спасибо Доктор!» Поздравили с международным женским днем всех медицинских работников, находящихся в зоне СВО;
- «Посылка солдату», создавали весточку из Мурманской области, в поддержку Защитников Отечества;
- «С Новым годом, Защитник!» в поддержку Защитников Отечества и поздравлением с предстоящими праздниками в письмах и рисунках;
- Оказание помощи бездомным животным из приюта;
- «Талисман добра» это важный знак внимания и частичка любви с пожеланием крепкого здоровья, мужества и сил. Ребята группы по обратной связи получили привет с фронта со словами благодарности.
Третий блок «Мы помним!» был призван сформировать уважительное отношение к истории своей Родины, к старшему поколению, ветеранам ВОВ, памятным датам ВОВ.
Ребята приняли участие во флешмобе «Помни героя нашего времени», где называли имена героев – земляков участников СВО, совершивших подвиг ценой собственной жизни. Портреты героев заняли почетное место на «Стене Памяти» в центре патриотического воспитания ДОУ.
В акции памяти «Блокадный хлеб» дети зажгли свечу памяти погибшим в блокадном Ленинграде, изобразили белых журавлей - олицетворяя мир, свет, тепло, почтили жертвы ВОВ в День памяти.
Четвёртый блок «В кругу друзей!» включал следующие мероприятия:
в рамках проекта дошкольники познакомились с юнармейцами СОШ №266 на мероприятиях «Уроки мужества» и «День кадета», участвовали в поздравлении ребят со вступлением в ряды Всероссийского детско-юношеского движения «Юнармия». На празднике дошкольники исполнили музыкальную композицию «Мальчишка - будущий солдат».
Еще одним важным событием стало участие в конкурсе «Аты-баты, шли солдаты», где каждый ребенок горел желанием выглядеть бравым солдатом и победить, поэтому волнение не помешало им выполнить все команды.
Юные кадеты также освоили основы светского этикета, разучили парные классические танцы: вальс, мазурку, менуэт, польку. Большим событием для воспитанников стал костюмированный «Кадетский бал», где воспитанники продемонстрировали свои умения в отточенных танцевальных движениях. Молодые кадеты в парадной форме, прекрасные спутницы в пышных платьях кружились в завораживающих танцах, покорив сердца восторженных зрителей.
Семья, единство, честь, долг, отвага, дружба – именно эти жизненные ориентиры помогла раскрыть насыщенная программа проекта для юных кадетов. В завершении можно отметить, что наши дошкольники еще не стали настоящими кадетами, но уже смотрят на этих героев с восхищением и хотят быть похожими на них.
Патриотическое воспитание ребенка начинается с любви к окружающему миру — к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. Поэтому коллектив детского сада уже начал работу по реализации инновационной деятельности по теме: «Формирование патриотизма дошкольников посредством кадетского движения в рамках социального партнерства». На данный момент определена концепция и разработана программа, которая поможет стать нашим детям отважными и смелыми патриотами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы социального партнерства с семьей. Презентация для родителей "Наш денек"
Презентация отражает дин день из жизни ребят в детском саду. Как часто наши мамы и папы не знают, чем же занят их ребенок в детском саду. Данная форма работы с родителми позволяет наглядно представить...
«Консультационный центр как инновационная модель социального партнерства ДОУ и семьи»
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детейустановление партнерских отношений между дошкольным образовательнымучреждени...
Консультационный пункт как инновационная модель социального партнерства
В данной статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского...
Консультационный пункт как инновационная модель социального партнерства
В данной статье рассмотрены актуальные вопросы модернизации взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского...
Социальное партнерство как ресурс государственного общественного управления в дошкольном образовательном учреждении в период инновационной деятельности.
Таким образом, социальное партнерство ДОУ как ресурс государственного общественного управления способствует дальнейшему развитию дошкольного учреждения, совершенствованию вариативных форм дошкольного ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФОП ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА» БЕСЕДЫ О ВАЖНОМ
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет) Содержание образовательной деятельности: Педагог воспитывает любовь и уважение к нашей Родине — России. Формирует у детей представления о государственных символах России —...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста «Современные подходы к организации взаимодействия и социального партнерства с родителями воспитанников"
В соответствии с Федеральными государственными образовательными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Вз...