Рекомендации «Психолого-педагогические условия к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ»
консультация

Плешкова Ольга Николаевна

 

           К психолого-педагогическим условиям к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ относятся:

  1. - Учёт индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей ребёнка.

  2. - Учёт возрастных и полоролевых особенностей детей.

  3. - Создание комфортной и безопасной обстановки с учётом санитарно-гигиенических норм.

  4. - Соответствие развивающей среды образовательной программе, по которой работает сад.

  5. - Учёт всех направлений деятельности детей.

  6. - Разнообразие среды.

  7. -Рациональное использование пространства.

  8. - Предоставление ребёнку возможностей для исследования и экспериментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_rpps_1.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

«Психолого-педагогические условия к развивающей

предметно-пространственной среде в ДОУ»

       Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов – стихийных и

специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности     ученые и педагоги-практики выделяют среду – окружение, в которой ребенок пребывает и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ней (Л.И. Новикова, Л.П. Буева, В.А. Петровский).

    В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

К составляющим развивающей среды относятся социальный, предметно - пространственный и психолого - дидактический компоненты. В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамичность, гибкое зонирование, открытость - закрытость среды. С.А. Смирнов выделяет еще такой принцип, как учет половых особенностей. Учитывая возрастные и поло ролевые особенности детей, мы должны обеспечить ребенку право на развитие в собственном темпе, формирование поло ролевого поведения дошкольников.

Предметно-развивающая среда ДОУ должна способствовать:

- своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;

- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

- должна быть организована в соответствии с основными принципами дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В.А. Петровский);

- учитывать индивидуальные социально - психологические особенности ребенка, обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагать условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

- учитывать особенности эмоционально - личностного развития ребенка и предполагать «зоны приватности» – специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы), информационные доски «Дерево настроения», «Мы уникальны и талантливы», «Ромашка добрых дел», дидактические игры, зеркала и др.;

- учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивать его право на свободу выбора;

- учитывать возрастные и полоролевые особенности детей.  

Еще одно психологическое условие к РППС:

Необходимо учитывать особенности развития деятельности дошкольников. Каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как становится ведущей. Подбирайте такие предметы и пособия для обучения и воспитания детей, чтобы дошкольники могли регулярно получать новые навыки, осознать свои интересы:

Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы

эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).

Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов развивающей предметно-пространственной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Физиологические факторы. Они призваны обеспечить соответствие объектов развивающей предметно-пространственной среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

Чтобы дошкольник смог успешно себя реализовать в детском саду, ему

необходима помощь взрослых – педагогов и воспитателей.

Педагогические требования к развивающей среде детского сада:

- необходима комфортная и безопасная обстановка, которая учитывает санитарно-гигиенические нормы;

- развивающая среда должна соответствовать образовательной программе, по которой работает сад;

- развивающая среда должна учитывать все направления деятельности детей;

- среда должна быть разнообразной. Пространство детского сада нужно рационально использовать;

- развивающая среда должна давать ребенку возможности для исследования и экспериментов.

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять,

обновлять и пополнять. Воспитатели должны учитывать, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Роль педагога в создании развивающей среды.

Важно отметить роль воспитателя дошкольной организации в создании предметно-пространственной развивающей среды. Она заключается в содействии всестороннему развитию личности каждого ребенка. О.А.

Это содействие предусматривает решение следующих задач:

 - обеспечение чувства психологической защищенности –

доверия ребенка к миру, радости существования;

-  формирование начал личности (базис личностной культуры);

- развитие индивидуальности.

По мнению Т.П. Авдуловой, «насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием способностей и интересов детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка».

Наиболее приемлемую для каждой дошкольной образовательной организации развивающую предметно-пространственную среду следует проектировать также с учетом специфических условий:

• реализуемая в детском саду основная образовательная программа;

• материальные и архитектурно-пространственные условия

(географическое место расположения ДОУ, планировка, набор помещений, их

площадь, конструктивные особенности);

• особенности контингента детей (состав, физиологические и психологические особенности развития).

И тогда развивающая предметно-пространственная среда может  приобретать особый, неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал.

Что должен знать педагог при организации развивающей предметнопространственной среды в группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Форма и дизайн предметов должны быть направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и

речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая развивающую предметнопространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Формирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации рекомендуется начать с ее планирования. Принимая во внимание принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, ФГОС ДО, важным этапом является анализ существующей развивающей предметно-пространственной среды.

      Итак, примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду можно представить следующим образом.

1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области.

2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

5. Продумать последовательность внесения изменений предметнопространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

       Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды.

Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей

 детей при создании РППС

        В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения ЗУН к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда должна выступать в качестве эффективного механизма развития способностей ребёнка.

Учет индивидуальных особенностей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности.

Образовательная среда ДОУ может строиться с учетом специфики пола:

обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.

Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.

Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.

При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных

эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться.

Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки. Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь впространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух. В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.

Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические условия для обеспечения

вариативности развивающей среды

При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей

преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

 возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);

 особенности развития игровой деятельности (каждый этап процесса имеет свою специфику);

 скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);

 особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);

 специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);

 особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).

Насыщенность образовательной среды

и её психологическая безопасность

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должно обеспечивать:

  •  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
  •  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  •  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
  •  возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Важным положением ФГОС ДО являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность, которая обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

Личное пространство среды формируется на основе оказываемого ею объективного влияния и субъективных возможностей преобразования. Именно в личном пространстве среды формируется опыт отделения от людей и предметов, обретения независимости и самостоятельности, осознания собственной индивидуальности. Активное восприятие среды позволяет личности ранжировать её компоненты в зависимости от их субъективной значимости.

Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и др.). Правильно организованная сточки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации.

Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка.

Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и

доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает. Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.

Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи– своеобразные символы личности, способ презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.

Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом и т.п.). Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:

 допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;

 стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.

Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.

Компоненты психологически безопасности образовательной среды:

  • продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
  • свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
  •  реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении,познавательной активности, общении;
  •  ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сенситивные периоды развития и возрастные задачи развития;
  •  компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
  •  компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка;
  •  поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений).

Психолого-педагогические условия к развивающей предметнопространственной среде в соответствии с возрастными особенностями дошкольников

Младший дошкольный возраст

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Средний дошкольный возраст

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде

Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия со многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

В ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним партнерских отношений, диалога.

При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект-субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект-субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижение совместныхрезультатов.

Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения и

совместной деятельности детей и взрослых. РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:

  •  направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
  •  многофункциональность – условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;
  •  неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
  •  динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр.

Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия.

Издательство Мозаика-Синтез. 2014.

2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского

сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева.-

М.:Перспектива, 2011.

3. Демихова Л.Ю. Проектирование развивающей предметнопространственной среды в ДОО: методические рекомендации. ФГОС ДО.

Издательство ТЦ Сфера, 2019.

4. Дыбина О.В., Пенькова ЛА., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей

предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО. Сфера,

2015.

5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов

развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных

комплексах Л.Н. Павлова. – М.: Айресс-Пресс, 2007.

6. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т.

Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993.

7. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном

учреждении. - СПб.: Детство-пресс, 2009. -134 с.

8. Шакирова Е.В. Модели организации развивающей предметнопространственной среды детского сада от 2 до 7 лет. ФГОС. ДетствоПресс, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС...

«Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».

      Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается ...