Рекомендации «Психолого-педагогические условия к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ»
консультация
К психолого-педагогическим условиям к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ относятся:
- Учёт индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей ребёнка.
- Учёт возрастных и полоролевых особенностей детей.
- Создание комфортной и безопасной обстановки с учётом санитарно-гигиенических норм.
- Соответствие развивающей среды образовательной программе, по которой работает сад.
- Учёт всех направлений деятельности детей.
- Разнообразие среды.
-Рациональное использование пространства.
- Предоставление ребёнку возможностей для исследования и экспериментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_rpps_1.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
«Психолого-педагогические условия к развивающей
предметно-пространственной среде в ДОУ»
Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов – стихийных и
специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности ученые и педагоги-практики выделяют среду – окружение, в которой ребенок пребывает и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ней (Л.И. Новикова, Л.П. Буева, В.А. Петровский).
В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
К составляющим развивающей среды относятся социальный, предметно - пространственный и психолого - дидактический компоненты. В ряде работ (Л.М. Клариной, В.А. Петровского и др.) выявлены принципы построения развивающей среды: активность, эмоциональность, учет возрастных и индивидуальных различий, стабильность, динамичность, гибкое зонирование, открытость - закрытость среды. С.А. Смирнов выделяет еще такой принцип, как учет половых особенностей. Учитывая возрастные и поло ролевые особенности детей, мы должны обеспечить ребенку право на развитие в собственном темпе, формирование поло ролевого поведения дошкольников.
Предметно-развивающая среда ДОУ должна способствовать:
- своевременному и качественному развитию всех психических процессов – восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
- ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- должна быть организована в соответствии с основными принципами дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В.А. Петровский);
- учитывать индивидуальные социально - психологические особенности ребенка, обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагать условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);
- учитывать особенности эмоционально - личностного развития ребенка и предполагать «зоны приватности» – специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы), информационные доски «Дерево настроения», «Мы уникальны и талантливы», «Ромашка добрых дел», дидактические игры, зеркала и др.;
- учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивать его право на свободу выбора;
- учитывать возрастные и полоролевые особенности детей.
Еще одно психологическое условие к РППС:
Необходимо учитывать особенности развития деятельности дошкольников. Каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как становится ведущей. Подбирайте такие предметы и пособия для обучения и воспитания детей, чтобы дошкольники могли регулярно получать новые навыки, осознать свои интересы:
Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы
эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны).
Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.
Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов развивающей предметно-пространственной среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.
Физиологические факторы. Они призваны обеспечить соответствие объектов развивающей предметно-пространственной среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.
Чтобы дошкольник смог успешно себя реализовать в детском саду, ему
необходима помощь взрослых – педагогов и воспитателей.
Педагогические требования к развивающей среде детского сада:
- необходима комфортная и безопасная обстановка, которая учитывает санитарно-гигиенические нормы;
- развивающая среда должна соответствовать образовательной программе, по которой работает сад;
- развивающая среда должна учитывать все направления деятельности детей;
- среда должна быть разнообразной. Пространство детского сада нужно рационально использовать;
- развивающая среда должна давать ребенку возможности для исследования и экспериментов.
В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять,
обновлять и пополнять. Воспитатели должны учитывать, что среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Роль педагога в создании развивающей среды.
Важно отметить роль воспитателя дошкольной организации в создании предметно-пространственной развивающей среды. Она заключается в содействии всестороннему развитию личности каждого ребенка. О.А.
Это содействие предусматривает решение следующих задач:
- обеспечение чувства психологической защищенности –
доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной культуры);
- развитие индивидуальности.
По мнению Т.П. Авдуловой, «насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием способностей и интересов детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка».
Наиболее приемлемую для каждой дошкольной образовательной организации развивающую предметно-пространственную среду следует проектировать также с учетом специфических условий:
• реализуемая в детском саду основная образовательная программа;
• материальные и архитектурно-пространственные условия
(географическое место расположения ДОУ, планировка, набор помещений, их
площадь, конструктивные особенности);
• особенности контингента детей (состав, физиологические и психологические особенности развития).
И тогда развивающая предметно-пространственная среда может приобретать особый, неповторимый дизайн, сохраняя свой развивающий потенциал.
Что должен знать педагог при организации развивающей предметнопространственной среды в группе:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов должны быть направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая развивающую предметнопространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Формирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации рекомендуется начать с ее планирования. Принимая во внимание принципы и методические рекомендации по построению развивающей среды, ФГОС ДО, важным этапом является анализ существующей развивающей предметно-пространственной среды.
Итак, примерный алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду можно представить следующим образом.
1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитные области.
2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
4. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.
5. Продумать последовательность внесения изменений предметнопространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Таким образом, каждый последующий шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, и обеспечивает достижение поставленной цели – организации развивающей предметно-пространственной среды.
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей
детей при создании РППС
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения ЗУН к формированию личности ребёнка и созданию условий для реализации её потенциала. Среда должна выступать в качестве эффективного механизма развития способностей ребёнка.
Учет индивидуальных особенностей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Образовательная среда должна побуждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности.
Образовательная среда ДОУ может строиться с учетом специфики пола:
обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.
Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять на её конкретные компоненты, которые они могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность.
Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.
При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных
эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки, в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки. Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь впространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух. В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.
Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Психолого-педагогические условия для обеспечения
вариативности развивающей среды
При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей
преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:
возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
особенности развития игровой деятельности (каждый этап процесса имеет свою специфику);
скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности);
особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).
Насыщенность образовательной среды
и её психологическая безопасность
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должно обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе, с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Насыщенность образовательной среды – характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Важным положением ФГОС ДО являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей. Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность, которая обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.
Личное пространство среды формируется на основе оказываемого ею объективного влияния и субъективных возможностей преобразования. Именно в личном пространстве среды формируется опыт отделения от людей и предметов, обретения независимости и самостоятельности, осознания собственной индивидуальности. Активное восприятие среды позволяет личности ранжировать её компоненты в зависимости от их субъективной значимости.
Территориальность означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка (телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и др.). Правильно организованная сточки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации.
Персонифицированные шкафчики, столы, кровати повышают чувство привязанности воспитанника к окружающему пространству, дают возможность выделить персональную территорию. Эта территория должна быть приватной и защищенной от вмешательства других без согласия ребенка.
Личное пространство позволяет принимать решение о степени открытости и
доверительности тех отношений, в которые ребенок вступает. Телесный комфорт и безопасность связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности, предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое (что очевидно), но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника.
Еще один аспект личностного восприятия среды – персональные вещи– своеобразные символы личности, способ презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории.
Организация среды во времени (режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей и нарушающей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относятся последовательность и предсказуемость изменений, режимность, возможность выбора темпа деятельности, позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки, предоставление права первенства (первый в паре, первый за столом и т.п.). Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой:
допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов;
стимулируется творческая активность и реализуются вариативные программы развития.
Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора.
Компоненты психологически безопасности образовательной среды:
- продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;
- свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;
- реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении,познавательной активности, общении;
- ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сенситивные периоды развития и возрастные задачи развития;
- компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;
- компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка;
- поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрений).
Психолого-педагогические условия к развивающей предметнопространственной среде в соответствии с возрастными особенностями дошкольников
Младший дошкольный возраст
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Средний дошкольный возраст
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде
Важной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия со многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.
В ФГОС ДО закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребёнка, построение с ним партнерских отношений, диалога.
При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект-субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.
В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект-субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная активность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижение совместныхрезультатов.
Согласно Стандарту РППС должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей и взрослых. РППС может оптимизировать (улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал:
- направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей;
- многофункциональность – условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;
- неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели;
- динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр.
Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.
Список литературы
1. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия.
Издательство Мозаика-Синтез. 2014.
2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского
сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева.-
М.:Перспектива, 2011.
3. Демихова Л.Ю. Проектирование развивающей предметнопространственной среды в ДОО: методические рекомендации. ФГОС ДО.
Издательство ТЦ Сфера, 2019.
4. Дыбина О.В., Пенькова ЛА., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей
предметно-пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО. Сфера,
2015.
5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах Л.Н. Павлова. – М.: Айресс-Пресс, 2007.
6. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т.
Стрелкова. -М.: Новая школа, 1993.
7. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном
учреждении. - СПб.: Детство-пресс, 2009. -134 с.
8. Шакирова Е.В. Модели организации развивающей предметнопространственной среды детского сада от 2 до 7 лет. ФГОС. ДетствоПресс, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно- пространственной среды в связи с введение ФГОС ДО в группах детского сада.
Консультация для педагогов...
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введением ФГОС ДО в группах детского сада.
Консультация для педагогов....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС...
«Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».
Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается ...