«Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».
статья (младшая группа) на тему

Синяпкина Елена Ивановна

        Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty_-_kopiya.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Успешная адаптация детей раннего возраста в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ».

                                                                        Подготовила: воспитатель МАДОУ                                                    

                                                     «Центр развития ребёнка -

                                                      детский сад № 33 «Радуга»

                                                       Синяпкина Елена Ивановна

        Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими людьми. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая стрессовую ситуацию. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройством сна, аппетита. Поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Для обеспечения оптимальной адаптации необходим индивидуальный подход к каждому со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми и их родителями.

Адаптация – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.

Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Поэтому все адаптационные возможности и адаптационные изменения необходимо рассматривать на трех уровнях: психофизиологическом и социально-психологическом.

Проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пойдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно.

Ребенок может отказываться от еды, сна и общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых нужно избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для них это – привычное занятие. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе со взрослым решать предметные задачи: собрать пирамидку, конструктор. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является слабая сформированность действий с предметами, они не умеет сосредотачиваться на игре, малоинициативные в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, предпочитают эмоциональное общение.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам.

Особенно важно в этот период заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе. Создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:

  1. Легкую (1-16 дней);
  2. Среднюю (16-32 дней);
  3. Тяжелую (32-64 дня).

Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:

1) предметно-развивающаяся среда в группе;

2) возраст ребенка;

3) состояния здоровья;

4) уровень развития;

5) личностные особенности;

6) умение общаться с взрослыми и сверстниками;

7) приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

8) сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

9) готовность родителей к пребыванию в дошкольном учреждении;

10) шумовой фон в группе детского сада;

11) стабильность воспитательского состава;

12) компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Для обеспечения оптимальной адаптации к условиям ДОУ, формированию чувства уверенности в окружающем необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, осуществление индивидуального подхода к каждому дошкольнику со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми, и их родителями.

         Адаптация ребенка может быть успешной только при неукоснительном соблюдении возрастных особенностей детей.

На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметами которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» - при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?»

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и со сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни.

Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда. Внимание многих исследователей к данной проблеме подтверждает ее актуальность и в настоящее время. Так, особая роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивается в исследованиях Р. Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелева, В.С. Мухиной, В.А. Горяниной.

При построении предметно-развивающей среды важно соблюдение основных принципов: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Созданное в группе пространство должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д.

Для этого предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада является педагогическая идея, которой руководствуются педагоги данной группы – адаптация ребенка к условиям детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики.

Самый страшный враг для ребенка – это скука и бездеятельность. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо, прежде всего, продумывать грамотную организацию предметно-пространственной среды группы. Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.

Возраст от 2 до 4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении.

Не советуем часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый – основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совестной и самостоятельной деятельности.

У младших детей активно развивается двигательная деятельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты, реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров – эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть одна-две коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок), а если позволяет пространство – трехколесный велосипед. Также хорошо бы иметь гимнастические палки, массажные коврики или дорожки. А также пособия для проведения утренней гимнастики, для организации подвижных и самостоятельных игр для этого возраста.

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики, фургоны (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); автобус, легковые автомобили, тележки, каталки, коляски. Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами, - велосипед, самокат (они дают возможность детям активно двигаться.).

В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т.д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т.д. Наличие этих игрушек развивает в детях необходимые сведения об окружающих их предметах, овладевают определенными навыками действий с этими предметами.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подобрать чистых цветов четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т.п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, разные виды мозаик, лото по разным тематикам, настольно-печатные игры, складные кубики, наборы кубов и шаров, разной величины и цвета. В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Центр «Песок - вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.

Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем в другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

Работа с детьми в центре «Песок – вода» требует определенных условий: центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон. Необходимо запастись непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками и т.п.

Игры и занятия, требующие сосредоточенности и интеллектуальных усилий необходимо разместить у источника света, в некотором отдалении от активных и шумных игр. Это же условие необходимо соблюдать и при организации пространства для творческой деятельности детей. Особого уюта и тишины требует книжный уголок, здесь можно разместить несколько предметов искусства и, например, портрет писателя. Книжки должны быть с яркими картинками, так как пальчики у детей еще не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохраняются дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Уголок изобразительной деятельности – это место, где находится свободно раскручивающийся рулон бумаги (можно обои), двусторонний мольберт для рисования фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеров, мелков.

Обязательно в группе должны быть материалы для режиссерских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей; для проведения развлечений с детьми – теневой и плоскостной театры, перчаточные куклы.

Естественно, оснащение предметной среды должно соответствовать гендерным потребностям детей. Так, девочкам необходимы атрибуты для игр в дочки-матери: куклы, посуда, мебель, коляски и т.д. Хорошо, если в комнате для кукол будут атрибуты для того, чтобы наряжать – различные шляпы, дамские сумочки, костюмы или их элементы, а также зеркало. Уголок для мальчиков лучше расположить рядом со строительным материалом в некотором отдалении от девочек. Это отнюдь не означает, что в куклы будут играть только девочки и наоборот. Хорошо, если воспитатель сможет объединить разные по сюжету игры, что будет способствовать расширению репертуара детских игр. Тем более, что из практики известно – наряжаться любят и мальчики, и девочки.

Другим важным принципом отбора материалов является возрастное соответствие предметной среды.  Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода, эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

Поэтому все предметы, игрушки, их изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу или игрушечного зверя как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению.

Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Кукла – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в кукле или игрушечном любимом звере возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка – не только дочка или сынок. Кукла – объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка. Кроме того, дети очень любят движущиеся игрушки, неваляшки. Цветовая гамма группового помещения, оборудования и мебели должна соответствовать основному спектру, нельзя перенасыщать группу для малышей предметами и игрушками. Итак, при планировании и организации пространства для детей раннего возраста в группах детского сада необходимо:

1) Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки;

2) Предметы и игрушки должны быть такими, чтобы ребенок мог их не только видеть и трогать, но и послушать, понюхать, то есть развивать все свои чувства;

3) Они должны легко мыться;

4) Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать;

5) Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек;

6) Важно, чтобы, стоя по середине группы, ребенок мог охватить взглядом представленное ему обилие возможностей.

Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности. Интересные, красочные примеры, окружающие детей, «приглашают» к исследованию.

Правильно организованное пространство дает толчок к развитию и поощряет приобретение знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...