Программа наставничества для одаренных детей
методическая разработка (старшая группа)
Программа наставничества для одаренных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestvo_dlya_odaryonnyh.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
для одарённых детей в объединении «АБВГДейка»
Педагог ДО Михайлова О.Ю
2024-2025
учебный год
Пояснительная записка
Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.
Задачами Программы являются:
- раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки, проектной и внеурочной деятельности;
- формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
- построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках ОО.
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приѐмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- объединение усилий педагогов-наставников для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе;
- расширение возможностей для участия способных и одарѐнных школьников в районных, краевых, всероссийских и международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
В программе используются следующие понятия и термины:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Общие положения
1.1. Программа наставничества образовательного учреждения разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;
- Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
- Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
- Уставом образовательного учреждения и определяет порядок организации наставничества в образовательном учреждении.
1.2. Разработка и реализация Программы основывается на следующих принципах:
- «не навреди» предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому; никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка;
- обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем; направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
- легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ;
- равенства- предполагает реализацию программы в обществе, где признается право на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;
- научности- предполагает реализацию в ОУ научно обоснованных и проверенных технологий;
- системности -предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
- комплексности- предполагает согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации программы наставничества;
- личной ответственности- предполагает ответственное поведение наставника по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов и предшествующего опыта.
1.3. Ожидаемый результат:
- Увеличение количества одарѐнных детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
- Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
- Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
- Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
- Повышение квалификации педагогического коллектива, готовности к творческой и инновационной деятельности.
- формирование системы взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными учебными заведениями, ВУЗами
- формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности; обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся
- повышение уровня готовности педагогов-наставников к работе с одаренными детьми;
- активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;
- расширение роли дополнительного образования в школе.
1.4. Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности образовательного учреждения предусматривает, независимо от форм наставничества, три главные роли:
- наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
- наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
- куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.
1.5. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:
- формирование базы наставляемых, осуществляется непосредственно куратором при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы;
● формирование базы наставников.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
Куратор назначается решением директора школы, планирующей реализовать целевую модель наставничества.
В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль проведения всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных лиц, причастных к программе.
II. Организация деятельности по внедрению Целевой модели
2.1. Реализация Программы представляет собой поэтапную работу на «внутреннем контуре» (внутри образовательного учреждения) и «внешнем контуре» (партнеры).
2.2. Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников (приложение). Формирование баз осуществляется куратором во взаимодействии с классными руководителями, родителями (законными представителями несовершеннолетних) обучающихся, педагогами и иными педагогическими работниками, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся как потенциальных участников Программы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Различают следующие виды одаренности:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
- творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности. Художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
- социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
- психомоторная-спортивная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
- уровень развития способностей;
- высокая степень обучаемости;
- творческие проявления (креативность);
- мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
- Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
- Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития Задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
- Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
- Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во- вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные направления программы
- Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
- Диагностическое: проведение диагностики одарѐнных детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарѐнные дети».
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).
2. Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).
- Этап самостоятельной оценки.
- Этап заключительного отбора. Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности - основное направление работы с одарѐнными детьми.
Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
Научно-методическое направление включает информационную и научнометодическую помощь, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий, осуществление апробации научных, психологопедагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарѐнными детьми, освещение работы на сайте школы.
Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.
Мотивационное: функционирование научного общества учащихся; проведение мероприятий различного уровня; реализация социально-значимых проектов; дистанционное образование; система стимулирования и поощрения.
Кадровое направление: повышение квалификации педагогов-наставников на разных уровнях; организация семинаров для педагогических работников по проблемам работы с одаренными детьми.
Подготовка педагогов-наставников к работе с одарѐнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:
-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;
-определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарѐнными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга»
ПРОГРАММА для развития одаренных детей в художественно-эстетическом направлении «Радуга» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возм...
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста «Школа фантазеров» направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных в...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
ПРОГРАММА для развития одаренных детей по художественно-эстетическому направлению «Радуга» (дошкольный возраст)
Программа рассчитана на один год обучения (2018-2019гг.), содержит перспективное планирование, которое предоставлено помесячно, включая занятия по изобразительной деятельност...
Программа Клякса для одаренных детей подготовительной к школе группе
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития художественно-творческих способностей одаренных детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуаль...
Программа наставничества "Сопровождение одарённых детей в ДОУ" на 2022-2023 учебный год
В Программе прописана система работы по поддержке одарённых детей в ДОУ...