Образовательный проект «Использование игровых технологий в ознакомлении с окружающим детей среднего дошкольного возраста»
проект

Яшникова Альбина Владимировна

1.Развивать интерес детей к различным видам игр, развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

2.Обогащать словарный запас детей через игровую деятельность.

3. Развивать познавательную деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_oznak._s_okruzh.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №59» г. Оренбург

Образовательный проект

 «Использование игровых технологий в ознакомлении с окружающим детей среднего дошкольного возраста»

Разработала:

воспитатель

Яшникова Альбина Владимировна

2022-2023 учебный год.

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Форма работы: игровая, познавательная, работа с родителями.

Продолжительность: долгосрочный (с сентября 2022 по май 2023).

Возраст: средняя группа (дети 4 – 5 лет).

Участники: воспитатели группы, родители, дети.

Цель проекта: 1.Развивать интерес детей к различным видам игр, развивать самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

2.Обогащать словарный запас детей через игровую деятельность.

3. Развивать познавательную деятельность детей.

Задачи проекта:

- формировать познавательный интерес детей к окружающему миру посредством игры;

- создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;

- развивать у детей умение объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии;

- приучать к соблюдению элементарные правила поведения в процессе игры;

- в процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас;

 - в ходе игровой деятельности способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- привлечение родителей к созданию условий для игр детей;

- приобщать родителей и воспитанников к театрально-культурной жизни ДОУ, к театрально-исполнительской деятельности.

Актуальность: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Познавательный интерес к окружающему миру у ребёнка проявляется, прежде всего, в игре и сопровождает его на протяжении всей жизни. В процессе игр создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляется замена реальных объектов, дети овладевают навыками правильной речи. В дошкольном возрасте освоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. Включены подвижные игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм, артикуляционной гимнастике.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

-пальчиковые игры,

- сюжетно – ролевые игры

- интерактивные игры.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный

  • создание развивающей среды для реализации проекта
  • подбор игр и наглядного материала

Практический

  • организация деятельности детей и родителей (изготовление дидактических игр своими руками)
  • организация деятельности детей (и родителей) в созданной развивающей среде

Заключительный

  • подготовка презентации по теме «Игры для детей среднего дошкольного возраста»
  • памятка для родителей на тему «Игра в жизни детей»
  • организация выставки творчества родителей «Сказочные персонажи своими руками»
  • инсценировка сказки «Айболит»

Ожидаемые результаты по проекту

для родителей:

позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье; приобретение родителями базовых знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о способах развития взаимодействия с ребенком дома и в обществе; усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей;

для детей:

раскрытие основных познавательных потребностей, развитие творческих способностей детей, приобретение опыта социальных и коммуникативных навыков поведения в соответствии с возрастом детей: применение, полученного в процессе игры, социального опыта применительно к повседневной жизни.

Результат проекта

для родителей:

повысился уровень компетентности родителей в вопросах познавательного развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные воздействия на ребёнка; выработаны и приняты единые требования, предъявляемые родителями к ребёнку в вопросах воспитания и образования. Родители стали более активными по приобщению детей к игровой и познавательной деятельности.

для детей:

дети объединяются в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии, проявляют доброжелательность, заинтересованность развитием действий в разных видах игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, настольно-печатные, интерактивные). Дети 4-5 лет самостоятельно выбирают игры для совместной деятельности, используют полученный в процессе игры социальный опыт применительно к повседневной жизни.


План реализации проекта с детьми

Месяц проведения

Игры

Цели

Сентябрь

Дидактические игры:

 «Найди ошибку»

 

Подвижные игры:

«Кто скорее соберет?»

Театрализованные игры:

«Возьмем мишку на прогулку»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк»

Пальчиковые игры:

  «Дружба»

«Овощи-фрукты»

«Собираем листики»

Развивать слуховое внимание.

учить группировать овощи и фрукты;

развивать предметно-игровые действия;

расширить знания детей о диких животных, их повадках.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Октябрь

Дидактические игры:

 «Какое это животное?»

 

Подвижные игры:

«Огуречик –огуречик»

Театрализованные игры:

«Игра с пальчиками»

Сюжетно-ролевые игры:

«Детский сад»

Пальчиковые игры:

  «Грибы»

«Осенью»

«Домашние животные»

Интерактивная игра:

Игра-тренажер «Части суток»

систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.

приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

формирование знаний о частях суток и их последовательности.

Ноябрь

Дидактические игры:

«Кто поможет малышу?»,

«Зоологическая столовая»

Подвижные игры:

  «Мышеловка»

«Охотники и зайцы»

Театрализованные игры:

«Кругосветное путешествие»

Сюжетно-ролевые игры:

  «Семья»

«Банный день»

Пальчиковые игры:

«Домашние птицы»

«Дом»

«Мебель»

уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

 

формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.        

совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.  

развитие у детей умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, развитие ловкости и координации движений.

   

развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливого отношения к младшим.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Декабрь

Дидактические игры:

 «Лесные жители»

«Что кому нравится?»

Подвижные игры:

 «Бездомный заяц»

 «Лохматый пес»

Театрализованные игры:

«День рождения»

Сюжетно-ролевые игры:

 «Большая стирка»

Пальчиковые игры:

  «Зима»

«Новогодний праздник»

Интерактивная игра:

Интерактивная игра- раскраска «Фрукты и ягоды»

учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни, и внешним видом животных

уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал, учить детей играть по правилам

развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

закрепление названий фруктов и ягод, умения узнавать их и давать общую характеристику

Январь

Дидактические игры:

«Что кому?»

«Вредно -полезно»

«Назови насекомое»

Подвижные игры:

 «Хитрая лиса»

«Лисичка и курочки»

«Зайцы и медведи»

Театрализованные игры:

«Превращение предмета»

Сюжетно-ролевые игры:

«Автобус (троллейбус)»

«Шоферы»

Пальчиковые игры:

 «Зимние каникулы»

«Дикие животные зимой»

учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья.

закрепить знания о насекомых, их внешнем виде, повадках, о пользе и вреде которые они приносят.

развивать у детей выдержку, наблюдательность ловкость. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг.

развивать быстрый бег, ловкость.

развивать ловкость, умение перевоплощаться.

развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру.

закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Февраль

Дидактические игры:

«Природа и человек»

«Путаница»

«Летает – не летает»

Подвижные игры:

 «Снежная баба (русская народная)»

«Смелые воробушки»

«Зимующие и перелетные птицы (русская народная)»

Театрализованные игры:

«Король (вариант русской народной)»

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

«У врача»

Пальчиковые игры:

 «Мы веселые матрешки»

«Защитники Отечества»

систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

уточнить знания детей об особенностях строения комнатного растения (корень, стебель, лист, цветок).

развивать слуховое внимание.

развивать двигательную активность.

развивать быстроту и ловкость

развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Март

Дидактические игры:

«Отгадай-ка»

«Из чего сделаны предметы?»

«Ищи и найдешь»

Подвижные игры:

«Гори, гори ясно!»

«Птички и птенчики»

Театрализованные игры:

«Бабушка Маланья»

Сюжетно-ролевые игры:

«Строим дом»

«Парикмахерская»

Пальчиковые игры:

«8 марта»

«Этот пальчик…»

«Весна»

Интерактивная игра:

Интерактивная игра-раскраска «Цветы»

развивать умение описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.

добиться уточнения знаний детей о материалах, из которых делаются предметы.

упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года. Развивать внимание, память, речь

развивать быстроту и ловкость

развивать у детей выполнение движений по сигналу. Упражнять в беге в разных направлениях не задевая друг друга.

Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции

познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

формировать интерес к миру растений, желание делать окружающее красивым. Закреплять знания о цветах.

Апрель

Дидактические игры:

 «Что сначала? что потом?»

 «Как мы одеваемся?»

 «Найди деток»

 

Подвижные игры:

«Найди свой цвет»

«Найди себе пару»

«Перепрыгнем через ручеек»

Театрализованные игры:

Игра-пантомима «Медвежата»

Сюжетно-ролевые игры:

«Скорая помощь»

«Путешествие по городу»

Пальчиковые игры:

«Книги»

«Транспорт»

«Дорожная грамота»

Интерактивная игра:

Интерактивная игра «Космос»

Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений в природе.

систематизировать знания об отдельных частях одежды и навыки их правильного использования

систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.

развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.

развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять детей в беге.

упражнять в прыжках в длину с места.

развивать пантомимические навыки

вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители, пополнять представление о городе, профессиях.

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

давать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле

Май

Открытое занятие для закрепления знаний, полученных за учебный год «Маша и Медведь»

Мультимедийная игра «Четвертый лишний» (по сказкам)

Работа с родителями:

Тема мероприятия

Срок проведения

1

Серия консультаций «Как организация игровой деятельности детей способствует развитию речи»

 Октябрь – декабрь, 2022

2.

Буклеты- памятки «Игровые технологии на занятиях»

Ноябрь – декабрь, 2022

3.

Проект «Играю-развиваюсь

Октябрь 2022-май 2023

4.

Серия консультаций «Игровые технологии в организации детей средней группы»

Январь – февраль, 2023

5.

Буклет-памятка «Развитие познавательной деятельности детей»

Март, 2023

6.

Круглый стол – онлайн «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Апрель, 2023

7.

Презентация проекта «Играю -развиваюсь

Май, 2023

Взаимодействие с педагогами.

1.Консультация для педагогов: «Современные игровые технологии в ДОУ» (2022г.)

2. Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» (2023г.)

3. Мультимедийные презентации для педагогов «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» (2023г.)

4. Комплексы картотек игр по развитию познавательного интереса у детей посредством игр. (2022-2023гг.)

 5. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей (в течение года). Изучение опытов других воспитателей с использованием статей из журналов и интернет источников.

6. Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Использование социо-игровых технологий для дошкольников» (2023г.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  2016.

2. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4г) М.,Мозаика - Синтез,2016(ФГОС)

3. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Средняя группа (4-5л) М.,Мозаика - Синтез,2016(ФГОС)

4. Л.Ю.Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. Мозаика - Синтез, М., 2012

5. Развитие речи в детском саду. (2-3 г), (4-5 лет,) / В.В.Гербова М.: Мозаика-синтез, 2014.ФГОС

6. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 2-3 г, Хрестоматия 4 -5 лет / Сост. В.В.Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2014. Соответствует ФГОС

7. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

8. М.А.Васильева «Руководство играми детей в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

Консультация для педагогов«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»...

Мастер-класс "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

В данном мастер-классе можно увидеть какие были созданы благоприятные условия  дпя речевого развития детей среднего дошкольного возраста посредством игровых технологий в рамках ранней профориента...

Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Формирование речи и закрепление усвоенных речевых навыков осуществляется нами, воспитателями, как при проведении НОД  так и во время большинства режимных моментов. В последнем случае имеют ...

Проект." Использование метода ТРИЗ «Системный анализатор» в развитии речи детей среднего дошкольного возраста."

Овладевая языком, ребенок познает окружающий мир, приобретает средство общения с людьми, а также получает совершенное орудие для обмена мыслями. В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала...