Мастер - класс "Основные приемы игры на музыкальных инструментах в рамках реализации проекта "Это русская сторонка"
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вагенлейтнер Екатерина Николаевна,
музыкальный руководитель 1 кв. категории
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Мастер-класс
«Основные приёмы игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка..»
Цель. Трансляция опыта работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре средствами игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка…»
Задачи:
-Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по приобщению детей к музыкальной культуре через игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка…»;
- вооружить педагогов ДОУ практическими приёмами игры на музыкальных инструментах, соблюдая общий ритмический рисунок (короткие и длинные звуки) и темп (быстро и медленно).
Методический материал: презентация, схемы для ритмических упражнений на музыкальных инструментах, музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубны, маракасы, трещотки, колокольчики, рубели, брошюры «Основные приёмы игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка..»
План проведения мастер класса
- Подготовительно-организационный этап
1.Вступительное слово. (слайд1) Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам участие в мастер-классе по теме «Основные приёмы игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка..»
Для того чтобы настроиться на работу, улыбнитесь и передайте улыбку друг другу по кругу, обменявшись рукопожатием. Теперь мы получили заряд бодрости и можем приступать к работе.
2.Составление плана действий (слайд 2)
План действий вы видите на слайде.
Вы будете знать:
- основные приёмы игры на музыкальных инструментах, соблюдая ритмический рисунок (короткие и длинные звуки) и темп (быстро и медленно): на двух ложках, бубнах, маракасах, трещотке, колокольчиках, рубеле.
Вы будете способны:
- использовать практические навыки игры на музыкальных инструментах в работе с детьми по приобщению детей к музыкальной культуре, соблюдая ритмический рисунок и темп
Вы будете относиться:
- к использованию основных практических приёмов игры на музыкальных инструментах как обязательному механизму достижения планируемых результатов реализации ОП дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
3. Определение темы.
Актуальность.
Одной из задач в дошкольном образовании является приобщение детей к музыкальной культуре. Содержание Программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предусматривает разные формы работы по приобщению детей к музыкальной культуре. В настоящее время разработано достаточно много авторских программ и методик, однако подобрать программу с тщательно продуманной системой занятий в музыкальной деятельности очень сложно.
(Слайд 3) Поэтому были разработаны занятия по приобщению к музыкальной культуре в рамках реализации проекта «Это русская сторонка..»
Одним из способов приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной музыкальной культуры на моих занятиях является включение музыкального фольклора. Ведь народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии.
(Слайд 4) Дети не только узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах народных играх, кроме того ещё учатся играть на музыкальных инструментах, исполняют простейшие мелодии на музыкальных инструментах, и в оркестровой обработке, соблюдая при этом общий ритмический рисунок и темп. (Слайд 5) С их помощью в интересной и непринужденной форме я успешно решаю поставленные задачи, формирую интерес к музыке и пению, развиваю музыкальный ритмический слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решаю коррекционные задачи.
II. Практическая часть
Мастер-класс «Основные приёмы игры на музыкальных инструментах в рамках реализации образовательного проекта «Это русская сторонка..»
Коллеги, народная фольклорная культура-это наследие русского народа, которое дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии и развития ритмического слуха. Соблюдая при этом общий ритмический рисунок и темп.
И так давайте возьмём в руки наши ложки. Начинать обучение игры на ложках надо с постановки корпуса. Сядем с Вами прямо, плечи опустили, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится можно разогреть. Например, руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.
Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).
Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Существует множество приёмов игры на ложках. Предлагаю взять по две ложки и познакомиться с основными приёмами игры на 2-х ложках.
Приёмы игры на 2-х деревянных ложках:
1.Приём «Ладушки», когда черенки ложек находятся в обеих руках, черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существует две разновидности этого приема, когда черпачки двигаются на встречу друг друга- «ладушки», (показ) и когда одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой с верху. (показ, меняем сторону).
На ложках можно играть применяя не только прямые удары (показ)-«ладушки». Следующий приём:
2-й приём .«Солнышко» (1,2-1.2.3)- ложки находиться слева от корпуса исполнителя, прямыми ударами играем (показ 1 слева,2 вверху над головой - 1,2,3-удары сверху вниз вправо). Повторите;
3-й приём «Тарелочка», руки вытянуты вперед и выполняя скользящие движения (1.2.3.4.5, 7,8 -показ). Повторите.
4-й приём «Качели»- 2 скользящих удара перед собой и три прямых удара на вытянутых руках (показ 1,2) и три прямых 1,2,3.Повторите
5-й «Мячики» в этом способе ложками ударяют о колено, сначала одной ноги ,а затем другой.
Можно в дальнейшем усложнить этот приём игры - ударяем о колено соседа слева, затем о своё левое колено, потом правое и о колено соседа справа
6-й «Трещётка». Один из самых, на мой взгляд интересных приёмов, самый распространённый способ игры. Ложки держат между ладонью и коленом. .Быстро, быстро ими ударяют о ладонь и колено – сверху вниз
7-й-«Верёвочка» - удары ложками о ладонь, кисть и плечо.
8-й Сейчас , в заключении, я предлагаю Вам последнее движение именуемое «Линеечка». Кладём одну ногу на колено другой, левую ногу на правую, и совершаем удары ложками - о ладонь левой руки, она у нас всегда ударная, о колено закинутой ноги ,в данном случае у нас левая нога, по икре левой ноги и по пятке левой ноги.
Упражнение1
(Ритмический рисунок 1)
Предлагаю разучить ритмический рисунок- ритмическую последовательность, смотрите и запоминайте:
-«тарелочка» -8 скользящих ударов (показ 1,2,3,4,5,6,7,8);
- «солнышко»-ложки находиться слева от корпуса исполнителя, прямыми ударами играем (показ 1 слева,2 вверху над головой - 1,2,3-удары сверху вниз вправо);
-«ладушки»-ложка находится перед собой, другая производит удар сверху (показ 1,2 - 1,2,3), «тарелочки» 2 скользящих удара, 3 прямых (показ 1,2 – 1,2,3), «качели» 2 скользящих удара другим движение руки (показ 1,2) и три прямых 1,2,3. Запомнили? Повторим… А теперь вместе со мной ещё раз исполним под аккомпанемент. (под музыку выполняют упражнение №1)
Упражнение 2
Способы игры на музыкальных инструментах
(использование музыкальных инструментов в игре с применением алгоритма игры по схемам, таблицам, в том числе и с применением мультимедийного сопровождения)
Например, самым любимым способом является игра с применением мультимедийного сопровождения.
Хочу отметить, что перед тем как работать по схемам, необходимо познакомить детей с алгоритмом игры. Например, большой круг будет означать длинный звук, маленький круг короткий звук. На первом занятии дети изучают схемы, пробуют их озвучить с помощью музыкальных инструментов, а в конце занятия исполняют под музыку с помощью схем, соблюдая ритмический рисунок и темп.
Предлагаю выполнить упражнение «Русский шумовой оркестр» на музыкальных инструментах (выполнение упражнения №2) Послушайте и запомните ритмический рисунок и темп.(включить мультим. видео).Повторите
Вы молодцы, мы выполнили упражнение в соответствии с ритмическим рисунком и темпом.
III.Рефлексия
Коллеги, если вы готовы применять приемы, игры на музыкальных инструментах с которыми познакомила Вас, то выполните упражнение «ладушки» ложками.
А если вам нужна еще дополнительная информация о приемах, то позвоните в колокольчик.
Если вам было не интересно, и вы считаете, что использование основных практических приёмов игры на музыкальных инструментах не является способом достижения планируемых результатов реализации ОП, то постучите в бубен. Оцените, пожалуйста.
Спасибо за искреннюю оценку вашего участия в мастер –классе.
В заключении хотелось бы сказать, если используемые приёмы работы доставляют детям удовольствие и радость, то только тогда можно говорить о положительных результатах. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к музыкальной культуре.
В заключении я хотела бы поделиться брошюрами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"
В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...
Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».
Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....
дополнительное образование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в рамках кружка «Весёлый оркестр»
Программа, консультации для родителей, опыты, дидактические игры....
Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»
Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...
Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».
движений».Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУ
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ДОУВ музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, испол...