КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

«Кубик Блума» — приём педагогической инновационной технологии, разработанный американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. 

Суть приёма в том, что ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему, а он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. 

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на гранях которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа: «назови», «почему», «объясни», «предложи», «поделись», «придумай». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya-igra-kubik-bluma.pptm274.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Светлячок» с. Владимиро-Александровское Партизанского муниципального округа (МБДОУ «ЦРР - детский сад «Светлячок» с. Владимиро- Александровское) КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии Подготовила: воспитатель Куприянова Ирина Николаевна 2024 г

Слайд 2

Кубик Блума Предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума». Данный приём вносит элемент игры в образовательную деятельность детей. Цель: развитие речи и критического мышления у детей дошкольного возраста при помощи педагогической технологии «Кубик Блума». При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи: Воспроизведение знаний. Г рань «Назови» предполагает простую репродукцию полученных знаний. Выделение причинно-следственных связей. Задание по грани «Почему» позволяет подробно описать процессы или явления. Выяснение всех аспектов поставленной проблемы. Отвечая на вопросы категории «Объясни», ребёнок должен обратить внимание на все стороны рассматриваемой темы. Предложение своего пути применения изученного на практике. Выработка стратегии мышления. Вопросы, которые формулируются при выпадении стороны «Придумай», подразумевают творческое задание. К примеру: «Придумай, зачем нужны пчелы?» Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы категории «Поделись» должны обязательно затрагивать эмоциональную сторону личности. Методика использования Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано: > Назови > Почему > Объясни > Предложи > Придумай

Слайд 3

Классификация вопросов 1. Назови Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме 2. Почему Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. 3. Объясни Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что... Ты уверен, что... 4. Предложи То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. 5. Придумай Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например: Придумай, зачем нужны пчелы? 6. Поделись Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Правила применения приёма «Кубик Блума » Работа с кубиком строится следующим образом: Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова,

Слайд 4

которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей. Применение «Кубик Блума » Можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так: Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление); Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами); Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление); Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит); Используй (дети показывают, как можно применить предмет); Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Слайд 5

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения воспитанников.

Слайд 6

Придумай xz х. .z Назови Почему Объясни Предложи 7Х 7 ' Поделись

Слайд 7

самую большую кошку на земле почему медведь спит зимой? 0X0 о и о у какой птицы есть кто такие зачем лошадям млекопитающие? крылья, но она нужны копыта? не летает? чем можно кормить собачек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кубик Блума как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи"

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошко...

«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

Критическое мышление — это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.Цели современного образования, обозначенные в ФГОС...

Памятка для педагогов: "КУБИК БЛУМА как приём педагогической инновационной технологии"

Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Презентация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии.

Предлагаю один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума»....

Консультация «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии»

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, антонимами, дополнениями и описаниями речь у...

Презентация "Кубик Блума" как приём педагогической инновационной технологии"

Презентация "Кубик Блума" как приём  педагогической инновационной  технологии" наглядно расскажет о совместной работе педагога и детей по данной теме. Используя знания и свой ...