Статья "Формирование позитивного опыта взаимодействия с цифровыми средствами ДОУ"
статья
Исследования ученых Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М. Зелигмана, Я.Л. Коломинского, Я. Корчака, М.И. Лисиной, А.С. Макаренко, А.А. Люблинской, Д. Майерса, О.М. Поповой, Е.О. Смирновой, В.А. Сухомлинского и др. доказывают, что позитивное отношение к миру является интегративным качеством, которое складывается из многих личностных черт: оптимизма, веры в себя и людей, открытости и искренности, чувства юмора и др. Практический опыт подтверждает, что позитивный ребенок - счастливый, жизнерадостный, активный и любознательный, он проявляет инициативу и любит экспериментировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование позитивного опыта взаимодействия с цифровыми средствами ДОУ | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Лебедева Мария Ивановна
Формирование позитивного опыта взаимодействия с цифровыми средствами ДОУ
В последние десятилетие XXв. мировое сообщество вступило в новую информационную эпоху. [7 c30]. Современный период развития общества характеризуется сильным воздействие цифровых средств, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивающих распределение информационных потоков в обществе, образуя информационное пространство.
В Концепции подчеркивается, что, «электронная информационно-образовательная среда становится обязательной и неотъемлемой частью не только собственно единого образовательного пространства Российской Федерации с перспективой интеграции в мировое образовательное пространство....» [3].
Учитывая, что единство образовательного пространства Российской Федерации обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями [5], развитие, совершенствование (модернизация) ЕИОС становится важнейшим условием реализации основных образовательных программ.
Информационно–образовательная среда Российской Федерации – сетевая открытая образовательная система, обеспечивающая безопасность и единство образовательного пространства Российской Федерации, его интеграцию в мировое образовательное пространство, предназначенная для планирования, организации и управления образовательным процессом на всех уровнях непрерывного образования, взаимодействия всех участников образовательных отношений.
В концепции говорится, что «это ЕИОС Российской Федерации представляет собой совокупность разнообразных образовательных и информационных печатных и электронных учебных материалов, электронных информационных ресурсов, средств информационно-коммуникационных сетевых технологий и автоматизированных систем, прорывных образовательных технологий, обеспечивающих удовлетворение перспективных образовательных потребностей личности, общества и государства» [3].
С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДОО). ФГОС ДОО представляет собой совокупность обязательных требований к структуре программе и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. В данном документе определены и требования к педагогам. В частности, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста [9, с. 21].
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова определяет опыт как: 1) совокупность практически усвоенных знаний, навыков, уменья; 2) отражение в человеческом сознании объективного мира, получаемое восприятием, отражение общественной практики, направленной на изменение мира; 3) воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания; 4) попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь. [5, с.456]
Понятие «опыт» «включает детерминированность его содержания развитием человеческого общества», - пишет Павлов о современной педагогической трактовки. Исходя из этого положения, выделяют два вида опыта: опыт человечества в целом как результат всей его истории и индивидуальный опыт личности, в той или иной степени присвоившей и интериоризировавшей опыт человечества [6].
Позитивный опыт - опыт побед, приобретений и удач.
Исследования ученых Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М. Зелигмана, Я.Л. Коломинского, Я. Корчака, М.И. Лисиной, А.С. Макаренко, А.А. Люблинской, Д. Майерса, О.М. Поповой, Е.О. Смирновой, В.А. Сухомлинского и др. доказывают, что позитивное отношение к миру является интегративным качеством, которое складывается из многих личностных черт: оптимизма, веры в себя и людей, открытости и искренности, чувства юмора и др. Практический опыт подтверждает, что позитивный ребенок - счастливый, жизнерадостный, активный и любознательный, он проявляет инициативу и любит экспериментировать. [6].
В настоящее время разрабатывается аспект проблемы освящения безопасности ребенка.
Тупичкина отмечает, что переход общества на новый информационный уровень развития обусловливает своевременность постановки проблемы информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. Междисциплинарной наукой, изучающей взаимодействие человека с информационной средой, является информационная экология. Цель информационной экологии – это предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие населения в целом и обеспечение экологически безопасной ИС.
На этапе дошкольного детства включены взаимодействие с разными ЦР.
Специалисты говорят о том, что позитивным опытом является ЦР.
Челышева И.В. выделяет, что первое взаимодействие ребенка с ЦС начинается в семье.
Пожалуй самыми популярными у дошкольников является телевидение. Именно с экрана начинается знакомство ребенка с медиамиром. Ребенок очень хорошо запоминает, то что увидел на экране и без трудностей может пересказать увиденный им мультфильм [10. 14].
Уже к 5-6 годам дошкольник начинает осваивать компьютер. Компьютерные игры, которые покупают родители, носят «развивающий характер» об этом уверяют нас продавцы.
Но следует отметить, что действительно с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д. дети очень быстро осваивают компьютер не проходит двух месяцев, как ребенок сам включает компьютер и уже пытается войти в Интернет [10 c. 20].
Но любимый гаджет современного дошкольник является телефон.
«Медиамир ребенка невозможно представить себе без мобильного телефона», - отмечает Челышева И.В.
Свою жизнь без телефона не представляет современное общество. Никто не будет спорить с тем, что появление мобильных телефонов значительно облегчает жизнь каждого человека. Для родителей стала возможность связываться с ребенком в любое время. К радости детей, телефон – это не только средство связи, но еще и увлекательные игры, музыка, яркие картинки, фото и видео, что так увлекает дошкольников в виртуальный мир [10 c.21].
Но многие исследователи отмечают о проблемах взаимодействия ребенка с ЦС.
Исследователи Т.И. Ломбина и В.Г. Лукша отмечают, что главной причиной деформации личности современных дошкольников имеют глубокие психологические корни. По –видимому, они лежат в информационной и, как это не покажется странным, сказочной сфере жизни дошкольника в семье. При этом утвердился как постоянный член семьи экран (то есть: телевизор, компьютер, телефон и др.). Для детей Экран превратился в виртуального взрослого. Дети в семье сейчас живут в информационном «мусоре», которое проникает в его сознание.
Психологи уже обозначили, что повсеместно распространяемые информационно-технологические средства не является абсолютным благом и таят в себе немалый риск.
Под воздействием компьютерных технологий и телевидения у дошкольников формируется особый тип мышления, который поддерживается еще и массовой культурой, считает академик Российской академии наук, философ В. С. Степин так называние клиповое сознание.
Как следствие у детей значительно снижен уровень критического сознания и самосознания. А другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Клиповое мышление в итоге мешает ребенку быть целостным, искажает ядро его личности [4 с,26].
Еще более серьезное влияние на деформацию личности ребенка оказывают компьютерные игры. Дело в том, что игры – стрелялки практически ничем не отличаются от военных симуляторов – компьютерных тренажеров, с помощью которых солдат преодолевают психологический барьер убивать людей. Ребенок за такой игрой не чем не отличается от военного за симулятором.
Д. Бек и М. Уэйд делают вывод о том, что грань между реальностью и виртуальным миром для геймера совсем не такая четкая, как казалось. [4 с,28]
Выделял проблему Л.В. Выготский, что до 2х лет у ребенка имеет место доречевая стадия интеллектуального развития, начиная с двух лет линии мышления и речи «перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека». С этого возраста мышление и речь развиваются совместно, наблюдается синергия этих процессов.
Представляется, что активное использование телевидения и компьютерных игр будет смещать психическое развитие дошкольника «назад» - доречевую стадию: необходимое дошкольникам речевое мышление будет запаздывать в своем становлении. Это и понятно, поскольку при просмотре телепередач и компьютерных играх ребенку нет необходимости использовать не только внешнюю, но и внутреннюю речь [4 с,28]
Исследователь Н.Е. Татариенцева отмечает, наиболее интенсивное воздействие на детей оказывает телевидение, изменения и деформируя психику ребенка, воздействуя на полоролевое развитие, формируя новые установки и модели поведения. Под влиянием социокультурного информационного фона, отражающего антисоциальные процессы, несущие элементы агрессии, жестокости, насилия, меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание. Девочки становятся грубыми, агрессивными, а мальчики примеряют женские одежды, пряча за ними страх перед окружающей действительностью. На основе проведенных американскими психологами исследований было выявлено, что существует отождествление с телевизионными персонажами по половому признаку. Подавляющее большинство мальчиков любого возраста идентифицирует себя с мужскими персонажами, а большая часть девочек с – женскими. Исследования ученых показали, что дети любых возрастов охотно идентифицируют себя с «победителями», даже если их поведение и оценивается как негативное. [8 с, 30]
Вербенец отмечает, что опыт взаимодействия с компьютером дошкольник положительно направляет отношение к выполнению занятий с использованием компьютерных технологий свидетельствует также проявление интереса к данным играм. Замечено, что в старшем дошкольном возрасте более выраженный интерес к играм на компьютере проявляют мальчики, чем девочки. При этом отмечено, что в ряде случаев замечено и негативное влияние компьютерных продуктов. Дети копируют форму поведения персонажей, повторяют эмоции персонажей, проявление негативных эмоций, агрессивное поведение в результате проигрыша. Не уменьшая и объективно оценивая возможные опасности и риски, представляется необходимым решение данной проблемы не на уровне «семьи» запретов и отказа от использования компьютерных технология в детском саду. А за счет удовлетворения детского интереса к компьютеру, при этом ориентированных на возрастные возможности дошкольников и нацеленные на решение развивающих задач. [2 с,43]
Бехтерева выделяет возможности использования КТ в процессе воспитания и развития дошкольника. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей КТ для совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества. Именно в дошкольном возрасте должен начинаться естественный процесс информатизации образования. [1]
В исследовании Г.П. Петку выделяются три подхода к применению информационных технологий в дошкольном возрасте:
I. Создание и внедрение компьютерных игровых учебных сред . Этим вопросом занимались В.Г. Болтянский , В.В. Рубцов , А.М. Довтялло , Э.Л. Ивахненко и др .
II. Применение компьютера как средства развития творческих способностей детей . В этом направлении работали Я.М. Марголис, А.М. Ива ров, З.С. Баранкина и др
III. Применение компьютера как средства амплификации когнитивного развития дошкольников. Данной проблемой занимался Научно - исследовательский институт дошкольного воспитания Российской академии образования [1, с. 104].
Исследователь Смыковская выделяет, что в соответствии с предметно-содержательной областью Е.С. Полат выделяет монопредметнве, межпредметные и надпридметные проекты. Как показала многолетняя опытно-экспериментальная работа в ДОУ Волгоградской области, целесообразно использовать межпредметные проекты. Именно они позволяют опираться на личный опыт детей, поддерживать долгое время интерес к деятельности. [7 с, 109]
Таким образом можно сказать, что задача педагогов состоит в формировании позитивного опыта взаимодействия дошкольников с ЦС
Но в некоторых исследованиях отмечается негативный опыт при взаимодействии дошкольников с ЦС
Цель: Изучить условия использования ЦС в ДОУ.
Гипотеза исследования заключается в следующем: Использование ЦС будет позитивно влиять на развитие ребенка при выполнении следующих условий:
- Формирование позитивного опыта с использованием ЦС в семье
- Формирование позитивного опыта с использованием ЦС в ДОО
Объект: Использование ИКТ в ДОУ.
Предметом является положительный опыт в использование ЦС в ДОУ.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «Опыт», «Положительный опыт»
2. Рассмотреть особенность использования ЦС в ДОУ
3. Рассмотреть условия положительного использования ЦС в развитии дошкольников в ДОУ
Литература:
- Бехтерева Е.Н. Возможности использования компьютерных технологий в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста//Детский сад от А до Я.-2010.-№2 (44) ). – С. 104-108.
- Вербенец А.М. Особенности опыта взаимодействия с компьютером у современных старших дошкольников//Детский сад от А до Я.-2010.-№2 (44) ). – С. 37-48.
- Концепция ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями//Детский сад от А до Я. - 2010. - №2 (44). – С. 23-29.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка, под ред. С. П. Обнорского, гос. изд-во иностранных и национальных словарей, М.: 1952.-с. 848
- Павлова М. В. Философские аспекты понятия «опыт» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 228-233. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1233/ (дата обращения: 25.12.2018
- Смыковская Т.К. Метод проектов как средство приобщения дошкольников к миру информационных технологий.//Детский сад от А до Я. - 2010. - №2 (44). –, С.109-116.
- Татаринцева Н.Е., Влияние социокультурного информационного фона на полоролевое развитие дошкольников.//Детский сад от А до Я. - 2010. - №2 (44). –, С. 30-36.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. — М.: ТЦ Сфера. - 2015.- С. 96.
- Челышова И.В. Ребенок в мире медиа: роль семьи в освоении медиаграмотности//Детский сад от А до Я. - 2010. - №2 (44). –, С. 13-22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позитивная модель взаимодействия мамы и ребенка в условиях детско-родительской группы
На базе ГБОУ ЦППРиК "Радуга жизни" (г.Москва) четвертый год работают инклюзивные детско-родительские группы раннего развития. Занятия проводятся двумя педагогами одновременно: логопедом и социальным п...
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкального воспитания.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, к...
Обобщение позитивного опыта работы с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников в учреждении - это сохранение здоровья воспитанников....
Консультация Обобщение позитивного опыта работы с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников в учреждении - это сохранение здоровья воспитанников....
Отзыв педагога Яременко Лады Владимировны на обобщение опытом. Тема:«Использовании цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности»
Отзыв на сотрудничество педагогов Яременко Лады Владимировны и Пашутской(Рудаковской) Оксаны Алексеевны....
Презентация опыта работы "Использование цифровых образовательных технологий в МБДОУ детский сад №5 г.Ярцева в период пандемии"
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения н...