Статья "Музыкально-познавательные интерактивные квесты: смысл, содержание, технологические приемы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Миляева Лариса Владимировна

Данная статья опубликована в журнале "Воспитание в доу" №10.2024 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnale_vospitanie_v_dou_10.24.docx50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Л.В. Миляева                                                                                                                                     МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка», с. Поспелиха, Россия 

Музыкально-познавательные интерактивные квесты: смысл, содержание, технологические приемы

Аннотация: В статье рассматривается технология, направленная на ознакомление  детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром средствами интерактивных музыкально-познавательных квестов. Автором статьи предлагаются рекомендации и разработки, адресованные воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций, которые могут быть эффективно применимы в педагогической практике.

Ключевые слова: квест-игра, квест-экскурсия, интеграция, музыкально-дидактические игры и упражнения, дошкольная образовательная организация.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, их интеллектуальные возможности постижения окружающего мира требуют эмоционального насыщения и разнообразия форм освоения действительности. Музыкально-познавательные интерактивные квесты позволяют обеспечить такую деятельность в образовательном процессе дошкольного учреждения. В основу познавательного квеста заложена игра-путешествие с преодолением различных препятствий, с решением разнообразных задач. С помощью данной технологии можно интегрировать различные виды искусства (музыку, поэзию, живопись), изучать окружающее, его закономерности и взаимосвязи. В этот формат образовательной технологии, на наш взгляд, легко укладываются все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, творческая импровизация (вокальная, инструментальная, ритмико-двигательная).

В организации квест – игры реализуются следующие принципы:                                                                                         – системность;                                                                                                                                          – доступность;                                                                                                                                             – динамичность;                                                                                                                                           – эмоциональная окрашенность заданий;                                                                                                          – индивидуальный подход;                                                                                                                        – сочетание разных видов деятельности;                                                                                                  – наличие конкретного результата;                                                                                                          – доброжелательность;                                                                                                                             – сотрудничество.

Преимущество данной технологии в том, что нет необходимости с детьми дополнительно учить много различного музыкального и литературного материала. Действия происходят в режиме «здесь и сейчас». Участвуют в этом процессе все дети без исключения, не зависимо от их музыкальных способностей и возможностей.  Для того чтобы музыкально-познавательный квест прошел интересно, доступно для каждого ребенка, нужно составить сценарий, в котором должны  присутствовать  игровые ситуации,  стимулирующие творческую активность детей, вызывающие у них различные эмоции: удивление, восхищение, радость от совместного успеха. Не менее важна визуализация сценария в наглядной, подкрепляющей действия детей презентации. В тематику  музыкально-познавательных  квестов рекомендуем включать: ознакомление с природой, с профессиями взрослых, с традициями и культурой различных народов,  и т.д. Сюжет квестов - это  яркая и захватывающая  часть любого квеста.

В практике автора данной статьи сюжеты квестов были самыми разнообразными. Они  основались на сказках, русских народных былин, мультфильмах, детских кинофильмах и др. Так ко Дню Матери была проведена театрализованная квест-игра «В гостях у сказок», в которой дети, совместно с родителями путешествовали по различным сказкам, отгадывая их по загадкам, по иллюстрациям из книг, по музыкальным произведениям, относящимся к художественному произведению. Чтобы пройти этот квест,  на  пути участников встречались разнообразные препятствия, которые устраивали для детей и мам различные «отрицательные герои», которых также нужно было узнать.  В «Зазеркалье» Снежная Королева заколдовала сказочных героев в ледяные фигурки, спасти которых дети смогли, отгадав загадки. В волшебном сундуке, Кощей Бессмертный спрятал  волшебные предметы из сказок (колосок («Колосок»), яйцо («Курочка Ряба»), красная шапка («Красная шапочка»), градусник («Доктор Айболит»), ореховая скорлупа («Дюймовочка»), принадлежности для гигиены тела («Мойдодыр»).  Сказочные гномы, рассматривая свою любимую книгу со сказками, перепутали в ней всех героев сказок. С помощью иллюстраций из книг дети и мамы  исправляли замеченные ошибки. Стимулирующим фактором так же является элемент соревновательности.

         В квесте-игре все участники много импровизировали, исполняли танцы различных персонажей: «Три поросенка», «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», играли  на музыкальных инструментах. Не обошлось и без импровизированных спектаклей  «Волк и семеро козлят», «Теремок».  

На празднике, посвященному Дню Защитника Отечества проводился квест  «Русские богатыри».  При подготовке к нему потребовалась дополнительная работа по изучению русских народных былин, знакомство со знаменитыми русскими богатырями: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Олегом Поповичем. Дети узнали много интересного и о главных былинных злодеях: Змее Горыныче, Соловье-Разбойнике, Идолище Поганом. Завязка сюжета данного квеста основывалась на том, что современные Защитники нашего Отечества являются продолжателями своих далеких прадедов храбро и отважно защищавших нашу Родину - Святую Русь от различных иноземных захватчиков. С этой точки зрения, можно сказать о необходимости знать особенности культурной и исторической жизни прадедов, чтить свою историю,  героев и быть достойными их памяти и доблести. При прохождении этого квеста на пути детей встречались дорожные камни-путеводители, на которых были изложены маршруты путешествия с заданиями от былинных персонажей. Чтобы пройти этот маршрут детям потребовалось ответить на вопросы, связанные с оснащением, экипировкой богатырей. Для этого были изготовлены следующие игры: игры на магнитах «Собери богатыря в поход»; «Четвертый лишний», дидактическая интерактивная игра  «Назови и объясни». Для достойного завершения квеста, на каждом этапе его прохождения, в качестве подтверждения, какими сильными, смелыми и отважными были русские богатыри, дети участвовали в различных богатырских состязаниях. На помощь нашим детям привлекались папы, которые явились активными участниками всех богатырских боев.

В целях ознакомления детей с различными профессиями в дошкольном образовательном учреждении  был реализован проект «Мир музыкальных профессий». Итоговым мероприятием проекта стал музыкально-познавательный  интерактивный квест «Золушка спешит на бал». Эта квест-игра имеет сюжет: «Однажды в одном прекрасном королевстве сказочный принц пригласил всех сказочных героев королевства на свой  бал. Золушке тоже было выслано приглашение. Но злая мачеха не хотела, чтобы она попала на бал и решила ей устроить различные препятствия, которые находились на каждом этаже в волшебных шкатулках.  В процессе прохождения квеста включаются игры и упражнения для детей. Приведем ряд из них. Игры и упражнения квеста:

1.Речевое упражнение: «Доскажи слово». (На пианино играет … (ответ детей): пианист. На баяне…(ответ детей): баянист и т.д.)

 2. Дидактическая игра «Собрать пазлы - какой инструмент нужен музыкантам». (Дети собирают  пазлы на магнитах и говорят, какой инструмент нужен музыканту. Например: «Скрипачу нужна скрипка» и т.д.)

3.Музыкальная игра-пантомима  «Музыкант – певец – танцор». Цель:  моделировать профессиональную деятельность музыканта, танцора, певца.

4.Дидактическая игра на магнитах «Угадай профессию по тени».

 5.«Загадки о профессиях».

6. Интерактивная игра: «Ассоциации (учитель музыки, дирижер, певица, композитор)». Дети называют, что нужно для:  учителя музыки (указка, ноты, инструмент, ученики); дирижера (пульт, ноты, дирижерская палочка, оркестр); композитора (ручка (перо), нотная тетрадь, инструмент); певице (голос, микрофон, зрители). Уместно так же применение дидактических игр внутри квеста. В данном квесте рекомендуем использовать дидактическую игру «Узнай композитора» (дети называют композитора и произведение, которое они исполняли на квест-игре).

В завершении всех этапов, Золушка, наконец, попадает на бал, где  её ждет принц. Она с удовольствием танцевала с ним. А музыканты  играли для них оркестром на музыкальных инструментах. Звучит «Полька-Анна» И. Штрауса – дети играют на музыкальных инструментах.  Золушка предлагает на память о том, что дети ей помогли попасть на бал, выбрать раскраску, кем бы они хотели стать, когда подрастут, какая музыкальная профессия им понравилась больше всего. такой квест объединяет в себе познавательную, игровую, двигательную, творческую, исполнительскую деятельность детей. Может быть использован в летний период и проводиться с детьми на воздухе.

В целях знакомства с природой Алтайского края, с ее разнообразным животным, растительным миром, а также для знакомства с народностями, проживающими на территории края, с их традициями и культурой нами был составлен цикл интегрированных музыкально-познавательных квест–экскурсий «Путешествия по Алтайскому краю», с использованием ИКТ. При составлении данного цикла широко использована интеграция, которая дает возможность  взаимопроникновению различных явлений, знаний, отдельных предметных понятий, видов искусств, в их взаимообогащении и дополнении, что ведет в итоге к образованию более емких, содержательных представлений и понятий у детей, усиливает  интеллектуальный потенциал, повышает познавательную мотивацию, интерес к окружающему миру.

         Для прохождения этих квест-экскурсий мною подбирались произведения мировой классической культуры, в первую очередь, русской, произведения искусства современных композиторов, поэтов, художников, в том числе художников Алтайского края.

Цикл квестов-знакомств с природным миром малой Родины включал в себя два блока:

  1. Природа Алтайского края: «Животный мир Алтайского края»; «Мир насекомых»; «Растительный мир Алтайского края»; «Мир птиц»; «Мир цветов»; «Водные ресурсы  Алтайского края».
  2. Культура и традиции народов, населяющих Алтайский край: «Игры народов Алтайского края»; «Музыкальный Барнаул»; «Моё село родное».

Дети, путешествуют по Алтайскому краю с веселым, интерактивным экскурсоводом Робиком, ставящим перед детьми различные задачи, не решив которые, мы не сможем двигаться дальше. Внутрь квеста мы включаем экскрсии.  Во время экскурсий дети попадают на интерактивные выставки в художественно-литературные галереи, где знакомятся с произведениями живописи и поэзии. Часто во время квеста нарушить маршрут экскурсии пытаются компьютерные вирусы, сказочные персонажи: Леший и Кикимора. А вот другая сказочная героиня – Баба-Яга, наоборот, в наших квестах является положительным персонажем и  предстает как существо, живущее в гармонии с окружающим её лесным миром, обладающей тайными знаниями и способностью околдовывать. Таким образом, чары Бабы-Яги и компьютерные знания  Робика помогают детям в путешествии, и намеченный маршрут выполняется в полном объеме. Все задания,  находятся в чудесном кейс-рюкзачке Робика: музыкально-дидактические игры и упражнения, дидактические игры на магнитах, валеологические песенки, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровой массаж, игро-ритмические упражнения, игры-распевки, флешмобы.  Многие из представленных заданий имеют  своей целью раскрытие  музыкально-игрового образа, характерная особенность которой, это синтетичность, применение комплекса художественных средств из разных видов искусства: музыки, поэзии, живописи, хореографии. В качестве примера таких заданий приведу  из  некоторых квест-экскурсий.

         Квест «Мир цветов Алтайского края»:

1) Музыкально-ритмическое упражнение «Бабочки» - «Вальс цветов», музыка П.И. Чайковского. Цель: развитие музыкально-ритмических движений, творческой двигательной импровизации детей.

Ход  упражнения: Посмотрите, на картину художника А. Желонкина, сколько здесь цветов и бабочек. Давайте поиграем вместе с ними! Мы превратимся в бабочек, и под музыку будем красиво летать между цветками, а с окончанием музыки каждый найдет себе понравившийся ему цветок и «замрет» на нем в красивой позе (упражнение повторяется 2-3 раза).

2) Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Три цветка». Цель: знакомить детей с творчеством композитора Д.Б. Кабалевского, учить определять характер музыки: «спящее» – характер добрый, ласковый, убаюкивающий  («Колыбельная»);  «плачущее» – характер  грустный, жалобный («Печальная история»); весёлое  - характер музыки  весёлый, радостный, плясовой, задорный («Шуточная»).                                                      

Ход игры: педагог предлагает послушать три разных произведения композитора. Затем показывает слайд с цветами. «Эти цветы необычные, у каждого из них своё настроение. А какое настроение, вы узнает, когда послушаете музыку и определите её характер». Исполняется произведение. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если характер назван правильно, то цветок «открывается» и появляется смайлик с соответствующим настроением. 

3) Квест «Водный мир Алтайского края». Упражнение-импровизация «Музыка и состояние воды». Цель – учить детей слышать и отображать в движении свое восприятие музыки.                                                         

Ход: Ребята,  Робик приготовил для нас видео с  музыкальными фрагментами. Вы их посмотрите и изобразите соответствующее состояние воды:  муз. П.И Чайковского «Вальс снежных хлопьев» - изобразить снежную пургу; под музыку А.С. Аренского «Лесной ручей» - дети двигаются за направляющим ребёнком змейкой. Под музыку М. Равеля «Игра воды» - дети самостоятельно подбирают атрибуты для импровизации (ленты, султанчики) и изображают водопады, фонтаны, дождь.

Психогимнастический этюд «Сосулька» (иллюстрация - картина художника О.Молчанова «Сосулька», звучит запись капели).

Каплями забулькав, (руки над головой)                                                                                                  Плакала сосулька:                                                                                                                                           Я хотела сесть повыше,                                                                                                                                                   Я хотела влезть на крышу.                                                                                                                                 А ступила на карниз -   (уронить расслабленные руки)                                                                                    И боюсь свалиться вниз   (присесть)                                                                                                                             Кап! Кап! Кап!»   (Н. Полякова.)

4) Квест «Музыкальный Барнаул». Цель – закрепление знаний детей о музыкальных инструментах. Игра «Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем». Ход игры: В записи звучит музыкальный инструмент, дети отгадывают этот музыкальный инструмент по тембру, затем ребёнок подходит к доске, берёт карточку с изображением этого инструмента и  показывает, как на нём играть, ответы обсуждаются, дополняются другими детьми и педагогом.

Подготовка и проведение квест-игр требует предварительной подготовки педагога. при составлении квеста мы опираемся на следующую логическую структуру. Алгоритм создания музыкально-познавательной интегрированной квест – игры:

1. Выбор темы, сюжета квеста в соответствии с темой праздника, развлечения; проекта, раздела образовательной программы.

2. Написание сценария квест-игры.

3. Подбор необходимого музыкального и литературного материала.

4. Составления презентации к квесту.

5. Знакомство и разучивание музыкального и литературного репертуара с детьми.

6.Подготовка необходимых для квеста музыкально-дидактических игр, атрибутов, реквизита.

7. Оформление музыкального зала к проведению квестов.

Музыкально-познавательные интерактивные квесты успешно помогают педагогам  решать основные задачи духовно-нравственного, патриотического, экологического воспитания и познавательного развития детей. Они действенно воспитывают любовь к природе, бережное отношение к природе, людям, результатам их труда, способствуют пониманию отношений между людьми, учат взаимодействию и командной работе, закрепляют и совершенствуют знания и практические умения детей во многих видах деятельности в процессе выполнения заданий, мотивируют на познание, музыкальное развитие и творчество. Музыкальные квест-игры являются одним из эффективных технологических инструментов, позволяющих реализовывать все направления образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Библиографический список: 

1.Бикмуллина, О. В. Развитие творческих способностей детей посредством интеграции художественной деятельности / О. В. Бикмуллина// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. —  № 1 (4). —  С. 20-23. —  URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/530/ (дата обращения: 09.03.2024). 

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/77677348/paragraph/7:0/

 3.Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. N1028 –  URL : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Технологические приемы коррекции общего недоразвития речи"

Логопедам хорошо известно, что работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), сложна и многофакторна. Необходимо учитывать различные варианты сочетаний недостаточных речевых компетенций и на...

Методическая разработка "Технологические приемы коррекции общего недоразвития речи"

Логопедам хорошо известно, что работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), сложна и многофакторна. Необходимо учитывать различные варианты сочетаний недостаточных речевых компетенций и на...

" Интерактивные игры для детей. Основные приемы, используемые при работе с интерактивными досками"(презентация)

" Интерактивные игры для детей. Основные приемы, используемые при работе с интерактивными досками"(презентация)...

Сценарный план квест-игры «Путешествие в страну вулканов» (с элементами интерактивных квест-технологий)

Сценарный план квест-игры может быть использован воспитателем для ознакомления детей с вулканами и развития познавательно-исследовательских навыков детей 5-6 лет. Тип занятия – квест-игра. Участ...

Статья на тему " Использование технологического приема " Опробование" в работе с дошкольниками"

В данной статье рассматриваются некоторые аспекты использования технологического приема "Опробование" в работе с детьми дошкольного возраста....

Рекомендации по использованию авторских интерактивных игр математического содержания

Рекомендации по использованию авторских интерактивных игр математического содержания как средства развития предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возрас...

Квест-игра "Методы и приемы развития связной речи".

Оказание помощи родителям в овладении основными методами и приемами, способствующими совршенствованию связной речи дошкольников....