Сенсорное развитие ребёнка
занимательные факты
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры».
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми. Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: бельевые прищепки, резинки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме.
- Д\и «Укрась бабочку» игра помогает развивать у детей группировать предметы по цвету, закреплять знание о геометрической фигуре круг, о понятии много – один, большой маленький. Развивает мелкую моторику, внимание.
- Д\и «Иголки для ёжика» формирует знания основных цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивает мелкую моторику рук, а также доброжелательное отношение к животным.
Д\и «Подбери чайную пару» обучение детей различать и называть четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий); приему наложения деталей путем приставления друг к другу; группировать предметы по цвету Развитие мелкой моторики рук.
А также мы играем с фруто крышечками:
- «Крышки рассыпались. Разложи их по цвету»
- «Чередование крышек по заданию»
- «Найди лишнюю крышку »
- «Найди пары одинаковых крышек»
Заключение
Именно использование дидактической игры помогает мне повышать у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".
Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427855-1396096069.jpg)
Сенсорное развитие ребёнка
Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...