Проекты
проект (подготовительная группа)

Томина Елена Владимировна

Проекты:  "История возникновения Снеговика", "Наш дом - природа", "Юные исследователи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №169»

г. Оренбург

Проект

«Наш дом - природа».

в группе

общеразвивающей направленности

от 5 до 6 лет №1

https://sun6-23.userapi.com/s/v1/if1/F-CrlvkXxexfOaIf1wEvkuZBSs0bXQaa9uBNFv59GWbc-AKO3gg7cm_PaeqP9IimQ0l9EHF_.jpg?size=731x731&quality=96&crop=25,25,731,731&ava=1

                                                                   Подготовил:

                                                                   Воспитатель

                                                                  Томина Е.В.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно – игровой, групповой.

Участники проекта: дети 5-6 лет.

Взаимодействие педагогов: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2023 – май 2024 года.

Актуальность: очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- o представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- o понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят), исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие, и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного.

А.С. Арсеньев

Цель: воспитание гуманного отношения к природе.

Задачи:

- учить детей конкретным способам исследования объектов природы;

-  развивать у детей умение вести наблюдения за объектами природы;

- проводить простейшие опыты, делать выводы; экспериментировать, устанавливая связи между объектами природы и ролью человека в природе;

-  развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений, экспериментов;

-  развивать эстетические чувства (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее, экологическую воспитанность дошкольников;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

Этапы проекта:

1 Этап. Подготовительный:

- подбор методической литературы по данной теме,

- разработка наблюдений,

- подбор художественной литературы (рассказов, загадок, экологических сказок, стихов,

- подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр,

- подбор иллюстрированного материала,

- пополнение картотеки опытов,

- организация предметно-развивающей среды в группе.

2 Этап. Познавательно – практический, игровой:

- Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

- Проведение тематического занятия;

- Художественно-продуктивная, игровая деятельность детей.

- Проведение дидактических игр по экологическому воспитанию.

3 Этап. Заключительный:

- Оформление выставки рисунков детей;

- Проведение итоговой диагностики знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом.

Ожидаемые результаты:

 становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического

значения в разных ситуациях;

 проявление умения экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 сознательное отношение к объектам и явлениям природы, развитое

экологического мышления;

 бережное отношение к природе;

 активное участие родителей в создании условий для реализации творческих и

познавательных способностей у детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный: сентябрь - октябрь 2023г

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подбор литературы по данной теме.

Изучение, анализ литературы

сентябрь 2023

Разработка плана работы над проектом.

Планирование

сентябрь 2023

Разработка комплекса дидактических игр, пособий.

Картотека дидактических игр

сентябрь – октябрь 2023

Создание соответствующей развивающей среды.

Оснащение ПРС

постоянно

2 этап- практический: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г

Реализуемые мероприятия

Сроки

Макет дерева «Дерево времён года»

Загадки

Лото «Деревья»

Альбом «Экологические беседы»

Раскраски

Игра «Четвертый лишний»

октябрь 2023

Сборник «Экологические загадки»

«Красной книги Оренбуржья»

Раскраски

Альбом «Экологические игры»

Экологические сказки

Макет «Круговорот воды»

ноябрь 2023

Картотека дидактических игр по экологии

Загадки

Раскраски

Альбом на липучках «Окружающий мир»

декабрь 2023

Дидактическое пособие «Сортируем мусор – бережем природу»

Раскраски

Загадки

январь 2024

Альбом «Экологические игры»

Загадки

Раскраски

Игра (ИКТ) «День рождения Земли»

Опыты «Волшебница вода»

февраль 2024

Лэпбук «Природа»

Д/и «Огонь – друг, огонь - враг»

Д/и «Экология»

Беседы по экологическому воспитанию

Игра «Четвертый лишний»

март 2024

Макет «Берегите лес от огня»

Беседы по экологии

Альбом «Лес – наше богатство»

Раскраски

Слушание П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Картотека опытов

Тематическое занятие

апрель 2024

3 этап- завершающий : май 2024 г.

Этапы и задачи

Мероприятия

Сроки

Выявление уровня

знаний на

завершающем этапе.

Диагностика детей на

завершающем этапе.

Май 2024

Показ презентации на родительском собрании «Чему мы научились за год»

Оформление выставки рисунков детей.

Презентация

Май  2024

Список литературы

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2014.
  2.  Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2005.
  3.  Журавлева Л. С. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Солнечная тропинка. - М.: Мозаика – Синез, 2006.
  4.  Кочкина Н.А. Метод проектов. - М.: Мозаика – Синез, 2012.
  5.  Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2014.
  6.  Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск: Асар,1996.
  7.  Николаева С. Н. Система работы в средней группе детского сада. Юный эколог. - М.: Мозаика – Синез, 2010.
  8.  Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика – Синез, 2011.
  9.  Рыжова Н.А. Наши деревья. Экологический проект для детского сада и начальной школы. - М.: Мосприрода, 2015.
  10.  Рыжова Н.А. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юный эколог». - М.: Мосприрода, 2014.
  11.  Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика – Синез, 2014



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №169»

г. Оренбург

Проект

«Юные исследователи»

в группе

общеразвивающей направленности

от 6 до 7 лет №1

https://new.dop.mosreg.ru/images/events/cover/f112046fb038a7f9264272648efe8dcb_big.jpg

                                                                 

                                                                   

                                                                   Подготовил:

                                                                   Воспитатель

                                                                  Томина Е.В.

Вид проекта: долгосрочный, поисково – исследовательский, групповой.

Участники проекта: дети 6 -7 лет.

Взаимодействие педагогов: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Срок реализации проекта: Сентябрь 2024 – май 2025 года.

Актуальность: 

                                                           Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

                                                                  приобретают способность сами ставить вопросы

                                                  и получать на них фактические ответы,

                                                      оказываясь на более высоком умственном

                                                               и нравственном уровне в сравнении с теми, кто

                                                                  такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

       Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации, дальнейшему образованию и самообразованию.

       С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

      Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

       Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

         Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

     Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

     Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Этапы проекта:

1 Этап. Подготовительный:

- изучение и анализирование методической литературы по теме

- составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

- подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

- пополнение картотеки опытов,

- организация предметно-развивающей среды в группе.

2 Этап. Внедренческий

- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

- проведение тематического занятия;

- проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

- привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

3 Этап. Заключительный:

- определить эффективность проведённой работы

- провести анализ полученных результатов

Ожидаемые результаты:

- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

- Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный: сентябрь - октябрь 2024г

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подбор литературы по данной теме.

Изучение, анализ литературы

сентябрь 2024

Разработка плана работы над проектом.

Планирование

сентябрь 2024

Разработка комплекса дидактических игр, пособий.

Картотека экспериментов

сентябрь – октябрь 2024

Создание соответствующей развивающей среды.

Оснащение ПРС

постоянно

2 этап- внедренческий: октябрь 2024 г. – апрель 2024 г

Реализуемые мероприятия

Сроки

Картотека

экспериментов по загадкам, поговоркам, сказкам.

Занятие «Волшебный магнит»

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

октябрь 2024

Занятие Тема: «Волшебница вода»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха»

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

ноябрь 2024

Занятие Тема: «Невидимка воздух»

Эксперименты: «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Беседа «Чистый воздух».

Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки»

декабрь 2024

Рекомендации для родителей. «Экспериментируем дома».

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода».

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Прогулка «Следы на снегу».

Беседа «Защитные свойства снега». Рассматривание снежинки в лупу.

январь 2025

Эксперименты: «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом».
Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту»,  «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

февраль 2025

Консультация «Научите ребенка любить живую природу»

КВН «Мы - экспериментаторы»

Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу»

Организация огорода на окне.

Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

март 2025

Беседа «Как мы ухаживаем за растениями»

Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко»

Мастер-класс по экспериментированию

с разными материалами (для воспитателей)

Анкета для родителей

апрель 2025

3 этап- завершающий : май 2025 г.

Этапы и задачи

Мероприятия

Сроки

Выявление уровня

знаний на

завершающем этапе.

Диагностика детей на

завершающем этапе.

Май 2025

Показ презентации на родительском собрании «Чему мы научились за год»

Презентация

Май  2025

Список литературы

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013.

Приложение №1

Картотека экспериментов по загадкам, поговоркам, сказкам.

Загадки

1.В воде не тонет, в огне не горит. (лед)

Материалы: сосулька, свеча, тазик с водой.

Ход эксперимента. Подержать сосульку над пламенем свечи (не горит), опустить в емкость с водой (не тонет, плавает)

Вывод: лед в огне не горит, в воде плавает.

2.На дворе - горой, а в избе – водой. (снег)

Материалы: поднос, снег.

Ход эксперимента. Слепить из снега горку на подносе, внести в помещение и оставить на несколько часов. (снег растает, превратится в воду)

Вывод: в тепле снег тает, превращается в воду.

3. В воде купался, сух остался. (гусь)

Материалы: емкость с водой, гусиное перо.

Ход эксперимента. Опустить гусиное перо в воду, достать его, стряхнуть воду, перо останется сухим.

Вывод: гусиные перья смазаны жиром, поэтому не намокают в воде, остаются сухими.

Поговорки

1. Мокрый, как курица.

Материалы: емкость с водой, куриное перо.

Ход эксперимента. Опустить куриное перо в воду, стряхнуть воду, перо останется мокрым.

Вывод: куриные перья не смазаны жиром, поэтому они намокают в воде.

2.В решете воду не носят.

Материалы: сито, емкость с водой.

Ход эксперимента. Наливать воду в сито, она выливается.

Вывод: в сите много дырок, поэтому вода выливается из сита.

3.Как с гуся вода.

Материалы: емкость с водой, гусиное перо.

Ход эксперимента. Опустить гусиное перо в воду, достать его, стряхнуть воду, перо останется сухим.

Вывод: гусиные перья смазаны жиром, поэтому не намокают в воде, остаются сухими.

Приложение №2

Занятие «Волшебный магнит»

Цели:

• Формировать представления о свойствах магнита;

• Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;

• Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

• Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, умеет конструировать игрушки своими руками.

Материалы и оборудование:

• Конверт с письмом;

• Магниты разной величины;

• Варежка, с вшитым внутрь магнитом;

• Стакан с водой, скрепка с ниткой;

• Компасы;

• Сюрпризная коробка, в ней: пластмассовая ложка, резиновый шарик, деревянная пирамидка, стеклянная баночка, железная ложка, гайка, гвоздь;

• Картинки для составления схемы «Умный магнит»;

• Удочки по количеству детей;

• Для конструирования: две половинки рыбок, металлическая скрепка, клей – карандаш;

• Листы бумаги формата А-4;

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

• Проблемное общение;

• Экспериментирование;

• Метод алгоритма;

• Интригующее начало;

• Изготовление игры.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент, эмоциональный настрой.

Проблемная ситуация:

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них всегда есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны?

-К нам из волшебной сказочной страны пришло письмо от сказочных героев. Хотите узнать, что в нем? Волшебное письмо можно взять волшебной рукавичкой. (Беру письмо).

- Вы разгадали мое волшебство? Как с точки зрения науки объяснить мое волшебство?

Дети: В варежке находится магнит.

Воспитатель: Скажите, что такое магнит?

Дети: Предмет, притягивающий изделия из металла).

Воспитатель: Такие предметы называются магнетическими. Предметы, из каких материалов магнит не притягивает?

Дети: Дерево, ткань, пластик, резина, бумага и др.

Воспитатель: это немагнетические предметы. Свойство магнитов, притягивать предметы, называется магнитной силой.

Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а предлагаю вам провести испытание магнита и доказать свои догадки.

Проходим за столы.

Воспитатель: Результаты занесите в лист наблюдений, проведите стрелки красным цветом от магнита к тем предметам, которые он притягивает.

2.Экспериментальная деятельность детей

Воспитатель: Что ж, давайте заглянем в рукавичку и конверт и проверим, правильны ли были ваши предположения (обнаруживаем магнит, железную пластину в конверте).

- Пора узнать содержимое письма. Просьба о помощи от Ивана Царевича: «Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Мою невесту Василису Прекрасную похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Чтобы вызволить ее и победить Кощея, нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого колодца, наполненного водой. Я не знаю, как достать меч и прошу вашего совета, помогите!»

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Давайте проведем опыт и узнаем, действует ли магнитная сила в воде

(в стакан с водой опускаем скрепку, привязываем магнит к нитке, опускаем, достаем).

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

Пошлем Иванушке посылку с магнитом.

А выводы не забудем занести в лист наблюдений.

3.Физкультминутка:

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

— Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной Шапочки совет:

— Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)

4.Воспитатель: Снова заглянем в письмо, а следующая просьба от Василисы Премудрой

«Маленькие мои друзья, меня похитила Баба Яга. Она нашла камень волшебный, притягивающий металлические предметы и не отпускает меня, пока я ей не расскажу про этот камень. Очень интересует ее вопрос как он появился и для чего нужен?»

Беседа об использовании магнита человеком

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железо.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Воспитатель: Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит?

У нас в группе? (Конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой и т.д.)

Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.

- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?

Дети: С помощью магнита: иголки сами примагнитятся.

Воспитатель: Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит? Значит, отправим наш ответ Василисе Премудрой по адресу «Дремучий лес, в Избушку на курьих ножках».

Воспитатель: Посмотрим, что же написано дальше в письме.

«Здравствуйте, ребята, я заблудилась. Отправила меня мама к бабушке отнести ей пирожки и горшочек с маслом, велела никуда не сворачивать, а идти только на

юг, но я сбилась с пути. Помогите мне, пожалуйста, найти направление на юг и добраться до бабушки?»

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, чем мы можем помочь Красной Шапочке?

Дети: Надо взять компас.

Воспитатель: Конечно, молодцы, ей поможет компас. Для чего его изобрели люди?

Дети: Для того чтобы знать направление сторон света, и он необходим путешественникам, туристам, чтобы не потеряться в лесу, в горах, в пустыне.

Воспитатель: Правильно. А давайте мы не только поможем Красной

Шапочке найти дорогу, но и сами узнаем о том, как устроен компас.

Приложение №3

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

       Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

      В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

     Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто

приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

https://cdn.culture.ru/images/9aeccd99-2f95-51ea-a908-b2580d5aff61

Приложение №4

Конспект занятия «Волшебница вода»

Цели:

  • Закрепить представления о свойствах воды;
  • Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
  • Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность.
  1. Организационный момент.

Воспитатель: – Здравствуйте, ребята.

(звуки природы)

- Воспитатель: Ребята что вы слышите?

Дети: шум воды.

Воспитатель: Правильно, вы услышали шум воды.

- Говорят она везде!

В луже, в море, океане,

В водопроводном кране.

Смею вам я доложить,

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: - Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие.

(волшебное превращение)

Воспитатель: - Я Учёный- Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие непростое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.

  1. Наша первая станция «Для чего нужна вода?»

 Воспитатель: - Капельки, а для чего нам нужна вода?

Дети: Чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду.

Воспитатель: - Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите, зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках

Дети: Вода нужна растениям, животным, человеку.

Воспитатель: - А вы сегодня пользовались водой?

Дети: Мы мыли руки, чистили зубы, пили чай.

Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.

3. Беседа «Какая бывает вода»

Воспитатель: - Капельки как вы думаете, какая бывает вода?

Дети: Вода бывает газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная.

Воспитатель: - А вы в море купались?

Дети: Да, купались.

Воспитатель: - Какая вода на вкус в море.

Дети: Вода в море солёная.

Воспитатель: - Её можно пить? (нельзя)

Воспитатель:  -Если купаться в морской воде или полоскать горло морской водой – то реже будешь болеть.

 -Морская вода это «хорошо» или «плохо»

 (элементы ТРИЗа)

 Хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить;

Хорошо - можно купаться, плохо - нельзя варить суп;

Хорошо - приятно смотреть, плохо - когда штормит.

Воспитатель: - Наше интересное путешествие продолжается.

 Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.

По болоту мы идём,

С кочки на кочку, с кочки на кочку

И в воду не упадём.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

Вот и добрались.

  1. Вторая станция «Чтобы было, если … .»

Воспитатель: -Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. - Что будет?

-Если бы вся вода была грязной.

Дети: В реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти.

Воспитатель: - Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать?

Дети: Не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран.

  1. Д/игра «Угадай экологический знак».

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.

«Где живёт вода?»

Воспитатель: - Капельки, кто знает, что это? (показывает глобус)

Дети: Это глобус.

Воспитатель: - Глобус – это маленький макет земли.

- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).

- Много воды на нашей планете? (воды очень много).

- А где же живёт вода?

Дети: В море, океане, ручейках, в озере, в реке.

Воспитатель: - Вы сказали, что вода живёт и в реке.

 - Как образуется большая река?

Дети: Из множество маленьких ручейков и речек.

Воспитатель: -Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море.

6. Физкультминутка

Воспитатель: - Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках?

Друг за другом, друг за другом,

Ручейки бегут, бегут.

Прямо в речку попадут.

А из речки сразу в море,

Огромное, большое.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы плывём, плывём по морю,

Тихо плещется вода.

Вот и приплыли на следующую станцию.

7. Третья станция «Круговорот воды в природе»

(сказка о маленьких капельках)

Воспитатель: - А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу.

(показ схемы «Круговорот воды в природе»).

Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.

 - В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.

Воспитатель: - Чтобы было, если капельки не возвращались на землю.

Дети: На земле совсем не осталось бы воды.

(краткая беседа об услышанном).

8. Четвёртая станция «Опытническая»

-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции, нам надо перейти через мостик.

- По мосточку мы пройдём

И на станцию придём.

-Вот и дошли до станции.

-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.

Опыт№1 «Какая вода»

В стаканчиках налита чистая вода.

Воспитатель:  – Какая вода по цвету? (бесцветная)

- У чистой воды есть запах? (нет).

-Вода прозрачная или мутная (прозрачная) .

-Вода чистая или грязная (чистая) .

-Нальём воду в конусообразную колбу.

Вывод: Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)

 -Вода- жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка) .

Опыт№2  «Лёд – это тоже вода».

Потрогать лёд.

Воспитатель: Лёд какой (твёрдый).

Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)

Опыт №3 «Пар –это тоже вода»

Воспитатель: (снимает крышка с чайника с горячей водой). 

Кипячёная вода –идёт пар, вода испаряется.

9. Игра «Какие человечки»

- В паре живут газообразные человечки.

 -Хотите поиграть с человечками. (да)

Игра «Вода, лёд, пар» 

Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.

10. Рефлексия

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие.

-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным? (да хотим)

-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?

Дети:(мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду).

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.

Приложение №5

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор, и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Приложение №6

Picture background

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5c2a4f982162a12c95aff5ea006c71c55b19a4c5-12630942-images-thumbs&n=13

Приложение №7


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...