Конспект НОД Ознакомление с природой «Животные севера»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Животные севера»
Выполнила
Еремеева Юлия Леонидовна
Воспитатель
МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок»» д. Шапша
Конспект НОД Ознакомление с природой
«Животные севера»
Цель: Углубить и закрепить знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные: Формирование познавательной активности к климатическим зонам. Познакомить детей с жизнью северных животных, закрепить знания о животных севера.
Развивающие: развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни животных.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций «Животные севера»
2. Беседы «Царство холода и льда»
3. Рисование на тему «Белый медведь, пингвин»
4. Разучивание физкультминутки «Здесь всюду холод, лед и тень»
5.Создание презентации к занятию «Животные севера»
6. Просмотр мультфильма «Умка»
7. Разучивание стихов о северном сиянии
Материалы и оборудование:
Презентация «Животные севера», глобус, аудио записи: «Где-то на белом свете» и «Три пингвина», шаблон «Белый медведь», вата, клей, обручи, белая бумага для снежков, корзина.
Словарная работа: , Глобус, Север, Юг, Арктика , Антарктида, Животные севера (Белый медведь, Морж, Тюлень, Северный олень, Морской котик, Писец, Пингвин, Северный волк)
Методы и приёмы:
1.Наглядный: рассматривание
2.Словесный: беседа, рассказ
3.Игровой: игра в снежки, игра с обручами «Льдины»
4.Практический: физкультминутка «Здесь всюду холод, лед и тень»
Ход НОД
1.Вводная часть
Дети присаживаются на расставленные полукругом стульчики вокруг стола (На столе под скатертью спрятан глобус)
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться на экскурсию на Крайний Север. Чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику и Антарктиктиду на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
Дети. Модель Земли, где живут все люди.
Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Дети. Голубой и синий цвет – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – растительный мир Деревья, кустарники, трава. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
Воспитатель. Где мы будем искать Арктику Антарктиду? Арктика и Антарктида находятся на разных концах света.
Если посмотреть на эти территории на карте или на глобусе, то Арктика будет находиться вверху (на севере), а Антарктида — внизу (на юге)
.Дети. Дети показывают на глобусе Арктику и Антарктиду
Воспитатель. Правильно, вот здесь, вверху Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Арктика – это владение белого полярного медведя. Слово «Арктика» в переводе с греческого языка означает «медведь».
В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму, длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. ( СЛАЙД 1) (Северное сияние)
Дети рассказывают стихи
На звездном небе Севера, Полярное сияние - Никита А. | Север в снежном одеянье, Ева К. | Полярное сияние открыло вернисаж, магический пейзаж, Арсений Е. |
Дети. Дети показывают на глобусе Антарктиду
Антарктида — это материк, который находится на южном полюсе. Его берега омывают три океана Тихий, Индийский и Атлантический — все вмести, они составляют Южный океан. Этот материк открыли последним. Климат очень суровый и холодный, земля почти полностью покрыта льдом. Над Антарктидой дуют сильные ветра, но и здесь существует жизнь. Киты и тюлени, пингвины и различные птицы.
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север.
Воспитатель: Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.
2.Основная часть
Презентация «Животные севера» (СЛАЙД 2 и 3)
Воспитатель
Сильный и очень большой,
Белую шубу он не снимает,
Любит он рыбу, живет на снегу,
И среди льдин он ныряет. (Белый медведь)
(СЛАЙД 3) Похож ли он на бурого медведя? Чем? (Такие же лапы, такой же большой) Чем отличается белый медведь от бурого? ( Цвет шерсти белый, любит воду)
Среди хищных зверей на Севере медведь является самым крупным. Небольшая вытянутая голова, толстый слой подкожного жира и густая шерсть позволяют долго находиться в воде. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется и опять сухой. Хотите узнать почему?
Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет в воде замерзнуть. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому они не скользят на снегу. Белый цвет шерсти делает медведей незаметными на фоне снега и льда. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он закрывает нос лапой.
Игра «Снежные комочки» звучит аудиозапись «Где-то на белом свете»
Воспитатель: Ребята, медведи очень любят играть в снежки.
Давайте мы сейчас с вами тоже поиграем.
Предлагаю вам сегодня самим сделать снежные комочки и поиграть с ними.
(Дети делают снежные комочки из бумаги по очереди бросают снежки в корзину) Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики. (СЛАЙД 4 и 5)
Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит — и что ж?
Не мёрзнет толстокожий … (Морж)
(СЛАЙД 5) У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосками. - Какого цвета клыки? Для чего они нужны ? При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки и подтягивается. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда. Ласты им помогают нырять и плавать.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой жира. Моржи отдыхают на берегу или на льдинах. Клыки служат хорошей защитой от белых медведей. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности.
Воспитатель: (СЛАЙД 6 и 7)
За треской и за селедкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный ( тюлень).
(СЛАЙД 7) Чем отличается тюлень от моржа? У них нет клыков. Тюлень это ластоногое животное. У него удлиненное, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей толстый слой жира, который защищает его от холода. На суши тюлени неуклюжи, передвигаются, ползая на брюхе. Тюлени приспособлены к водному образу жизни, покидают воду для сна. В воде они быстро плавают и ловко ныряют.
Тюлени приспособлены к водному образу жизни, покидают воду для сна. В воде они быстро плавают и ловко ныряют. Причем передние ласты у них действуют как весла, а задние как руль. Зрение у них слабое, но они видят добычу под водой. Питаются тюлени рыбой и ракообразными.
Воспитатель:
(СЛАЙД 8) Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам очень холодно.
Давайте погреемся. Встаем все на ножки делаем большой ровный круг.
Физминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, Дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, Закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
Воспитатель: (СЛАЙД 9 и 10)
У него есть большие рога
И бежать ему в тундре не лень,
Потому не боится врага
Очень умный и быстрый… (олень).
(СЛАЙД 10) Северные олени - это большие пушистые животные с длинными рогами на голове, и у мальчиков-оленей, и у девочек-оленей есть рога. Они живут там, где очень много снега и льда. Их шерсть тёплая и плотная, она не даёт им замёрзнуть в холод. Они живут на далеком Севере: в тундрах, где мало деревьев, и в лесах с большими елями. Северные олени много путешествуют! Когда наступает холод, они идут в более теплые места. А когда становится тепло, они возвращаются домой. На своем пути они переплывают реки и преодолевают большие расстояния.
Воспитатель: (СЛАЙД 10 и 11)
Странный гладкий серый кот Рыбу ест,
Во льдах живет, Есть усы, и хвост, и ротик,
Кто же это? – ... морской котик.
(СЛАЙД 11) Взрослые животные окрашены в различные оттенки бурого, тёмно-серого и тёмно-рыжего цветов, самки немного светлее, особенно с брюшной стороны.
Холодную часть года морские котики проводят поодиночке и небольшими группами в море, не выходя на сушу. В тёплый сезон они образуют на берегу многотысячные лежбища для размножения.
Питаются рыбой и головоногими моллюсками.
Воспитатель: (СЛАЙД 12 и 13)
В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает.
Очень хитрый он ловец.
Как зовут его? (песец).
(СЛАЙД 13) Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным на снегу.
У песца самый теплый мех из всех животных Арктики. Зверь выдерживает температуру до -70 ° C. Песец принадлежит к роду лисиц, потому второе его название – полярная лиса. Длина тела – до 75 см, вес от 3 кг. Это на уровне средней кошки. Зимой у песца чистейше белая шерсть, а летом – серая. Оба цвета – идеальный камуфляж под поверхность.
Воспитатель: (СЛАЙД 14 и 15)
Про полёты позабыл,
Крылья в ласты превратил,
Рыбку ловит среди льдин
Антарктический … (пингвин)!
(СЛАЙД 15)В Арктике живут птицы, похожие на пингвинов, они называются гагарки. А вот самих пингвинов в Арктике нет. Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой.
Гнезда для птенцов пингвины не делают – негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить – замерзнет пингвиненок! Мама пингвиниха снесет яйцо, а пингвину – папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.
Подвижная игра «Пингвины на льдине»
Воспитатель: Пингвины очень любят прыгать по льдинам. Давайте мы сейчас с вами превратимся в пингвинов и поиграем. Звучит аудиозапись Шоу-группа Улыбка - Три пингвина
(Под музыку дети передвигаются по группе вокруг льдин, как пингвины, как только заканчивается музыка прыгают на свою льдину- обруч) игра проводится 3 раза.
Воспитатель: Дети, присаживайтесь на стульчики. (СЛАЙД 16 и 17)
Ловкий маленький зверёк
Живёт на Севере суровом.
Этот зверь — родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это…. (Полярный волк).
(СЛАЙД 17) Шерсть полярного волка имеет двойную структуру: грубый остевой волос и густой мягкий подшёрсток. Ость защищает животное от низких температур и сильного ветра, служит защитным «плащом» в схватках.
3. Итог
Воспитатель: А наша экскурсия подошло к концу.
Давайте вспомним, с кем мы повстречались в пути.
1.Ребята, где проходила наша экскурсия ? (Крайний Север, Арктика и Антарктида)
2.Каких животных мы встретили? (Белый медведь, Морж, Тюлень, Северный олень, морской котик, Писец, Пингвин, северный волк)
3. С какими животными севера мы с вами играли? (медведь и пингвин)
4. В какие игры мы играли сегодня? (Снежные комочки и Пингвины на льдине)
5.Что вам больше всего понравилось сегодня? (делать физкультминутку, играть с пингвином, медведем, отгадывать загадки, слушать рассказ воспитателя)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики за стол.
Я хочу вам предложить сделать аппликацию «Белый медведь» и оформить выставку наших работ. (На столах приготовлены шаблоны с картинкой белого медведя, клей и вата)
Дети делают аппликацию, звучит аудиозапись «Где-то на белом свете»
Выставка творческих работ «Белый медведь»
Интернет ресурсы
https://yandex.ru/search/?text=полярный+волк++описание+&lr=143551&clid=2270455&win=605
https://my.mail.ru/music/search/Жили%20%20были%20три%20пингвина
https://yandex.ru/search/?text=картинки+животные+севера&clid=2270455&win=605&lr=143551
https://rus.hitmotop.com/song/61623559
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сильный и очень большой, Белую шубу он не снимает, Любит он рыбу, живет на снегу, И среди льдин он ныряет. (Белый медведь)
Похож ли он на бурого медведя? Чем? (Такие же лапы, такой же большой) Чем отличается белый медведь от бурого? ( Цвет шерсти белый, любит воду) Среди хищных зверей на Севере медведь является самым крупным. Небольшая вытянутая голова, толстый слой подкожного жира и густая шерсть позволяют долго находиться в воде. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется и опять сухой. Хотите узнать почему? Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет в воде замерзнуть. Подошвы лап покрыты длинными жесткими волосками, поэтому они не скользят на снегу. Белый цвет шерсти делает медведей незаметными на фоне снега и льда. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он закрывает нос лапой.
Толст, морщинист, два клыка Он похож на старика. Он на льду лежит — и что ж? Не мёрзнет толстокожий … (Морж)
У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Толстая кожа покрыта редкими жесткими волосками. - Какого цвета клыки? Для чего они нужны ? При помощи клыков он взбирается на льдину, воткнет клыки и подтягивается. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от поверхности льда. Ласты им помогают нырять и плавать. Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой жира. Моржи отдыхают на берегу или на льдинах. Клыки служат хорошей защитой от белых медведей. Моржи плохо видят, но имеют хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности.
За треской и за селедкой, Может плавать очень ловко, И ныряет целый день, Этот северный ( тюлень).
Чем отличается тюлень от моржа? У них нет клыков. Тюлень это ластоногое животное. У него удлиненное, обтекаемое тело, а ноги превратились в ласты. Под кожей толстый слой жира, который защищает его от холода. На суши тюлени неуклюжи, передвигаются, ползая на брюхе. Тюлени приспособлены к водному образу жизни, покидают воду для сна. В воде они быстро плавают и ловко ныряют. Тюлени приспособлены к водному образу жизни, покидают воду для сна. В воде они быстро плавают и ловко ныряют. Причем передние ласты у них действуют как весла, а задние как руль. Зрение у них слабое, но они видят добычу под водой. Питаются тюлени рыбой и ракообразными.
Физминутка Здесь всюду холод, лед и тень, Дети обнимают себя за плечи Полгода — ночь, Закрывают глаза ладонями Полгода — день. Открывают глаза ладонями Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой — «крыша» И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
У него есть большие рога И бежать ему в тундре не лень, Потому не боится врага Очень умный и быстрый… ( северный олень).
Северные олени - это большие пушистые животные с длинными рогами на голове, и у мальчиков-оленей, и у девочек-оленей есть рога. Они живут там, где очень много снега и льда. Их шерсть тёплая и плотная, она не даёт им замёрзнуть в холод. Они живут на далеком Севере: в тундрах, где мало деревьев, и в лесах с большими елями. Северные олени много путешествуют! Когда наступает холод, они идут в более теплые места. А когда становится тепло, они возвращаются домой. На своем пути они переплывают реки и преодолевают большие расстояния.
В тундре белый лис гуляет, Мышек маленьких пугает. Очень хитрый он ловец. Как зовут его? (песец).
Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным на снегу. У песца самый теплый мех из всех животных Арктики. Зверь выдерживает температуру до -70 ° C. Песец принадлежит к роду лисиц, потому второе его название – полярная лиса. Длина тела – до 75 см, вес от 3 кг. Это на уровне средней кошки. Зимой у песца чистейше белая шерсть, а летом – серая. Оба цвета – идеальный камуфляж под поверхность.
Про полёты позабыл, Крылья в ласты превратил, Рыбку ловит среди льдин Антарктический … (пингвин)!
В Арктике живут птицы, похожие на пингвинов, они называются гагарки. А вот самих пингвинов в Арктике нет. Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнезда для птенцов пингвины не делают – негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить – замерзнет пингвиненок! Мама пингвиниха снесет яйцо, а пингвину – папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.
Ловкий маленький зверёк Живёт на Севере суровом. Этот зверь — родня собаке, Его по вою узнает всякий. В охоте, серый, знает толк. Угадали? Это … . (Полярный волк).
Шерсть полярного волка имеет двойную структуру: грубый волос и густой мягкий подшёрсток. Ость защищает животное от низких температур и сильного ветра, служит защитным « плащом » в схватках.
На ша экскурсия подошло к концу. Давайте вспомним, каких животных мы видели с вами на севере
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)
Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Животные Арктики и Антарктики" (подготовительная группа)
Цель: Формирование представления детей о климатических зонах нашей страны; расширение представления об образе жизни животных и птиц холодных стран; знакомство с животными, занесенными в Красную к...
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Животные жарких стран" (подготовительная группа)
Цель: Расширять и закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи:- Уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;- Продолжать учить высказывать собственные суждения;- Разви...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Север - царство снега и льда»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на С...
Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."
Технологическая карта проведения занятия по ознакомлению с природой "Животный и растительный мир. Диагностическое занятие."...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...