Картотека коммуникативных игр
картотека (младшая группа)

Зайцева Нина Ивановна

Картотеки для детей младшего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kommunikativnyh_igr.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

                                                             №65

Картотека коммуникативных игр для детей 2-3 лет

   

Красноярск 2024 г.

Игра «Ласковый ребенок»

Цель:  продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает  к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!. Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка:»Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.   Игра «Рычи, лев, рычи!». В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».  

Игра «Колючий зверь»

Цель игры: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы. Возраст: от 3 лет.  

Ход игры.  Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго.  

Игра «Тихо и громко»

Цель игры: снятие эмоционального напряжения, научить детей попеременно изменять ритм движений по указанию педагога.  

Ход игры:  Играющие дети встают в круг. Педагог берет в руки бубен, располагается в центре круга и объясняет детям правила игры, которые заключаются в следующем: под громкие и частые удары бубна дети активно двигаются, не сходя с места: прыгают на месте, сильно топают ногами, размахивают руками и т. д., в зависимости от пожеланий ребенка. Когда удары бубна становятся редкими и слабыми, дети снижают активность и бесшумно шагают на месте – крадучись, медленно и приподнимаясь на цыпочки. В начале игры педагог меняет ритм через определенные промежутки времени, например, через 3–4 минуты. Дальше игра становится более импульсивной, ритмы и сила ударов бубна меняются часто, через разные промежутки времени. Дети должны научиться резкой смене темпа деятельности. Игру можно проводить достаточно часто, несколько раз в неделю. Когда дети хорошо ознакомятся с игрой, педагог может предложить выполнение роли ведущего кому-то из детей – по желанию. Игра «Клеевой ручеёк» Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. Условия игры: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Ход игры. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия. 1. Подняться и сойти со стула. 2. Проползти под столом. 3. Обогнуть “широкое озеро”. 4. Пробраться через “дремучий лес”. 5. Спрятаться от диких животных. Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.  

Игра «Бабушка Маланья»

 Цель: развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия; создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры: Дети берутся за руки и встают в круг. Воспитатель, изображающий Маланью встает в центр круга.  На нее можно надеть фартук или платочек. Ребята идут по кругу и поют веселую песенку:  У Маланьи, у старушки, Жили в маленькой избушке Семь сыновей,  Все без бровей. (Закрыть брови руками) Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, С такой головой, с такой бородой.  (всё это показывают) Ничего не ели, Целый день сидели, (присаживаются на корточки) На неё глядели и делали вот так… Затем дети повторяют за Маланьей любое смешное движение, которое покажет ребенок. (Рожки, длинный нос, прыжки, танцевальные движения, приседания, погрозить пальцем, в шутку заплакать  и пр.)  Игра «Побежали, побежали деточки скорей» Цель: развивать умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие психологического барьера с помощью тактильных ощущений(прикосновений). Ход игры. Воспитатель произносит слова, сопровождая их движениями. Побежали, побежали деточки скорей И друг другу погрозили Сориться не смей, Хлопнули в ладоши И крепко обнялись Друг другу улыбнулись  И за руки взялись.  (Затем слова повторяются) Дети пытаются повторить движения воспитателя.

Игра «Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения. Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: Осторожно, пузыри! Ой, какие! Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются! Летят! Вот — со сливу! Вот — с орех! Вот не лопнул дольше всех! Дети ловят мыльные пузыри.

Игра «Раздувайся пузырь»

Цель: Создать благоприятной атмосферы в группе. Поднять настроения.

Ход игры: Воспитатель говорит слова, сопровождая их действиями (разводит руки в стороны).  Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Да, не лопайся. (На последних словах хлопает разведенными руками). Дети стараются повторить действия за педагогом.

Игра «Солнечные зайчики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Ход игры: Воспитатель зеркалом делает на стене солнечного зайчика, направляя взгляд детей на него, проговаривая слова. Прыгнул зайчик на окошко –   Яркий, шустрый, озорной.  Посидел он там немножко  Заглянул ко мне в ладошку,  Забрался на потолок….  И запрыгал: скок да скок.  Дети пытаются поймать солнечного зайчика.  

Игра«Зайчики»

 Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.  

Ход игры: Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете,как напряглись у вас мышцы в ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А ручки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения». А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А ручки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».  Кроме упражнения «Зайчики» рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц.  

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.  Ход игры. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу.

«Медвежата»

 Предложите детям превратиться в маленьких медвежат. «Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали».     Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. (Упражнение направленно на мышечное расслабление).  

«Дудочка»

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.  

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»  

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».  Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.  (С. Маршак)   Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».  

«Смена ритмов»  

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.  

Ход игры: Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека коммуникативных игр и упражнений

Развитие умения устанавливать контакт с собеседником...

Картотека коммуникативных игр для детей 5 - 7 лет

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно...

Картотека коммуникативных игр.

В данной картотеке собраны игры, способчтвующие развитию  коммуникативных навыков: конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциона...

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных умений

Картотека коммуникативных игр для дошкольников на развитие коммуникативных уменийИгры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слыша...