ТЕХНОЛОГИЯ СМАРТ-ТРЕНИНГА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал

Гайфуллина Светлана Михайловна

Технология Смарт-тренинга помогает решать задачи ОП ДО и АОП ДО для детей с ОВЗ   по формированию интеллектуальных и личностных качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности и предпосылок учебной деятельности, поскольку развивает у детей познавательную мотивацию, целостное зрительное восприятие, воображение, логическое и наглядно-образное мышление, познавательный интерес и формирует  познавательные действия, первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, интерес к интеллектуальным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Сегодня я расскажу Вам о технологии СМАРТ-ТРЕНИНГ. Кто-то с ней уже знаком, кто-то о ней слышал, но не знает сути , а кто-то, возможно, слышит о ней впервые.

Эта технология, как и многие другие, пришла к нам из сферы бизнеса. Это в сказке можно попросить героя «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю что», и он обязательно справится. В бизнесе, как и в повседневной жизни цели нужно формулировать чётко, ставить реальные сроки и результаты. В этом поможет постановка целей и задач по SMART — специальной методике, которую используют руководители для управления командой. Её суть заключается в том, чтобы сделать абстрактные цели понятными, конкретными и достижимыми.

Конечно в образование, в частности в дошкольное, эта технология пришла немного в другом виде, но смысл остался прежним.

Давайте определим, что же такое Смарт-тренинг для дошкольников?

Слово СМАРТ основное значение которого определяется как толковый, сообразительный, умный и находчивый.

Слово ТРЕНИНГ (в пер. с англ. обучать, воспитывать)

Под СМАРТ-ТРЕНИНГОМ мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. 

Технология Смарт-тренинга помогает решать задачи ОП ДО и АОП ДО для детей с ОВЗ   по формированию интеллектуальных и личностных качеств, инициативности, самостоятельности, ответственности и предпосылок учебной деятельности, поскольку развивает у детей познавательную мотивацию, целостное зрительное восприятие, воображение, логическое и наглядно-образное мышление, познавательный интерес и формирует  познавательные действия, первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, интерес к интеллектуальным играм.

        Наш детский сад «Ручеёк» реализует данную технологию посредством  проекта «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников»,  мы уже два года являемся инновационной площадкой Национального исследовательского института  "Воспитатели России".

Научный руководитель проекта: Ирина Ивановна Казунина –  преподаватель, научный руководитель проекта «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт-тренинг для дошкольников», автор многочисленных публикаций, методического и экспертного сопровождения игр и игрушек, технологии смарт-тренинг для дошкольников, г. Москва.

Консультационное сопровождение проекта осуществляет Владимир Иванович Красноухов – кандидат технических наук, изобретатель многочисленных развивающих игр и механических головоломок, почётный член Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, имеет более 40 патентов на изобретения.

 Хочу отметить, что модуль «Мир головоломок» реализуется в группах разной направленности: компенсирующей направленности для детей с ТНР, комбинированной и общеразвивающей в совместной партнерской деятельности педагога с детьми.

Итак, почему мы обратили внимание на данный модуль?

«МИР ГОЛОВОЛОМОК»  смарт-тренинг для дошкольников  помогает развивать у детей от 4 лет (от 2,5 лет возможна пропедевтика) творческие и умственные способности через игры-головоломки, учит способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм, учит понимать инструкцию и применять ее, развивает элементы логического мышления, воображение, ориентировку в пространстве, познавательный интерес, а также воспитывает инициативность, самостоятельность, целеустремленность. 

Цели  достигаются при помощи логических игр, шарад, ребусов, загадок с подвохом и головоломок.Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму. 

Наблюдения показывают, что дошкольники испытывают затруднения в умении делать умозаключения, выводы, у части детей слабо развито конструктивное, пространственное мышление.

Поэтому в поисках эффективных путей решения проблемы мы обратили внимание на игры-головоломки - универсальное педагогическое средство. Потому что благодаря играм-головоломкам, ребенок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. А еще головоломки позволяют решать одну и ту же задачу несколькими способами, что чрезвычайно полезно для формирования у детей гибкости, инициативности мыслительных процессов, способности переносить сформированные умственные действия на новое содержание.

Как я уже говорила, головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума». Цели и задачи всех головоломок одинаковые: учить детей обдумывать и планировать свои действия, формировать умение строить от простого к сложному, способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики,  речи, логического и образного мышления.

Основные принципы, используемые при организации смарт-тренинга можно сформулировать следующим образом:

  • Принцип активной позиции ребенка.
  • Принцип системности и регулярности
  • Принцип индивидуального подхода к ребенку.
  • Принцип использования адекватных возрасту форм работы с детьми.
  •  Принцип наглядности.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип успешности.
  • Принцип вариативности, новизны.
  • Принцип поддержки инициативы детей в решении головоломок.
  • Принцип сотрудничества с семьей.

Для эффективной организации работы требуется соблюдение определенных условий, таких как:

  • Четкая формулировка цели игрового занятия  
  • Создание мотивирующей среды, вдохновляющей на достижение поставленной цели и веру в успех
  • Учёт уровня сложности поставленной цели
  • Корректировка цели, с учетом способностей,   возможностей и  самостоятельности своих воспитанников
  • Учёт чувства удовлетворенности при оценке результата

Все головоломки делятся на следующие категории:

1.Устные головоломки (ребусы, шарады, загадки с подвохом и др) 

2.Головоломки с предметами (головоломки, в которых активно используются бытовые предметы: головоломки со спичками, монетками)

3.Механические головоломки (головоломки, которые специально были изготовлены. Это всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы, пентамино)

4.Печатные головоломки (головоломки для которых нужны бумага и карандаш)

Все виды этих головоломок мы нашли в игровом наборе «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.  Головоломки данного набора делятся на такие как: 

  • геометрические головоломки на плоскости -  «Слагалица», «Складушки»,  «Репка»;
  • объемные головоломки - «Осенний кубик», «Гала-куб»;
  •  игровой набор «Пуговицы».

Знакомство с головоломками мы начали с логических игр. Предлагая детям логические игры-упражнения, мы руководствуемся принципами «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Данные принципы способствуют поддержанию у ребенка интереса и веры в свои возможности в результате самостоятельного выполнения заданий.  

Все головоломки имеют три уровня сложности (1,2,3 звезды)

От логических упражнений к играм головоломкам переходим поэтапно (от простого к сложному):

 1.«По образцу».

2. Далее работаем на усложнение - «По памяти».   

3. «Собери по схеме»

4. По мере того, как ребенок осваивает сборку по схеме с контурными делениями, у него развивается способность к анализу, синтезу, выстраиванию образов, а значит, можно переходить к следующему этапу – игре-упражнению с элементами головоломки «Заверши образ».

На первый взгляд Вам могло показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле головоломки   учат дошкольника анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально, что решает вопросы современного  дошкольного образования  в воспитании будущего гражданина, как человека,  обладающего гибкостью ума, демонстрирующего готовность к  риску и ответственность за принятые решения по-прежнему актуальны.

По нашему мнению преимуществом данной технологии является  ранняя пропедевтика, возможность применения в работе с детьми с детьми ОВЗ (детей с ТНР, нарушением зрения, ЗПР), можно использовать различный материал (не только набор игры-головоломки, но и то, что есть под рукой: колумбово яйцо, танграм, пазлы, пуговицы, вкладыши), создание ситуации успешности (что придает уверенность)

        В заключении хочу отметить, что педагоги-психологи при итоговой диагностике готовности к школе отмечают высокий уровень учебной мотивации, а именно:  развита логика, внимание и память, а значит дошкольнику будет проще адаптироваться к школе и усваивать большой объем информации в сжатые сроки,  развито пространственное мышление, а значит ребёнок будет легче постигать счет, решать математические задачи, сформированы эмоционально-волевые качества (способность доводить начатое до конца, самодисциплина).

Завершить выступление хочется цитатой Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок) :

«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста...

«Использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Повысить интерес родителей и детей в области использование технологий развивающих игр по формированию элементарных математических представлений для интеллектуального развития детей старшего дошкольног...

Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...