Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Жолобова Надежда Викторовна

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие межполушарного взаимодействия мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Актуальность (слайд 2)

Происходящие изменения в обществе и принятый федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка. Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми.

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития личности. Это период развития всех психических процессов, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, идет формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств ребенка.  

В настоящее время учеными доказано, что в основе успешного развития любого психического процесса, познавательной, творческой деятельности лежит сформированность межполушарных связей головного мозга.

Недостаточный уровень межполушарного взаимодействия может стать причиной отставания в развитии, нарушения когнитивных функций, причиной школьной неуспеваемости и др. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информации между правым и левым полушарием, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Цель, задачи (слайд 3)

Цель: развитие и активизация межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

- активизировать познавательный интерес,

формировать приёмы умственных действий детей старшего дошкольного возраста;

- развитие межполушарных связей,

синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой и крупной мотрики воспитанников;

- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтролю

Слайд 4

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое -  гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть предположение о том, что систематическая работа по развитию межполушарных связей поможет выявить скрытые способности детей дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу мозга в целом.

Идея сбалансировать развитие полушарий мозга ребенка-дошкольника не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а ее реализация может рассматриваться, как еще одна возможность оптимизации детского развития и достижения успешности при обучении на следующих этапах жизни: в школе, вузах, в самообразовании. Зависимость успешности обучения детей от своевременного развития межполушарных связей в сензитивный период дошкольного возраста, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована, доказана в ходе практических экспериментов учеными Н.А. Бернштейном, А. Р. Лурия, Л.С Цветковой, Л.В. Фоминой  и другими.

Слайд 5

Основными направлениями работы в детском саду, нацеленными на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга ребенка могут стать:

- пальчиковая гимнастика;

- логоритмика;

- кинезиологические упражнения;

- самомассаж;

- нейробика;

- артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Слайд 6

В своей работе наибольшее внимание уделяю кинезиологическим упражнениям. Кинезиология – это наука о развитии мозга через движение. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, стимулирующих активность головного мозга, что позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и явлениями и делать выводы из увиденного. При этом естественные силы ребёнка стимулируются посредствам воздействия на рефлекторные точки, через определенные упражнения, что приводит к увеличению физического, эмоционального, ментального и духовного благополучия.

Слайд 7

Все кинезиологические упражнений воздействуют на различные системы управления организмом, условно они делятся на три блока.

Таблица 1

Характеристика кинезиологических упражнений

Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга

Дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек, упражнения повышают энергетику коры головного мозга.

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации

Движения конечностями перекрёстно-латерального характера, упражнения восстанавливают межполушарные связи и функциональную асимметрию мозга.

Упражнений, улучшающие контроль и регуляцию деятельности

Движения и позы перекрёстного характера, которые восстанавливают связи между лобным и затылочным отделами мозга, устанавливают баланс между правым и левым полем человека.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Их необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать исключение речевого и зрительного контроля.

 Для практического использования разработаны кинезиологические комплексы, включающие в себя все 3 вида упражнений для системного и полного развития межполушарных связей детей. Один из комплексов представлен Вашему вниманию в видео-фрагменте…..

Слайд 8

Для того, чтобы выполнить кинезиологические упражнения, необходима осмысленность и высокий уровень саморегуляции, так как процесс осуществления нужных движений и качественное их выполнение возможно лишь при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяют резервные возможности мозга.

В нашем ДОУ работа по развитию межполушарного взаимодействия детей достаточно обширно, к примеру, во время двигательной деятельности, ребятам предлагаются упражнения, нацеленные на координацию между конечностями, головой, глазами. Это асимметричные перемещения, перемещения, производимые с закрытыми глазами (дотронуться до носа, уха, постоять на одной ноге), перемещения, производимые в начале попеременно рукою или ногой, и вслед за тем – совместно обеими. В художественной деятельности могут быть применены методы рисования не ведущей рукой, или же с закрытыми глазами, затем обеими руками, что касается речевой деятельности, то здесь часто применяются разнообразные пальчиковые игры, которые направленны на целенаправленное улучшение моторики мелких мышц и ловкости пальцев.  Во время свободной, самостоятельной деятельности в группе и на прогулке ребята с удовольствием повторяют и играют в игры, представленные в кинезиологических комплексах.

Слайд 9

При развитии межполушарного взаимодействия дошкольников посредством кинезиологии, необходимо учитывать некоторые рекомендации:

  1. Игра – ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника
  2. Педагог должен показывать упражнения четко и последовательно.
  3.  Необходимо начинать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным, требующим концентрации внимания.
  4.  Не стоит торопить ребёнка, он должен делать это с удовольствием.
  5. Ускорять темп только после того, как движения становятся чёткими.
  6.  После того, как движения будут отработаны, необходимо предложить ребёнку самостоятельно произносить стихотворные тексты, сопровождая движения

Слайд 10

Таким образом, использование кинезиологических упражнений позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий, совершенствовать регулирующую и координирующую функции нервной системы, создает предпосылки для становления многих психических процессов. Такие игры и упражнения позволяют выявить скрытые способности дошкольников и расширить границы возможности деятельности мозга.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.» Мишель де Монтень.

Комплекс № 1.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак - ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак - ребро – ладонь»), произнося их вслух или про себя.

«Повтори за мной»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Весёлые карандаши»

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;

б) левой рукой;

в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

 «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Одним из прио...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Взаимодействие с семьями обучающихся по развитию предпосылок инженерного мышления и технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Доклад на районном семинаре по теме: Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота»по теме: «Взаимодействие с се...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...