Путешествие
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Шатова Алёна Владиславовна

Путешествие в волшебный город

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_volshebnyy_gorod.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рыбка» Томской области г. Асино

Методическая разработка конспекта опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в волшебный город»


Подготовила и провела: Шатова А.В.

Пояснительная записка

Прежде чем давать знания, надо научить думать,

 воспринимать, наблюдать.

 В. Сухомлинский

 На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.  В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Цель: создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

-способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;

-закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;

-формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту;

-обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

-познакомить с новыми существительными (волокна, казеин).

-познакомить с явлениями неживой природы (гром, извержение вулкана) и правилами поведения при грозе;

-закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Развивающие:

-развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

-развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;

-развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов.

Воспитательные:

-формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.

 

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Планируемый результат:

-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах;

-расширить представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости;

-сформировать умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Подготовительная работа:

-проведение экспериментальной деятельности с различными материалами;

-чтение сказки Шарля Перро «Золушка», заучивание стихотворения про молоко;

-проведение артикуляционной гимнастики;

-умение работать в команде;

-проведение нетрадиционной техники рисования;

-развитие мелкой моторики.

Оборудование: бумажные цветы на каждого ребенка, мешочек с крупами (манка и фасоль), подносы на каждого ребенка, стаканы с молоком и подсолнечным маслом на каждого ребенка, сито, гуашь разных цветов, ватные палочки, влажные салфетки, бумажные салфетки, тарелка с молоком на каждого ребенка, палитра для красок, материалы для проведения опыта «цветной вулкан».

Ход ООД.

(Воспитатель приглашает детей в группу под муз. «Где водятся волшебники»)

1.Вводная часть. (Организационный момент).

Придумано кем -то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - улыбчивым лицам.

 В.-Я предлагаю вам оправиться сегодня в путешествие по волшебной город.

-Каких жителей волшебного города вы знаете? (ответы детей)

  1. Основная часть.

В.-А феи живут в волшебном городе?

 -Я предлагаю отправиться в гости к Фее цветов. Посмотрите, какой замечательный волшебный сад есть у Фее цветов.

-Как вы думаете, какие цветы растут в этом саду? (ответы детей)

-За то, что вы отгадали какие цветы растут у Фее в волшебном саду, она дарит вам вот эти цветы. Они не простые. Они волшебные. (поднос с бумажными цветами).

 

1. Опыт «Цветок расцвел»

-Из чего сделаны эти цветы? (из бумаги)

-Почему же эти цветы волшебные? (ответы детей)

-Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать из чего состоит бумага. В этом нам поможет специальный прибор, который называется микроскоп.

-Давайте посмотрим, как выглядит бумага под микроскопом. (Дети рассматривают разную бумагу под микроскопом)

-Что вы увидели, глядя в микроскоп? (полоски, кружочки)

- Посмотрите на доску. Вот такую картину вы увидели в микроскоп. Эти точки полоски называются ВОЛОКНА. Бумага состоит из волокон. (индивидуальное и хоровое повторение).

-У Фее цветов есть волшебное озеро. Давайте подойдем поближе к озеру. Возьмите все по одному волшебному цветку и опустите его в волшебное озеро.

-Что происходит? (цветы распускаются.)

- Почему цветы распускаются? (Когда волокна бумаги набухают, то нам кажется, что цветки распускаются.)

- Спасибо Фее цветов.

 

 2. Опыт «Поможем Золушке разобрать крупы»

-А мы продолжаем свое путешествие по волшебному городу и отправляемся в гости к следующему жителю волшебного города. Житель этого города потерял волшебный мешочек. Давайте откроим его и посмотрим, что в нем лежит.

-Что это? (крупы)

-Кто же потерял этот мешочек? Давайте вспомним сказку Шарля Перро, которую мы с вами недавно читали, в которой мачеха приказала падчерице перебрать крупы.

-Так кто потерял этот мешочек? (Золушка)

-Давайте поможем Золушке перебрать крупы. Проходите за столы. Посмотрите, в одном тазу у вас лежат крупы.

-Какие крупы вы видите? (манка, фасоль)

-Попробуйте взять крупы в руки, высыпайте в таз.

-Давайте манку пальчиками будем перекладывать в соседний таз. Приступайте к работе.

-Очень медленно идет у нас работа. А не воспользоваться ли нам волшебством? Посмотрите, у вас на полке внизу стола что-то лежит…

-Что это? (сито)

-Зачем нам нужно сито?

-Давайте наберем в сито крупу и просеем ее в соседний таз.

-Что происходит? (манка высыпается, а фасоль остается в сите)

-Почему? (манка-мелкая, а фасоль-крупная)

-Давайте еще просеем крупу.

(Дети выходят из-за стола и подходят к воспитателю)

 

3. Лаборатория «Всезнайка»

-Мы помогли Золушке перебрать крупы и отправляемся в гости к другому жителю волшебного города-Всезнайке.

-У Всезнайке есть своя лаборатория.

-Что такое лаборатория?

-Кто работает в лаборатории?

-Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

- Проходите в волшебную лабораторию и занимайте свои места. (Дети проходят за столы, на которых для каждого ребенка стоит поднос со стаканом молока и стаканом подсолнечного масла)

-Что находится у вас на подносе? (стакан с молоком и стакан с подсолнечным маслом).

-Давайте поговорим немного о молоке.

-Жители волшебного города очень любят пить молоко.

-Как выдумаете почему? (подбор прилагательных, к слову, молоко).

-Я тоже всем вам рекомендую пить молоко, чтобы быть здоровыми и крепкими.

-А какого цвета молоко?

-А почему оно белого цвета?

- Для вас, конечно это очень сложно, но я вам скажу, что в молоке есть такое вещество- КОЗЕИН. Это вещество и придает молоку белый цвет.

-Это слово для вас новое, давайте его повторим (индивидуальное и хоровое повторение)

4. Опыт «Что тяжелее молоко или масло»)

-Возьмите стакан с молоком и вылейте молоко в стакан с маслом.

 -Что оказалось внизу стакана молоко или масло? (молоко)

-А где масло? (вверху)

-Как вы думаете если молоко на дне стакана, то, что тяжелее молоко или масло? (молоко)

(Дети выходят за воспитателем на ковер)

  • Физкультминутка

Дети любят молоко, (ходьба на месте)

В нем и сила и тепло

Молоко волшебное,

Вкусное, полезное.              (движения руками)

Молоко нам помогает,      (дети берутся за руки в кругу)

Зубы, десна укрепляет.      (облизывание языком зубов и десен)

Чувствуешь всегда легко,

Если пьешь ты молоко.        (прыжки на месте)

6. Опыт «Рисование на молоке».

-А теперь нас приглашает к себе в гости Фея рисования.

-Проходите в гости к Фее рисования и садитесь за столы. У Феи рисования всегда все готово для творчества.

-Чем мы сегодня будем рисовать? (гуашью и ватными палочками)

-А на чем мы будем рисовать? (на молоке)

- Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Возьмите ватную палочку и приступайте к рисованию.

(Я подхожу к детям и хвалю их)

-Теперь мы умеем рисовать не только на бумаге, но и на молоке.

(ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ-ЗА СТОЛА И ПОДХОДЯТ К ВОСПИТАТЕЛЮ)

 7. Опыт «Цветной вулкан»

-Ой! Что это?

-Это нас в гости к себе приглашает волшебник Громушка. Громушка- повелитель вулканов, гроз и молний.

-Как надо вести себя при грозе?

- Посмотрите у него здесь настоящий вулкан.

Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. Самое главное, ребята, что не все опыты и фокусы бывают безопасные и не все опыты могут делать дети. Их могут делать взрослые или специальные люди-фокусники. Я вам покажу сейчас фокус, который не буду раскрывать вам. Вы только смотрите, любуйтесь и наблюдайте за тем, что я делаю.

-Пришло время возвращаться из волшебной страны. Но на этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее смотреть по сторонам.

Объясните мне немного,

Если знаете ответ.

Почему считает кто-то,

Что чудес на свете нет.

Если семечко живое

Посадить и поливать -

Будет дерево большое,

Надо только подождать!

Если очень ждать и верить,

И смотреть во все глаза,

Постучатся в наши двери

Волшебство и чудеса!

(Воспитатель пускает мыльные пузыри, и под музыку дети выходят из группы)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...