Путешествие
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Путешествие в волшебный город
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рыбка» Томской области г. Асино
Методическая разработка конспекта опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в волшебный город»
Подготовила и провела: Шатова А.В.
Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Цель: создать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
-способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;
-закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования;
-формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту;
-обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
-познакомить с новыми существительными (волокна, казеин).
-познакомить с явлениями неживой природы (гром, извержение вулкана) и правилами поведения при грозе;
-закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Развивающие:
-развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
-развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
-развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов.
Воспитательные:
-формировать активную жизненную позицию через участие в совместной деятельности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Планируемый результат:
-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
-сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и в своих силах;
-расширить представления о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости;
-сформировать умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Подготовительная работа:
-проведение экспериментальной деятельности с различными материалами;
-чтение сказки Шарля Перро «Золушка», заучивание стихотворения про молоко;
-проведение артикуляционной гимнастики;
-умение работать в команде;
-проведение нетрадиционной техники рисования;
-развитие мелкой моторики.
Оборудование: бумажные цветы на каждого ребенка, мешочек с крупами (манка и фасоль), подносы на каждого ребенка, стаканы с молоком и подсолнечным маслом на каждого ребенка, сито, гуашь разных цветов, ватные палочки, влажные салфетки, бумажные салфетки, тарелка с молоком на каждого ребенка, палитра для красок, материалы для проведения опыта «цветной вулкан».
Ход ООД.
(Воспитатель приглашает детей в группу под муз. «Где водятся волшебники»)
1.Вводная часть. (Организационный момент).
Придумано кем -то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - улыбчивым лицам.
В.-Я предлагаю вам оправиться сегодня в путешествие по волшебной город.
-Каких жителей волшебного города вы знаете? (ответы детей)
- Основная часть.
В.-А феи живут в волшебном городе?
-Я предлагаю отправиться в гости к Фее цветов. Посмотрите, какой замечательный волшебный сад есть у Фее цветов.
-Как вы думаете, какие цветы растут в этом саду? (ответы детей)
-За то, что вы отгадали какие цветы растут у Фее в волшебном саду, она дарит вам вот эти цветы. Они не простые. Они волшебные. (поднос с бумажными цветами).
1. Опыт «Цветок расцвел»
-Из чего сделаны эти цветы? (из бумаги)
-Почему же эти цветы волшебные? (ответы детей)
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо узнать из чего состоит бумага. В этом нам поможет специальный прибор, который называется микроскоп.
-Давайте посмотрим, как выглядит бумага под микроскопом. (Дети рассматривают разную бумагу под микроскопом)
-Что вы увидели, глядя в микроскоп? (полоски, кружочки)
- Посмотрите на доску. Вот такую картину вы увидели в микроскоп. Эти точки полоски называются ВОЛОКНА. Бумага состоит из волокон. (индивидуальное и хоровое повторение).
-У Фее цветов есть волшебное озеро. Давайте подойдем поближе к озеру. Возьмите все по одному волшебному цветку и опустите его в волшебное озеро.
-Что происходит? (цветы распускаются.)
- Почему цветы распускаются? (Когда волокна бумаги набухают, то нам кажется, что цветки распускаются.)
- Спасибо Фее цветов.
2. Опыт «Поможем Золушке разобрать крупы»
-А мы продолжаем свое путешествие по волшебному городу и отправляемся в гости к следующему жителю волшебного города. Житель этого города потерял волшебный мешочек. Давайте откроим его и посмотрим, что в нем лежит.
-Что это? (крупы)
-Кто же потерял этот мешочек? Давайте вспомним сказку Шарля Перро, которую мы с вами недавно читали, в которой мачеха приказала падчерице перебрать крупы.
-Так кто потерял этот мешочек? (Золушка)
-Давайте поможем Золушке перебрать крупы. Проходите за столы. Посмотрите, в одном тазу у вас лежат крупы.
-Какие крупы вы видите? (манка, фасоль)
-Попробуйте взять крупы в руки, высыпайте в таз.
-Давайте манку пальчиками будем перекладывать в соседний таз. Приступайте к работе.
-Очень медленно идет у нас работа. А не воспользоваться ли нам волшебством? Посмотрите, у вас на полке внизу стола что-то лежит…
-Что это? (сито)
-Зачем нам нужно сито?
-Давайте наберем в сито крупу и просеем ее в соседний таз.
-Что происходит? (манка высыпается, а фасоль остается в сите)
-Почему? (манка-мелкая, а фасоль-крупная)
-Давайте еще просеем крупу.
(Дети выходят из-за стола и подходят к воспитателю)
3. Лаборатория «Всезнайка»
-Мы помогли Золушке перебрать крупы и отправляемся в гости к другому жителю волшебного города-Всезнайке.
-У Всезнайке есть своя лаборатория.
-Что такое лаборатория?
-Кто работает в лаборатории?
-Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
- Проходите в волшебную лабораторию и занимайте свои места. (Дети проходят за столы, на которых для каждого ребенка стоит поднос со стаканом молока и стаканом подсолнечного масла)
-Что находится у вас на подносе? (стакан с молоком и стакан с подсолнечным маслом).
-Давайте поговорим немного о молоке.
-Жители волшебного города очень любят пить молоко.
-Как выдумаете почему? (подбор прилагательных, к слову, молоко).
-Я тоже всем вам рекомендую пить молоко, чтобы быть здоровыми и крепкими.
-А какого цвета молоко?
-А почему оно белого цвета?
- Для вас, конечно это очень сложно, но я вам скажу, что в молоке есть такое вещество- КОЗЕИН. Это вещество и придает молоку белый цвет.
-Это слово для вас новое, давайте его повторим (индивидуальное и хоровое повторение)
4. Опыт «Что тяжелее молоко или масло»)
-Возьмите стакан с молоком и вылейте молоко в стакан с маслом.
-Что оказалось внизу стакана молоко или масло? (молоко)
-А где масло? (вверху)
-Как вы думаете если молоко на дне стакана, то, что тяжелее молоко или масло? (молоко)
(Дети выходят за воспитателем на ковер)
- Физкультминутка
Дети любят молоко, (ходьба на месте)
В нем и сила и тепло
Молоко волшебное,
Вкусное, полезное. (движения руками)
Молоко нам помогает, (дети берутся за руки в кругу)
Зубы, десна укрепляет. (облизывание языком зубов и десен)
Чувствуешь всегда легко,
Если пьешь ты молоко. (прыжки на месте)
6. Опыт «Рисование на молоке».
-А теперь нас приглашает к себе в гости Фея рисования.
-Проходите в гости к Фее рисования и садитесь за столы. У Феи рисования всегда все готово для творчества.
-Чем мы сегодня будем рисовать? (гуашью и ватными палочками)
-А на чем мы будем рисовать? (на молоке)
- Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Возьмите ватную палочку и приступайте к рисованию.
(Я подхожу к детям и хвалю их)
-Теперь мы умеем рисовать не только на бумаге, но и на молоке.
(ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ-ЗА СТОЛА И ПОДХОДЯТ К ВОСПИТАТЕЛЮ)
7. Опыт «Цветной вулкан»
-Ой! Что это?
-Это нас в гости к себе приглашает волшебник Громушка. Громушка- повелитель вулканов, гроз и молний.
-Как надо вести себя при грозе?
- Посмотрите у него здесь настоящий вулкан.
Громушка разрешил нам сегодня устроить у него маленькое извержение вулкана. Самое главное, ребята, что не все опыты и фокусы бывают безопасные и не все опыты могут делать дети. Их могут делать взрослые или специальные люди-фокусники. Я вам покажу сейчас фокус, который не буду раскрывать вам. Вы только смотрите, любуйтесь и наблюдайте за тем, что я делаю.
-Пришло время возвращаться из волшебной страны. Но на этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее смотреть по сторонам.
Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
(Воспитатель пускает мыльные пузыри, и под музыку дети выходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...