Картотека "Опыты и эксперименты"
опыты и эксперименты (младшая группа)
Есть ли форма у воды?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они форму? (нет) А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (она примет форму кубика) А если воду налить в банку? (она при мет форму банки). Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Вывод: вода формы не имеет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opyty_i_eksperimenty.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ»
1 опыт: Есть ли форма у воды?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они форму? (нет) А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (она примет форму кубика) А если воду налить в банку? (она при мет форму банки). Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Вывод: вода формы не имеет.
2 опыт: Имеет ли вода цвет, запах, вкус?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладет лист белой бумаги.
- Какого цвета молоко и бумага? (белого)
- А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (нет)
- Есть цвет у воды? (нет, она бесцветная)
Воспитатель предлагает детям понюхать воду и ответить на вопрос:
- Пахнет ли вода чем- нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет. У нее нет запаха.)
- А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Кислая? Соленая? (Вода без вкуса, она безвкусная).
Вывод: вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если ее вынести на мороз? (ответы детей). Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превращает в лед.
3 Опыт: «Как вода превращается в лед»
Непосредственно- образовательная деятельность №2
Цель:
Познакомить детей еще с одним свойством воды – прозрачностью.
Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: пять банок разного размера, обернутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой – камешки помельче; третья банка – пустая; в четвертой песок; в пятой – вода).
На столах две банки ( в одной вода чистая, прозрачная, в другой мутная, грязная). У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), подносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.
Ход занятия:
Воспитатель проводит дидактическую игру на развитие слухового внимания «Что шумит?» Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочередно встряхивает каждую банку. Дети определяют ее содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные им свойства воды, предлагает познакомиться с новым ее свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках.
- Одинаковая вода в них? Чем отличается?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть мелких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой.
- В какой банке они видны? (в той, где вода чистая, а в той, где вода грязная, их не видно). Подвести детей к обобщению: чистая вода – прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.
Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, стакан, баночка и т.д.). Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? (дети высказывают свои суждения)
- А в озере, речке, море, океане какая вода?
- Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (погибнет все живое, если вода будет грязной).
Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (оно превратиться в лед)
- А что такое лед? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Говорят, что лед – это замерзшая вода, вода в твердом состоянии; лед твердый, гладкий, тяжелый, холодный, прозрачный, а в тепле он превращается в воду (тает). Лед хрупкий: если ударить, он расколется.
Опыт со снегом:
Цель: Показать, что снег в тепле тает, т.е. становится водой; что в талой воде есть мусор, она грязная.
Воспитатель вместе с детьми на прогулке набирает в снег в ведро, приносит его в группу. После сна они вместе рассматривают ведро и выясняют, что случилось со снегом. Дети определяют, что снег растаял, превратился в воду. Дети видят, что вода грязная и приходят к выводу, что снег нельзя есть, там много микробов, можно заболеть. Этот опыт повторяется несколько раз – детям интересно видеть превращение снега в воду.
Игра- эксперимент: «Тает льдинка»
Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал:
Свеча, ложка, лед, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Ход эксперимента:
Художественное слово:
Однажды зимой бельчонок принес домой льдинку. Он оставил ее в дупле, на полу, в прихожей, а сам пошел обедать, потом спать. Когда он проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Давайте положим кусочек льда на ложку и подогреем над пламенем свечи: (Посмотрите, вот лед. Давайте его подогреем на огне.
- Где же лед? Растаял!
- Во что лед превратился? В водичку!
В прозрачный стеклянный стакан нальем горячую водичку, опустим кусочек льда и понаблюдаем, как быстро он тает. А теперь в теплую, холодную воду опустим кусочки льда и понаблюдаем, как по- разному тает лед в воде разной температуры. Дети делают выводы.
Человек, рукотворный мир
Свойства материалов Бумага: ее качества и свойства.
Цели: - научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги; с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги: бумага бывает белая, красная, синяя и других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; горит.
бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.
- активизировать и обогащать словарный запас глаголами (шуршит, рвется, мнется, расползается, не распрямляется), прилагательными (бумажный, разноцветная, гладкая, шершавая, тонкая, толстая, мятая, непрочная).
- отрабатывать четкое произношение звуков «ы, у»в звукоподражаниях. - развивать фразовую речь, внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
- воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным из бумаги.
Оборудование: кукла, четыре полоски бумаги на каждого ребенка (три белые – папиросная, глянцевая, чертежная, одна – цветная), таз с водой, поднос, кукольные платья (одно из бумаги, другое из ткани), бумажные изделия, расставленные в разных местах группы (стаканчик, салфетка, конверт, пакет, игрушка, коробка, цветок, открытка и др., зажигалка)
Ход занятия.
- Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Она что-то принесла нам в коробке.
Педагог вынимает из коробки и раскладывает перед каждым ребенком по 4 полоски бумаги (3 белых полоски - папиросная, глянцевая, чертежная, 1 – из цветной бумаги).
- Что принесла нам кукла Маша? Это полоски бумаги, и сегодня мы будем рассматривать их. Про полоски бумаги можно сказать по-другому: бумажные полоски. Какие полоски? Какого цвета бумажные полоски? (Белые, красные, синие, желтые …)
- Можно сказать, что бумага бывает разных цветов. Как я сказала про бумагу? Она бывает …?(Разных цветов). Правильно, или можно еще сказать: разноцветная. Потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она. Правильно, есть гладкая бумага. Попадается шершавая. Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой. Теперь определите толщину полосок. Что вы заметили? (Одни полоски – из тонкой бумаги, другие – из толстой, а одна – из очень тонкой бумаги).
- Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите? (Шуршит). А что вы еще заметили?(Мнется). Правильно, вся бумага мнется: и толстая, и тонкая, и гладкая. Мнется и белая бумага, и цветная. Распрямите смятую бумагу. Стала ли она такой же красивой, как была? Нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется и … что? (Не распрямляется, не разглаживается).
- А зачем нам нужна бумага? (На ней рисуют, пишут, из бумаги делают самолетики, кораблики). Представим, что мы превратились в кораблики и самолетики.
Физкультминутка «Кораблик и самолет».
Вот кораблик плывет,
У него отличный ход.
По волнам вперед идет,
Громко песенку поет: «Ы-ы-ы!
Дети изображают движение корабля, раскачивающегося на волнах, произносят протяжно на выдохе: «Ы-ы-ы!»
Самолет летит, как птица,
В синем небе серебрится.
А мотор гудит: «У-у-у,
Я пилоту помогу!»
Дети изображают летящий самолет, подняв «руки-крылья», произнося протяжно на выдохе: «У-у-у».
- Кукле Маше понравилось, как вы изображали корабли и самолеты.
- А сейчас оторвите по кусочку от полосок. Что вы заметили? (Очень легко оторвать кусок от любой полоски). Послушайте, как я скажу про бумагу: бумага легко рвется. Она непрочная. Как я сказала про бумагу, какая она?
Почему мы говорим, что бумага непрочная?
Поставить на стол таз с водой.
- Возьмите любую бумажную полоску и опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы.
- Маша, ты что-то хочешь мне сказать? (Кукла что-то шепчет педагогу). Маша хочет загадать вам загадку. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать.
- Красное платье из бумаги, поэтому его нельзя стирать. Оно порвется. И не просто порвется, а… Посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду.
Педагог достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу, затем приглашает детей взглянуть, потрогать, отжать бумагу.
- Вы видите, что бумага в воде расползлась.
- Итак, с какими свойствами бумаги вы сегодня познакомились? (Бумага бывает разноцветная; бывает гладкая и шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется; смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная).
Кукла что-то шепчет педагогу.
- Маша мне сказала, что ей очень понравилось, как вы рассказали про бумагу. Она хочет еще спросить у вас: как же нужно обращаться с бумагой, чтоб она была красивой и не испортилась? (С бумагой нужно обращаться бережно: ее нельзя рвать, мять, мочить в воде).
- А чтобы мы могли рисовать на бумаге или делать из нее разные поделки, наши пальчики должны быть ловкими и умелыми. Покажите Маше, какие у вас умелые пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мои умелые пальчики».
Мои пальчики расскажут, (хлопать в ладоши)
Что умеют – все покажут.
Их пять на каждой руке. (одноименные пальцы обеих рук
Все сделать смогут, всегда помогут. соприкасаются друг с другом)
Они на дудочке играют, (выполнять действия
Мячик бросают, в соответствии с текстом)
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков. (показать пальцы обеих рук)
Педагог хвалит детей.
Игра «Найди бумажный предмет».
- А теперь пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги. (Дети приносят бумажные поделки, называют их и ставят на стол: «Я принес бумажный стаканчик»; «Я принес бумажный цветок»», «Я принес бумажную салфетку» и т.д.)
- Маше очень понравилось, как вы занимались, и что вы смогли найти все бумажные предметы.
Дети прощаются с куклой, приглашают ее еще приходить в гости.
Воздух
Опыт №1: «Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материал: Полиэтиленовые пакеты.
Ход:
Воспитатель показывает деткам коробочку и предлагает узнать, что же в ней. (дети дают предполагаемые ответы)
Воспитатель открывает и дети видят, что в ней пакетики. Воспитатель берет один пакет и спрашивает, что находится в пакете? (он пустой). Правильно, пустой.
Затем предлагает деткам закрыть глазки, а в это время воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтоб пакет стал упругим. Затем предлагает деткам открыть глазки и показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете? (ничего). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Воспитатель обращает внимание на то, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Опыт №2 «Игры с трубочкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материал: Трубочки для коктейля., стаканчики с водой.
Ход:
Воспитатель показывает красивую коробочку и предлагает угадать, что в ней. Загадывает загадку: С этим предметом детки любят пить сок. Она тоненькая, длинненькая. Что это? (трубочка). Правильно. Воспитатель открывает и показывает разноцветные трубочки и раздает. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что- нибудь вдувают и выдувают). Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставить ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).
Воспитатель рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человеку при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которого опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли. (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
Опыт №3 «Игры с воздушным шариком»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
Материал: Воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).
Ход:
Воспитатель предлагает детям отгадать интересную загадку: « . правильно, молодцы, угадали. Сегодня к нам пришли в гости два воздушных шарика. Какого они цвета? (ответы). Воспитатель совместно с детьми рассматривают, играют и выясняют, с каким шариком удобней играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно отпускается). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Воспитатель предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (надуть побольше).
- Что находится внутри шарика? (воздух)
- Откуда берется воздух? (его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека. (его вдыхают).
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду; дети наблюдают, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим.
Игра- эксперимент «Пенный замок»
Цель: Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал: Мелкая емкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Ход эксперимента:
Художественное слово:
У нас из пены на глазах
Замок вырастет сейчас.
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
Сейчас мы с вами нальем немного средства для мытья посуды, добавим воды и размешаем. Возьмем широкую коктейльную трубочку, опустим в миску и начнем дуть. Что вы видите? (одновременно с громким бульканьем на глазах детей вырастет облако переливающихся пузырей. А теперь возьмите трубочки и сами подуйте. (дети сначала вместе с воспитателем дуют, а потом самостоятельно). Можно поставить внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке».
Игра – эксперимент: «Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света и ее источниками (солнце, лампа, фонарик), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Вес, притяжение
Тема: «Легкий, тяжелый»
Цель:Показать, что предметы могут быть легкие и тяжелые.
На примере опыта показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.
«Сказка о камешке»
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали в воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!». Пришел на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец- то моя мечта сбылась! Я буду плавать! Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжелый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг веселых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжелые камешки плавать не могут.
Взять несколько небольших легких предметов, которые могут держаться в воде (перышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжелых предметов (камешек, ключик, монетку). Наполнить тазик водой. Ребенок берет один из предметов и опускает в тазик с водой. Вместе делает выводы: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжелый! Лепесток плавает – он легкий!».
Человек и рукотворный мир Свойства материалов
Тема: «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и ее свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный фестиваль опытов и экспериментов "Эксперимент шоу"
Сосместное мероприятие с родителями....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
«Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент».
Реферат по психологии На тему: «Эксперимент. Лабораторный и естественный эксперимент»....
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр- экспериментов. Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой. Часть 1.
Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой....
Картотека игр-экспериментов.Эксперименты с воздухом, с водой и красками. Часть 2
Эксперименты с воздухом, с водой и красками....