Дидактическое пособие «Времена года»
материал (старшая группа)

Махалина Айсулу Васильевна

Дидактическая игра "Времена года" преднозначена для детей  4- 7 лет. Одно из направлений формирования временных представлений у детей - изучение времен года. Дети учатся сравнивать, находить закономерности. У них развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.

Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра «Времена года» имеет обучающее, развивающее и воспитывающие значение. Пособиепрекрасноподходитдляиндивидуальной,подгрупповойифронтальнойработысдошкольниками с целью закрепления знаний и умению детей выполнять определённые задания, а также для самостоятельного использования.  Ее можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_vremena_goda.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

           

МБОУ « Мендур-Сокконская СОШ им. И.В.Шодоева»

структурное подразделение»Мендур-Сокконский детский сад»

         Дидактическое пособие «Времена  года»

Пояснительная записка.

Одно из направлений формирования временных представлений у детей - изучение времен года. Дети учатся сравнивать, находить закономерности. У них развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру.

Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра «Времена года» имеет обучающее, развивающее и воспитывающие значение. Пособиепрекрасноподходитдляиндивидуальной,подгрупповойифронтальнойработысдошкольниками с целью закрепления знаний и умению детей выполнять определённые задания, а также для самостоятельного использования.  Ее можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями.

Дидактическаяпособиепредназначенадлядетейот3до5лет.

Цель:

  • Закреплять понятия «весна», «лето»,«осень»,«зима»,
  • Различать изменения природы в разное время года;
  • Знать времена года и называть их в определенной последовательности;
  • находить, соответствующие данному времени года детали;
  • оживлять композицию фигурными деталями;
  • развивать зрительную память, внимание, речь;
  • любить природу в разное время года.

Задачи:

Образовательные:

  • учить определять время года по его характерным признакам;
  • закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;
  • упражнятьдетейвсоставлениикороткогорассказа:«Чтоизображенонакартинкеикогдаэтобывает»;
  • расширение и обогащения словарного запаса;
  • способствовать формированию сенсорных умений;
  • способствоватьразвитиюнаглядно-действенного,образногомышления,внимания,памяти,воображения, речи и мелкой моторики рук;
  • обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать сенсорные навыки,  мелкую моторику рук, память, внимание, логическое и образное мышление, пространственное представление.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе;

Формироватьудетейвзаимоотношения,сотрудничествоприрешениизадач,воспитаниеумения выслушать ответ товарища, воспитание самостоятельности

Принцип создания пособия:

  1. Привлекательность для детей;
  2. Доступность; 3.Многофункциональность;
  1. Стимулирование познавательной активности детей;

Планируемый результат:

Дети понимают правила игры и игровые действия.

  • Проявляют интерес и принимают игровую задачу.
  • имеютпредставлениеохарактерныхособенностяхразныхвремёнгода,проявляютжеланияпомочьдруг другу.
  • Проявляют умение анализировать достижение игровой задачи.
  • Проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.

Принципы воспитания:

  • Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,
  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,
  • Воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип доступности, наглядности,принципсистематичностиипоследовательности,принципнаучности, активности.

Методы воспитания:

беседа, поощрение,упражнение,ситуациясвободноговыбора,созданиеситуацииуспеха.

Методы обучения:

объяснение, беседа, упражнение, частично - поисковый

Предварительная работа:

беседыовременахгода,рассматриваниекартин,иллюстраций,наблюдениезаизменениямивремёнгода, прочтение сказки «12 месяцев»

Четыре раза в год они

Земли наряд меняю пёстрый. Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна ,лето ,Осень)

Вариант 1

Игра«Составь картинку и расскажи»

Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.

Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.

Вариант 2

Игра«Что не так?»

Цель: развить речемыслительную деятельность ребенка– внимание, мышление, восприятие, связную речь.

Ход игры :Выбравкакое-либовремягода,однагруппадетейразмещаетнескольконесоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.

Вариант 3

Игра«Какая сейчас погода?»

Цель: развивать мышление, связную речь у детей

Задачи:описатьсегодняшнююпогодуисоставитькартинку,данномуописанию.

Ходигры:воспитательпроситдетейописатьсегодняшнююпогоду.Детиотвечают,перечисляютвсе явления, которые есть на данный момент.

Вариант 4

Игра «Составь рассказ об осени»

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает

Составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

    Вариант 5

Игра " Приметы зимы"

Задачи: обогащатьзнаниядетейоприметахзимы,обучатьсоставлениюсложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года?  Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на панно соответствующие детали названной приметы, составляя предложение. Например:"Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Вариант 6

Игра«Когда это бывает?»

Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующиеопределенномувременигода.Вспомнитьхарактерныеособенностиданноговремени года.

Кто,  скажи не милый друг, Красит белым всё вокруг, И деревья, и дома?

Это—зимушка -…(ЗИМА) Стало солнышко теплей, Зажурчал  в лесу ручей, Вся природа расцветает,

Время года кто узнает?(ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает?(ЛЕТОМ) Листья быстро пожелтели И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Яне пойму! (ОСЕНЬ)

Вариант 7

Цель :развить у детей внимание, мышление, память.

Ход игры: на картинке изображены четыре части времен года. Каждая часть времен года обозначена определенным цветом (зима -голубым, весна- зеленым, лето- красным, осень- желтым). Заготовленные геометрические фигурки из  дети соотносят каждую часть определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4, цвет, форма и последовательность времен года.

Вариант 9

Лото «Когда это бывает?»

Цель: развить у детей внимание, мышление, связную речь.

Ход игры: Детям предлагают игровое поле, разделенный на четыре части с изображением времен года и карточки, соответствующие им. Карточки перевернуты изображением вниз. Воспитатель берет по одной карточки, показывает детям испрашивает какому времени года подходит картинка. Дети отвечают, объясняют почему именно так и картинка ложится на  игровое поле, к соответствующей части. Для старших групп можно усложнить задачу, спросив у детей к какому именно месяцу подходит картинка. В процессе игры закрепляем последовательность времен года и его месяцы.

Вариант 10

Игра «Прослушай и выбери нужное»

Цель: развитьудетейвнимание,мышление,речемыслительнуюдеятельность,закрепитьзнанияо природных явлениях.

Ход игры: перед детьми разложены карточки с  временами года и природными явлениями. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение о времени года, а дети должны выбрать нужные карточки назвать их месяцы.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь в дали красуются, там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.К.Толстой

Зима

Пришла зима с морозами  

С морозами с метелями. Сугробы под берёзами, Белым-бело под елями.

О. Высотская

Весна.

Сельская песня Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною Все ни к нам летит. А. Н. Плещеев Лето.

Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна, Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

Данное пособие можно применять в«уголке природы».Наблюдая за изменением погоды составлять соответствующую картинку (идет дождь, снег, светит солнце, опадают листья и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»

Данное электронное пособие предназначено для педагогов  дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста.          Цель данного пособия:...

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Дидактическое пособие «Умный дом». Аннотация. Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию ре

 Аннотация.Дидактическое пособие «Умный дом» предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению...

ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)

Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....