Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»
методическая разработка

Коваленко Ольга Викторовна

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Важным моментом в процессе организации игр, является создание мотивации. Игровой мотив позволят сделать так, чтобы у детей выполнение задания, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в тоже время интересным, увлекательным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер класс43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Цель: познакомить воспитателей с приёмами, направленными на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Задачи: - обучать игровым приёмам общения со сверстниками, желание участвовать в совместной деятельности.

- развивать диалогические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Ход мастер-класса:

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому другу, к которому они привязались, полюбили. Важным моментом в процессе организации игр, является создание мотивации. Игровой мотив позволят сделать так, чтобы у детей выполнение задания, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в тоже время интересным, увлекательным

Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А также важнейшая форма организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой.

Младшие дошкольники совершенствуют свои коммуникативные навыки в сюжетно-ролевых играх: «Дочки-матери», «Детский сад», «Больница» в которых усваивают правила поведения. Необходимо знакомить их с речевым этикетом: не вмешиваться в разговор, выслушивать собеседника, избегая посторонних жестов и не отвлекаться, учить сдерживать отрицательные эмоции к собеседнику, высказываться внятно и точно.

Важной составной частью данной работы является развитие творческой и активной личности, умеющей применять речевые знания и умения в постоянно меняющихся коммуникативных ситуациях, способность находить собственные решения.

«Игры, направленные на социальное развитие детей младшего возраста»

Формирование своего «Я»

1. Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совместные действия.

2. Игра «Бабушкин клубочек»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: «Вот, Аня, поймала клубочек!» и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой, при этом взрослый находится напротив детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!»

Игру можно повторить несколько раз.

3. Игра «Испечем оладушки»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.

Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Испечем оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.

4. Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот, Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.

Игру можно повторить несколько раз.

5. Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.

6. Игра «Это мое!»

Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать действиям взрослого.

Оборудование: одежда детей.

Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хороню знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.

7. Игра «Чья игрушка?»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, продолжать учить использовать в своей речи местоимения «моя», «мой», указывать на себя жестом.

Оборудование: разные сюжетные игрушки, по одной на каждого ребенка.

Ход игры: взрослый сообщает детям, что принес им большую корзину с игрушками. Раздает каждому по игрушке и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время взрослый собирает все игрушки, кладет их в корзину и, поочередно, вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребенок должен сказать: «Моя» и взять ее у взрослого. Если ребенок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый вновь предупреждает, что скоро соберет игрушки, и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.

По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т. п., задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»

Формирование представлений о других

1. Игра «Ласковый ребенок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Вариант. Игра проводится с куклой.

2. Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: взрослый находится напротив ребенка, показывает поочередные хлопки ладонями, как своих рук, так и хлопки с ладонями ребенка, при этом произносится потешка:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддерживается взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...

Мастер-класс для родителей "Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников"

Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможн...

Мастер-класс для педагогов «Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие дошкольников»

Данные игры вы сможете использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным....

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие дошкольников»

laquo;Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов "Игры, стимулирующие социально – коммуникативное развитие для детей старшего дошкольного возраста»

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников....