Консультация для воспитателей «Музыка и цвет»
консультация

Одегова Анастасия Александровна

На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности, воображение, возникают ассоциации и обобщения, стимулирующие эстетические эмоции учащихся. Хорошо ли это? Нужно ли это? Слушатель-зритель, конечно, сможет лучше понять ощущения композитора, однако звукосозерцание само по себе является творчеством особого рода. … Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты звука и цвета? Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_muzyka_i_tsvet.docx22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Консультация для воспитателей

«Музыка и цвет» 

Подготовила музыкальный руководитель

Одегова А.А.

«Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка- феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается , преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Мы слушаем музыку – и забываем о привычной 80- процентной визуальности нашей жизни. Отсутствие картинки не уменьшает художественного воздействия музыкальных произведений, звучащих на домашних аудиосистемах , а не, скажем, в концертном зале. Никто из аудиофилов не сетует не недостаточность впечатлений, получаемых при домашнем прослушивании, что с позиции общепринятого представления о восприятии может показаться странным. Эта странность объясняется тем, что музыка не существует вне визуального мира. И композитор, и слушатель живут в видимом мире, а музыка – как любой другой вид искусства – является отражением идей, предметов, событий этого мира. Значит, в каждом музыкальном сочинении присутствует определённая доля зрительности. Это ясно ощущается и воспринимается в программных произведениях (фортепианный цикл “Карнавал” Р.Шумана; “Фантастическая симфония”, Г.Берлиоза; симфонические картины “Волшебное озеро”, “Кикимора” А.Лядова и др.).   

Одними из первых музыку в цвете увиделидревние индийцы. В их системе мировосприятия каждому музыкальному тону соответствовали планеты, созвездия, части света, органы тела и цвета. Приблизительно так же представляли связь музыки и окружающего мира в Древней Греции. Семи основным ступеням звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си – соответствовали не только определённые планеты математические пропорции и т.п., с ними сопоставлялись и семь цветов радуги. Переходы между ступенями – полутоны – сравнивались с различными оттенками цветов – красок. (Отсюда, кстати, произошло и название хроматической гаммы, звуки которой расположены по полутонам: по-гречески chroma – цвет, оттенок.) В Древней Греции последовательности звуков имели не только цветовые, но и образные, настроенческие определения. Тогда связи между музыкой, цветом и настроением ещё только намечались. Спустя столетия триада музыка – настроение – цвет стала важной, а порой и определяющей в творчестве многих композиторов. 

Человек интуитивно ощущал родство звука и цвета задолго до того, как появилась цветомузыка. Некую теорию на сочетании видимого и слышимого в конце 16 века построил живописец и музыкант Арчимбальдо: преподавая живопись, он проигрывал своим ученикам ноты и к каждой из них подбирал цветовые карточки. В 1665 году Ньютон с помощью стеклянной призмы точно разложил музыкальную октаву на солнечный спектр. Нота «до» соответствовала красному цвету, «ре» - фиолетовому, «ми» - синему, «фа»- голубому, «соль» - зеленому, «ля» - желтому, а «си» - оранжевому. 
Исследования в области взаимодействия цвета и звука продолжил А. Кирхер. Изобретатель первого в мире проекционного аппарата, он перевел солнечный спектр на экран. В 18 веке Л. Кастель, работавший над проблемой синтеза цвета и звука, разработал клавесин для глаз – уникальную машину, благодаря которой музыку смогли воспринимать глухие люди. Русский основоположник цветомузыки, композитор-новатор А.Н. Скарябин, от природы обладавший цветным слухом, построил спектр, совершенно отличный от ньютоновского, в котором нота «ре» была желтой, «ми» - голубой, «соль» - оранжевой, «ля» - зелёной, «си» - синей. Скрябин предвосхитил бурное развитие цветомузыкального искусства, которое в 20 веке, став массовым, вышло на танцевальные и концертные площадки, а в 90-е годы получило и вовсе невиданный дотоле размах (вспомнить хотя бы фантасмагорические представления Жана-Мишеля Жарра, в которых были задействованы грандиозные светомузыкальные установки). 

Взаимосвязь слышания и видения проявляется даже в определениях, которыми часто характеризуются связанные с музыкой понятия: светлый звук, красочная тембровая картина, прозрачный “верх”, чёткая прорисовка мелодических линий. Говоря о внимательном углубленном слушании и слышании музыки, мы иногда используем слово- звукосозерцание. Применение таких зрительно-живописных определений для сферы музыкального искусства не случайно. На всём протяжении существования музыкальной культуры люди, ощущая на некоем подсознательно-эмоциональном уровне взаимодействие невидимой музыки и видимого мира, стремились упорядочить и узаконить их отношения, стремились увидеть музыку и отразить свои впечатления в цвете. Подобное стремление поддерживало постоянный интерес к буквальному звукосозерцанию – как отдельный звуков, так и всего музыкального произведения в целом. Это явление существует, хотя, находясь на грани реального и ирреального, проявляется весьма необычно и неоднозначно. Необычность заключена в самой форме существования звукосозерцания – вопреки законам физики мы сначала слышим музыку, а затем –видим её. Неоднозначность же состоит в том, что одно и тоже музыкальное произведение видеть можно по разному. 
Цветной слух (синопсия) – зрительно-слуховые ассоциации, вызываемые звуками, созвучиями, тональностью музыкального произведения. Такое восприятие свойственно многим людям, обладающим абсолютным слухом, - “абсолютникам”, которые способны определить высоту звука при колебании любого тела, будь то струна музыкального инструмента или кастрюля. Каждый звук для истинного “абсолютника” наделён некой специфичностью звучания, характерной окраской. Потому и возникает представление ноты или тональности как определённого цвета. Чаще всего, цветной слух проявляется в видении цвета тональности. 

Эмоциональное отношение к музыке и цвету, свойственное детям, спонтанно порождает симультанность музыкального и цветного эмоционально-образного видения мира. В цветовом символе заключена информация, выражающая эмоциональное переживание, возникшее у ребёнка в процессе музыкального восприятия. Этот феномен свидетельствует о том, что научение посредством введения цвеового символа активизирует эмоциональные процессы. Эмоциональная отзывчивость ребёнка на восприятие звука и цветапослужит основой для целого ряда методов и приёмов. Весь спектр приёмов можно разбить пошагово:

Шаг 1: умение мыслить - предполагает умение подобрать как можно больше музыкальных аналогий к изображениям различных по сложности, форме и цвету фигур, линий, тонов, пятен, штрихов и т.д. 
Шаг 2: умение слушать и слышать - предполагает умение находить общее созвучие с окружающим миром, находить ряд интересных соприкосновений с ощущениями видения музыки, через призму своего мировосприятия звуков. 
Шаг 3: умение реагировать и выражать эмоции - предполагает умение правильно сопоставить силу звука и глубину красок и линий, музыкальных оттенков и цветовых штрихов, а также умение выразить ассоциативно направленность мелодии и тона рисунка. 
Шаг 4: умение творить и создавать - предполагает умение самовыражения без помощи учителя, формировать своё творческое начало в синтезе цвета и звука. 
На фоне эмоционального переживания, вызванного музыкой, зарождается потребность в ней, развиваются творческие способности, воображение, возникают ассоциации и обобщения, стимулирующие эстетические эмоции учащихся. Хорошо ли это? Нужно ли это? Слушатель-зритель, конечно, сможет лучше понять ощущения композитора, однако звукосозерцание само по себе является творчеством особого рода. … Может быть, в этом и заключается одна из тайн красоты звука и цвета? Красоты бесконечно притягательной и далеко не всегда поддающейся логическим объяснениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Музыка вне занятий"

Роль и место музыки в быту детского сада. МУЗЫКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ребенка....

Презентация к консультации для воспитателей "Музыка вне занятий"

схемы, фото детей, фото композиторов. Где и когда можно использовать музыку в быту ребенк....

Консультация для воспитателей "Музыка как средство развития творческой индивидуальности"

Музыка — сильное и яркое средство развития творческой индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии духовного ст...

Консультация для воспитателей ДОУ "Магия цветов"

Многие комнатные цветы не только украшают нашу жизнь, но и очищают воздух от различных запахов, устраняют угарный газ, поглощают формальдегиды.Алоэ, каланхоэ, герань используются в ме...

Консультация для воспитателей ««Обучение восприятию цвета».

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение.Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться и раздражителем,...

Консультация для воспитателей "Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста"

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста....