Консультация для воспитателей "Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста"
консультация
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.odt | 12.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
воспитатель: Бесленеева М.А.
В работе с цветом педагог должен учитывать, что:
- цветовые предпочтения у детей с возрастом изменяются;
- цвет помогает ребенку усваивать новую информацию;
- цвет для детей — это средство выражения эмоций, которые порой, трудно выразить словами;
- цвет — это область, в которой дети начинают утверждать себя.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую
воспринимают дети, - это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет. Затем воспринимаются другие яркие цвета: желтый, оранжевый, зеленый. С возрастом цветовые предпочтения детей изменяются. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать свою кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом тренируют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор — это может быть цвет, который предложил взрослый: «солнышко желтое. Выбери краску желтую. Найди ее».
В период раннего и младшего возраста все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов и интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Развитие детей в цвете в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки. В возрасте от 2-х до 3-х лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им не знаком.
Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления и эмоциональной сферы. Детей привлекает процесс не только закрашивания листа, но и восприятия пятна. Они рисуют пятно одно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой- либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно часто похожи на предметы названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». «Какого он цвета?» - «Черный — потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая. «Желтый. Потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен. С той лишь разницей, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.
В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок самостоятельно может выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение «красного» могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. Их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного или зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный». Таким образом за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяются наиболее часто встречающиеся, такие как:
красный — Дед Мороз, помидоры;
оранжевый — апельсин;
желтый — солнце, цветок;
зеленый — лягушка, трава;
голубой — небо, вода;
синий — море;
фиолетовый — (наиболее трудный) — свекла.
К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог не только может использовать задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно. Это цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. То, что не нравится и некрасиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.
Наряду с уже имеющимися представлениями о том, что ребенок эмоционально ориентируется на цвет предмета со слов взрослых, минуя собственное восприятие, я считаю, что имеет право на существование и иная точка зрения.
Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами например: голубое небо, яркая зелень — значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» неизменно возрастает. Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения. Темные — тревожными, несущими опасность.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно научить его, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Существует расхожее мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровней. Говорить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...