Консультация для воспитателей "Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста"
консультация

Марина Алиевна Бесленеева

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.odt12.34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста

воспитатель: Бесленеева М.А.

    В работе с цветом педагог должен учитывать, что:

- цветовые предпочтения у детей с возрастом изменяются;

- цвет помогает ребенку усваивать новую информацию;

- цвет для детей — это средство выражения эмоций, которые порой, трудно выразить словами;

- цвет — это область, в которой дети начинают утверждать себя.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую

воспринимают дети, - это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет. Затем воспринимаются другие яркие цвета: желтый, оранжевый, зеленый. С возрастом цветовые предпочтения детей изменяются. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он еще не может удержать свою кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом тренируют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта. Ребенок пробует сам удержать кисть и набрать краску. Первый цветовой выбор — это может быть цвет, который предложил взрослый: «солнышко желтое. Выбери краску желтую. Найди ее».

       В период раннего и младшего возраста все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов и интерес к краскам объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Постепенно цветовые пятна, штрихи становятся более ритмичными, движения кисти уверенными и точными. Развитие детей в цвете в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая внимание на их цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки. В возрасте от 2-х до 3-х лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им не знаком.

       Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления и эмоциональной сферы. Детей привлекает процесс не только закрашивания листа, но и восприятия пятна.  Они рисуют пятно одно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Ассоциации возникают по цвету и массе пятна. Лист бумаги, закрашенный в какой- либо цвет, воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно часто похожи на предметы  названные детьми. Ассоциативная связь цвета с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов. Выбрав черную краску, маленький художник ведет кистью непрерывную полосу по листу бумаги. Потом появляются круги, пятна, точки. Ребенок приговаривает: «Кап, кап, шлеп, шлеп. Это дождик». «Какого он цвета?» - «Черный — потому что туча». Меняет краску. Теперь она желтая. «Желтый. Потому что хороший!» Этот ассоциативный цветовой рисунок, в общем, мало чем отличается от первых каракулей и пятен. С той лишь разницей, что ребенок дает характеристику цвета и высказывает свое отношение к нему.

       В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно изменяется. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. Ребенок самостоятельно может выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение «красного» могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. Их может быть несколько видов. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного или зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный». Таким образом за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но определяются наиболее часто встречающиеся, такие как:

  красный — Дед Мороз, помидоры;

  оранжевый — апельсин;

  желтый — солнце, цветок;

  зеленый — лягушка, трава;

  голубой — небо, вода;

  синий — море;

  фиолетовый — (наиболее трудный) — свекла.

        К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог не только может использовать задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.

       В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится — не нравится», «красиво — не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно. Это цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. То, что не нравится и некрасиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов: черные линии, черные или темно-коричневые образы животных, людей.

    Наряду с уже имеющимися представлениями о том, что ребенок эмоционально ориентируется на цвет предмета со слов взрослых, минуя собственное восприятие, я считаю, что имеет право на существование и иная точка зрения.

       Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами например: голубое небо, яркая зелень — значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью, когда «опасность быть съеденным» неизменно возрастает. Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения. Темные — тревожными, несущими опасность.

       Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно научить его, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, то замечательные фантазии, которые возникают в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у ребенка разочарование и может даже оттолкнуть от занятия живописью. Существует расхожее мнение, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок, в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в живописи также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами живописи можно говорить об отражении в рисунке его эмоционального и интеллектуального уровней. Говорить о восприятии цвета у детей можно только после того, как они овладели элементарными основами изобразительной техники.

               

                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челов...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

Восприятие цвета детьми раннего возраста

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает ...

Консультация для родителей Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста

Консультация для родителейРазвитие восприятия цвета детьми раннего возраста...

ПОДБОР ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНА ИГРЫ НА ОСНОВЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В последние время актуальность использования настольных игр для детей возросла. Возникла необходимость изучить этот сегмент влияния на детей, положительные и отрицательные качества игр, а также средст...

Консультация: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

О цветовосприятии как наиважнейшей способности в сенсорном воспитании ребенка...