Программа кружка «Семицветик» вторая младшая группа
методическая разработка (младшая группа)

Проблема: Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.  

      Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Семицветик»

вторая  младшая группа

на 202..-202.. учебный год

Воспитатель:

Проблема: Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.  

      Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.

Цель:  Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.

Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.

Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.

Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). 

 Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

Методы и приемы

Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.

Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.

Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.

В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).

При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры

     Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!

     Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.

 

      На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

       Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

 

План кружка  «СЕМИЦВЕТИК»

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

Наглядный материал

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Воздушные шары»

Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

2-я неделя

«Подбери флажки к домикам»

Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Дидактические картинки, карандаши, бумага.

3-я неделя

НОД «Радуга»

Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Письм,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

4-я неделя

«Найди куклу по цвету»

Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироватьсяв семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Большой-маленький»

Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

2-я неделя

«В какую коробку?»

Закреплять знания о величине предметов

 Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

3-я неделя

«Из каких фигур состоит машина?».

«Коврик».

Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

Коврик из геометрических фигур

4-я неделя

«Геометрическое лото»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

«Разложи в коробки»

Закреплять знание и название геометрических фигур.

Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

2-я неделя

«Помоги шоферу»

Познакомить с длиной предметов

Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика»  разной длины.

3-я неделя

«Куклы собираются в гости»

Продолжать знакомить с длинной предметов.

Кукла, ленты разной длинны.

4-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Закреплять знания о величине предметов (длина)

Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Путешествие на лесную полянку»

Познакомить с шириной предмета

Шнуры для изображения рек.

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

4-я неделя

«Спрячь грибок за елкой»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Угости кукол конфеткой»

Закреплять знания о величине предметов (высота)

Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

2-я неделя

«Самая длинная, самая короткая».

Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

Разноцветные ленты разной длины.

3-я неделя

«Дальше-ближе»

Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

4-я неделя

«Найди Котенка»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

Котенок, вся группа.

МАРТ

1-я неделя

«Кисло, сладко…»

Упражнять в развитии  эталонов вкуса

Яблоко, лимон, виноград, банан.

2-я неделя

«Узнай на вкус»

Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

3-я неделя

«Что как плавает»

 Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

Таз с водой, камни, деревянные палочки.

4-я неделя

НОД «Теремок»

Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

«Научи зайца строить забор»

Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

2-я неделя

«Волшебный лес»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

Деревья разные по-высоте, толщине.

3-я неделя

«Подарки»

Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

4-я неделя

«В гости к мишке»

Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься

Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

МАЙ

1-я неделя

Опыт «Прозрачность воды».

Познакомить со свойствами воды.

Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.

2-я неделя

Опыт «Разноцветная вода».

Закреплять знания о свойствах воды.

Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

3-я неделя

«Теплый – холодный»

Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

4-я неделя

«Спрячь мышку»

Программные  задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

Листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

Заключение

          Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики.  Наша задача состояла не только в том, чтобы познакомить детей с эталонами сенсорного развития        

         Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т.д , но  и всему, что связано с ними.

Приложение 1

Разработка системы сенсорного развития детей.

Для решения  задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  • расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
  • создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.
  • успешно осваивать сенсорные эталоны;
  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
  • повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Средства для решения задач:

  • Научно-методическая литература
  • Изучение передового опыта
  • Диагностика
  • Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
  • Фронтальные и подгрупповые занятия
  • Создание развивающей среды
  • Работа с родителями

По результатам проведенной диагностики был составлен план работы  воспитательно-образовательного процесса.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: , консультации, информационные листы,  дни открытых дверей.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:

  • создание сенсорного уголка в группе;
  • игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
  • фронтальные и подгрупповые занятия;
  • развлечения

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Говорушки" младшая группа

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю ...

Программа кружка в средней группе "Юный математик"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой. Ориентирована на использование  учебно-методического комплекса:1. "Формирование элементарных представлений в детском саду" прог...

Перспективный план – программа кружка "Развивайка" подготовительная группа

Цель: формирование предпосылок будущей учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи. Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений руки. Развивать психическ...

Программа кружка второй младшей группы "Танцевальная капель"

ТанцевальнаякапельПрограмма кружка второй младшей группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыку и движение  трудно назвать более универсальным  средством эстетического и нравстве...

Программа кружка "Сказка" старшая группа воспитатель Крылова В.М.

кружок "Сказка" пояснительная записка, перспективный план для старшей группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Цель программы:   создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации  в процессе саморазвития путем формирования и совершенствов...

Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".

Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...