Проект "Моя семья"
проект (старшая группа)

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya_noyabr_olehova_v.v.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга

Проект

Тема: «Моя семья»

для детей старшей группы №1 «Пчёлки»

Выполнила воспитатель:

Олехова Виктория Викторовна

г. Санкт - Петербург, 2024

Срок реализации проекта: 18 ноября 2024 г. –22 ноября 2024 г.

Вид проекта: краткосрочный, групповой.

Тип проекта: информационно - практико-ориентированный с элементами творчества.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
  2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
  3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
  4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
  6. Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
  7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Актуальность: В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребёнку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.

Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.

Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Проблема: У детей отсутствуют чёткие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», представление детей о семье, семейных и родственных отношениях.

Задачи проекта:

  1. Образовательные:
  • Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
  • Формировать представления о родственных отношениях.
  • Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
  • Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
  1. Развивающие:
  • Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к своей родословной.
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.

Ожидаемый результат: За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.

Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.

Познавательное развитие:

  • Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
  • Беседа - игра на тему «Моя семья».
  • Игра - конкурс «Моя родословная».
  • Викторина «В какой сказке встречаются семьи».
  • Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
  • Дидактическая игра: «Домашний труд».

Социально – коммуникативное развитие:

  • Рассказы детей о семье.
  • Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
  • Прочтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее».
  • Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
  • Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
  • Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай своё тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».

Художественное – эстетическое развитие:

  • Рисование «Моя счастливая семья».
  • Аппликация «Подарок для мамы».
  • Музыка:слушание музыки и песен о маме и папе.

Речевое развитие:

  • Беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»,«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
  • Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физическое развитие:

  • Физкультминутка «Семья».
  • Подвижная игра «Кувшин доброты».
  • Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
  • Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».

Работа с родителями:

  • Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
  • Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».
  • Индивидуальные семейные консультации.

Работа по реализации проекта.

1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.

  • Самые родные для ребенка люди?
  • Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
  • Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
  • Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
  • Сколько у вас двоюродных братьев (сестёр)?
  • Кем вы приходитесь бабушке?
  • Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
  • Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
  • Как можно назвать одним словом этих людей?
  • Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
  • Что такое семья?
  • Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?

На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап (подготовительный).

Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).

В ходе работы над проектом с детьми были проведены:

  • Беседа тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
  • Викторина «В какой сказке встречаются семьи».
  • Дети составляли рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)».
  • Заучивали стихотворение О. Высотской «Моя семья».
  • Обсуждали с детьми поговорки и пословицы о семье.
  • Прошло обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее».
  • Чтение стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».
  • На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях.
  • Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путём проведения речевых и дидактических игры.

4 этап (заключительный).

В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья».

Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники имеют представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьёй мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

  1. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка».
  2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
  3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живёшь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель, 2014.-247 с.
  4. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
  6. Нестерюк Т.Е. «Гимнастика маленьких волшебников».
  7. Сайкина Е.Г «Физкультпривет минуткам и паузам!».
  8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. Сада / Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой. - М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....